ХРАМ. СВ. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА В ПОС. НИКОЛО-ПРОЗОРОВО

О благодарении Богу

«За все благодарите: ибо та­кова о вас воля Божия во Хрис­те Иисусе» — говорит апостол (1Фес.5:18).
«Будьте благодарны. Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою Премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славосло­вием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу» (Кол.3:15-16).
Благодарение Бога есть внутреннее, сердечное и радостное чувствование благости Его и милости, которые Он нам, недостойным, оказывал и оказывает, — и сердцем и устами засвидетельствование. Образ этого сердечного благодарения показал нам Сам Христос, Сын Божий, когда «возрадовался духом и сказал: «Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли!»» — и прочее (Лк.10:21); показала Пресвятая Матерь Его, Пречистая Дева Мария, когда радостным духом воспела эту песнь: «Величит душа Моя Гос­пода, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей», — и прочее (Лк.1:46—55). Святой Давид во мно­гих псалмах радостным духом и благодарным сердцем и устами воспевает благость Божию и других к этому пресладкому ликованию созы­вает: «Возвеличьте Господа со мною, и вместе пре­вознесем имя Его». И еще: «Вкусите и видите, как Благ Господь» (Пс.33:4, 9). Ибо свойство благо­дарного сердца — не только самому благодете­ля своего прославлять, но стараться, чтобы и другие славили его.
Рождается это чувствование от раз­мышления о благодеяниях Божиих, которые Он нам оказал и оказывает. Благодеяния Божии к нам не только неисчислимы, но и умом не­постижимы.
1) Из небытия в бытие привел нас, за что одно никто не может как должно возблагодарить.
2) Душой разумной и образом Своим Бо­жественным нас почтил.
3) Плод земной в пищу нам подал.
4) Всякое животное на службу нам опреде­лил.
5) Солнце, луну и звезды, чтобы освещали нас, на небе устроил.
6) Воздух пролил ради сохранения жизни нашей.
7) Облакам повелел орошать воздух, чтобы была нам прохлада, землю — для прозябания и плодоносности, дабы мы и скот наш имели в пищу.
8) Деревья и травы различные насадил ради различных наших потребностей и нужды.
9) Птицы различные, как музыку пресладкую, нас увеселяющую, произвел.
10) Огонь ради согревания и освещения в ночное время даровал нам.
11) Воды, моря, озера, источники и реки с различными рыбами и прочими животными к пользе нашей и нужде пролил.
12) Показал путь плавания по морям, дабы одна страна с другой, восток с западом, север с югом имели удобнейшее сообщение, и блага­ми Его между собой обменивались.
13) День и ночь, зиму и лето, весну и осень устроил ради нас.
14) Ангелам Своим окрест нас ополчаться и, как стражам, хранить нас повелел (см. Пс.33:8).
15) Согрешающих нас не тотчас казнит, но ожидает, призывает и увещевает к обращению и покаянию.
16) Предостерегает и сохраняет нас от на­ветов и козней врага нашего дьявола.
17) Но верх всех благодеяний — что через Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа, устроил нам путь к вечному блаженству. «Он, бу­дучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным челове­кам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной», как учит апостол (Флп.2:6—8). И рукою Содержащий вселенную, «был спеленут в яслях» (Лк.2:7). И Размеряющий пядью небо, «не имел, где при­клонить голову» (Мф.8:20). И, Богатый, «обнищал, дабы мы обогатились Его нищетою Его» (2Кор.8:9). И Хотящий прийти на облаках судить жи­вых и мертвых, «неправедно от беззаконных су­дим был» (Лк.23:1—24). И Тот, на Кого не смеют чины Ангельские взирать, «заушаем и оплеваем был» (Мф.26:27). И Одевающий небо облаками, «в одежду поругания одет был» (Лк.23:11; Мк.15:17). И Одевающийся светом, как ризою, «об­нажен был» (Мф.27:27,31). И Тот, Которому слу­жат Херувимы и Серафимы, «людям служить изволил» (Ин.13:5). И руки, которыми чудеса со­творил, пригвоздить ко кресту попустил (см.Лк.23:33). И Тот, Который никому никакого зла не сотворил, «бит был» (Мк.15:19). И Тот, Который мановением мертвых воскресил, «волею Своею смерть крестную претерпел» (Ин.19:30; 10:18). Все же эти страдания ради вечного нашего спасения Благой Владыка наш претерпел. Но когда столь многие и великие благодеяния по­казал нам, не требует от нас ничего иного, как только одного благодарного сердца. Ибо даром, от одной к нам, недостойным, любви сотворил эти благодеяния Благодетель наш Господь. Ибо Он естеством Благ и не может не благотворить. Свойство благости есть себя другим сообщать и уделять.
