ХРАМ. СВ. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА В ПОС. НИКОЛО-ПРОЗОРОВО

Исповедание и благодарение Христу

«Что воздам Господу за все, что Он воздал мне?» (Пс.115:3)

Поскольку Ты, о Спасе наш, пришел в мир ради всех, то и ради меня, ибо и я один из всех; «пришел в мир грешников спасти» (1 Тим.1:15), то и меня, ибо и я один из грешников; «пришел взыскать и спасти погибшего» (Мф.18:11), то и меня, так как и я один из погибших.
О, Боже мой, Господи мой и Творче мой! Мне бы должно было прийти к Тебе, как пре­ступнику закона Твоего, и пасть, и поверг­нуться пред Тобой, и со смирением просить прощения у Тебя, и молить Тебя, и искать у Тебя милости. Но вот Ты Сам пришел ко мне, ко мне, окаянному и непотребному рабу Сво­ему. Пришел Господь мой ко мне, отступнику и врагу Своему, пришел Владыка мой и посе­тил человеколюбием Своим.
Слушай, душа моя, и внимай: Бог к нам пришел, Господь наш посетил нас. Меня ради родился от Девы-Матери, рожденный от Отца прежде веков. Меня ради был повит пеленами, «Покрывающий небо облаками и одевающий­ся светом, как ризою» (Пс.103:2). Меня ради в убогих яслях был положен Имеющий «престол небо и подножие — землю» (Ис.66: 1). Меня ра­ди молоком питался материнским Питающий всякую плоть. Меня ради в объятиях мате­ринских был носим Сидящий на херувимах и Содержащий всю тварь. Меня ради по закону обрезался закона Творец. Меня ради Ты, не­видимый, явился и с людьми пожил, Бог мой. Бог мой уподобился мне, человеку, ради меня и «Слово стало плотью» (Ин.1:14), и Гос­подь мой, Господь славы, «образ раба принял» (Флп.2:7) ради меня, и на земле пожил, и ходил по земле Царь Небесный. Трудился, чудодей­ствовал, с человеками беседовал, обращался, как раб, Господь всех. Алкал, жаждал Питаю­щий и Напаивающий всякую плоть, плакал Отнимающий всякую слезу, болезновал и пе­чалился Утешитель всех, с грешниками обра­щался един Святой и Праведный, утруждался Всемогущий, «не имел где головы приклонить обитающий в неприступном свете» (Мф.8:20;1Тим.6:16). Нищим был Подающий всем бо­гатство. Из города в город и с места на место переходил Вездесущий и все исполняющий. И так тридцать три года и более на земле по­жил и трудился меня ради, раба Своего, Сын Божий, «Отеческих недр не разлучився». Но что Ты видел во мне достойное очам Твоим, что в юдоль сию плачевную пришел взыскать меня?
Ищут пастыри овец заблудших, но ради своей пользы ищут. Ищут потерянное добро люди, но ради своей корысти ищут. Уходят люди в чужие страны, но ради своей корысти. Выкупают цари пленников, но через серебро и золото, через посланников своих и, по боль­шей части, ради себя. Но Ты что такое нашел во мне, Владыко мой? Какую пользу, какую корысть и какое добро, когда пришел ко мне взыскать меня, и пришел Сам Царь неба и земли, а не через посланников, Сам Господь пришел взыскать раба Своего и искупить, — искупить не серебром и золотом, но честной Своей Кровью? Совсем ничего, кроме одного растления, немощи, окаянства, непослуша­ния и вражды к Тебе!
Велико бы было дело, если бы Ты пришел взыскать меня, невольно погибшего и нуж­дою врагом моим отведенного от Тебя и пле­ненного. Но вот, сколь непонятное дело, что я отступник самовольный, я отступник и враг Твой! Ах, стыжусь и говорить об этом, но это истинно: я отступник от Тебя, и пошел сам вослед врага Твоего. Я в совет с ним вступил и хотел похитить Божественную честь Твою. Богом восхотел быть, создание Твое, не до­вольствуясь тем, что Ты меня почтил более прочих тварей Твоих, душой разумной и обра­зом Твоим Божественным почтил. Малой мне показалась такая великая честь. Богом быть захотел, и так обесчестить Тебя, почтившего меня, Владыко мой. Весьма оскорбил и про­гневал бесконечное величество Твое, и так врагом Твоим сделался. Вот каков я пред То­бой, ради которого пришел Ты!
