ХРАМ. СВ. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА В ПОС. НИКОЛО-ПРОЗОРОВО

Об узком пути

«Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в по­гибель, и многие идут ими; по­тому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и не­многие находят их», — говорит Христос (Мф.7:13-14).
«В мире будете иметь скорбь», — говорит Христос (Ин 16:33).
«Многими скорбями надле­жит нам войти в царствие Божие», — говорит апостол (Деян.14:22).
«Все, желающие жить благо­честиво во Христе Иисусе, бу­дут гонимы. Злые же люди и об­манщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заб­луждаясь» (2Тим.3:12-13).
Жизнь человеческая есть путь от са­мого часа рождения до часа окончания. Этот путь двоякий — «тесный и пространный». Тесный путь пределом закона Божия огражден и не до­пускает нас ни направо, ни налево уклоняться, и по своей воле скитаться. Пространный путь есть тот, который ограду закона Божиего разрушил и дает свободу по своему изволению бро­дить идущим по нему. Тесный путь окружают скорби, беды, изгна­ния, бесчестия и поругания.
Пространный все это отвергает и распространяет себя веселостями мира сего. На тесном пути у самого входа стоит крест, и с ним — смирение, самого себя отвержение, терпение, кротость и всякая доб­родетель, внешне презренная и умаленная, но внутри великолепная, как царица, одетая в ризу позлащенную (Пс.44:10). На пространном — самолюбие, а при нем славолюбие, честолюбие, сребролюбие, злоба и всякий грех, внешне сладкий и надменный, но внутри горький и смрадный. «На тесном пути, — говорит свт. Василий Великий, — умерщвление плоти, а на простран­ном — угождение плоти. На тесном — пост, а на пространном — пьянство. На тесном — сле­зы, а на пространном — смех неумеренный. На тесном — молитва, а на пространном — танцы. На тесном — воздыхание, а на пространном — веселье и ликование. На тесном — чистота, а на пространном — блуд» (На Псалом 1).
На тесном пути Предводитель — Сам Христос, Сын Божий, Крест претерпевший и на Кресте распятый, Который говорит всем, кто хочет быть христианином: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лк.9:23). По этому пути идут и следуют за Ним верные Его, от мира сего и его похотей отрекшиеся, и крест свой взявшие, и за Ним, как Вождем своим и Начальником, смирением, любовью, терпением, кротостью и послушанием следующие. На пространном — миродержец, князь мира сего и тьмы, по этому пути гуляют те, кто миру сему служит, и за ним следуют гордостью и величанием.
Причины, по которым благочести­вые, идя по пути Христову, скорби терпят, примечаются сии:
1) Сатана, от ига которого благодатью Божией освободились, брань на них воздвигает, разнообразно искушает их, и так хочет от Хри­ста отторгнуть и опять под свою власть темную покорить. И когда не может того сделать, дела­ет им зло через своих служителей — злых лю­дей. Против них подвизается «змий тот великий, змий древний». Он подвизается против «сохраня­ющих заповеди Божии и имеющих свидетельство Иисуса Христа» (Откр.12:17).
2) Сатана снова, не в силах сделать ничего Христу, Который царство его темное разрушил, устремляется на рабов Его, и в рабах Господа хочет произвести зло. «Дьявол, — говорит свт. Василий Великий, — не может Самому Богу обиды причинить и на образ Его, то есть на человека, ненависть свою обратил» (Слово в Лакизах).
3) Тот же злой дух завидует вечному бла­женству и великой славе благочестивых и ста­рается их от этого отторгнуть всякими напас­тями, как позавидовал благополучию праро­дителей наших и низринул их в бедственное состояние (см. Быт.3).
4) Опять тот же лукавый дух, который не может душ благочестивых искушением повре­дить, старается хотя бы телу их причинить зло, ибо ему, как злобному духу, радость бывает, если какого-нибудь человека, а особенно верного, обидит.
