ХРАМ. СВ. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА В ПОС. НИКОЛО-ПРОЗОРОВО

Как Господь грешника призывает

Душа человеческая, как дух, Богом созданный, ни в чем ином удо­вольствия, покоя, мира, утешения и отрады найти не может, как только в Боге, Которым по образу Его и по подобию создана. А когда от Него отлучится, вынуждена искать себе удо­вольствия в созданиях и страстями различны­ми, как рожками, себе питать, но надлежащего упокоения и отрады не обретает. Итак, от го­лода остается умереть. Ибо духу требуется ду­ховная пища.
Так от отвратившегося и удаляющего­ся грешника Премилосердный Бог не отвраща­ется, но как бы вслед отеческим гласом вопиет: «Чадо, куда ты от Меня удаляешься? Где ты най­дешь без Меня и помимо Меня блаженство? Везде тебе встретит беда». И так вопия, призы­вает его к Себе.

Призывает через спасительное смотре­ние, страдание, смерть и Воскресение Сына Своего, Иисуса Христа, представляя ему, что совершилось это великое дело ради него. Ибо не ради кого иного пришел Христос в мир, как ради грешника. «Сын Человеческий пришел взыс­кать и спасти погибшее» (Лк.19:10). «Я пришел, — сказал Он, — призвать не праведников, но греш­ников к покаянию» (Мф.9:13). Он также как бы вопиет вослед грешнику и увещевает возвра­титься покаянием к Себе: «Зачем ты, грешник, Меня оставил? Зачем от Возлюбившего тебя удаляешься? Помни, что ради тебя Я родился от Девы, и «принял образ раба» (Флп.2:7); ради тебя был Младенцем, обнищал, смирился, на земле пожил, плакал, трудился, гонение, злословие, укорение, бесчестие, поругание, раны, заплевание, осмеяние и всякое злострадание претер­пел; наконец, позорною смертью, «смертью же крестной» умер (Флп.2:8). Все это ради твоего спасения совершил.
Сошел с небес — чтобы тебя на небо возне­сти.
Смирился — чтобы тебя, уничеженного, возвысить.
Обнищал — чтобы тебя, обнищавшего, обо­гатить.
Обесчестился — чтобы тебя, обесчещенно­го, прославить.
Уязвился — чтобы тебя, уязвленного, исце­лить.
Умер — чтобы тебя, умершего, оживить.
Ты согрешил, а Я грех твой на Себя взял. Ты виноват, а Я казнь претерпел.
Ты должник, а Я за тебя долг заплатил. Ты на смерть осужден, а Я за тебя умер.
И к этому Моему за тебя страданию не что иное, как любовь Моя к тебе привлекла Меня. Итак, зачем самовольно пренебрегаешь этой Моей любовью, трудами, подвигами, страданиями, ради тебя поднятыми, и сам себя хочешь погубить. «Не тленным серебром или золотом искуплен ты» от греха, дьявола, смерти и ада, «но дра­гоценною Кровью» Моей (1Петр.1:19). Вспомни это — какая дорогая за тебя цена дана: Кровью Моею и смертью Моею искуплен ты! Вспомни все эти заслуги Мои, которыми Я тебе заслу­жил отпущение грехов и жизнь вечную, и по­кайся — и так спасешься. «Вот, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр.3:20)». О, божественный, о, любезный, о, сладчай­ший глас — глас, спасения нашего ищущий! О, Преблагой и Милосердный Иисус, Милости­вый наш Искупитель! Не отступи от нас, греш­ных, которых святой Своей Кровью искупил. Но ударяй, ударяй в двери каменных сердец наших, крепко ударяй пресладким и спаситель­ным гласом Твоим. Да пробудимся от глубоко­го греховного сна и услышим пресладкий и прелюбезный глас Твой, «ибо глас Твой сладок и об­раз Твой прекрасен» (Песн.2:14), — и так начнем сами просить, искать и стучать, стучать в двери милосердия Твоего (Мф.7:7-8). Так Сын Божий зовет вслед заблуждающе­гося грешника и обращает к покаянию! И Отец с небес о том свидетельствует: «Его слушайте» (Мф.17:5). И Святой Дух в псалме говорит нам: «ныне, если глас Его услышите, не ожесточите сердец ваших» (Пс.94:8). Так Святой и Милости­вый наш Бог, Отец, Сын и Святой Дух, зовет нас Своею благодатью на покаяние!
Зовет через обещание временных и веч­ных благ, которыми, как отец человеколюби­вый свое чадо яблоком, к Себе привлекает, что­бы так благами возбудились и обратились к Нему; о чем в пророческих книгах и апостоль­ских посланиях довольно писаний находим. Так призывает нас к Себе Христос и обещает пресладкий покой душам нашим: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я ус­покою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и най­дете покой душам вашим» (Мф.11:28-30). Как бы сказал: «О, бедные и утружденные суетой мира грешники, полно вам утруждать себя и обременять замыслами, начинаниями, стараниями, попечениями и печалями житей­скими. Нигде вы не найдете истинного покоя и блаженства, кроме Меня. К чему вы ни обра­титесь, никакой истинной себе пользы от того не найдете. Везде вас — помимо Меня — встре­чает истинная беда и зло. Богатство, честь, сла­ва и сласть мира этого, которых ищете, более вас обременят, нежели облегчат, более утрудят, нежели успокоят. Добра ли себе хотите? Всякое добро у Меня и от Меня происходит.
Блаженства желаете? Его нет нигде, кроме Меня.
Красоты ищете? Кто прекраснее Меня и помимо Меня?
Благородства желаете? Кто благороднее Сына Божия? Высоты хотите? Кто выше Царя небес? Славы ли ищете? Кто славнее Меня?
Богатства желаете? У Меня и в Моей руке все сокровище нетленное.
Премудрости ищете? Я — Премудрость Бо­жия.
Дружбы ищете? Кто любезнее и кто любит более Меня, Который душу Свою за всех поло­жил?
Помощи, защиты хотите? Кто поможет и защитит, кроме Меня?
Врача ищете? Кто исцелит, кроме Меня — душ и тел Врача?
Утешения, веселья и радости ищете? Кто утешит и увеселит, кроме Меня?
Покоя и мира себе хотите? Я — мир и покой душевный, и нигде не найдете его, кроме Меня.
Света желаете? «Я — Свет миру; кто после­дует за Мною, тот не будет ходить во тьме» (Ин.8:12).
Не хотите прельститься и заблудиться? «Я— Истина». Хотите прийти к Богу? «Я— Путь». Не хотите умереть, но жить вовеки? «Я — Жизнь. Я— Путь, и Истина, и Жизнь» (Ин.14:6).
Приступить ко Мне не смеете? К кому до­ступ более удобен? Всех зову и принимаю: «при­дите ко Мне». Просить опасаетесь? Кому просящему с ве­рою Я отказал?
Грехи отвращают вас от Меня? Я за греш­ников душу Свою положил. Множество грехов смущает вас? Милосер­дия у Меня более всех грехов всего мира. «При­дите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас». Этого благоприятного и сладкого гласа не должны мы, грешник, ослушаться, а должны обратиться и прийти к милостивому Искупителю нашему — «да найдем покой душам нашим».