Итак, все эти благодеяния Божии: бытие наше, которое мы приняли от Него; душа ра­зумная, которой мы почтены от Него; земля, которая держит и питает нас; вода, которая на­паивает и омывает нас; скоты, звери, рыбы, деревья и травы, которые служат нуждам на­шим; птицы, которые увеселяют нас; солнце, луна и звезды, которые освещают нас; воздух, который сохраняет жизнь нашу; огонь, кото­рый согревает нас; облака, которые проливают дождь на нас и на нивы наши; день, который для делания нашего светит нам; ночь, которая ради упокоения немощной плоти нашей устро­ена нам; несомненная надежда будущей жиз­ни, таким чудным образом устроенная, надеж­да — всех благ забрало и конец, которую о Хри­сте Иисусе, Господе нашем, имеем мы, — все это, говорю, и прочие неведомые Его благоде­яния побуждают и как бы понуждают нас с усердием Бога, Благодетеля, благодарить и Ему благодарными быть.
Неизреченные Божии благодеяния делают нас обязанными Богу-Благодетелю и весьма благодарного сердца требуют от нас: «но что воздадим Господу за все, что Он воздал нам» (Пс.115:3)? За то одно, что Им созданы, из не­бытия в бытие приведены и разумной душой почтены мы, по образу и по подобию сотворе­ны, — всех себя, то есть душу и тело, отдать Ему должны мы. А что уже дать сможем за то, что согрешившие помилованы, погибшие взыска­ны, падшие восставлены таким чудным обра­зом? Что — за то, что ради нас образ раба при­нял, на земле пожил, алкал, жаждал, трудился, плакал, болел, печалился, бесчестие, поругание, оклеветание, осуждение, оплевание, заушение, биение, раны, распятие и смерть позорную при­нял? Что, говорю, за эту такую чудную любовь воздадим? Ничего найти не можем! Что — за то, что «верующим во имя Его дал власть быть чада­ми Божиими» (Ин.1:12), гражданами вышнего Иерусалима быть, лику святых Ангелов при­чтенными быть, вечного и небесного царства участниками быть? Ничего! Помни, христианин, сколько ты сверх того Господу Богу должен!
Рассуди, сколько раз от юности твоей перед Господом Богом согрешил ты; сколько раз после Крещения закон Его святой нарушил ты; сколько раз обеты свои, которые при вступлении в христианство давал, нарушил ты; сколько раз от Господа твоего сер­дцем уклонился! Всякое преступление чинил ты перед лицом Божиим; всевидящее Его око смот­рело на преступления твои. Бог везде есть, и что ни делаем — перед Богом делаем. Грешил ты, и Бог смотрел на тебя; смотрел и видел, но терпел тебя «по богатству благости Своей» (Рим.2:4). Какой Царь может быть так благ, так кро­ток, так милостив; какой видел бы раба своего перед глазами своими преступающим закон свой и кротко терпел его? Скоро человеческая кротость в гнев обращается, и терпение в него­дование претворяется. Но Царь — такой же человек, как подданные его, часто и сам закон преступает, как человек, однако не терпит, ког­да видит закон свой подданным нарушаемый. Но не так Бог, один Безгрешный, Бог, Царь неба и земли, один Праведный и вечная Правда. Хотя и видит грех человека, но по богатству благости Своей терпит его, не казнит его, не воздает ему тогда по делам его; и не только тер­пит, но и хранит согрешившего, дабы не погиб, ожидая покаяния его.