Однако же, не находя ничего во мне, кро­ме единого спасения и корысти моей во мне, пришел искать меня. Бедствие мое и погибель моя были убытком Твоим, а спасение мое бы­ло прибытком Твоим. Что я погиб, то Ты Себе за убыток вменил; а то, чтобы мне спастись и блаженным быть, за прибыль Себе поставил Ты. Не терпела благость Твоя видеть меня в погибели, и убедила Тебя, непобедимого, сойти ко мне и взыскать меня: ни ходатай, ни Ангел, но Сам, Господи, пришел ко мне, по­тому что я не мог прийти к Тебе. Надобно бы­ло пастырю выйти, потрудиться и искать овцу заблудшую в горах.
Посетил Ты меня человеколюбием Твоим, Господи мой! Поискал меня, не имея Своей корысти, Пастырь мой! Возлюбил меня, не имея пользы, Боже мой! Ибо это есть истин­ная любовь — любить без всякой своей поль­зы и делать добро без надежды воздаяния. Ты меня так возлюбил, Любитель мой, что при­шел на спасение мое, не имея Своей корысти.
О, благость и человеколюбие Твое, Сыне Божий и Сыне Приснодевы! О, блаженство наше, бедные и окаянные человеки, ради которых Господь и Царь наш пришел и с нами пожил! Бог уподобился людям и пришел к нам ради нас!
О, «блаженное чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие» «(Лк 11:27), Сыне Божий!
Блаженны те пелены, которыми Ты был повит! Блаженны ясли, в которых Ты был поло­жен! Блаженны руки, которые носили Младен­ца, Который «прежде век сый Бог наш»! Блаженны ризы, которыми одевался Бог во плоти, «одевающийся светом, как ризою» (Пс.103:2)! Блаженны очи, видевшие Тебя, и уши, слышавшие Тебя, и руки, осязавшие Тебя, Слово живое и дающее жизнь! Блаженно то время, в которое Ты, Царь Небесный, явился на земле! Но намного бла­женнее те, которые Тебя не на земли ходя­щим, но одесную Отца сидящим видят, Иису­се, Того, «Которого доселе не видя, но веруя в Те­бя, радуются радостью неизреченною и преславною» (1 Петр 1:8) верные Твои на земле. Сподобь меня ныне Тебя верою видеть и лю­бовью почитать, и там лицом к лицу видеть!
Но посмотри, душа моя, как Царя Небес­ного встретили подданные Его, как приняли рабы Господа своего, как почтили Бога своего воплотившегося люди Его. Какой дар, какое благодарение, честь и поклонение воздали Благодетелю своему те, которых Он пришел спасти, перед которыми чудодействовал, у которых прокаженных очистил, больных ис­целил, расслабленных воздвиг, слепых про­светил, хромых и сгорбленных исправил, мертвых воскресил, и многие тысячи алчущих напитал. Ах, стыд покрывает лицо мое, ужа­сом объято сердце мое, и язык трепещет гово­рить!.. Евангелист Его святой с жалостью вопиет нам: «к Своим пришел, и Свои Его не приняли» (Ин.1:11), и отверглись, говоря: «не хотим, чтобы Он царствовал над нами» (Лк.19:14)! Страшен и жалок слух! Бог во плоти пришел к людям Своим — и не приняли Его. Царь и Господь пришел к подданным рабам Своим — и отвергли Его. «Слушай, небо, и внимай, земля» (Ис.1:2): люди Бога своего, и рабы Господа своего, и подданные Царя своего не приняли! О Боже мой! Ты ведал все это, но, однако, пришел, чтобы спасти меня, погибшего, и взыскать, заблудшего. Не воспрепятствовала Тебе злость и неблагодарность врагов Твоих, но убедила благость и любовь Твоя и бедность моя; и недостаточно было неблагодарным Господа и Благодетеля своего не принять и от­речься, но зло ко злу и лютость и бесчеловеч­ность к такой грубости своей приложили, учение Твое небесное за беснование почтили: «Он одержим бесом и безумствует; что слушае­те Его?» (Ин 10:20) Чудеса Твои веельзевулу, врагу Твоему, приписали: «Он изгоняет бесов силою князя бесовского» (Мф.9:34). Ты с греш­никами общался, желая их уловить благос­клонностью Твоей и спасти, — называли Тебе «любящим есть и пить вино, другом мытарей и грешников» (Мф.11:19), и прочие хулы отрыга­ли на Тебя, Господа и Благодетеля своего, на Тебя, Который выше всякой чести!