ХРАМ. СВ. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА В ПОС. НИКОЛО-ПРОЗОРОВО

Как Бог призывает грешника на покаяние

Как Бог призывает грешника на покаяние

«Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф.11:28-29).
Пока человек стоит перед кем-то, лицом своим к нему стоит; а если от него отой­ти хочет, отворачивается от него лицом и обра­щается к нему спиной, и так, отвернувшись, идет в намеченный путь; и чем более идет, тем более отходит и удаляется от него. Так, пока человек старается святую волю Божию испол­нять, и слушается того, что Бог в святом Своем Слове повелевает, и готовым на повеление Божие себе показывает, — как бы лицом своим перед Богом стоит, и почтение свое Ему возда­ет, с Ним пребывает и не отлучается от Него. Но если доброе свое произволение переменяет и зло вместо добра избирает, грех вместо добродетели творит, — как бы отворачивается лицом своим от Бога и спиной к Нему поворачивается, как о беззаконных израильтянах говорит через пророка: «Они оборотились ко Мне спиною, а не лицом» (Иер.32:33). Так человек, отвернувшись от Бога, беско­нечного Добра, чем более грехов и беззаконий творит и в нераскаянии пребывает, тем более отходит и удаляется от Него. Отворачивается же самым делом не лицом, а сердцем, и поворачи­вает не спину, а непослушание и нераскаянное сердце; и удаляется не ногами, а волей, не из­менением места, а изменением нравов злых в злейшие. Куда отвратить лицо можем от Того, Который везде есть? И куда пойдем от Того, Который на всяком месте обретается? Как Псаломник говорит: «Куда пойду от Духа Твоего и от Лица Твоего куда убегу? Если взойду на небо, Ты там, если сойду во ад, Ты там» (Пс.138:7-8). Это-то и есть отвратиться, отступить и удалиться от Бога. Это отвращение и удаление грешника от Бога изображает нам притча о блудном сыне, который, взяв положенную часть имения у ми­лосердного своего отца, на беду свою, отстал от него, и, уйдя в далекую страну, растратил имение свое, живя блудно, а после начал тер­петь лишения, и рад был насытиться рожками, которые ели свиньи.
Так человек, отступив от Бога непослушанием, губит данное ему Богом имение духовное, то есть святость, правду, не­порочность и прочее; и так в тяжкое рабство страстей и греха попадает, и в этом бедствен­ном рабстве ни в чем не может найти себе удо­вольствия и отрады. Ибо душа человеческая, как дух, Богом созданный, ни в чем ином удо­вольствия, покоя, мира, утешения и отрады найти не может, как только в Боге, Которым по образу Его и по подобию создана. А когда от Него отлучится, вынуждена искать себе удо­вольствия в созданиях и страстями различны­ми, как рожками, себе питать, но надлежащего упокоения и отрады не обретает. Итак, от го­лода остается умереть. Ибо духу требуется ду­ховная пища.
Так от отвратившегося и удаляющего­ся грешника Премилосердный Бог не отвраща­ется, но как бы вслед отеческим гласом вопиет: «Чадо, куда ты от Меня удаляешься? Где ты най­дешь без Меня и помимо Меня блаженство? Везде тебе встретит беда». И так вопия, призы­вает его к Себе. Призывает же по-разному:
1) Внутри, через благодать Свою, которой ударяет в двери сердца нашего. Это бывает, сколько раз совесть, грехами раздраженная, обличает и ударяет грешника, представляет ему суд Божий и вечную муку за грехи.
2) Призывает через спасительное смотре­ние, страдание, смерть и Воскресение Сына Своего, Иисуса Христа, представляя ему, что совершилось это великое дело ради него. Ибо не ради кого иного пришел Христос в мир, как ради грешника. «Сын Человеческий пришел взыс­кать и спасти погибшее» (Лк.19:10). «Я пришел, — сказал Он, — призвать не праведников, но греш­ников к покаянию» (Мф.9:13). Он также как бы вопиет вослед грешнику и увещевает возвра­титься покаянием к Себе: «Зачем ты, грешник, Меня оставил? Зачем от Возлюбившего тебя удаляешься?

Помни, что ради тебя Я родился от Девы, и «принял образ раба» (Флп.2:7); ради тебя был Младенцем, обнищал, смирился, на земле пожил, плакал, трудился, гонение, злословие, укорение, бесчестие, поругание, раны, заплевание, осмеяние и всякое злострадание претер­пел; наконец, позорною смертью, «смертью же крестной» умер (Флп.2:8). Все это ради твоего спасения совершил.
