Все, что ни есть в мире этом, человек при смерти оставляет, как и сам мир. Нагим входит в мир, нагим и исходит от мира. Никто не рождается богатым, благородным, почтенным, славным, но все равными, убогими и нагими рождаются, также и от мира равными отходят. Никто с собой ничего не выносит, ни богатый богатства, ни славный славы, ни почтенный чести, ни благородный благородства, но все всё здесь оставляют, и тогда всякий праведно об этих мира сего сокровищах рассуждает, но уже поздно. Зачем же за тем гоняться, что сегодня или завтра оставим? А вместо того уязвленную и трепещущую суда Божия совесть относим. Одна добродетель с нами отходит отсюда, и сопутствует нам, и клеветникам нашим заграждает уста, и приводит нас к Богу. Так рассуждай об этом ныне, как люди при смерти рассуждают, и тогда отстанешь от суеты.
Смерть за человеком ходит невидимой стезей. Кончина его там постигает, где не чает, и тогда постигает, когда не ожидает, и так постигает, как не надеялся. Будь же всегда таким, каким при кончине быть желаешь, рассуждай об этом, и внимай себе, и не захочешь в мире ни чести, ни славы, ни богатства, ни прочего угождения плоти. Думай, что сегодня или завтра скончаешься, и тогда вся суета от сердца твоего исчезнет. Ибо какая нужда в чести, в славе, богатстве и угождении плоти при кончине находящемуся? Хотя бы и царство, или золотые горы предлагали и обещали ему, — небрежет о том. Одна у него мысль, как бы блаженно скончаться. Будь же ныне таким и ты, и всякий день полагай себе последним, и ожидай, когда Господь твой позовет тебя к Себе, и ничто тебе не будет мило в мире, и когда будешь так бодрствовать и стоять, как на страже, блаженно скончаешься.
Смертью, как вратами, всякий входит в вечность. Тут человек становится или вечно блаженным, или вечно бедным и окаянным. Тут часто, и по большей части, богатый делается вечно нищим, славный и почтенный вечно бесчестным, господин навечно уничиженным ниже последнего раба своего, а князья и вельможи хуже подданных своих, и прочие, по мнению мира великие, вечно убогими и уничиженными становятся и навеки будут. Тут от всякого отступает утеха, которой кратко, как во сне, наслаждался, и наступает лютая горечь, которую вовеки без конца будет вкушать. Тут кончится и терпение убогих, и нищий становится вечно богатым, отверженный вечно избранным, презренный и поруганный вечно славным, страждущий вечно утешенным, скорбный и печальный вечно радостным и веселым. Словом, всякий приемлет свой жребий навечно. Блаженны одни, и еще повторю, блаженны, ибо вечно будут блаженными, и окаянны другие, ибо вечно будут окаянными. Рассуждай об этом, и такая перемена для людей изменит тебя, и сделаешься иным, не таким, как прежде был. Ибо рассуждение о вечности сильно подвигнуть и переменить сердце человеческое.