ХРАМ. СВ. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА В ПОС. НИКОЛО-ПРОЗОРОВО

О гордости

«Что высоко у людей, то мер­зость пред Богом» (Лк.16:15)

«Всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижа­ющий себя возвысится» (Лк.18:14)

«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак.4:6)

Гордости начало есть дьявол, отступив­ший от Создателя своего и сделавшийся из светлого ангела князем тьмы. Этим смертонос­ным ядом как сам заражен, так и наши сердца так сильно заразил, что всю жизнь окаянства того нашего довольно оплакать не можем.

Нет ничего опаснее, сокровеннее и труднее гордости. Опасна гордость, ибо для гордых заключа­ется небо и вместо неба ад определяется. «Бог гордым противится», — говорит Писание. Сокровенна гордость, поскольку так глубо­ко в сердце нашем кроется, что и усмотреть ее не можем без помощи кроткого сердцем Иисуса Христа, Сына Божия; и лучше ее узнаем на ближних наших, нежели на себе. Видим прочие пороки, как-то: пьянство, блуд, воровство, хищение и прочее. Ибо часто из-за них себя жалеем и стыдимся. Но гордости не видим. Кто когда себя признал от сердца гордым? Еще не случалось того видеть. Многие себя называют грешниками, но другими так назы­ваться не терпят, и хотя многие из них язы­ком не отзываются, однако не без негодова­ния и огорчения сердечного принимают то. И так этим показывается, что языком только называют себя грешниками, а не сердцем; на устах смирение показывают, а на сердце не имеют. Ибо истинно смиренный огорчиться и гневаться на укоры не может, поскольку считает себя всякого унижения достойным. Нет ничего труднее гордости, ибо с великой неудобностью и также не без помощи Божией побеждаем ее. Внутри себя носим зло это. В благополучии ли находимся? Она с величани­ем и пышностью, презрением и унижением ближних наших приседит нам. В злополучие ли попадаем? Через негодование, роптание и ху­ление показывает себя. Терпению ли, кротости и прочим добродетелям стараемся обучаться? Кичением фарисейским восстает на нас. И так нигде и никак от нее избавиться не можем: все­гда с нами ходит, всегда хочет господствовать и владеть нами.
Как «Бог гордым противится» (Иак.4:6), показывают страшные судьбы Божии, которые нам святое Божие слово представляет, дабы мы, взирая на них, всеми силами береглись от мерзкого и душепагубного этого порока.

Вознеслись прародители наши в раю и воз­желали божеской чести — но лишились и той чести, которую имели, и «скотам несмысленным уподобились» (Пс.48:13), и всякому бедствию под­пали. Вознеслись потомки Ноя и сотворением столпа хотели сотворить себе имя славное — и «смешал» Господь «язык их, так чтобы один не по­нимал речи другого» (Быт.11:3—9). Вознесся фа­раон, царь египетский, против Бога и людей Его хотел озлобить и погубить — и погиб сам со всем воинством в море Чермном, и погряз, как оло­во, в воде глубокой (Исх.14:15,10). Вознеслись Корей, Дефан и Авирон, и Моисею, пророку Божиему и вождю своему, воспротивились — «и разверзла земля уста свои, и поглотила их и домы их, и всех людей Кореевых и все имущество; и со­шли они со всем, что принадлежало им, живые в преисподнюю, и покрыла их земля, и погибли они из среды общества» (Числ.16:32-33). Возвысил глас хульный на Бога вышнего и на святой град Его Сеннахирим, царь ассирийский, — «и вышел Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч человек»; сам же поражен был мечом сыновьями своими (Ис.37:36-38). Возвысился Олоферн, вождь войска ассирийского, — и рука женская отсекла гордую главу его (Иудифь 13:8). Возвысился Аман, пер­вый советник персидского царя Артаксеркса, —и «повешен на древе», которое неповинному из­раильтянину Мардохею уготовил было (Есф.7). Возвысился Навуходоносор, царь вавилон­ский, — и услышал глас с небес: «Тебе говорят, царь Навуходоносор: царство отошло от тебя! И отлучат тебя от людей, и будет обитание твое с полевыми зверями; травою будут кормить тебя, как вола», и прочее (Дан.4). Вознесся до небес град Капернаум — и слышит от Христа: «И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низверг­нешься» (Мф.11:23). Вознесся фарисей — и по­шел осужденным в дом свой (Лк.18:14). Так гор­дым противится Бог! Так вознесенных смиряет Господь! Нет ничего более ненавистного Богу в людях, чем гордость. «Что высоко у людей, то мерзость пред Богом» (Лк.16:15).

