ХРАМ. СВ. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА В ПОС. НИКОЛО-ПРОЗОРОВО

О любви к Богу

«Если любите Меня, соблю­дите Мои заповеди», — говорит Христос (Ин.14:15).
«Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам», — говорит Христос (Ин.14:21).
Что есть любовь Божия, и какая сла­дость ее, слово изобразить не может. Одни только те познают ее, которые вкушают сла­дости ее. Поскольку любовь эта есть духовная и дело Святого Духа, так как «плод духовный есть любовь» (Галл.5:22).
Все христиане говорят: «Как Бога не любить!» Или: «Кого же нам и любить, как не Бога?» Истинное это слово: как Бога не любить и кого же нам и любить, как не Бога?
Бог есть высочайшее, несозданное, безначальное, бесконечное, ес­тественное и неизменное Добро. Как солнце всегда сияет, как огонь всегда согревает, так Бог естественно Благ и всегда благотворит, так что «никто не благ, как только один Бог» (Мф.19:17). Бог и тогда нам благотворит, когда нас наказывает, ибо Он наказывает нас для того, чтобы нас исправить; бьет нас, чтобы нас по­миловать; опечаливает нас, чтобы истинно нас утешить. «Господь, кого любит, того нака­зывает; бьет же всякого сына, которого принимает» (Евр.12:6).

Но посмотрим, какие знаки любви к Богу, чтобы вместо любви не иметь ложное мечта­ние о любви. Ибо ни в чем так человек не об­манывается, как в любви. Знаки любви следу­ющие.
1) Сам Господь указывает, говоря: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот лю­бит Меня» (Ин 14:21). Ибо истинно любящий Бога остерегается всего того, что Богу против­но, а все то, что Ему угодно, старается испол­нять, поэтому и заповеди Его святые соблю­дает. А отсюда следует, что не имеют любви Божией те христиане, которые о заповедях Его нерадят. К ним относятся злобные и как-нибудь другим причиняющие вред, блудники, прелюбодеи и все осквернители; воры, хищ­ники, грабители и все каким-нибудь образом неправедно чужое добро себе присваиваю­щие; клеветники и ругатели; хитрецы и лука­вые, прельщающие других, обманщики и ли­цемеры; чародеи и их к себе призывающие, и все законопреступники. Все они, как закона Божия, так и Самого Бога не любят. Они себя и свои прихоти любят, а не Бога и Его святой закон.
2) Явный знак любви к Богу есть сердечная радость о Боге. Ибо что любим, о том и раду­емся. Так и Божия любовь без радости быть не может. И сколько раз чувствует человек в сердце своем сладость любви Божией, столь­ко раз радуется о Боге. Ибо любовь, как пресладкая добродетель, без радости ощущаться не может. Как мед услаждает нашу гортань, когда вкушаем его, так увеселяет сердце наше любовь Божия, когда вкушаем и видим, «как Благ Господь» (Пс.33:9). Такая радость о Боге изображается во многих местах Святого Пи­сания, а особенно в святых псалмах. Эта ра­дость — духовная, небесная, она — предвку­шение сладости вечной жизни.
3) Истинно любящий Бога мир и все, что есть в мире, презирает, и к единому прелюбезному своему Богу стремится. Честь, славу, бо­гатство и все мира сего утехи, которых сыно­вья века сего ищут, за ничто вменяет. Ему ну­жен один Бог, несозданное и прелюбезное благо. Он в Нем одном находит совершенную честь, славу, богатство и утешение. Для него один Бог — драгоценный бисер, и потому все прочее — нечто малое. Таковой ничего ни на небе, ни на земле, кроме Бога, не желает. Та­кая любовь изображается в словах псаломнических: «Что мне на небе ? И без Тебя чего же­лать мне на земле? Изнемогло сердце мое и плоть моя, Боже сердца моего, и часть моя Бо­же вовек» (Пс.72:25-26). Таковой пищу, питие, одеяние и прочее только ради нужды, а не ради сладострастия употребляет. А отсюда следует, что тот не лю­бит Бога, кто любит мир, по свидетельству апостола: «кто любит мир, в том нет любви Отчей» (1 Ин 2:15). Таковы те, которые хотят в гордости и пышности мира сего жить, в бога­тых домах жить, в богатых каретах ездить, бо­гатой одеждой одеваться, всеми прославлять­ся и почитаться, и прочее. Таковые «похоть плоти, похоть очей и гордость житейскую» (1 Ин 2:16), то есть все, что противно Богу, любят, а не Бога.