Помни апостольское слово, что «противник наш, диавол, ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1Петр.5:8). Этот враг наш, сколько раз от юности твоей согрешил ты, столько раз готов был погубить тебя; столько раз, как ис­полин, устремлялся на тебя, «как лев, бросаю­щийся на добычу» (Пс.16:12), хотел похитить душу твою и свести в ад. Но благость Божия возбра­няла ему это. Ты заповедь Божию разорял, но Бог милос­ти Своей не разорил от тебя. Ты Бога прогневлял, но благость Божия защищала тебя от врага твоего, который стоял при тебе согрешающем и хотел погубить тебя. Ты от Бога отступал серд­цем своим, и приступал к врагу твоему; но бла­гость Божия возбраняла ему и запрещала, да не похитит душу твою. Сколько времени, согре­шив, в непокаянии пребывал ты, все это время подкладывал он сети под ноги твои, искал спо­соба умертвить тебя и вечной погибели предать душу твою; но благость Божия пресекала злые умышления его. Помни, сколько таких, которые в любодея­ние, в разбой, в хищение, воровство, в пьянство и сон погруженные, похищены без покаяния; но тебя благость Божия сохранила от этого. О, сколько в этой части благости Божией должен ты! Что живешь, что еще не погиб, что не низ­ринут в ад, что можешь покаяться и спасться, — все это благости Божией благодарно приписать должен ты. В чувство ли пришел ты и пребыва­ешь в истинном покаянии? Это дело благодати Божией. Пребываешь ли в нераскаянии и неисправлении? Это благость Божия, что ты еще не погиб. Сатана наблюдает за всеми путя­ми твоими, входами и исходами твоими, хочет поставить тебе преграду и душу твою неисправ­ную похитить у тебя и свести в ад, но благость Божия еще не дозволяет ему погубить тебя, еще терпит тебе, еще ожидает обращения тво­его, ведет на покаяние тебя. Но слушай, что апостол нерадивому и неисправному говорит: «Или пренебрегаешь богатством благости, кро­тости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откро­вения праведного Суда от Бога» (Рим 2:4-5).
Видишь ли, возлюбленный христианин, сколь удивительна благость Божия к нам, ко­торая не только создала нас, и создала не так, как прочие вещи, несмысленными и бесчув­ственными, но чувствами и разумом почтила нас, созданных питает, одевает, согревает, со­храняет и освещает; не только нас, согрешив­ших, помиловала, но и согрешающих терпит нас; и не только терпит, но и сохраняет нас от козней врага нашего, погибели нашей ищуще­го, как выше видел ты. Но сколь велика Божия благость к нам, сколь велика любовь Его к нам, сколько мы обязаны Ему. Ум наш не в состоянии как по­стигнуть этой Божией к нам любви, о люди, так и изобрести, чем бы воздать за нее. Одно сие можем знать и признать от сердца, что ничего не можем воздать, что бы ради Него ни делали мы. «Что воздадим Господу за все, что воздал нам» (Пс.115:3)? Так всегда с пророком исповедать­ся со смирением должно. Все, что ни делал или ни делает нам Господь наш, даром, от одной любви, делает. Но хотя и недостает в нас сил к достойному благодарению, однако должны мы, сколько сил наших есть, о том стараться, что­бы всегда сердцем и устами благодарными Ему быть.
