1) Предисловие
Истинное познание праотеческого греха и всякого бедствия, от того последующего, не попускает человеку веселиться безумно, но содержит его в сокрушении сердечном, страхе и печали. Сам рассуди, как возможно тому радоваться, у кого внутри неисцельная болезнь содержится и очевидною грозит смертью. Праотеческого греха зло неисцельно заразило душу нашу со всеми ее силами, так что человек стал умом слеп, волею преслушлив, сердцем отвращен от Бога. Откуда последовало, что между добром и злом распознать не может, и часто вместо добра зло избирает, добродетель пороком и порок добродетелью называет, радуется о том, что ему во зло и вредно, печалится о том, что ему полезно. Такая пагубная тьма разум человеческий объяла. Сердце и воля человеческая не иное что замышляет и хочет, как только противное воле Божией, «потому что помышление сердца человеческого — зло от юности его» (Быт.8:21). На малом детище примечай зло сие, как в нем злое сие семя произрастает в плоды свои злые. Какое в нем показывается самолюбие, гнев, ярость, зависть и вражда! Как во гневе кричит и ярится! Это плоды змеиного семени, на сердце человеческом посеянного. Кто бы мог познать зло то, в сердце человеческом скрывающееся, когда бы оно само себя через внешние признаки не показывало? Чем более растет человек мерою возраста, тем большее возникает из сердца его зло, и при умножении лет умножаются и поднимаются душепагубные страсти и похоти плотские.
Дан был от Бога закон, чтобы злу этому воспрепятствовать и человека, в вечную погибель идущего, удержать, но он только немощь человеческую показывал, а не врачевал, обличал, а не помогал, грех показывал, но греха не отнимал, казнью угрожал, но от казни не освобождал. Посему святое Божие слово заключило, что «все согрешили и лишены славы Божией, и весь мир стал виновен пред Богом» (Рим 3:23, 19). А оттуда следовала всему миру казнь вечная, по строгости правды Божией, ибо Бог вечный и бесконечный грехами мира прогневан и огорчен. От сего тяжкого долга никто из людей сам собою никаким образом освободиться не мог, как бы ни старался о том. Но следовало непременно всякому заключенным быть в темницу вечную за долг свой и платить правде Божией раздраженной вечною казнью. И закона Божия, который должно совершенно исполнить, никто совершенно исполнить не мог, и не может, праотеческим грехом ко всякому злу преклоняемый и влекомый, — и это зло чувствуют во плоти своей и сами возрожденные (Рим 7:18—24). Потому и сами святые, этим злом движимые и подстрекаемые, в тяжкие грехи падали и падают, как в священной и церковной истории читаем. А эти падения показывают то, что всякий человек все грехи может делать, если благодать Божия не укрепит его и не поможет ему. Отсюда научись, христианин, познавать немощь свою, бедность и окаянство твое духовное.
Отсюда примечай, сколь великое зло, — зло, которое до смерти оплакать не можем, грех Адамов, семя змеиное, ядовитое и смертоносное, разлитое по всем силам душевным и телесным, — сколь великое, говорю, зло кроется в сердце нашем, от которого избавиться и которого победить силою своею не можем. И хотя многие, верою не очищенные и Духом не возрожденные, кажутся внешне добрыми, но внутрь злы и подобны «окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты» (Мф.23:27). Бог же по сердцу и внутреннему состоянию судит, а не по внешнему. Такое великое, как дерево, зло с горькими своими плодами от семени змеиного возросло, посеянного на сердце праотца Адама, и в зачатии и рождении нашем плотском на наши сердца, как яд смертоносный, изливается и все наши силы душевные и телесные заражает, так что от природы не иное что может мыслить и делать, как только суетное, непотребное и злое. Ныне рассуди, христианин, что есть сам по себе человек без Христа, если ни помыслить, ни хотеть, ни делать чего богоугодного не может без благодати Его, как и Сам сказал Христос: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5), — он как розга иссохшая, которая только к сожжению годна. А так человек не иное что перед Богом, как мерзость и смрад, от которого святейшие Его отвращаются очи, а посему не иному чему подлежит, как проклятию, осуждению и мучению вечному. В это зло и бедствие Адам нас ввергнул своим грехопадением, но Христос, Сын Божий пришел в мир от всего того зла нас избавить.