…О, лютость и неблагодарность человечес­кая! О, благость и долготерпение Твое, Госпо­ди! Далее — искали убить Тебя, Спасителя сво­его, пришедшего их спасти. Видел Ты совет их злой и сердце, злобой дышащее, видел, Серд­цеведец Господи, но терпел. Нашли для этого орудие свое — неблагодарного ученика Твоего. Он Тебя бесценного продал за тридцать сребреников, за такую малую цену Драгоцен­нейшего более всего мира и более тысячи ми­ров продал. Видел Ты нечестивый совет и без­законный торг их, видел и терпел, желая за ме­ня, непотребного раба Своего, пострадать, и Своей Кровью меня очистить, и Своей смер­тью меня оживить, и Своим бесчестием меня почтить. Слава Тебе за все, о Любитель мой!
Проданного и преданного Тебя, или, бо­лее, Самого Своей волей предавшегося им и вышедшего к ним, ищущим Тебя, знающего все, что предстоит Тебе, связали Тебя, непри­ступного для Херувимов и Серафимов Госпо­да. Судили Тебя, Судию живых и мертвых, ру­гали Тебя, бесчестили, плевали на святое Ли­цо Твое, на которое не смеют Ангелы взирать, и по ланите ударяли, и как подлежащего смер­ти осудили Тебя, Жизнь всех. Предпочли Тебе разбойника и убийцу — Тебе, Сыну Божиему, единому Благому и Праведному. Возопили все народы, говоря: «возьми Его, отпусти же нам Варавву; распни, распни Его» (Мк.15: 13-14)! О чудо, о ужас и дело неслыханное! Изве­ли из города, как осужденного, и как злодея между злодеями повесили, и умертвили еди­ного Бессмертного, и висящего на Кресте ху­лили, «кивая головами своими» (Мф.27:39), «дали в пищу Тебе желчь и в жажде Твоей напоили Тебя уксусом» (Пс.68:22); «пронзили руки и ноги Твои, сосчитали все кости» Твои (Пс.21:17-18), умершему Тебе пронзили ребра, и умершего хулили: «Мы вспомнили, что обманщик тот сказал» (Мф.27:63), и т.д. Под стражу воинскую отдали пречистое Тело Твое и гроб Твой запе­чатали. Сие Тебе воздали, Боже мой, люди Твои — Тебе, пришедшему спасти их!..
Терпел Ты всю злобу их, и «как агнец, ведо­мый на заклание» (Иер.11:19), не отверзал уст Твоих. Терпел Господь от рабов Своих, Созда­тель от создания Своего, Бог от людей Своих, Царь от подданных Своих, Благодетель от принявших бесчисленные благодеяния, Пра­ведный и Неповинный от беззаконников. Терпел пред небом и землей, пред Ангелами и человеками, пред многочисленными взора­ми, пред друзьями и врагами, терпел обна­женный и всеми оставленный. А поскольку ради всех в мир пришел, то ради всех и терпел, то и ради меня терпел, так как и я один из всех, о Господи мой! Ради ме­ня такое бесчестие и мучение терпел Господь мой!.. Терпел волею — о, кто я и что я, что ради меня терпел Господь мой?! «Земля и пепел» (Сир 10:9), грешник и раб непотребный!.. О, новое и неслыханное чудо, неизречен­ная и непостижимая благость, непостижимое снисхождение! О, новое и неслыханное чудо, неизреченная и непостижимая благость, не­постижимое снисхождение! Восстань, душа моя, восстань, ужаснись, смирись, покло­нись и припади ко Господу твоему! «Воспой Господу песнь новую, ибо дивное сотворил Гос­подь» (Пс.97:1)!
