ХРАМ. СВ. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА В ПОС. НИКОЛО-ПРОЗОРОВО

О должном послушании Богу

«Овцы Мои слушаются голо­са Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную», — говорит Хри­стос (Ин. 10:27 – 28).

«Кто от Бога, тот слушает слова Божии. Вы потому не слушаете, что вы не от Бога», — говорит Христос Иудеям (Ин. 8:47).

Послушание, которое христианин должен своему Богу оказывать, состоит в том, чтобы он волю свою воле Божией во всем ста­рался покорять, и что Бог ни повелевает, ко все­му тому охоту свою показывать, и не смотреть, что миру или плоти угодно, но что Богу благо-угодно, как и апостол написал: «Поступайте, как чада света (ибо плод духовный есть во вся­кой благостыни, правде и истине), испытывай­те, что благоугодно Богу» (Еф. 5:8 – 10). Истинное послушание не смотрит, трудно ли, или удобно, тяжко ли или легко то, что по­велевается, но на всякое повеление, какое бы оно ни было, готовым себя показывает, с про­роком отдавая свое сердце в послушание Богу: «Готово сердце мое» (Пс. 107:2). Оно рассуждает не о повелеваемом, но о воле и желании пове­левающего лица: кто и каков, и что хочет от него повелевающий; довольствуется тем, что Тот, Который повелевает, — это Бог его, и того, что повелевается, Он хочет от него. Бог, говорю, его Создатель и Промыслитель, а не кто иной. По­этому не о повелении рассуждает, но о силе и власти Повелевающего. Потому показывает охоту исполнить Его повеление.

И так, что хо­чет Повелевающий, то хочет и делает, а чего не хочет, не хочет и не делает. Такое послушание оказал Богу Авраам, пра­отец святой, как читаем в книге Бытия. Когда ему Бог повелел: «Выйди из земли твоей, и от рода твоего, и от дома отца твоего, и иди в землю, которую тебе покажу», и прочее (Быт. 12:1 и след.), — он не отказался это исполнить, оста­вил свое отечество, свой род и дом отца своего, и пошел в землю чужую, неизвестную, как апо­стол о том написал: «Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел полу­чить в наследие, и пошел, не зная, куда идет» (Евр. 11:8). Еще большего удивления достойное дело сотворил святой патриарх, когда по повелению Божиему сына своего Исаака привел и вознес на жертвенник, на всесожжение, и хотя не де­лом, но произволением заклал его (см. Быт. 22:1 – 12). Сын был единственный, сын, отцом возлюбленный, сын, по обещанию Божиему данный и в старости рожденный, сын, о кото­ром сказано ему Богом: «в Исааке наречется тебе семя» (Быт. 21:12; Евр. 11:18). Но верный и ис­кренний послушник не отказался вознести его на всесожжение, не смотрел на такое тяжкое и неудобное повеление, но внимал власти силе и всемогуществу Повелевающего, «он думал, — говорит апостол, — что Бог силен и из мертвых воскресить» (Евр. 11:19). А от искреннего своего послушания искреннюю веру в Бога показал святой праотец. Вера его к послушанию воз­буждала, и от послушания показалась вера его, как от доброго плода доброе дерево. Святой апостол о нем написал: «не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содей­ствовала делам его, и делами вера достигла со­вершенства» (Иак. 2:21 – 22)?