2) О искуплении.
Христос явившись во плоти, сделался ходатаем и стал посредником между Богом, прогневанным нашими грехами, и людьми, Его прогневавшими. Закон Божий и волю Божию исполнил совершенно, так что «не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его» (1 Петр 2:22). Грехи мира на Себя взял, чтобы, как Агнец непорочный, очистить их. «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира», — показывал на Него всему миру Предтеча святой (Ин.1:29). «Не знавшего греха Бог сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2Кор.5:21). И «Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1 Ин.2:2), и прочее. Взяв наши грехи на Себя, взял и казнь, за грехи нам должную, ибо грехи без казни не бывают. «Господь возложил на Него грехи всех нас. Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши» (Ис.53:5—6). Мы достойны были вечного от лица Божия отвержения, осуждения и в аду с дьяволом и злыми его ангелами мучения как отступники и разорители Святого Его закона, но Христос, Сын Божий, Царь славы и Господь наш, эту нашу казнь взял на Себя, и за нас, рабов Своих непотребных, так ужасно хулим, осмеян, обесчещен, поруган, уязвлен, мучим, и такою поносною смертью умер, а так от вечного наказания, которого мы достойны, избавил нас, и Божие благословение, милость, благодать и вечную жизнь, которой мы недостойны, у Небесного Своего Отца заслужил нам.
Так Он стал для нас совершеннейшим врачевством против всякого нашего бедствия и окаянства, и живым и известнейшим источником всякого истинного блаженства. Такое Сына Божия ради нас снисхождение, которое принял по Своей воле и благоволением Небесного Своего Отца, и содействием Святого Духа, — причина всего нашего духовного блаженства, которое от щедрой Божией руки в Крещении верою в Него получаем. Ради нас Он явился на земле, ради нас родился плотью, чтобы мы родились духом. Ради нас пожил на земле, чтобы нас, из рая изгнанных, на небо возвести. Ради нас хуления страшные претерпел, чтобы заградить уста врагу нашему, дьяволу, который «клевещет на нас пред Богом нашим день и ночь» (Откр.12:10).
Но посмотрим на подвиг страдания Христова, в который Он ради нас вступил. Войдем прежде всего умом нашим, войдем и сердцем в весь, называемую Гефсимания, и прилежно посмотрим на Его подвиг, которым подвизался там ради наших грехов. «И взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна; и начал ужасаться и тосковать. И сказал им: «Душа Моя скорбит смертельно» (Мк.14:33—34). Ужасается и скорбит Сын Божий, Господь наш, да от нас отнимет страх, трепет и ужас вечного осуждения в аду, вечную скорбь и тоску, которой мы из-за грехов наших были подвержены. Скорбит душой до смерти, да нас от душевной скорби избавит и подаст вечную радость. Посмотрим далее на подвиг Христов. Неблагодарным учеником Он продается и предается в руки беззаконных (см. Мк.14:10—11,41— 46), — да нас, проданных за грехи, искупит (Ис.50:1; Рим 7:14).
Оставляется один всеми учениками: «тогда все ученики, оставив Его, бежали» (Мф.26:56), —да нас оставленных, беззащитных, беспомощных и отверженных от лица Божиего, заступит и поможет нам, как Сам через пророка говорит: «Смотрел — и не было помощника; и дивился, и никто не заступился; и избавила их мышца Моя» (Ис.63:5). Схвачен беззаконными и связан Заступник наш Иисус (см. Ин 18:12), — да наши растерзает узы. Мы за свои грехи достойны были быть связанными адскими узами, и дьяволом и ангелами его на суд Божий вестись, и принять по делам нашим, но Иисус, Сын Божий, был связан неправедно, да наши растерзает узы, так что с Давидом поем Ему благодарно: «Ты разрешил узы мои. Тебе принесу жертву хвалы» (Пс.115:7—8). Эту благодать подал и служителям Своим: «что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф.18:18).