Долг любви ничем иным, как любо­вью платится. Ибо любовь ничем иным, как взаимной любовью удовлетворяется. Ибо лю­бящему ничто не приятно, что бы ни делал, что бы ни приносил ему любимый, если взаимной любви от него не видит. Тем более Богу, Любя­щему нас и Благодетелю нашему, Господу на­шему, Который «не имеет нужды в наших благах» (Пс.15:2), ведь блага, какие мы ни имеем, — Его, ничто не приятно, что ни принесем, если лю­бовного и благодарного сердца не принесем. Итак, за долг любви Божией, которою мы несказанно Ему обязаны, ничего принести не можем, как только взаимную любовь и благо­дарное сердце. Этот долг всегда и всячески дол­жны мы платить, но никак и ничем не можем заплатить. Этот долг требует от нас, чтобы мы всякое послушание Ему оказывали и не свою, а Его волю исполняли. Этот долг требует от нас, чтобы мы, если Ему не можем дать ничего, ра­бам Его, требующим ради имени Его, давали, голодных питали, нагих одевали, бескровных в дома наши вводили, печальных утешали, стран­ствующих успокаивали, больных и в темницах сидящих посещали, и в прочих требованиях и нуждах им служили (Мф.25:35-36). Этот долг требует от нас, чтобы мы согрешившей братии нашей от сердца «прощали согрешения их» (Мф.6:14-15). Этот долг требует от нас, чтобы мы «любили врагов наших, благословляли проклинаю­щих нас, благотворили ненавидящим нас и моли­лись за обижающих нас и гонящих нас» (Мф.5:44). Этот долг требует от нас, чтобы мы «представ­ляли тела наши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения нашего» (Рим.12:1); «умерщвляли земные члены наши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжа­ние, которое есть идолослужение» (Кол.3:5). Этот долг требует, чтобы мы благость эту Божию на сердцах наших написали, устами свидетель­ствовали, с друзьями нашими беседовали, пе­ред врагами не молчали о ней. Этот долг требу­ет, чтобы и душ наших не щадили, где честь имени Его требует, — словом, все, что воле Его святой угодно, с усердием и радостью творить не отказывались (см. Еф.5:10).
Здесь представляется, каким образом Преблагого Бога, Благодетеля нашего и Промыслителя, за все Его к нам благодеяния дол­жны мы благодарить.
Куда ни посмотрим, куда ни обратим очи и ум наш, везде имеем достаточно случаев, чтобы благость Божию прославлять.
В ночи смотришь на небо чистое, звездами, как бисером, украшен­ное, и между звезд видишь луну сияющую, — тебе они служат. Благодари «Сотворившего луну и звезды для управления ночью» (Пс.135:9).
Воссиял день; солнце лучи свои по всей вселенной рас­пустило, — тебе свет его сияет. Благодари «Сотво­рившего солнце для управления днем» (Пс.135:8). Облака дождь кропят — тебе кропят. Благодари «Одевающего небо облаками и Приготовляющего для земли дождь» (Пс.146:8). Поднялся ветер и начал облака прогонять и очищать небо — тебе он служит.
Благодари «Изводящего ветры от со­кровищниц Своих» (Пс.134:7).
Видишь поля, раз­личными плодами наполненные, луга и леса зе­ленеющие, садовые деревья, плодами изобилу­ющие это дело благости Божией, тебе это Богом посылается. Благодари Даровавшего, говоря: «благослови, душе моя, Господа» (Пс.102:1). Пришла зима, оделась земля снегом, мороз сковал озера, реки и болота, и так везде свобод­ный оказался путь, нет нужды в мостах и про­чих надобностях для переправы — это Божие благодеяние; твоим потребностям служит это. Благослови «Расстилающего снег Свой, как волну» (Пс.147:5).
Проходит зима, и весна наступает — тем тебе как бы возвещается приближающееся воскресение всей твари, от мороза умершей, — благослови Благоволившего так.