Сошел с небес — чтобы тебя на небо возне­сти.
Смирился — чтобы тебя, уничтоженного, возвысить.
Обнищал — чтобы тебя, обнищавшего, обо­гатить.
Обесчестился — чтобы тебя, обесчещенно­го, прославить.
Уязвился — чтобы тебя, уязвленного, исце­лить.
Умер — чтобы тебя, умершего, оживить.
Ты согрешил, а Я грех твой на Себя взял. Ты виноват, а Я казнь претерпел.
Ты должник, а Я за тебя долг заплатил.
Ты на смерть осужден, а Я за тебя умер.
И к этому Моему за тебя страданию не что иное, как любовь Моя к тебе привлекла Меня. Итак, зачем самовольно пренебрегаешь этой Моей любовью, трудами, подвигами, страданиями, ради тебя поднятыми, и сам себя хочешь погубить. «Не тленным серебром или золотом искуплен ты» от греха, дьявола, смерти и ада, «но дра­гоценною Кровью» Моей (1Петр.1:19). Вспомни это — какая дорогая за тебя цена дана: Кровью Моею и смертью Моею искуплен ты!
Вспомни все эти заслуги Мои, которыми Я тебе заслу­жил отпущение грехов и жизнь вечную, и по­кайся — и так спасешься. «Вот, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр.3:20)». О, божественный, о, любезный, о, сладчай­ший глас — глас, спасения нашего ищущий! О, Преблагой и Милосердный Иисус, Милости­вый наш Искупитель! Не отступи от нас, греш­ных, которых святой Своей Кровью искупил. Но ударяй, ударяй в двери каменных сердец наших, крепко ударяй пресладким и спаситель­ным гласом Твоим. Да пробудимся от глубоко­го греховного сна и услышим пресладкий и прелюбезный глас Твой, «ибо глас Твой сладок и об­раз Твой прекрасен» (Песн.2:14), — и так начнем сами просить, искать и стучать, стучать в двери милосердия Твоего (Мф.7:7-8). Так Сын Божий зовет вслед заблуждающе­гося грешника и обращает к покаянию! И Отец с небес о том свидетельствует: «Его слушайте» (Мф.17:5). И Святой Дух в псалме говорит нам: «ныне, если глас Его услышите, не ожесточите сердец ваших» (Пс.94:8). Так Святой и Милости­вый наш Бог, Отец, Сын и Святой Дух, зовет нас Своею благодатью на покаяние!
3) Зовет нас на покаяние через пророков и апостолов, как посланников Своих и рабов, которых как бы вослед нам посылает и обра­щает нас к Себе через них. Они увещевают нас и молят: «Итак, от имени Христова просим, и как бы Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом» (2Кор.5:20). И еще: «Обратитесь ко Мне, — говорит Господь Сил, — и обращуся к вам» (Зах.1:5; Мал 3:7). И еще: «Об­ратись, Израиль, ко Господу Богу твоему, ибо из­немог ты в неправдах твоих» (Ос.14:2). И еще: «Обратись ко Мне, дом Израилев, — сказал Гос­подь, — и не утвержу Лица Моего на вас, ибо Я Милостив, и не прогневаюсь на вас вовеки» (Иер.3:12). И еще: «И ныне говорит Господь Бог ваш: «Обратитесь ко Мне всем сердцем вашим в по­сте, и в плаче, и в рыдании, и раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему, ибо Он милостив и щедр, долготер­пелив, и многомилостив, и сожалеет о бедах» (Иоил.2:12-13). И еще: «Обратитесь, и отверг­ните все нечестия ваши, и не будут вам неправ­ды в мучение; отвергните от себя все нечестия ваши, которыми согрешали против Меня, и сотво­рите себе сердце новое, и дух новый, и сотворите все заповеди Мои» (Иез.18:30-31). Так, как ви­дишь здесь, и в прочих местах Писания, через голос пророческий и апостольский обращает Бог грешника и призывает к покаянию.
4) Зовет через обещание временных и веч­ных благ, которыми, как отец человеколюби­вый свое чадо яблоком, к Себе привлекает, что­бы так благами возбудились и обратились к Нему; о чем в пророческих книгах и апостоль­ских посланиях довольно писаний находим. Так призывает нас к Себе Христос и обещает пресладкий покой душам нашим: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я ус­покою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и най­дете покой душам вашим» (Мф.11:28-30).
Как бы сказал: «О, бедные и утружденные суетой мира грешники, полно вам утруждать себя и обременять замыслами, начинаниями, стараниями, попечениями и печалями житей­скими. Нигде вы не найдете истинного покоя и блаженства, кроме Меня. К чему вы ни обра­титесь, никакой истинной себе пользы от того не найдете. Везде вас — помимо Меня — встре­чает истинная беда и зло.