Пойдем умом и сердцем нашим во двор беззаконного архиерея, куда был приведен Иисус, Заступник наш, и посмотрим на суд, на котором связанным стоит связавший море повелением Своим, и Судия праведный всего мира беззаконными судится. «Первосвященники же и весь синедрион, — говорит евангелист, — искали свидетельства на Иисуса, чтобы предать Его смерти; и не находили» (Мк.14:55). Ищут свидетельства, но не обретают, ибо ищут на Того, Кто «не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его» (1 Петр2:22). «Многие лжесвидетельствовал на Него, но свидетельства сии не были достаточны» (Мк.14:56). Ибо там, где свидетельствуется не истина, а ложь, должно быть разногласие. Посмотри еще на производство того суда. «Тогда, — говорит евангелист, — первосвященник стал посреди и спросил Иисуса: «Что Ты ничего не отвечаешь ? что они против Тебя свидетельствуют» (Мк.14:60)? Что отвечает на это наш Заступник? Какие ответы дает на беззаконный вопрос? Не слышим ничего! Не отвечает ничего! «Но Он молчал, — говорит Евангелист, — и не отвечал ничего» (Мк.14:61). Стоит и молчит Заступник наш, как повинный, сама неповинность, и не отвечает, как обличенный, Тот, Который «не сделал никакого греха», как агнец незлобивый, не отверзает уст Своих Тот, о Котором пророчил Исаия: «как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» (Ис.53:7). Вместо нас стоит на суде Иисус, Заступник наш, и Праведный, за нас, беззаконных, неправедными судится. Мы суду Божиему подлежали, мы достойны связанными вестись на суд Божий, судиться, и навечно быть осужденными. Нас не ложные, но праведные обличают свидетели. Нас праведно обличает закон Божий, нами бесстрашно разоренный. На нас лежит «рукописание, которое было против нас» (Кол.2:14). На нас праведно вопиет наша совесть, законопреступлением раздраженная, вопиет более многих свидетелей. Здесь мы стоим безгласными, без ответа, со стыдом, ибо праведно обличаемы, потому что повинны. Ибо «весь мир становится виновен пред Богом, потому что все согрешили и лишены славы Божией» (Рим 3:19,23). «Все уклонились, все стали совершенно негодны, нет делающего добро, нет ни одного» (Пс.13:3). Поэтому мы достойны суда и осуждения, и как «негодные рабы» выброшены будем «во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф.26:30).
Но здесь, на суде неправедном, праведный и неповинный Иисус, Заступник наш, стоит и вместо нас, виновных, судится, ложные свидетельства слышит и терпит, чтобы нас, виновных, от клеветы дьявольской, законного осуждения, угрызений совести, защитить и избавить, как и Сам говорит: «Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин 8:36). Ради этого Защитника и Избавителя своего дерзают верующие во имя Его и любящие Его. На Него уповая, вопиют с апостолом Павлом: «Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас» (Рим 8:33-34). Постоим еще здесь, и посмотрим на этот суд, на котором неправда правду, ложь истину, и злоба неповинность судит, и послушаем, какое определение на беззаконном том суде последовало на Заступника нашего. Слышим, что осудили Его на смерть. «Они же все, — говорит евангелист, — признали Его повинным смерти» (Мк.14:64). «Они же сказали в ответ: повинен смерти» (Мф.26:66). А за что? «Он богохульствует», — вопиет беззаконный архиерей (Мф.26:65). Как богохульствует? «Потому что сделал Себя Сыном Божиим» (Ин 19:7), — Тот, о Котором Отец с небес свидетельствует: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф.3:17; 17:5).
