ХРАМ. СВ. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА В ПОС. НИКОЛО-ПРОЗОРОВО

О немощах и болезнях души

Дивлюсь я, что ты не знаешь немощей и болезней души. Разве ты не чувствуешь их? Почему же вопрошаешь: какие бывают болез­ни души? Малая ли болезнь слепота, которая лежит на душевных очах и не дает человеку видеть Бога, суды и чудеса Его, и своего бед­ствия и окаянства не познавать? Малая ли бо­лезнь — глухота, из-за которой душа не слы­шит гласа Божия? Сколько душу не призыва­ет глас Слова Божия, но она не слышит того. Малая ли немощь — гнев, который, как лихо­радка тело, душу сокрушает? Посмотри на че­ловека, который гневается: как он весь тря­сется. Когда то на теле видится, то что же в ду­ше делается? Зависть, ненависть и злоба, как чахотка тело, душу снедают, так что и тело бледнеет и истаивает от злых тех болезней. Словом, столько немощей и болезней в душе, сколько греховных и вредных страстей. Что у тела члены, то у души мысли. Немощно и болезненно тело, когда немоществуют и болезнуют члены его; немоществует и душа, когда у нее плохие мысли. Так уязвил душу са­тана, ослепил очи ее, что не видит света Божия! Поэтому молится Псаломник: «Открой очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего» (Пс.118:18). Заткнул уши ее, и не слышит Слова Божия, и прочие многоразличные бо­лезни причинил ей, и оставил бедного чело­века еле живым, на пути мира сего лежащим. Поэтому пришел милостивый Иисус, чтобы возвратить душе здравие. Слава милосердию Его со Отцом и Духом Святым! Спасайся.

Какие мысли у души худые и какие добрые?

Вопрошаешь: какие мысли у души худые и какие добрые? Ответ: 1) Господь говорит: «Извнутрь, из сердца чело­веческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, зло­ба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство» (Мк.7:21-22). 2) Также плохими и злыми являются мыс­ли, в душе рождающиеся, об искании в мире этом богатства, чести и славы (1Ин.2:15-16), и прочих утех. 3) Словом, все те мысли в душе плохие, которые запрещены словом Божиим. 4) Когда душа таким мыслям соизволяет, то они ее оскверняют и делают мерзкой пред Богом, хотя внешне эти мысли через теле­сные члены и не выходят; если же и внешне проявляются и делом совершаются, то еще более нечистой ее делают. «Все это зло из­внутрь исходит и оскверняет человека», — гово­рит Господь (Мк.7:23). 5) Видишь, что бедная душа, благородное создание, по образу и по подобию Божию со­зданное, связана этими вредными страстя­ми, как человек в темнице сидящий узами, и не может свободно делать и даже приступить к тому, что ей свойственно, как образу Бо­жию, ибо не позволяют ей эти злые стражи и враги. От такой беды и окаянства пришел из­бавить ее Иисус, Избавитель наш, Который говорит нам: «Если Сын освободит вас, то ис­тинно свободны будете» (Ин 8:36). Ибо без Не­го душа от того бедствия освободиться не может. 6) Если кто против тех мыслей стоит, бо­рется и подвизается, отвергая их и не соизво­ляя им, и призывает на помощь Избавителя своего Иисуса, и просит у Него избавления — от Него же единого и бывает избавление, — тот мало-помалу от них избавляется, и душа, как тело от болезней, исцеляется от немощи своей, и здравие получает. Как тело немощное чем более освобождается от вредных влияний, тем здоровее бывает, так и душа немощная, чем более освобождается от злых помышле­ний, тем большее здравие получает. 7) Из этого видишь, какие мысли в душе добрые, то есть когда рассуждает она о себе, о своем окаянстве и бедствии, когда упражня­ется в богомыслии, и к нему прилепляется мыслями своими, отлучает их от суеты мира сего, и обходит ими небесное отечество, и по­мышляет, как бы угодить Богу, и слово Его святое исполнить, и с ближним своим обхо­дится так, как сама с собой, и желает ближне­му и делает то, чего себе желает и делает, и прочее. 8) Когда такие мысли душа имеет, то и внешние ее дела и слова добрыми бывают по­добно тому, как от источника чистого чистые ручьи текут, как от доброго дерева добрые плоды рождаются, как от сосуда благовонно­го благовоние происходит. Так, от доброй ду­ши добрые дела и слова являются. 9) Когда такое состояние в душе имеется, то это знак того, что Иисус, Избавитель плен­ных наших душ и Врач немощей наших, ее милостью и человеколюбием Своим посеща­ет, и врачует ее немощи, и возвращает первое ее здравие. Призовем и мы в помощь Иисуса и дадим Ему действовать в нас Своим врачевством, как хочет, так как Он исцеляет души наши. Спасайся.