4) Истинно любящий Бога в незабвенной памяти держит Бога, Его любовь к нам и Его благодеяния. Это видим и в любви человечес­кой. Ибо кого любим, о том часто и вспоми­наем. Так тот, кто Бога любит, часто о Нем вспоминает, размышляет, и Тем утешается, и к Нему восхищается: «ибо где сокровище его, там будет и сердце» его (Мф.6:21). Для него не­оценимое и прелюбезное сокровище — Бог, поэтому и сердце его всегда при Нем неотлуч­но. Поэтому часто и имя Его святое с любо­вью поминает. Ибо сердце, любовью Божией исполненное, проявляет и внешние знаки любви. А отсюда видим, что не любят Бога те, которые Его забывают, ибо забвение — явный знак нелюбви к Богу. Любящий любимого за­быть не может.
5) Любящий с любимым неразлучно быть желает. Многие христиане желают быть со Христом Господом прославленным, но с Ним в бесчестии и поношении быть и крест нести не хотят. Молятся Ему, чтобы в царствии Его быть, но в мире с Ним страдать не хотят, и тем показывают, что сердце их неправое и что Христа истинно не любят, и, если сказать правду, больше себя любят, нежели Христа. Поэтому говорит Господь: «кто не берет крес­та своего и следует за Мною, тот недостоин Меня» (Мф.10:38). Истинный друг в несчастье познается. Тот наш истинный друг и тот ис­тинно любит нас, который в несчастье нас не оставляет. Так истинно любит Христа тот, ко­торый и здесь, в мире сем, со Христом пребы­вает, к Нему сердцем прилепляется, и страда­ние или крест с Ним безропотно претерпева­ет, и с Ним в будущем веке неразлучно быть желает. Таковой сердечно говорит ко Христу: «мне соединяться с Богом — благо» (Пс.72:28).
6) Знак любви к Богу — любовь к ближне­му. Кто Бога истинно любит, тот любит и ближнего. Кто любящего любит, тот любит и любимого им. Источник любви к ближнему есть любовь к Богу, но познается любовь Бо-жия по любви к ближнему. А отсюда следует, что тот, кто ближнего не любит, не любит и Бога, как учит апостол: «Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец, ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? Мы имеем от Него такую заповедь, чтобы лю­бящий Бога любил и брата своего» (1 Ин 4:20-21). Таковы знаки любви к Богу, кроющиеся в сердце человеческом. Возлюбленные христиане! Покаемся и от­вратимся от суеты мира, и очистим сердца на­ши покаянием и сокрушением, да вселится в нас любовь Божия. «Бог есть Любовь, и пребы­вающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1Ин 4:16). Аминь.

Причины, которые при помощи бла­годати Божией возбуждают любовь Божию, примечаются сии:
1) Бог есть Благость высочайшая, естествен­ная, вечная и бесконечная. И кто из людей ни благ, не сам в себе благ, но постольку, посколь­ку благости Божией участник. Бог же Сам в Себе по Своему естеству Благ. Посему Христос говорит: «Никто не благ, только один Бог» (Мф.19:17). Итак, сама благость Божия привлекает всякого к любви Божией. И хотя люди любят и зло, однако под видом добра любят, как добро любят, а не как зло; зла, поскольку оно есть зло, никто не любит, но уклоняется от него. Итак, если созданное и несовершенное добро любим, тем более должны любить естественное и со­вершенное Добро, которое есть один Бог. К это­му пророк увещевает: «вкусите и видите, как Благ Господь» (Пс.33:9).