Создатель и Господь мой за раба Своего, раба окаянного, непотребного и законопреступного страдал, терпел и умер. Я — разори­тель закона и беззаконник, я бесчестил и ху­лил его, я себя предал врагу своему — дьяволу, демонского оплевания, посмеяния, ругания, заушения, биения, мучения и смерти вечной достоин. Но Ты, Владыко мой и Господи, пре­терпел вместо меня. Раб согрешил, но Гос­подь мой казнь терпел. Раб провинился, но Господь мой побит. Раб похитил, но Господь мой воздавал. Раб должником был, но Влады­ка мой долг оплатил. Чем? Не серебром, не золотом. Но чем? Своим бесчестием, Своими ранами, Своей Кровью и смертью Своей, смертью же крестной (см. Флп.2:8). За меня, окаянного и проклятого, клятвой стал (см. Галл.3:13) Ты, един благословенный вовеки. За меня, хульника, хулу и бесчестие пре­терпел Ты, Господи славы. За меня, проданного под грех, продан был и сие претерпел Ты, Бесценный. За меня суд и осуждение, за меня смерть претерпел Ты, Владыко и Творец. Слава Те­бе, слава Тебе, слава Тебе за все! Не имею ни­чего иного принести Тебе, кроме этого: слава Тебе!..
На земле Ты пожил, Царь Небесный, что­бы меня на небо возвести, изгнанного из рая. Ты родился от Девы Плотью, чтобы меня воз­родить духом. Ты хуления претерпел, чтобы моим врагам, клевещущим на меня, заградить уста. Ты принял бесчестие, Ты, Который вы­ше всякой чести, чтобы меня, обесчещенно­го, почтить. Ты плакал, чтобы от моих очей отнять слезы. Воздыхал, скорбел, тужил, что­бы от меня отнять вечное воздыхание, скорбь, тоску, болезнь и подать вечную радость и ве­селье. Ты продан и предан был, чтобы меня, плененного, освободить. Ты связан был, что­бы мои узы растерзать. Суду неправедному Ты предстал, «Судия всей земли» (Быт 18:25), чтобы меня от вечного суда избавить. Ты обнажен был, чтобы меня, обнаженного, «облечь в ризу спасения и одеждою правды одеть» (Ис.61:10). Ты был увенчан тернием, чтобы мне венец жизни подать. Терпел, что Тебя называли Ца­рем поругания, Царь всех, чтобы мне царст­вие небесное открыть. Тростью по голове бит был, чтобы меня в книге жизни написать. Вне града пострадать изволил, чтобы меня, из­гнанного из рая, в небесный Иерусалим ввес­ти. «К злодеями причтен» был (Ис.53:12; Мф.15:28) Ты, един Праведный, чтобы меня, не­честивого, оправдать. Клятвой стал Ты (см. Галл.3:10), един Благословенный, чтобы мне, проклятому, благословение подать. Кровь Свою пролил, чтобы мой гной и скверну гре­ховную омыть. Уксусом напоен был, чтобы мне подать «еду и питие на трапезе во царствии» Твоем (Лк 22:30). Умер Ты, Жизнь всех, чтобы меня, умершего, оживить; во гробе был поло­жен, чтобы меня из гроба воздвигнуть. Ты воскрес, чтобы и меня в моем воскресении уверить. Ты вознесся на небо, чтобы и меня туда же вознести и прославить во царствии Твоем. Все это Ты для меня, раба Своего, со­творил!
О, «Господи! Что есть человек, что Ты по­мнишь его, и сын человеческий, что Ты посе­щаешь его?» (Пс.8:5) Человек — это «земля и пе­пел» (Сир 10:9), и святого Твоего закона разо­ритель. Однако Ты так его почтил, почтил обесчестившего Тебя, Творца и Господа сво­его. Ущедрил Ты создание Твое, Творец мой. Помиловал раба Твоего, Владыка мой. Взыс­кал Ты заблудшую овцу, Пастырь мой. Изба­вил плененного, Избавитель мой. Призвал отверженного, Боже мой. Освободил окован­ного, Освободитель мой. Оживил умершего, Жизнь моя. Восставил Ты падшего, Сила моя. Почтил обесчещенного и заступился за беспомощного, Заступник мой, «Ты расторг узы мои… Тебе принесу жертву хвалы» (Пс.115:7-8). Исповедаю благодать Твою, лобызаю че­ловеколюбие Твое, поклоняюсь благости и милосердию Твоему, почитаю и пою непости­жимое снисхождение Твое.