5) Благочестивые — не от мира сего, но Оте­чество их — небо, поэтому мир их ненавидит и гонит, как не своих. «Если бы вы были от мира, — говорит Христос, — то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин.15:19). Как море умер­ших животных вон извергает, так мир сей, кото­рый, как море, бедами и напастями волнуется, всякого умершего для всего, что в мире: похоти плотской, похоти очей и гордости житейской (см.1Ин. 2:16), изгоняет.
6) Добрые со злыми не сообщаются, но зло­бу их обличают святым своим житием, поэто­му злые добрых гонят. Отсюда бывает, что в од­ном доме злой муж добрую жену, злой отец доб­рого сына, злой брат доброго брата, злая сестра добрую сестру ненавидит и гонит. Об этом-то и говорит Христос: «Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение; ибо отныне пятеро в одном доме станут разде­ляться, трое против двух, и двое против трех: отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свек­ровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей» (Лк.12:51—53).
7) Бог попускает на них напасти, чтобы они помнили, что они здесь странники и пришель­цы (Отечество же их не в мире сем, а на небе), и так бы от суеты удалялись. «Господь, кого любит, того наказывает» (Евр.12:6).
8) Этими бедами они смиряются, познают немощь свою. Ибо как счастье возносит, так беда смиряет человека и в познание себя приводит.
9) Так научаются изрядной добродетели тер­пения, которая есть венец благочестия и кото­рой без искушения и скорби научиться нам не­возможно. «От скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает», — говорит апостол (Рим.5:3—5). «Смотри, — говорит свт. Василий Великий, — к чему скорбь приводит? К упова­нию, которое не посрамит. Немоществуешь? Радуйся, поскольку «кого любит Господь, нака­зывает». Нищ? Веселись, ибо с Лазарем блага наследуешь. Ради Христова имени поношение терпишь? Блажен ты, ибо это поношение для тебя в ангельскую славу обратится» (На Пса­лом 59).
10) Чем более люди благочестивые здесь бед и искушений терпят, тем более в вечной жизни прославятся. «Немного наказанные, они будут много облагодетельствованы, ибо Бог испытал их и нашел их достойными Себя. Он испытал их, как золото в горниле и принял их как жертвен­ное всесовершенную. И во время воздаяния им они воссияют, как искры, бегущие по стеблю» (Прем.3:5—7). Тогда они поймут, «что нынешние времен­ные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» (Рим.8:18).
11) Так они делаются сообразными Хрис­ту, Сыну Божию, как духовные члены Главе, т.е. Тому, Который всякие беды, скорби и стра­дания претерпел ради нашего спасения.
12) Так познают силу греха, жало смерти (1Кор.15:56), познают, сколь великое зло — грех, который столько бед и напастей на мир навел, да стараются от него беречься.
13) Так познают гнев Божий против греха и исповедают правду Божию, как Давид говорит: «Праведен Ты, Господи, и правы суды Твои» (Пс.118:137).
14) Так научаются познавать самым делом страдание Христово и его дорого и высоко по­читать. Как сладость меда тогда хорошо позна­ем, когда его вкушаем, и горесть бедствий тогда больше чувствуем, когда сами ими будем иску­шены, так и горесть страданий Христовых тог­да лучше познаем, когда сами горести бед и на­пастей вкусим. А от этого научаемся вкусить и видеть, «как благ Господь» (Пс.33:9), Который та­кую чашу горести испил за непотребных рабов Своих!
15) Беды и скорби подвигают и побужда­ют нас к истинному покаянию, к отвращению от прелести мира и исканию истинного бла­гополучия от Бога, которое никакими бедами не может быть отнято; подвигают к истинной молитве, и проч.
Поскольку тесный путь тесен и скор­бен, то мало таких, по словам Христовым, ко­торые находят его. Ибо сладости и увеселения мира сего чувствам нашим доступны и плоти нашей угодны. Вечное же блаженство, к кото­рому тесный путь ведет, поскольку не плотски­ми, но душевными очами, верой просвещенны­ми, можно видеть, то не всякий видит его, а только верой просвещенный. А кто не видит его, тот и не ищет его. И скорби терпеть плоти нашей горестно. Поэтому многие, следуя пло­ти страстной и похотливой, оставляют путь тес­ный, и на пространный выходят, и идут по нему, как плоти угодно.