2) «Бог есть Любовь», как говорит апостол (1Ин.4:16), и Любовь вечная и неизменная. Если в созданиях, например, в матерях к своим детям, горячую насадил любовь, то несравненно большую и превосходную Сам имеет. Сама Бо­жественная любовь Его к любви привлекает сердце человеческое. Ибо и человек ничем так, как любовью своей, к любви к себе других при­влекает, ибо без любви ничто нам не приятно. Любовь и самых жестокосердных, как магнит железо, влечет к себе и привлекает. Хотя и не знаем кого, а слышим, что любвеобильный че­ловек есть, сердце наше возбуждается к любви к нему. Мы же в Божией любви заключены, «ибо мы Им живем, и движемся, и существуем» (Деян.17:28). И куда ни обратимся, Божия любовь вез­де встречает нас. И столько ее свидетелей и проповедников, сколько Божиих к нам благодеяний, так что и малейшего времени без нее не можем быть. Итак, как такая любовь не подвигнет сердца нашего ко взаимной любви?
3) Бог есть Красота всех красот, которой Ангелы святые и все Божий угодники насытиться не могут. Красивое солнце, луну, звезды сотворил Он, то несравненно превосходную красоту имеет Сам. «В славу и великолепие Ты об­лекся, Ты одеваешься светом как одеждой», — говорит Ему Псаломник, Духом Божиим просвещаемый и восхищаемый (Пс.103:1-2). Под красотой же этой понимается не телесная, а духовная некая любезность и благодать, всю красоту телесную несравненно превосходя­щие, и духи святых неизреченно веселящие. «Бог есть Дух» (Ин.4:24), и что ни есть в Боге, то ду­ховное, и есть Сам Бог. Некую каплю этой слад­кой и увеселительной благодати и ныне любя­щие Бога в сердцах своих ощущают, когда со Псаломником иногда восклицают так: «Боже, Боже мой, к Тебе с утра обращаюсь: возжажда­ла Тебя душа моя!» (Пс.62:2) Иногда так: «Как лань стремится к источникам вод, так стремится душа моя к Тебе, Боже. Возжаждала душа моя к Богу Крепкому, Живому: когда приду и явлюсь Лицу Божию» (Пс.41:2-3)? Иногда так: «Что мне на небе и без Тебя что желать мне на земле? Из­немогло сердце мое и плоть моя, Боже сердца мо­его, и часть моя, Боже, вовек» (Пс.72:25-26). Но тогда насытятся совершенно того, когда явятся Лицу Божию и увидят Его «лицом к лицу» (1Кор.13:12), «как Он есть» (1Ин.3:2).
4) Бог человека по одной Своей благости, без всякой нужды и пользы для Себя, создал и из небытия в бытие привел (см. Быт.2:7). Это одно какой любви и благодарности нашей к Создателю требует, всякий может удобно по­знать.
5) Бог человека создал не так, как прочие вещи, но особенным советом. Весь мир сози­дая, Преблагой Создатель наш и Бог говорит: «Да будет!—и было так» (Быт.1:3, 6, 9,11,14-15,20,24); «сказал — и были; повелел — и создались» (Пс.148:5), — а когда человека хотел создать, как некое великое и преславное дело создавая, говорил так: «сотворим человека по образу На­шему и по подобию» (Быт.1:26). О сколь вели­кой чести удостоился человек в создании от Создателя своего!
6) Великое почтение человеку, что он таким Божиим советом сотворен, но большее то, что по образу Божиему сотворен. Все прочие созданные вещи, небо и земля и все украшение их — свидетельства всемогущества, премудрости и благости Божией; но человек есть образ Божий. Ум не может постигнуть этого Божия
благоволения к человеку. О, сколь высоко почтен Богом человек! Как много обязан в этом благости и любви Божией человек!
7) Весь свет на службу человеку определил Бог. Небо, солнце, луна, звезды, воздух и земля с украшением своим одному человеку служат. Бог ради Себя не нуждается в них. Ибо что ни создал — для человека создал.