Посмотрим еще, что последовало за тем беззаконным определением. «И некоторые начали, — говорит евангелист, — плевать на Него и, закрывая Ему лице, ударять Его и говорить Ему: прореки» (Мк.14:65), «прореки нам, Христос, кто ударил Тебя» (Мф.28:68). Вот что последовало после беззаконного суда и определения. Оплевание, заушение, закрывание Лица и удары, осмеяние и поругание Иисуса! Кто Он? Сын Божий, Ипостасное Слово Божие, Которому со страхом предстоят Херувимы и Серафимы! От кого? От Своего непотребного создания, которое пришел спасти, от Своих людей, которым закон дал и пророков послал! За кого? Кто он такой, столь почтенный, столь дорогой, что Бог во плоти (1 Тим 3:16) так бесчестится и мучается? За Свое создание погибшее, за грешника непотребного! Мы, человек, мы, погибшие, в том виновны. Вместо нас оплевывается, заушается, терпит удары и такое поругание принимает, за нас долг платит Милостивый Искупитель наш и Творец. Мы с прародителями нашими хотели быть «как боги» (Быт 3:5), и Божию честь похитить, как воры и разбойники, и потому достойны были, как хулители, быть осужденными на вечную смерть, на вечное поношение, быть преданными на посмеяние и биение дьяволу и ангелам его злым. Нам должно, прикрыв свои лица, перед Праведным Богом со стыдом стоять, и, вину свою признавая, исповедовать: «У Тебя, Господи, правда, а у нас на лицах стыд» (Дан 9:7). Но Сын Божий казнь, которая должна совершиться над нашими грехами, здесь претерпевает. Он вместо нас осмеивается, терпит поругание, закрывание Лица и биение, да нам подаст «власть быть чадами Божиими» (Ин 1:12), с дерзновением к Отцу Своему Небесному приступать (см. Ин 14:6; Еф.2:18), и открытым и непосрамленным лицом на пресвятое Его Лицо смотреть (см. 1Кор.13:12; Ин 3:2).
Посмотрим далее на подвиг Христов, в который Он за нас вступил и подвизался. Видим, что беззаконный собор, учинивший поругание Сына Божиего и неправедно осудив Его на смерть, предает Понтийскому Пилату, игемону. И, связав Его, — говорит евангелист, — «отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю» (Мф.27:2). И тут опять обличают Неповинного, как виновного, и опять судят неправедные Праведного! «Начали, — говорит Евангелие, — обвинять Его, говоря: «Мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю» (Лк23:2). О, злость человеческая! Называют развратником Того, Который «путь, истина и жизнь» (Ин 14:6), Который учил их пути истинному, и их бесноватых, хромых, слепых и прокаженных исцелил, и их мертвецов воскресил! Противником кесаря провозглашают Того, Который говорил им: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф.22:21). Нечестивый Пилат отсылает Его к лукавому лису Ироду (Лк.23:7). И тут фарисеи и книжники — со своей клеветою на Неповинность! «Первосвященники же и книжники, — говорит Писание, — стояли и усильно обвиняли Его» (Лк.23:10). Ирод, поругавшись над Тем, Кто выше всякой чести, опять возвращает Его к Пилату: «Ирод, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату» (Лк.23:11). Так Сын Божий, связанный и обесчещенный, от бесчестия к бесчестию и от поругания к поруганию приводится. Его водят по улицам иерусалимским, водят враги Его, водят с поруганием, водят на позор Ангелам, и человекам, и всей твари. Приводится — и туда и сюда — и возвращается! В мою и твою совесть, о человек, это страшное позорище ударяет. Мы, грехов ради наших, блуждали по пустыне мира сего, тьмой неведения Божиего, как узами, связанные. Все, — говорит пророк, — «как овцы, заблудились; человек от пути своего заблудился» (Ис.53:6). «Мы заблудились от пути истинного, и свет правды не светил нам, и солнце не озаряло нас. Мы преисполнились делами беззакония и погибели и ходили по непроходимым пустыням, а пути Господня не познали» (Прем 5:6—7). Но Христос, Сын Божий, за нас встал, за нас с поруганием по улицам водимый, да нас наставит на путь истины, да нам, заблудшим, путь к небесам покажет и устроит, и приведет к Отцу Своему, как и говорит: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин 14:6). Он стал «поношением у людей и уничижением в народе. Все, видящие Его, насмехались над Ним, кивали головою, говорили устами» (Пс.21:7—8). И таким образом Он от нас бесчестие отнял, а вместо бесчестия заслужил вечную славу верующим во имя Его. Одеждою поругания оделся, дабы нам подать чистую одежду оправдания, да, в нее одетые, явимся непосрамленными перед святейшим Лицом Небесного Его Отца, и возрадуемся с пророком о Господе: «Да возрадуется душа моя о Господе; ибо Он облек меня в ризу спасения и одеждою веселия одел меня» (Ис.61:10).
