ХРАМ. СВ. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА В ПОС. НИКОЛО-ПРОЗОРОВО

Что есть покаяние

«Печаль ради Бога произво­дит неизменное покаяние ко спасению» (2Кор.7:10).

«Беззаконие мое я сознал, и греха моего не скрыл; сказал: «Исповедуюсь Господу в безза­конии моем», и Ты простил не­честие сердца моего» (Пс.31:5).

Видим в Святом Писании, что есть покаяние. Апостол Петр, отрекшись от Хрис­та, «выйдя вон, плакал горько» (Мф.26:75), и так в первый лик апостольский принят. Блудница умывает слезами ноги Христовы, и волосами головы своей отирает, и целует ноги Его, и так слышит от Христа: «Прощаются тебе грехи» (Лк.7:37—48). Ниневитяне, облеклись во вретище, что есть знак печали и сетования, и возопили прилежно к Богу, и каждый обратился от пути своего лукавого и от неправды, которая была в руках их: «и пожалел Бог о бедствии, о кото­ром сказал, что наведет на них, и не навел» (Ион.3:10). Блудный сын перед отцом своим при­знает себя недостойным называться сыном: «Отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; при­ми меня в число наемников твоих» (Лк.15:18,21); уповательно, что и не без слез было то сми­ренное признание; «и облекается в лучшую сы­новнюю одежду» (Лк.15:22). Давид говорит: «источники вод, то есть сле­зы, извели очи мои, ибо я не сохранил закона Тво­его, Господи» (Пс.118:136). И еще: «Беззаконие мое я сознал, и греха моего не скрыл; сказал: «Испове­дую пред Господом беззаконие мое»». И добавля­ет: «и Ты простил нечестие сердца моего» (Пс.31:5). Мытарь же не дерзает и очей возвести на небо, но бьет себя в грудь, говоря: «Боже! Милостив буди мне, грешному! И пошел в дом оправданным более фарисея» (Лк.18:13-14). Пророк Иеремия, в лице всех людей своих согрешивших, плачет и сетует, говоря: «Горе нам, что согрешили! От сего-то смутилось сердце наше! От сего-то померкли очи наши» (Плач.5:16-17). Даниил гово­рит: «У Тебя, Господи, правда, у нас же на лицах стыд, и у царей наших, и у князей наших, и у от­цов наших, потому что мы согрешили пред То­бою» (Дан.9:8). Ездра стыдится и боится поднять лицо свое к Богу. «Господи Боже мой! Стыжусь и боюсь поднять лицо мое к Тебе, потому что без­закония наши умножились более волос на головах наших и прегрешения наша возросли даже до неба» (1Езд.9:6). И апостол говорит грешникам: «Очи­стите руки, грешники, исправьте сердца, двое­душные. Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость — в печаль. Смиритесь пред Господом, и вознесет вас» (Иак.4:8-10).
Итак, покаяние — это «печаль ради Бога», ко­торая «производит неизменное покаяние ко спасе­нию», по словам апостола. Слезы, плач и возды­хание — это знаки печали сердечной, которой сердце, как стрелой, уязвляется, и так слезы испускает. Как губка, напоенная водой, когда стискивается и сжимается, выдает из себя воду, так и сердце, наполненное печалью, когда боль­шею печалью как бы стискивается, извергает из себя слезы, и со слезами от печали облегча­ется. Ибо плач и слезы облегчают печаль, и как дождем воздух, так слезами сетующая и скор­бящая душа прохлаждается.
Печаль эту сердечную производит рассуждение и размышление о Боге, грехами прогневанном. Когда грешник, придя в себя, рассудит, что Бога Великого, Преблагого, Милосердного, Святого, Которого должен боять­ся, бесстрашием и преступлением святого Его закона прогневал; Того, Которого должен лю­бить, раздражил; Того, Которого должен почи­тать, злыми делами бесчестил, — не может не печалиться. Когда сын отцу, которым рожден и воспитан и всяким добром снабжен, вместо любви должной ненависть, вместо благодар­ности неблагодарность и вместо почтения бес­честие окажет и об этой своей такой великой грубости и неблагодарности размыслит, при­ходит в сожаление, плачет, и самого себя ру­гает, и стыдится, что так безумно с родителем своим поступил. Намного больше должны мы жалеть, плакать и стыдиться, когда к Богу, Который создал нас, тело, и душу, и жизнь подал нам, питает, одевает, сохраняет и вся­кими благами снабжает нас, неблагодарными являемся; и Того, Которого Ангелы со стра­хом и благоговением поют, почитают и покло­няются, мы, «земля и пепел» (Сир.10:9), не почи­таем; и Его, Который есть вечная Любовь и Благость, не любим; и грехами нашими прогневляем Его, Который есть вечная Правда. Когда грешник об этом рассуждает, весьма уяз­вляется сердце его, сам на себя гневается, сам себе мерзким становится. Но к болезни болезнь и к печали страх при­бавляется, когда рассуждает о своем окаянстве, что от прогневанного Бога ничего иного, как суда ожидать должен. И так, то печалью, то страхом объятый, не знает, куда обратиться. В такой тесноте из глубины сердца воздыхает, и, не смея очей на небо возвести, но, ударяя себя в грудь, вопиет с мытарем: «Боже! Милостив буди мне, грешному». Утешается же неизреченным Божиим милосердием, которое всем кающим­ся отверзается, помышляя, что как прочим грешникам кающимся милость Свою Бог являл и являет, так и ему непременно явит. В этой на­дежде утвердившись, встав, подобно блудному сыну, идет к Отцу своему и говорит: «Отче! Я со­грешил против неба и пред Тобою и уже недостоин называться сыном Твоим; прими меня в число наемников Твоих». Так смиренное и с сокрушением сердца и верою к Отцу Небесному пришествие грешника не бесплодно бывает, но непременно получает такую милость, какой блудный сын сподобился от милосердного своего отца.
Итак, желающему каяться должно сделать следующее: 1) Гласа Божия зовущего послушать и от пути беззаконного к Богу всем сердцем обра­титься. 2) Грехи, в которых находился, возненави­деть, гнушаться и против них с помощью Божией подвизаться, и от прочих беречься. 3) О том, что Бога — Творца и Отца своего Преблагого — прогневал, жалеть до кончины
жизни своей. 4) Самого себя, что так бесстыдно поступал, нарушая Божий закон, стыдиться. 5) Признавать себя недостойным никакого Божия благодеяния, но более достойным вся­кого наказания. 6) Утешать себя неизреченным Божиим ми­лосердием, которое всем кающимся обещается во Христе Иисусе, Господе нашем. — Образ покаяния изрядно представляется в Псалмах, а также в Минеях Четьих.