8) Бог падшего человека таким чудным и уму не понятным образом восстановил, и об­новил, и в первое состояние, даже в лучшее, через Единородного Сына Своего Иисуса Хри­ста привел, так, что «тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Ин.1:12). Небо вместо рая со всеми благами, которых «не видел глаз, не слышало ухо, и не приходило на сердце человеку» (1Кор.2:9), человеколюбиво отворил им, и его жителями и царствия Его вечного участниками сделал.
9) Святого Духа, Утешителя, Просветите­ля, Наставника и Хранителя, когда они просят, им подает; Он вопиет в сердцах их: «Авва, Отче!» (Галл.4:6)
10) Заблудших и отвратившихся со всяким желанием призывает и ожидает на покаяние. Кающихся с радостью принимает.
11) Все эти и прочие неведомые блага от одной любви делает нам. Ибо истинное благо­деяние не от иного чего, как от истинной и го­рячей любви происходит. Итак, достойно и пра­ведно любить Того, Который «прежде возлюбил нас» (1Ин.4:10, 19). Иначе без обиды и оскорб­ления возлюбившему быть не может, ибо долг любви ничем иным, как любовью, платится.
12) Бог есть «Отец наш» (1Кор.8,6; 2Кор.6,18; Еф.4,6). Это одно имя – Отец, может и должно во всяком огонь любви к Нему возбудить. Как сынам отца не любить? За срамное и гнусное чудовище от всех почитался тот сын, который бы отца родившего не любил. А так как Бог отец наш есть, то и Любитель и Промыслитель, Хранитель, Помощник, Заступник наш и проч. «И если вы называете Отцем Того, Который нелицеприятно судит» (1Петр.1,17), и как отца призываем: «Отче наш, иже еси на небесех» (Мф.6.9,4) – то как Отца должно нам и любить, и с любовью имя Его помнить и призывать.
13) Бог хочет быть любим человеком. Он лю­бит человека и хочет, чтобы и тот Его любил, и так в дружбу с ним войти. Ибо дружба не что иное есть, как взаимная любовь, то есть, чтобы любить и быть любимым. Великим считаем, когда подданный раб с Царем земным дружбу имеет, сколь несравненно больше — когда че­ловек с Богом, убогое создание с Создателем, земной и перстный с Небесным Царем имеет дружбу! Чести этой не только словом изобра­зить, но и умом понять невозможно. К этому такому высокому достоинству любовью Своею призывает нас Бог; и благодеяниями, как вест­никами и свидетелями любви Своей, привлека­ет и убеждает. Здесь достойно с пророком уди­виться и воскликнуть: «Господи, что есть человек, что Ты помнишь его?» (Пс.8:5) О, сколь слепы и нечувственны мы, когда от такой высокой и сладкой дружбы уклоняемся, и от Живого и Бессмертного Бога к бесчувственному созда­нию обращаемся! Вместе с тем мы и неблаго­дарны, если Любящего нас любить не хотим! Поэтому «Тебя, Господи, правда: у нас же на ли­цах стыд» (Дан.9:7), — так с пророком призна­вать и исповедаться должны.
Как и каким образом должны мы Бога любить, святое Божие Слово показывает. «Возлю­би Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим» (Мф.22:37; Втор.6:3). Поскольку человек от Бога все воспринял: бытие свое, тело и душу, жизнь и дыхание — и без Бога жить не может, — «мы Им живем и движемся и существуем» (Деян.17:28), — и весь свет ему повелением Божиим служит. И через единородного Сына Божиего так чудно восстановлен и возобновлен падший, и к тако­му высокому благородству возведен, и потому такой любовью от Бога почтен, какой большая быть не может; и самую ту любительную силу, которой может Бога любить, с прочими душев­ными силами от Бога принял. Поэтому и такую любовь он должен Богу показывать, какой боль­шая быть не может. Следовательно:
1) Должен Его любить не только больше все­го создания, больше всех людей — больше брата и друга, больше жены своей и детей, больше отца и матери, — но и больше самого себя. Ибо че­ловек всем собою Богу должен: тело и душу, временную и вечную жизнь, — и все это по од­ной любви от Бога принял (1Кор.4:7). И по­этому человек всего себя любви Божией пре­дать должен. Душу и тело, сердце все, и разум, память и волю, намерение, начинание, слово, дело и помышление Богу в любовь посвятить, ибо вся это от Бога воспринял.