О, что воздам благости Твоей, Возлюбив­ший меня, «что воздам Господу за все, что Он воздал мне?» Если бы тысячу раз умер я ради Тебя — это было бы ничто, так как Ты — Гос­подь мой, Создатель мой и Бог мой, я же — земля и пепел, грешник и раб Твой непотреб­ный, и достоин всякой смерти, не только вре­менной, но и вечной. Что воздам Тебе, Господу моему, возлюбив­шему меня, Заступнику моему, Освободителю моему, Искупителю моему? Что воздам Тебе, Который меня ради Себя не пощадил, но Се­бя на бесчестие, хуление, посмеяние, поруга­ние, оплевание, осуждение, биение, раны, мучение, распятие и смерть предал, чтобы ме­ня, бедного, окаянного и отверженного, бла­женным сделать? Что воздам я, не имеющий ничего своего, кроме растления, немощи и грехов? Душа и тело мое и состав мой — от Те­бя, Твой, Твой, но мной… увы мне!.. растлен­ный и испорченный. Совет лукавого и воля моя растлила меня. Сердце благодарное принесу Тебе, чего ты единого от меня хочешь. Но и того не могу без Тебя, ибо Тебя без Тебя не могу познать и по­знанного любить!
О, как я нищ, как убог, как я немощен, как я окаянен и растлен! О, как меня враг мой уязвил и сокрушил! Но, Избавитель мой, по­милуй меня, того, которого Ты возлюбил и за которого предал Себя, помилуй меня и про­свети меня, да познаю Тебя, в Котором жизнь моя, и возожги в сердце моем любовь Твою, и «поставь на камень ноги мои и исправь стопы мои» (Пс.39:3), да пойду вслед Тебя, Избавите­ля моего и Вождя моего единого к небу и веч­ной жизни. Влеки меня за Собой, о Любовь горящая! Побежим в след Тебя: за дыханием мира Тво­его побегу (см. Песн.1:3), чтобы где Ты есть, там и я, раб Твой, Тобой искупленный, был, чтобы видеть славу Твою. О, милостивый, благоутробный, о Челове­колюбец! Дай мне сердце последовать Тебе. Наставь меня на путь Твой, по которому из­бранные Твои идут. Веди меня за Собой Ду­хом Твоим Святым: «Дух Твой Благий поведет меня в землю правды» (Пс.142:10).
Великое Ты сделал дело и уму моему непо­нятное, что Ты, Господь, Царь неба и земли, сошел с небес и воплотился от Девы Богоро­дицы, и пострадал и был распят, и Кровь Свою пролил ради меня, раба Своего. Вели­ко, воистину велико и дивно!
Верую, и исповедую, и признаю, и пропо­ведую, и удивляюсь такой ко мне, грешному, благости Твоей и человеколюбию… Сделай со мной, грешным, и сию милость Твою, молю Тебя со смирением, Человеколюбче, возлю­бивший меня: очисти меня от всех моих гре­хов Кровью Твоей святой, которую за меня, грешного раба Твоего, пролил Ты, и утверди меня в страхе и любви Твоей, и сподобь меня верою и любовью последовать святым стопам Твоим, и сохрани меня силой Твоей от врагов моих, стремящихся положить препятствие стопам моим и отвлечь меня от Тебя, Искупи­теля моего. «Милость Твоя, Господи, да последует за мной во все дни жизни моей» (Пс.22:6), да, все­конечно спасенный Твоею благодатью, воз­дам Тебе благодарение лицом к лицу со из­бранными Твоими, и воспою и восхвалю и прославлю Тебя, со Безначальным Твоим От­цом и Пресвятым Твоим Духом, в бесконеч­ные веки, аминь.