Богатство, честь, сла­ва и сласть мира этого, которых ищете, более вас обременят, нежели облегчат, более утрудят, нежели успокоят.
Добра ли себе хотите? Всякое добро у Меня и от Меня происходит.
Блаженства желаете? Его нет нигде, кроме Меня.
Красоты ищете? Кто прекраснее Меня и помимо Меня?
Благородства желаете? Кто благороднее Сына Божия?
Высоты хотите? Кто выше Царя небес?
Славы ли ищете? Кто славнее Меня?
Богатства желаете? У Меня и в Моей руке все сокровище нетленное.
Премудрости ищете? Я — Премудрость Бо­жия.
Дружбы ищете? Кто любезнее и кто любит более Меня, Который душу Свою за всех поло­жил?
Помощи, защиты хотите? Кто поможет и защитит, кроме Меня?
Врача ищете? Кто исцелит, кроме Меня — душ и тел Врача?
Утешения, веселья и радости ищете? Кто утешит и увеселит, кроме Меня?
Покоя и мира себе хотите? Я — мир и покой душевный, и нигде не найдете его, кроме Меня.
Света желаете? «Я — Свет миру; кто после­дует за Мною, тот не будет ходить во тьме» (Ин.8:12).
Не хотите прельститься и заблудиться? «Я— Истина».
Хотите прийти к Богу? «Я— Путь».
Не хотите умереть, но жить вовеки? «Я — Жизнь. Я— Путь, и Истина, и Жизнь» (Ин.14:6).
Приступить ко Мне не смеете? К кому до­ступ более удобен?
Всех зову и принимаю: «при­дите ко Мне».
Просить опасаетесь? Кому просящему с ве­рою Я отказал?
Грехи отвращают вас от Меня? Я за греш­ников душу Свою положил.
Множество грехов смущает вас? Милосер­дия у Меня более всех грехов всего мира. «При­дите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас». Этого благоприятного и сладкого гласа не должны мы, грешник, ослушаться, а должны обратиться и прийти к милостивому Искупителю нашему — «да найдем покой душам нашим».
5) Зовет через угрозу временных и вечных наказаний, как о том также во многих местах Святого Писания видим. «Если не обратитесь, оружие свое очистит, лук Свой Он натянул и при­готовил его, и в нем приготовил орудия смерти, стрелы свои сделал для сожигаемых» (Пс.7:13-14). «О, человек! Или пренебрегаешь богатством бла­гости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к пока­янию? Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного Суда от Бога» (Рим.2:4-5).
6) Далее, Отеческий Божий Промысел по­сылает на грешников наказания, которыми как бы пресекает для них путь погибельный, дабы остановились и обратились к Богу. Это-то и значат болезни, голод, пожары и прочие на­пасти.
7) Призываемся мы, наконец, через повсед­невные случаи смерти, когда видим братию нашу, отсюда отходящую, и сами себе того со дня на день ожидаем. Каждому из нас говорит Бог: «Ты земля, и в землю возвратишься», — что сказано праотцу Адаму (Быт.3:19). Итак, покай­ся, чтобы иметь тебе часть в воскресении пра­ведных, которые восстанут во славе.

Как человек, идя по пути, когда за­мечает, что не тот путь, по которому должен он идти, или неполезен ему путь тот, и, так раз­мышляя, останавливается и обращается назад, и идет, куда ему надо, так и грешник, идя по пути погибельному, который ведет в вечную погибель, когда благодатью Божией приходит в познание своего заблуждения и окаянства, размышляя о своем заблуждении, говорит: «За­чем я это делаю? К какому концу путь мой ведет меня?» Так сомневаясь, как бы останавливает­ся и не идет далее. О, сколь доброе размышление, которое приводит к этому спасительному сомнению! Сколь блаженное сомнение, которое препят­ствует воле, зло зачинающей, и удерживает ноги, на зло идущие, и пресекает путь, к погибели ведущий! Ибо в таком недоумении состоит пер­вая ступень к спасению.
Познать себя и свое окаянство есть начало спасения: поскольку по­знание своей бедности приводит к исканию спо­соба, как бы избавиться от беды. Так сделал блуд­ный сын, удалившийся от отца своего и впав­ший в беду и голод, который, «придя в себя, сказал: «Сколько наемников у отца моего избыточеству­ют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему» (Лк.15:17-18). Так грешный че­ловек, размышляя о своей бедности и благости Небесного Отца, которою все служащие Ему наслаждаются, приходит в себя и говорит: «Сколь многие у Бога получают милость истин­ным покаянием. Я же ее лишаюсь своим небре­жением.