Наступила вес­на; тут открывается новое сокровище Божиих дарований: солнце благоприятно сияет и греет, чувствуется благорастворенный воздух, земля из недр своих издает сокровища свои, от семян и корней плоды являются, и всем себя подают в употребление; луга, нивы, поля, леса одеваются и зеленеют, украшаются цветами и издают вся­кое благоухание, из них протекают источники и речные потоки и не только зрение, но и слух ве­селят; всюду слышатся различные голоса раз­личных птиц, как некая сладкая музыка; рас­ходятся по полям и степям скоты, не требуют от нас корма, питаются и насыщаются, тем, что рука Божия отверзла им, довольствуются, едят и играют, и так как бы благость Божию благо­дарят. Словом, вся поднебесная вновь прекрасный и веселый принимает вид. Бесчувственная и чувством одаренная тварь как бы вновь рожда­ется. Тебе, разумной твари, все это богатство благости Божией открылось — говори благо­дарно: «Благослови, душе моя, Господа» (Пс.103:1).
Принесла земля различные плоды для насыще­ния и утешения твоего — благодари Устроив­шего так, говоря духом радостным с пророком: «Возвеселил Ты меня, Господи, в творении Твоем» (Пс.91:5). Вкушаешь пищу — благодари «Даю­щего пищу всякой плоти» (Пс.135:25).
Одеваешь­ся одеждой: благость Божия одевает тебя — бла­годари Благодетеля.
Греется покой твой или варится пища на огне, — огонь — Божий дар, который для тебя работает и служит — благо­слови Сотворившего его.
День прошел — пой благодарно, ибо сподобил тебя Господь без вре­да и погибели провести его; пой сердцем и ус­тами: «Песнословлю Тя, Господи!»
Уснул ночью и, поспав, встал — говори: «Благословлю Тя, Господи!» Говори с пророком: «Я уснул, спал и встал, ибо Господь защитит меня» (Пс.3:6). Чувствуешь ударение совести за грехи — благодарение Богу принеси, потерпевшему со­грешения твои и не предавшему тебя в руки врага твоего; исповедайся благодарно с проро­ком: «Исповедуюсь Тебе, Господи, всем сердцем моим, и прославлю имя Твое вовек: ибо милость Твоя ко мне велика и Ты избавил душу мою от ада преисподнейшего» (Пс.85:12-13).
Ощущаешь страх Суда Божия или желание вечной жизни Божи­ей — то благодать зовет тебя на покаяние, — го­вори: «Благословен Господь, Который хочет, что­бы все люди спаслись и достигли познания исти­ны» (1 Тим 2:4); повинись зову Божией благодати, пока «время благоприятно и день спа­сения», пока слушает и помогает Господь. Ибо говорит: «Во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения» (2Кор.6:2).
Пришла скорбь, печаль, болезнь или иная какая превратность, — так спасения твоего ищет Господь твой; благодари Желаю­щего и Ищущего спасения твоего; говори с Псаломником: «Благо мне, что Ты смирил меня, чтобы я научился уставам Твоим» (Пс.118:71).
Помышляешь о спасительном смотрении Сына Божия к роду человеческому (а ты всегда должен помышлять о таком великом и важном деле), — с радостью и глубоким смирением вос­пой: «Благослови, душе моя, Господа, и вся внут­ренняя моя имя святое Его! Благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его» (Пс.102:1-2), и прочее. Или так с пророком Захарией благослови Господа: «Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в доме Давида, отрока Своего» (Лк.1:68-69). Слышишь гласы пророческие и апостольские, слышишь проповедующих Божие Слово, разумей, что тебе эти посланники Божии служат, «благовествующие мир, благовествующие благое» (Рим.10:15), проповедуют отпущение грехов, при­близившееся царствие небесное, учат правде, наставляют на путь правый, ведут к вечному блаженству — говори благодарным духом: Сла­ва Богу, Благодетелю нашему, вовеки, аминь!
Из вышесказанного следует, что как в бла­годенствии, так и в злоденствии должны мы Бога благодарить. В благоденствии — ибо бла­га Его даром мы, недостойные, получаем от Него и ими утешаемся. В злоденствии — ибо исправляемся Им, в чувство приходим, позна­ем себя, свою подлость, недостоинство и ока­янство, учимся блага Божии великим считать и Подателя благ почитать.