О зрении, слухе, обонянии, вкусе и осязании души

Поскольку важно знать об этом для наше­го спасения, то я еще о том же пишу тебе, ты же внимай и рассуждай. Надо: 1) Стараться и просить Иисуса, чтобы от­крыл очи душевные, которые сатана ослепил. Ибо в том начало спасения, чтобы познать се­бя, бедность, окаянство свое, суету мира и ис­тину. Ибо человек, ослепленный врагом тем, как слепой блуждает и не знает сам, что дела­ет. Ищет чести, славы и богатства в мире и не знает, для кого ищет и собирает. В этом слепо­та душевная. Ибо все человек оставит в мире этом, чего бы ни искал, и потому напрасно ищет то, что вскоре оставит. Таковой подобен тому безумцу, который решетом черпает воду и хочет сосуд наполнить. Так и человек миро­любивый: «собирает и не знает, кому доста­нется то» (Пс.38:7). Суетны его начинания, труды и старания. Надо человеку познать, что все это суета, тень и обман, — одно то только истинно, что от нас никогда не отступает, но всегда с нами пребывает, то есть вечная жизнь и блаженство ее. Когда этот луч спасительный блеснет в сердце, тогда заблудший человек вздохнет, и возведет очи ко Господу своему, и скажет с со­жалением: «Ах, как я худо поступал! Искал то­го и заботился о том, что не мое, и не искал того, в чем истинное мое добро. Гонялся за тем, что ложно, и оставлял то, в чем истинное блаженство». Ибо все временное ложно, только одно вечное истинно. Временное подобно яблоку заповеданному, которое прельщает нас и умерщвляет: вкусишь его, и оно погубит тебя. Надо это яблоко отвергнуть и обратиться к древу жизни, посреди рая церковного насаж­денному, Иисусу Христу. Только это древо оживляет нас и подает вечную жизнь с веч­ным утешением. Должно нам сравнивать время с вечнос­тью и настоящее с будущим, и так может про­светиться сердце с помощью Иисусовой. Странники и пришельцы мы на земле чужой. Зачем же нам гоняться за тем, что не наше и что оставим на земле чужой? Рассуждай об этом и моли милостивого Иисуса, дабы от­верзлись очи твои, как слепые молили Его и прозревали. 2) Просить Его, чтобы уши душевные от­ворил, которые сатана заткнул. Примечай, что Господь говорит во Евангелии: «Кто имеет уши слышать, да слышит! Видишь, что надо не только уши иметь, но еще и уши, чтобы слышать». Все люди имеют уши, но не все имеют «уши», чтобы «слышать». Видишь, что есть другие уши, которыми слышим Слово Божие, то есть уши души. Кода эти уши заткнутыми имеем, то нам никакой пользы Слово Божие не подаст, как глухим. Ибо хотя оно и воспринимается внешним слухом, но поскольку внутреннего слуха не имеет человек, то и не доходит слово до души, как не доходит всякий глас до глухо­го человека. Отсюда бывает, что слышит человек про­поведь Слова Божия, и часто хвалит, но тем словом не обновляется, не подвигается и не возбуждается к покаянию и его плодам, и так бесплодно бывает для него слово. Ибо какая глухому польза от слова? Никакой. Когда слышит, что царь земной, или господин его, или отец ему приказывает или обещает что, то с радостью и надеждой делает и надеется на то. Почему? Потому что внешними глазами видит их и ушами слышит, и обещанное ви­дит. Бога ли, Царя Небесного, великого и страшного, не будет слушать и обещанию Его неложному не будет веровать, если душевны­ми очами видит Его и уши души отверстыми имеет? Итак, знак неведения Божия в душе и глу­хоты ее в том, что человек Слова Божия не слу­шает и заповедей Его не исполняет. В таком человеке, хотя бы он и премудрым был, и око и ухо души закрыты тьмой и мглой, как покры­валом. Помышляй и помни, что Бог, слово Ко­торого в святых книгах содержится, тебе