Встав, пойду и я к Богу, возвращусь с покаянием к Нему, от Которого удалился без­законным нравом; повергну себя со смирени­ем и со слезами перед Ним, от Которого отсту­пил гордостью и сластолюбием; признаю пред Ним себя недостойным ни неба, ни земли я, который себя за нечто немалое почитал; объяв­лю Ему с сожалением грех мой, которым Его оскорблял. Встав, иду к Отцу моему, красотой Которого Ангелы и святые наслаждаются; иду к Отцу моему, от Которого самовольно и безум­но отлучился; «пойду к Отцу моему и скажу Ему: «Отче! Я согрешил против неба и пред Тобою» (Лк.15:18). Так, или подобно тому размышляя, бедный грешник, если сердце свое и произволение на доброе изменит, как бы назад обращается; и, когда в произволении, добре начатом, стоит, и плоды обращения показывает, усматривая по­роки и недостатки в совести своей, старается их молитвой и сокрушением сердца истребить, как бы идет к Богу, от Которого злой жизнью удалился. И чем усерднее исправляет себя, тем скорее идет, и как бы бежит к дому Отца Не­бесного.
Так сделал упомянутый блудный сын «и, встав, пошел к отцу своему». Так обративше­гося и приходящего грешника, когда видит Бог, Отец Небесный, — о, сколь благоприятно «смотрит» на него! Как мил бывает он святым и милосердным очам Его! С какою охотой его приближающегося встречает! Как любезно принимает его! Сколь горячим целованием любви Своей божественной «целует» его (Лк.15:20)! Повелевает «принести лучшую одежду и одеть его, и дать перстень на руку его и обувь на ноги» (Лк.15:22). «Созывает» Ангелов и праведных души, как «друзей и соседей» Своих, и велит им радоваться, веселиться и ликовать, говоря: «Ра­дуйтесь со Мною, ибо этот сын Мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк.15:9-10, 24). Участником этой радости, веселья, ликова­ния хочет сделать грешника Христос, Едино­родный Сын Божий. «Вот, стою у двери и сту­чу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр.3:20). Что значит благодатное Его, уве­селительное пребывание в сердце кающегося.
Итак, послушай, грешник, Божиего гласа; исполни желание Отца Небесного, жаж­дущее спасения твоего. Воззри на смерть и Кровь Христову, излиянную ради тебя. Вели­кая цена за тебя дана — Кровь Христова, кото­рая дороже всего мира! Покайся, пока время есть; обратись, пока принимает Господь. Вот Кровь Христова вопиет к тебе об этом. Вот Отец Небесный ожидает тебя. Ангелы готовы радо­ваться о покаянии твоем. Праведники ждут тебя, пока покаешься, и о кающемся возраду­ются. Вот смерть предстоит, отворяющая бес­конечную вечность! Вот Суд Христов устраша­ет, геенна ужасает, блаженство вечное ободря­ет, Евангелие уверяет в этом! Великая вещь — спасение, ради которого Сын Божий Кровь Свою пролил: то «одно толь­ко нужно» (Лк.10:42). Если однажды найдешь, никогда не потеряешь; а если потеряешь, ни­когда не найдешь. Здесь его должно искать, и искать более, нежели пищи, питья, и одежды, и жизни временной. А по смерти не найдешь, хотя с воздыханием и слезами будешь искать. Тело алчет, жаждет — и питаешь и поишь его. Душа алчет, жаждет — и пренебрегаешь! Тело нагое одеваешь, грязное омываешь, немощное врачуешь. Душа нага, пороками за­марана, немощна и уже мертва — и не забо­тишься! Дом горит, и стараешься потушить. Дом ду­шевный горит и уже сгорает — и не заботишь­ся! Богатство похищенное искать стараешься. Сатана все богатство душевное похитил — и не заботишься! О, бедные и окаянные грешники, что мы спим? Вот сатана крадет неоцененное сокро­вище наше — вечное спасение, которое Хрис­тос Кровью Своей приобрел нам! Вот глас Бо­жий в совести нашей ударяет и возбуждает нас: «Встань, спящий, и воскресни из мертвых» (Еф.5:14). Апостолы и проповедники Божиего Сло­ва молят нас: «От имени Христова просим: при­миритесь с Богом» (2Кор.5:20). Что же мы не пробудимся, пока время не ушло, пока Бог зо­вет и принимает кающихся?! Будет время, когда не звать, а судить будет грешников.