ХРАМ. СВ. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА В ПОС. НИКОЛО-ПРОЗОРОВО

О гневе и злобе

«Всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подле­жит суду; кто же скажет бра­ту своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет:«безумный», подлежит геенне огненной» (Мф.5:22).

«А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших» (Кол.3:8).

Гнев есть чувствование сердечной бо­лезни, родившейся от обиды, которая или де­лом, или словом выражается.

Гнев есть мучительная и лютая страсть и скрыта быть не может. Прочие страсти скры­ваются удобно, а гнев утаиться не может. Серд­це, гневом исполненное, по подобию котла кипящего, извергает различные знаки гнева, которые являются в различных членах тела. От гнева краснеют и сверкают, как искры, очи; от гнева вздуваются жилы, поднимаются брови и волосы; от гнева скрежещем зубами, пену исто­чаем устами, головой киваем, головой крутим и вертим. От гнева лицо помрачается. Гнева дей­ствие есть, что руки сжимаем и хлопаем ими, ногами о землю ударяем; во гневе ударяем в грудь, волосы и одежду терзаем; гневом испол­ненный кричит, вопит, слезы льет, жалится, ху­лит и часто то изрыгает, о чем после жалеет. Словом сказать, весь человек в гневе изме­няется, весь вид бесноватому подобен является. Если такие гнусные внешние показываются знаки, если таким безобразным тело от гнева является, что уже внутри, в сердце есть, кото­рое такой смрадный извергает запах? Как мер­зка и безобразна душа гневающегося, как гнус­на перед очами Божиими, когда только вид гне­вающегося нам же самим, которые и сами то же зло внутри носим, несносным кажется! Сло­вом изобразить невозможно гнусного того со­стояния бедной души. И это не только во взрос­лом человеке, но и в малом ребенке и младенце приметить можно: как он кричит, ярится, все­го отвращается, пока гнев не утолится! От это­го видно, каким великим ядом от дьявола сер­дце человеческое напоено, какое великое зло внутри нас кроется, — чего довольно оплакать не можем. А это учит нас непрестанно возды­хать и молиться Богу, чтобы сердце наше, так люто испорченное, исправил и обновил. «Серд­це чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обно­ви во утробе моей» (Пс.50:12). Когда же оно ис­правится и добрым будет, то и плоды его доб­рыми будут, то есть дела, слова и помышления.

Гнев обращается в злобу и злопамят­ность, если долго удерживается и питается в сер­дце. Поэтому повелено нам скоро его пресекать, чтобы в ненависть и в злобу не возрос, и так ко злу большее зло не приложилось. «Солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте места диаволу», — говорит апостол (Еф.4:26-27). Как пожар, если вскоре не потушится, многие поедает дома, так и гнев, если вскоре не пресечется, много зла причиняет и многих бед причиной бывает. По­этому, по увещанию апостола, должно вскоре гнев из сердца изгонять, когда начнется, что­бы, усилившись, и нас самих, гневающихся, и тех, на кого гневаемся, более не повредил и не погубил.

Как гнев, так и злоба рождается от без­мерного самолюбия. Ибо самолюбец во всем ищет своей корысти, славы и чести; а когда ви­дит в чем препятствие своему намерению и же­ланию, о том смущается, печалится и гневает­ся на того, кто препятствует, потому и старается гнев свой в дело произвести, то есть отомстить, что свойственно злобе.

Злоба различным образом совершается:

  1. Отнятием жизни у того, на кого зло бы­вает. Так Каин, завистью и злобой подстрекае­мый, восстал на неповинного Авеля и умертвил единоутробного брата своего.
  2. Биением, отравой, отнятием здоровья, имений, повреждением скота и прочего.
  3. Ненавистью и гонением друзей того, на кого злоба питается в сердце. Ибо злобный, если не может повредить тому, на кого злится, старается гнать и озлобить приятелей и любящих его. Так сатана, злобясь на Христа и не­навидя Его, гонит и озлобляет христиан, рабов Его, любящих Его и Им любимых. Этому злому и злобному духу следуют люди и по подобию его злобу совершают.
  4. Злословием и клеветой. Отсюда-то и бы­вает, что так многие неповинно тяжкие поно­шения и клевету терпят, примерами такого зла как церковные, так и светские истории преис­полнены. Да и в нынешнем веке многие на себе той же злобы действие и богомерзкие ее плоды познают.
  5. Многие такой злобой напоенное имеют сердце, что, исполнив ее, и хвалятся. Великое безумие хвалиться тем, о чем должно жалеть! Ближнему своему вред сделали; закон Божий, святой и вечный, нарушили; Бога Вседержите­ля, великого и страшного, прогневали; себя сатане записали и вечному мучению подвергли — и делом этим беззаконным хвалятся!.. Так злоба помрачает око душевное, что бедный человек явной своей погибели не видит. Дважды грешит. Грешит и грехом хвалится: вот, мол, я ему дал, пусть он меня знает. Правда, знает он тебя, зна­ет и твою злобу, знает, что ты повредил его. Но знаешь ли ты себя? Где ты и в каком находишь­ся состоянии? Знаешь ли, что ты более себя, нежели его, повредил? Ты тело его, а свою душу погубил. От твоей клеветы его гнушаются и осуждают люди, а тебя осуждает Бог. Ты его бес­славию и поношению временному, а себя веч­ному подверг. Слушай, что Псаломник поет тебе: «Что хвалишься злобою, сильный?» И приме­чай, что далее прибавляет: «За то Бог истребит тебя до конца; исторгнет тебя, и переселит тебя от селения твоего, и корень твой от земли живых» (Пс.51:3, 7). Поэтому святой Златоуст говорит: «Мы когда на других злобствуем и коварствуем, тогда против самих себя изощряем меч, и гораздо большими себя, нежели их, уяз­вляем ранами» (Беседа 51-я на евангелиста Иоанна).
  6. Многие от злобы в такое безумие и ос­лепление приходят, что сами себя погубить предпочтут, нежели мщение оставить. Я, мол, сам погибну, а ему отомщу!.. Что молвишь и яришься, ослепленная и бедная тварь? Сам себя хочешь погубить, чтобы брат твой погиб, за которого Христос, Сын Божий, умер? Осмот­рись, какой и чей дух в тебе действует? Не того ли, который сам погиб и прародителей наших, а с ними и нас погубил? Он всегда злобой ды­шит на погибель нашу. Христос хочет и тебя и его спасти — а ты хочешь и себя и его погубить. Но смотри, на кого ты восстаешь и вооружа­ешься; говорит Он: «Кто не со Мною, тот про­тив Меня» (Мф.12:30). Ты своей погибелью ближнего погибели ищешь, и потому ты не со Христом, а против Христа, Который и тебя и ближнего твоего спа­сти хочет так, что и Кровь Свою за то пролил. А ты тем самым показываешь, что мудрствуешь одинаково с тем злобным духом, который тебя и ближнего твоего и всех людей всяким обра­зом хочет повлечь в погибель. И, как кажется, хуже делаешь, чем демон. Ибо демон на демо­на не восстает, но все они на одного человека вооружаются и ищут, как бы погубить. А ты на подобного себе человека восстаешь и брата тво­его погубить хочешь, который того же Творца и Господа признает, как и ты; того же отца по плоти Адама имеет, как и ты; того же естества, как и ты; тем же Искупителем Христом искуп­лен от дьявола и ада, как и ты; той же банею крещения омыт, как и ты; к той же вечной жиз­ни позван, как и ты. Однако же в огне гнева своего кричишь: я сам погибну, а ему отомщу!.. Правда, сам ты себя погубишь, если того желаешь, но не ближнего твоего, если он в бла­годати и помощи Вышнего живет. Да разве ты не знаешь, что есть погибель, которой как себе, так и ближнему своему желаешь? Приложи руку свою к огню и узнаешь отчасти, что есть поги­бель. Если этого малого огня не стерпишь, как стерпишь вечный огонь, который жжет, а не светит; палит, а не снедает; мучает, а не умерщ­вляет? Этим огнем злобные, если не покаются, как железо, раскалены будут, и извне и внутри снедаться и мучиться без конца. Но злобою ос­лепленный не видит того и в ярости своей кри­чит: я, мол, сам погибну, а его не оставлю!..

О, злоба, дьявольская дщерь, — злоба, как ты бедного человека ослепляешь! Сам себя хо­чет погубить злобный, чтобы ближний его по­гиб. Не может быть большего безумия, как своей погибелью ближнего погибели искать. Многие из злобных воздерживаются от рыбы, молока, яиц, мяса, чего Бог не запретил, но даже с благодарением и молитвой употреблять позволил; а живых людей Божиих хотят зак­лать, как жертву! Многие в среду и в пятницу ничего не едят; но от злобы и на одну минуту попоститься не хотят — что Бог под угрозой вечной муки запрещает. Такое великое и страш­ное зло — злоба! Так бедственно пленяет серд­це и ослепляет ум злоба! И точно порок есть, дьяволу собственный, который и сам погиб, и других старается привлечь в ту же погибель.

Поскольку у злобных людей яд злобы скрыт в сердце; и различные хитрости тайным образом плетут они на того, на кого злобятся; и то тем, то другим, то третьим образом злобу свою совершить замышляют, — потому и убе­речься от них невозможно. Благочестивой душе одно остается убежище — молитва святая, тер­пение, непоколебимое упование на Промыслителя Бога, перед Которым ничто не скрыто, Который всем воздает по делам.
Злобные люди, если верят, что Бог есть и всем воздает по делам, должны отложить злобу и ближнего простить, по слову Христо­ву: «прощайте, и прощены будете», — и внимать, что Сирах говорит: «Мстительный получит от­мщение от Господа, Который не забудет грехов его. Прости ближнему твоему обиду, и тогда по молитве твоей отпустятся грехи твои. Человек питает гнев к человеку, а у Господа просит про­щения; к подобному себе человеку не имеет мило­сердия, и молится о грехах своих; сам, будучи плотию, питает злобу: кто очистит грехи его? По­мни последнее и перестань враждовать; помни истление и смерть и соблюдай заповеди; помни заповеди и не злобствуй на ближнего» (Сир.28:1-7). Ничто не губит человека так, как злоба. Какие бы ни имел добродетели, однако все губит зло­ба. Да и то бывает, что в ров, который ближнему изрывают злобные, сами нечаянно падают и прежде времени сами себе погибель находят. И так сбывается на таких псаломническое слово: «Он вырыл ров и углубил его, но упадет в яму, ко­торую сделал. Обратится злоба его на главу его, и на темя его неправда его снидет» (Пс.7:16-17).