Признаки гордости таковы:

  1. высшим не покоряется;
  2. равным и низшим не уступает;
  3. гордость велеречива, высокоречива и многоречива;
  4. славы, чести и похвалы всяким образом ищет;
  5. высоко превозносит себя и дела свои;
  6. других презирает и уничижает;
  7.  ищет, как бы себя показать;
  8. бесстыдно себя хвалит;
  9. какое добро ни имеет, себе приписывает, а не Богу;
  10.  хвалится и тем добром, которого не имеет;
  11. весьма старается скрывать недостатки и пороки свои;
  12. не терпит быть в презрении и унижении;
  13. не принимает увещания, обличения, совета;
  14. самовольно вмешивается в чужие дела;
  15.  лишившись сана или чести, и в прочем несчастье ропщет, негодует, а часто и ругается;
  16. следовательно, гордость гневлива,
  17. гордость завистлива: не хочет, чтобы кто равен ей и выше ее был, равную или большую честь имел, а чтобы она всех во всем пре­вышала.
  18. гордость не склонна к любви, ненавистлива. Самолюбие же — корень всех зол. И так гордость — начало и корень всякого греха.

Гордость не только сама по себе есть тяжкий и мерзкий грех, но и других грехов при­чиною бывает. Ибо Бог, Который гордым про­тивится, праведным судом от гордого благодать Свою отнимает; сатана же, как дух гордый и человекоубийца, к такому дому, как выметен­ному и убранному, удобно приступает (Мф.12:44). Потому человек, без благодати Божией оставшийся, как немощный и ко всякому злу удобопреклонный, во всякий грех удобно впа­дает. О чем многие как Священного Писания, так и церковные истории свидетельствуют.

Конец, к которому гордость приводит, сам Христос означает: «Всякий, возвышающий сам себя, унижен будет» (Лк.14:11). Она высоко воз­носится, но весьма низко падает.

Много причин, которые низлагают нашу гордость, некоторые из которых здесь приводятся.