Посмотрим еще, что делается с Заступником нашим, от Ирода возвращенным к Пилату, и послушаем, что Пилат и люди Его, дом Израилев, которые ожидали пришествия Его, которых Он пришел спасти, как Сам говорит: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева» (Мф.15:24), — что о Нем судят? Какое определение с обеих сторон полагают? Здесь слышим разные о Нем голоса. Пилат, язычник, не знающий Истинного Бога, закона Его и пророков, познает и признает Его неповинность: «Не нашел человека сего виновным ни в чем том, в чем вы обвиняете Его; и Ирод также, ибо я посылал Его к нему; и ничего не найдено в Нем достойного смерти» (Лк.23:14—15). Но сонм иудейский вопиет: ««Возьми Его, а отпусти нам Варавву». Варавва был посажен в темницу за произведенное в городе возмущение и убийство» (Лк.23:18—19). Пилат снова признает и объявляет Его неповинность и хочет Его отпустить: «Пилат снова возвысил голос, желая отпустить Иисуса» (Лк.23:20). Но народ Божий возглашает: «Распни, распни Его» (Лк.23:21). И опять Пилат оправдывает Его и хочет отпустить. «Он в третий раз сказал им: «Какое же зло сделал Он? Я ничего достойного смерти не нашел в Нем; итак, наказав Его, отпущу» (Лк.23:22). Но Израиль Божий крепится и усердно требует Его распятия: «Они продолжали с великим криком требовать, чтобы Он был распят» (Лк.23:23). Что от этих разных голосов последовало? Какой конец был у этого несогласного суда? Видим, что пересилила злоба Израиля правду язычника. Не смог ничего сделать Пилат со своим оправданием против неправды беззаконных людей. Превозмогли голоса народа и архиерейские. «И превозмог, —говорит евангелист, — крик их и первосвященников. И Пилат решил быть по прошению их» (Лк.23:23—24). Отпускается крамольник, злодей и убийца, а предается на смерть Сын Божий, сама неповинность! «Отпустил игемон им посаженного за возмущение и убийство в темницу, которого они просили; а Иисуса предал в их волю» (Лк.23:25).
Мы, о человек, причина того, что злодей предпочтен неповинному Иисусу. Наши грехи, возверженные на Него, пересилили грехи убийцы. Ибо Он грехи всего мира взял на Себя, как «Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин 1:29). Против нас совесть наша, грехами нашими раздраженная, вопияла к Богу. Против нас закон Божий, который мы разорили, суда у Бога просил, и на вечную осуждал смерть. Но Христос-Заступник встал вместо нас. Неповинный за повинных осуждается и предается на смерть. «Господь предал Его за грехи наши», — вопиет пророк (Ис.53:6). «Предан был за грехи наши», — проповедует нам Его апостол (Рим 4:25). «Не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом», — тот же апостол нам открывает (2Кор.5:21).