2) Поскольку Бог даром, без всякой пользы, человека так сильно возлюбил, то и человек должен просто, без всякой своей пользы, Бога любить. Ибо, когда кого любим ради пользы нашей, не так самого его любим, как его благо­деяние и нашу пользу, и потому самих себя более любим, и тем показываем, что не любили бы его мы, если бы не надеялись от него добра какого.
3) Должен Божию волю своей воле предпо­лагать. Вместо своей чести, славы, похвалы Божией чести, славы и похвалы искать во всяких случаях, во всяком деле, слове и помышлении.
4) Не только честь и славу свою и всякое благополучие, жену и детей, отца и мать, друга и брата, но и саму жизнь свою презреть и оставить должен, когда того требует честь и слава Божия. В этом, кажется, смысле говорит Христос: «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца сво­его и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лк.14:26).

Хотя Бог и хочет, чтобы мы его лю­били, однако не ради Своей какой пользы хо­чет того, но ради нашей пользы. Бог, так как совершенно Сам в Себе блажен, ничего и не требует от нас, но нам все подает, и ради нас все делает, и потому, если любим Его истинно и нелицемерно, Ему от этого нет никакой, но только нам самим любовь эта пользу приносит. И отсюда может всякий видеть, сколь великую любовь Он имеет к человеку, так что, когда и любимым быть им хочет, не ради Себя этого хочет, но только ради человека. Польза же дво­якая последует от любви Божией:
1) В этом веке радость духовная, сердечная, утешение и восклицание сердечное, как сказа­но. Любящие мир этот радуются чести, славе, богатству, золоту, серебру, пище и питью, сла­дострастию и роскоши, ибо «где сокровище их, там будет и сердце их» (Мф.6:21). Но боголюбцы иначе. Поскольку все сокровище их — один Бог, честь, слава и богатство — один Бог, то о Нем одном утешаются и веселятся. Радость же сия бывает не ниоткуда, как от благодатного Божиего обитания в сердце любящем. «Кто лю­бит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим», — говорит Христос (Ин.14:23). Не может там не быть радости, где любовь, ибо любовь дает радость, «Бог же есть Любовь» (1Ин.4:8,16); и потому где Бог со Своею благодатью, там и радость. А поскольку сокровище это —радость, говорю, духовную — внутри имеют и всегда и везде носят ее в себе, то ничто ее от­нять не может: ни счастье, ни несчастье мира сего, ни честь, ни бесчестие, ни богатство, ни нищета, ни болезнь, ни раны, ни скорбь, ни узы, ни темница, ни даже сама смерть. Истинному боголюбцу даже и страдать ради любимого радостно. Так апостолы «пошли из си­недриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие» (Деян.5:41). Так апостол Павел «не только хотел быть узником, но готов был умереть в Иерусалиме за имя Госпо­да Иисуса» (Деян.21:13). Так мученики святые на мучение и на смерть за имя Сладчайшего Иису­са Господа, как на сладкий духовный пир, с ра­достью себя предавали. И чем кто большую имеет любовь, тем большую чувствует в себе радость, тем безбоязненнее за имя Христово подвизается. А поскольку не может быть здесь совершенной любви из-за немощи нашей, то и радость не может быть совершенной, но толь­ко некая капля и, как малый луч солнца, сквозь облака проходящий, любящих сердца сладко ударяет. «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно» (1Кор. 13:12).
2) Радость эта совершится в будущем веке, где то прекрасное и вечное Солнце все откро­ется и неизреченно увеселит любящих и зрите­лей Своих, когда Его не как в зеркале гадательно, но «лицом к лицу увидят», и сладким тем лицезрением без конца и без сытости насыщаться будут (1Кор.13:12), и наследуют все блага те, которых «не видел глаз, не слышало ухо, и не при­ходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор 2:9).