  1. Люди больше всего гордятся или честью и славой, или богатством, или разумом, или силой, или благородством. Но поскольку все это перемене подлежит и как приходит к нам, так и отходит от нас, ибо не наше, то возносить­ся тем, что не наше, весьма несмысленно. Все, что ни имеем, не наше, а Божие; мы лишь сосуды Божиих дарований. Богу дарующему по­добает всякая хвала, и честь, и благодарение, а человеку — смиряться, дабы, что имеет, не от­нято было из-за гордости.
  2. Низлагает гордость нашу рождение и вос­питание наше. Какое животное с большим тру­дом и болью рождается, чем человек? Знают об этом матери и при таких случаях бывающие. Какое животное в воспитании большего требует смотрения, попечения, питания, оберегания, чем человек? Многие животные тотчас по рождении сами себе достают пищу; а человек сколь­ко чужими руками носится, одевается, чужими трудами питается, согревается, сохраняется!
  3. Низлагает гордость нашу нагота наша. Прочие животные не требуют одежды, а человек так беден и убог, что и одежды своей не имеет, а от животных и прочего создания принимает ее. Овца, лисица, волк, заяц, рысь и прочие одевают и греют нас.
  4. Низлагают гордость нашу и бедствия наши. Кто большим страстям, тлению, болез­ням, немощам подлежит, чем человек? Кто боль­шему страху, печали, скорби подвержен, чем че­ловек? Отовсюду окружен бедами: сзади — гре­хи, спереди — смерть, сверху — суд Божий, снизу — ад, со сторон — соблазны мира и козни бесовские, внутри — плоть со страстями и похотями. В таком ли бедственном состоянии гордиться?
  5. Низлагает гордость нашу конец жизни нашей, ибо прах земной все мы, и в землю пой­дем (Быт.3:19). Мысленно осмотри гробы и от­личи там царя от воина, славного от бесчест­ного, богатого от нищего, крепкого от немощ­ного, благородного от худородного, мудрого от неразумного. Тут мыслью пребывая, хвались
    своим благородством, тут превозносись разу­мом, тут величайся богатством, тут возносись честью, тут считай ранги, тут исчисляй титулы. О бедное создание, бедное по началу, бедное по середине, бедное и по концу! Как обветшалый и гнилой сосуд, как прах земной — таков чело­век, и в землю пойдет.
  6. Чем более Христа будем познавать и вспоминать, тем более свою подлость и окаян­ство узнавать, и так смиряться. Христос, Сын Божий, Господь твой, ради тебя смирился — тебе ли, рабу, гордиться? Господь твой ради тебя рабский образ при­нял — тебе ли, рабу, искать господства? Господь твой ради тебя бесчестие принял — тебе ли, рабу, честью возноситься? Господь твой не имел, где головы прикло­нить, — тебе ли, рабу, расширять великолепные здания? Господь твой ноги умыл Своим ученикам — тебе ли стыдно послужить братии своей? Господь твой злословия, поношения, пору­гания, посмеяния, заплевания претерпел — тебе ли, рабу, досадного слова не потерпеть? Он неповинно и ради тебя терпел — тебе ли, виноватому, и для себя не терпеть? Не заслу­жили ли грехи твои того? Господь твой за распинателей Своих молил­ся: «Отче! Прости им» (Лк.23:34), — тебе ли, рабу, на оскорбивших тебя гневаться, злиться, искать мщения? Но кто ты такой, что не терпят уши твои оскорбления? Тварь убогая, немощная, нагая, страстная, заблудшая, всяким злополучиям подверженная, всякими бедами окруженная, трава, сено, пар, вмале являющийся и исчеза­ющий. Но смотри и берегись, чтобы и тебя Хри­стос Господь твой не постыдился, если ты смирения и кротости Его стыдишься. Говорит: «Ибо кто постыдится Меня и Моих слов вроде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Сво­его со святыми Ангелами» (Мк.8:38). Стыдится же Христа и слов Его тот, кто не следует Его смирению, кротости, терпению, а с миром хо­чет в гордости царствовать. 7) «Бойся, — говорит Василий Великий гор­дящемуся, — падения, подобного дьяволу, ко­торый против человека вознесшись, ниже чело­века пал, и которого попирал, тому в попрание отдан» (В слове о смирении).
    Худо и мерзко пред Богом гордиться всякому по вышеуказанным причинам; но хуже тому, которого и состояние несчастья должно приводить в смирение. Худо гордиться санови­тому, благородному господину, богатому; но хуже того — простому, худородному, рабу, ни­щему. Так и о прочих разумей, как всякий это может признать.

Поскольку, как сказано выше, так глу­боко в сердце нашем смертоносный гордости яд укоренился, то должно часто взирать на глу­бочайшее смирение Сына Божия и тому учиться у Него, как Он Сам говорит: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф.11:29). Должно притом и просить Его усердно, чтобы, пагубный тот яд лечением благодати Своей выгнав, подал дух смирения, за которым вос­последуют и прочие Его дарования. Ибо «сми­ренным Бог дает благодать» (Иак.4:6).