гово­рит, душе твоей, а не телу твоему, и подлинно так, душе твоей повелевает, запрещает, обеща­ет, грозит, открывает, зовет к себе, отводит от гибели, и призывает к вечному блаженству, ве­лит мир презирать и вечной жизни искать, — и молись Иисусу, Который «глухому и косноязыч­ному слух отверз и разрешил узы его языка» (Мк.7:32-35),— и тогда услышишь Слово Божие не только внешними ушами, но и внутри тебя. Тогда душа твоя обновляться и переме­няться будет, тогда сам себе удивляться бу­дешь, так как иначе все будешь слышать, чем прежде слышал. Тогда с Давидом будешь го­ворить: «Сколь сладки для гортани моей слова Твои, Боже» (Пс.118:103). И еще: «Закон уст Твоих лучше для меня, чем множество золота и серебра» (Пс.118:72). Если царя земного слова и речь с радостью и сладостью слушает чело­век, то Бога ли не послушает? Ибо Божие Слово сладкое, любезное, животворящее, увеселяющее, будучи словом уст Божиих. Хо­тя бы и через людей нам говорил Бог, но от уст Его святых произошло слово то. Тогда, слыша Евангелие читаемое, услышишь как бы Само­го Христа говорящего, ибо те же слова чита­ются там, которые говорил Христос, когда по земле ходил. Всему этому начало — прозрение души и отверстый слух ее. Ибо эти чувства, зрение и слух, как внешние на теле, так и внутренние в душе являются главнейшими. И как тело без них слепо, глухо и бедно, так без того и душа слепа и глуха, и потому в великом бедствии находится. 3) Имеет душа обоняние, вкус и осязание свое. Когда тело немощно, то иногда человек теряет обоняние, никакого запаха не чувству­ет, также и вкушать не может, бывает, что и осязания не чувствует. То же видим и в душе. Хотя и всегда с нами Бог есть, поскольку Он на всяком месте есть, однако душа, будучи немощной, не обоняет благовония, и не ус­лаждается благостью Его присутствия, и ося­зания Его не чувствует. Почему? Потому что чувств тех не имеет. Сатана отнял их у нее и сделал ее расслабленной и недвижимой. О, если бы душа чувствовала Божие при­сутствие, тогда бы в великом страхе, смире­нии, и любви, и радости была! Ибо чувствова­ние сие без того не бывает. Когда чувствует величество и страшную славу Его, то трепе­щет, смиряется и припадает пред Ним, как пред страшным Царем своим, на Которого и Ангелы смотреть не могут. Когда вкушает благость Его, как пророк говорит: «Вкусите и увидите, как благ Господь» (Пс.33:9), — тогда неизреченно услаждается гортань ее, и раду­ется, веселится и играет, как человек, вином напоенный. Так в ней действует чувствование Божия присутствия. Если чувствование царева присутствия, который есть человек, как и мы, делает в нас перемену, и то страх, то смирение, то радость в нас возбуждает, то тем более это будет, когда почувствуем Божие присутствие. Ибо что царь земной пред Богом? Как ничто. Не дерз­нет тогда человек не только что-либо делать, говорить и думать непристойное, но и слово без нужды сказать. При царе земном не смеет ничего говорить. При Боге ли, Небесном Ца­ре, Которого величество и слава непостижи­ма, дерзнет? Поверь, возлюбленный, что все­гда бы душа в удивлении и исступлении была. Отсюда видишь, что те люди, которые грешат и бесчинствуют, душевных чувств не имеют, и не чувствуют, и не знают Бога. Слепы таковые люди и бесчувственны и, по правде говоря, не имеют в душе никакой жизни. Итак, видишь чувства души, видишь и не­мощи ее. Помолимся Иисусу, милостивому Врачу, дабы исцелил немощи душ наших. Ибо для того Он и пришел. Если исцелял телеса смертные, то тем более исцелит души бес­смертные. О, Иисусе! Исцели нас, Господи, и исцелимся. Помышляй об этом и внимай. Спасайся.