Тесный путь, хотя и тесен и немногие по нему идут, но в пространство вечного весе­лья и утешения приводит. Пространный, хотя и широк и многие по нему идут, но в тесноту вечных скорбей, печалей и воздыханий вводит. Лазарь, в Евангелии упоминаемый, шел тесным путем болезни и нищеты; но по смерти отне­сен был Ангелами на лоно Авраамово. Напро­тив, богач, о котором там же говорится, «одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно», и нищему и многоболезненно­му Лазарю не хотел милости оказать, но погре­бенный в аду возводит очи свои, будучи в му­ках, и после великого веселья великую скорбь терпит, и после дорогих вина капли воды про­сит, но не получает (см. Лк.16:19—26). Поэтому говорит Христос: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (см. выше).
Страшен путь этот плоти нашей. Ибо она хочет в пространстве и во всяких увеселе­ниях, доступных чувствам, жить. Она любит, чтобы все ее почитали, хвалили и все ей покло­нялись. Она стремится во всем по воле своей жить. Желающий же на путь узкий войти, дол­жен отречься от всего этого: должен отсечь волю свою; должен оставить прихоти свои; дол­жен не ужасаться бесчестия, поругания, нище­ты, изгнания и прочих неприятностей; не дол­жен помышлять об отмщении, и проч. На все это плоть смотрит, а того не видит, чего чувства понять и разум постигнуть не мо­жет. Как немощный неискушенный боится ле­карства принимать, не зная в нем кроющейся пользы; или как младенцы убегают от бани и плачут, когда матери их моют, поскольку видят только настоящее, а дальнейшего не усматривают, так и немощная плоть наша только на то смотрит, что чувствам доступно, но не ви­дит того, что от чувств удалено. Видит крест и горесть его, но пользы и утешения, горесть ту услаждающих, не видит, поэтому смущается и ужасается. Но чтобы смущение и страх этот уничтожился или уменьшился, желающему узкими вратами войти и тесным путем идти должно не только на видимые, но и на невидимые его об­стоятельства смотреть; обращать рассуждение и внимание не только на одни скорби и беды, которые показывают чувства и тем смущают нас, но и на то, что представляет вера христи­анская. Она представляет нам Бога, как Отца, Кото­рый на чад Своих налагает крест от одной люб­ви, а не от гнева. «Господь, кого любит, того нака­зывает; бьет же всякого сына, которого прини­мает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами» (Евр.12:6-7). Она утешает, что тот же Милосердный Отец присут­ствует и помогает чадам Своим, под крестом находящимся и воздыхающим. «С ним Я в скорби и избавлю его» (Пс.90:15). «Если проходишь через воду, Я с тобою, и реки не покроют тебя, и если сквозь огонь пройдешь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя» (Ис.63:2). Она указывает на На­чальника и Предводителя Иисуса Христа, Сына Божия, Который путем крестным прежде про­шел, и Своими прекрасными ногами жестокость его умягчил, и следующим за Собой удобным сотворил. Она показывает желаемый конец, к которому крестный путь приводит; она утверж­дает, что после этой горести последует вечная сладость, после временной скорби настанет веч­ная радость и веселье, после временного бесче­стия и поношения воспримет нас вечная слава, после временной смерти будет вечная блажен­ная жизнь — и так горесть креста услаждает или растворяет. Ибо надежда и самые неудобные тру­ды облегчает и горечь услаждает. Это примечаем и в надежде временных благ. Воина надежда победы и славы вызывает на подвиг против неприятеля. Купца надежда бо­гатства поощряет скитаться по чужим странам и принимать всякие беды. Земледельца надеж­да плодов делает трудолюбивым, и он подни­мает труды. Больного надежда здоровья ободря­ет к тому, чтобы принимать горькое и жестокое лечение. Тем более твердая надежда вечных благ подвигнет сердце к тому, чтобы поднять всякое бедствие и злополучие, а притом и всесильную обещает Божию помощь. (Об этом смотри под­робнее в следующем параграфе).