Святой Авраам, который выше при­веден в образ искреннего послушания, означен от Бога «отцом верующих» (Рим. 4:11), ради веры и послушания его, как сказал ему Бог: «Я поста­вил тебя отцом многих народов» (Быт. 17:4 – 5; Рим. 4:16 – 17). И верные — это «сыны Аврамовы», по учению апостола: «верующие суть сыны Авраама» (Гал.3:7), то есть, не по плоти, а по духу сыны Авраама, не плотские чада, но духовные. По­этому, христианин, если мы хотим быть чада­ми Авраама и благословение Авраамово полу­чить, «благословиться с верным Авраамом» (Гал. 3:9), должно нам вере Авраама, как отца вер­ных, подражать и веру нашу к Богу от послуша­ния нашего показывать, как отец верных Ав­раам, как мы видели в предыдущем параграфе. Если чадами Авраама хотим быть, то дела Авраама должны творить, как говорит Христос иудеям: «Если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы» (Ин. 8:39). Это слово сказа­но тем иудеям, которые этим великим патриар­хом хвалились, называя его своим отцом: «Отец у нас Авраам» (Мф. 3:9), «отец наш — Авраам «(Ин. 8:39), — но в вере и делах отцу этому не следова­ли. Не повелевает нам Бог оставить отечество, род и дом наш, и идти в чужую землю, хотя и это сделать должны мы при случае ради имени Его святого, когда того честь имени Его потре­бует (см. Мф. 19:29), но повелевает оставить мир с прелестями и похотями. «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет люб­ви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1 Ин. 2:15 – 16). Повелевает нам Бог, «как пришельцам и странникам, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу» (1 Петр. 2:11), и «о горнем помышлять, а не о земном» (Кол. 3:2). Не повеле­вает закалать сынов наших или себя умерщв­лять, хотя при случае за честь имени Его и жизнь нашу должны положить, но говорит: «умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение» (Кол. 3:5). Говорит: «пред­ставьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения ваше­го, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобра­зуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам по­знавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12:1 – 2). Словом, повелевает умереть для греха, мира и плоти и жить для Него, то есть Ему служить, Ему благоугодное творить, говорить и мыслить, как говорит апостол: «Христос за всех умер, что­бы живущие уже не для себя жили, но для Умер­шего за них и Воскресшего» (2 Кор. 5:15). Ибо этого вера наша, которую имеем в Него, от нас тре­бует, и к этому вера поощряет верное сердце. Итак, если хотим быть верными, быть ча­дами верного Авраама, быть Христовыми, — «а те, которые Христовы, распяли плоть со страс­тями и похотями» (Гал. 5:24), — то покажем веру нашу в Него от послушания нашего, покажем веру нашу от дел наших, как апостол требует: «покажи мне веру твою от дел твоих» (Иак. 2:18). «Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак. 2:26).

Послушание показывать Богу, то есть от зла уклоняться и благое творить должно нам, христианин, но надежду избавления и спасения полагать только на одного Христа. Ибо:

  1. Как от вечной смерти, ада и мучения из­бавляемся, так и вечную жизнь получаем не нашим, но Христовым послушанием, верою во «Христе Иисусе, Который сделался для нас пре­мудростью от Бога, праведностью, и освящени­ем, и искуплением» (1 Кор. 1:30), Который «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2:8). «Ибо, как непослушанием одного человека Адама сделались многие грешны­ми, так и послушанием одного, Иисуса Христа, сделаются праведными многие», — говорит апос­тол (Рим. 5:19). Итак, как оправдаемся перед Богом верой во Христа, так, следовательно, и спасаемся. Ибо где оправдание, там и спасение. Ибо как оправданию спасение последует, так без оправдания спасения не бывает. Ослушани­ем нашим гневу Божиему и вечной смерти под­падаем, но послушанием сами от этого изба­виться и вечную жизнь заслужить не можем. Надобно ко Христу, Сыну Божиему, как «Хода­таю нашему» (1 Ин. 2:1), с верою прибегать. Он нам всесовершеннейшим Своим послушанием как избавление от смерти, так и наследие веч­ной жизни заслужил, если чистосердечно в Него веруем.
  2. Нам должно заботиться о том, чтобы спа­сения, которое Он нам заслужил, своим неве­рием и ослушанием не потерять. Отсюда повелено нам: «Со страхом и трепетом совершайте свое спасение» (Флп. 2:12). «Со страхом проводите время странствования вашего, зная, что не тлен­ным серебром или золотом искуплены вы от сует­ной жизни, преданной вам от отцов, но драгоцен­ною Кровью Христа, как непорочного и чистого Агнца» (1 Петр. 1:17 – 19). Если хотим получить спасение, то должно нам беречься всего того, что затворяет дверь к этому спасению. Затво­ряет же непослушание и грех. «Всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя, так как Он Чист», — говорит апостол (1 Ин. 3:3), то есть бе­режется грехов и в прежних усердно кается.
  3. Послушание — наш долг Богу, ибо созда­ние должно воему Создателю послушание и почитание воздавать. Подданный царю своему и раб господину своему должен повиновение и послушание оказывать, тем более мы должны оказывать Богу, Который есть Царь и Господь наш, и «Царь царствующих и Господь господству­ющих» (1 Тим. 6:15), повиновение, послушание и почитание, которого без послушания быть не может. Обида и оскорбление бывает царю и гос­подину, когда подданный и раб его должного послушания ему не оказывает. Намного боль­шая Богу обида от нас бывает, когда Ему, как Господу и Царю нашему, повиновения и послу­шания не оказываем. Поэтому говорит Господь через пророка: «Сын славит отца, и раб господина своего боится. И если Я Отец, то где слава Моя? И если Я Господь, то где страх предо Мой? —го­ворит Господь Вседержитель» (Мал. 1:6). Поэто­му когда послушание оказываем Богу, то долж­ное Ему отдаем, и тем заслужить у Него ничего не можем, а тем более — вечную жизнь, кото­рая есть бесконечное добро. Потому говорит Христос: «Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17:10).
  4. Жизнь вечная есть дар Божий, который Христос, Сын Божий, Кровью Своей заслужил верующим во имя Его, как говорит апостол: «Дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Гос­поде нашем» (Рим 6:23). Ибо человек, как греш­ник и сам в себе проклятый, и ничему иному, как только вечному осуждению подлежащий, не может заслужить и не заслуживает ничего, как только смерти, как сказано: «возмездие за грех — смерть» (Рим. 6:23). Сам себя может погу­бить, и губит, но сам себя спасти не может. На­добно Сыну Божиему, как Пастырю доброму, взять его, как овцу заблудшую, на плечи Свои (см. Лк. 15:4 – 6), и принести к Отцу Своему, как говорит Христос: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин 14:6). Он овец Своих, то есть верую­щих в Него, и слушающих гласа его, и за Ним идущих, пасет, спасает и отверзает им дверь веч­ной жизни, как говорит: «Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную» (Ин. 10:27 – 28).
  5. Послушание наше Богу не можем ока­зывать без Божией благодати. Ибо так свиде­тельствует Христос: «Без Меня не можете де­лать ничего» (Ин. 15:5). И апостол Христов: «Бог производит в вас и хотение, и действие по Своему благоволению» (Флп. 2:13). Потому повелено нам просить, искать и стучать, чтобы была подана нам Божия благодать. «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Мф. 7:7). Итак, как можем заслужить нашим послу­шанием вечную жизнь, когда и истинное послу­шание — не наше собственное, но дело Божией благодати, нам же это приписывается, потому что мы Божией благодати не противимся, но, когда она действует в нас, ей содействуем? По­тому ожесточенным иудеям сказано: «Жестоковыйные! Люди с необрезанным сердцем и ушами! Вы всегда противитесь Духу Святому» (Деян. 7:51). 6) Послушание наше несовершенное. Ибо хотя и старается верная душа оказывать послу­шание Богу своему, но часто немощь плоти пре­пятствуют ей в этом, ибо «дух бодр, плоть же не­мощна» (Мф. 26:41). Посему и святые в немощи этой находятся, и об отпущении молится каж­дый преподобный (см. Пс. 31:11), и воздыхают к Небесному Отцу: «остави нам долги наша», и прочее. Ибо «грехопадения кто уразумеет?» (Пс. 18:13). Итак, послушание должны мы оказы­вать Богу нашему, чтобы засвидетельствовать от этого послушания веру нашу, или, по словам апостола, показать «веру нашу из дел наших» (Иак. 2:18). А избавления от вечной смерти и насле­дия вечной жизни верою во Христа просить и искать должно нам у Бога, чему нас учат и мо­литвы, в святой Церкви принятые и читаемые, в которых просим у Бога нашего милости, бла­годати, отпущения грехов, оправдания, свято­сти, избавления от ада и вечной смерти, и на­следия вечной жизни верою о Христе Иисусе Господе нашем. Читай сам со вниманием те молитвы и рассуждай прилежно, тогда и сам признаешь это за истину.

Без истинного послушания ничто Богу не угодно:

  1. Ни исповедание имени Его, как говорит Христос: «Что вы зовете Меня: «Господи! Госпо­ди!»—и не делаете того, что Я говорю» (Лк. 6:46)? Итак, «да отступит от неправды всякий, испо­ведующий имя Господа», — говорит апостол (2 Тим. 2:19). Ибо неправда заключает в себе преслу­шание, как правда — послушание. Ибо Господь во всех заповедях Своих повелевает как правду хранить, так от неправды удаляться, и потому кто имя Господне святое и страшное называет, исповедует и призывает, должен как правду, в заповедях Его повеленную, хранить, так и от неправды, в тех же заповедях запрещенной, уда­ляться. Без этого исповедание имени Господня как Господу не угодно, так и исповедующему не полезно.
  2. Ни молитва. Ибо написано: «грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает» (Ин. 9:31). И Сам Бог через пророка говорит беззаконным: «Когда простре­те руки ваши ко Мне, отвращу очи Мои от вас, и если умножите моление, не услышу вас, ибо руки ваши полны крови» (Ис. 1:15).
  3. Ни пение, ни хвала, ни славословие, ни прочее устное почитание не приятно Богу без сердечного почитания, как о таковых говорит Бог: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их дале­ко отстоит от Меня» (Мф. 15:8; Ис. 29:13). Итак, надобно непременно очистить себя истинным покаянием и тогда призывать, петь, хвалить и славить святое имя Божие, которое святые Ан­гелы с благоговением воспевают (Ис. 6:3). Ибо всякое устное почитание без сердечного — ли­цемерие.
  4. И проповедование слова Божиего без послушания Богу неугодно и проповедующе­му неполезно. «Грешнику же сказал Бог: Зачем ты проповедуешь уставы Мои и держишь завет Мой в устах твоих? Ведь ты возненавидел наставле­ние и отверг слова Мои назад», и прочее (Пс. 49:16 – 17 и след.). Ибо надобно прежде исправить себя, и тогда людей исправлять, себя научить, и по­том людей учить, как апостол говорит: «как же ты, уча другого, не учишь себя самого?» (Рим 2:21), дабы не подошла нам притча: «Врач! Исцели Са­мого Себя» (Лк. 4:23).
  5. Ни дар чудотворения, ни прочие дарования нам не полезны, и ими не можем угодить Богу без послушания. Об этом говорит Хрис­тос: «Многие скажут Мне в тот день (в день Страшного Суда): «Господи! Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? И не Твоим ли именем бесов изгоняли? И не Твоим ли именем многие чудеса творили?» И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делаю­щие беззаконие» (Мф. 7:22 – 23). Этим показывает Христос, что не только вера, но и творение знамений творящему их не приносит пользы без добродетели. Толкует это слово святой Иоанн Златоуст, и, немного спус­тя, приводит причину этого: «Ты не дивись это­му. Ибо всякое дарование бывает от милости да­рующего. Они же сами от себя совсем не тру­дились, и потому достойны наказания, ибо неблагодарны и бесчувственны были к Тому, Который их так почтил, что и недостойным подал дарование» (Беседа 24 на евангелиста Матфея). Ибо не знамения творить, а волю Свою исполнять и любить повелел нам Господь, как написал апостол: «Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и не­лицемерной веры» (1 Тим. 1:5). Ибо творить зна­мения и чудеса — не наше дело, но только Его всемогущей силы. И хотя и волю Божию тво­рить, и заповеди Его исполнять без благодати Божией не можем, однако с нашей стороны требуется старание, труд, соизволение и послу­шание действующей благодати. Ибо Бог помо­гает трудящимся, а не лежащим. Просящим дается, ищущие обретают, стучащим открыва­ют. «Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят», — говорит Хри­стос (Мф. 7:8). Об этом смотри также первое Послание к Коринфянам, главу 13, стихи 1-3, где показы­вается, что без любви нам ничто не приносит пользы. Любовь же к Богу познается из соблю­дения Его заповедей, как говорит Христос: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» (Ин. 14:21), — следственно и из послуша­ния. Ибо тот соблюдает заповеди Божии, кто Богу послушание показывает. Итак, видишь, что мы ни делаем, без послу­шания ничего Богу угодного сделать не можем. Причина этому такая: поскольку, когда чело­век не старается Богу послушания оказывать, он под гневом у Бога пребывает, и так, когда само лицо под гневом у Бога пребывает, то и всякое дело его неугодно Ему бывает. Ибо Бог велит нам покаяться и сотворить достойные плоды покаяния (см. Мф. 3:2, 8), что не может быть без оставления грехов. Бог велит веровать во имя Иисуса Христа, Сына Его, и любить друг друга: «заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его, Иисуса Христа, и любили друг друга»(1 Ин. 3:23). Но когда человек этого делать не хо­чет, не оказывает Богу послушания и под гне­вом у Бога находится, следовательно, ничего благоугодного сделать не может. Потому долж­но прежде чистосердечно обратиться к Богу, оставить грехи, переменить сердце свое и на­чать новую жизнь, верой во Христа примирить­ся с Богом, и так «в обновленной жизни благоугодно жить» (Рим гл. 6).