Посмотрим еще, что делается после беззаконного суда с неповинным нашим Заступником. Ужасное представляется очам нашим видение! Видим, что Иисуса, преданного в руки бесчеловечных воинов, они обнажают и одевают в багряницу на посмеяние и поругание, венчают терновым венцом, в руки Его святые, сотворившие чудеса, подается трость в поругание. Так Ему, как царю, на поругание увенчанному, поклоняются и поздравляют Его с поруганием, как царя: «Радуйся, Царь иудейский!» И этим не довольна бесчеловечная злость беззаконников! Еще беззаконие к беззаконию и лютость к лютости прилагают. Плюют на пресвятое Лицо Его, перед которым Ангелы и Архангелы благоговеют, бьют тростью по голове Его! «Тогда, — повествует святой Матфей, — воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк и, раздев Его, надели на Него багряницу; и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: «Радуйся, Царь иудейский!» И плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове» (Мф.27:27—30). Так за нас стоит и подвизается заступник наш Иисус. Нас грех обнажил от первой боготканной одежды и облек в кожаные одежды (см. Быт 3:6—7, 21). Мы захотели, по совету дьявольскому, славу Божию похитить и венчаться ею, «как боги» (Быт 3:5). Мы дали рукописание на себя врагу нашему, которым он нас обличал, как преступников закона, держал в своей власти, как пленников, и с собою в вечную погибель влек. Нас уязвляли совести нашей боли острее терния и всякого жезла. Но Христос вместо нас совлекается Своих риз, да нас ризою спасения и одеждою веселья оденет; тернием венчается, да нам подаст венец нетленный; трость в руку принимает, да рукописание обличающее разорвет; претерпевает биение по голове, да наши язвы, которыми нас сатана уязвил, исцелит, и уколы совести отнимет; одевается в багряницу и терпит поздравления с осмеянием, как царь, да «соделает нас царями и священниками Богу и Отцу Своему» (Откр.1:6). Так «изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши» наш Избавитель (Ис.53:5), «ранами Его мы исцелились» (1 Петр 2:24). Еще здесь постоим и посмотрим далее на спасительный подвиг Заступника нашего. Видим, что воины, надругавшись, «повели Его на распятие» (Мф.27:31). «И, неся Крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа» (Ин 19:17). Посмотрим здесь прилежнее, откуда Он вышел и что нес. Из города за город вышел, из места поругания и страдания на место большего поругания и страдания вышел. Что несет перед очами Божиими и ангельскими поруганный и уязвленный Сын Божий? «Крест Свой», на котором следует Ему пригвоздиться и вознестись. И на Кресте грехи всего мира несет Агнец Божий, на Которого указывая, Предтеча говорил: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин 1:29). На этом древе несет Агнец Божий мои и твои, о человек, грехи, которые нас могли погрузить на дно адово. Ибо этого тяжкого бремени не только воздух, но и земля не может выдержать, но на дно адово погружает несущего, если не возьмет этого бремени Сей Непорочный и Пречистый Агнец. Поэтому Агнец Божий взял их на Себя, и несет их вместо нас, да мы от них избавимся. «Он грехи наши Сам вознес Телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды», — проповедует апостол (1 Петр 2:24). «И Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат» (Евр.13:12). Пойдем и мы за Христом, и последуем Ему, несущему Свой Крест, отягченный нашими грехами, и так взойдем на Голгофу, и увидим, что там с Заступником нашим делается. Здесь нам опять страшное представляется зрелище! Видим, что там распяли Его и двух разбойников с Ним — ради большего поношения. Одного по правую, другого по левую сторону распяли, посреди же них — Иисуса. «Когда пришли, — говорит евангелист, — на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону» (Лк.23:33; Ин 19:18).
Постоим еще немного на этом месте, которое называется лобным, и очи наши с сердцами возведем на распятого Христа, да «изобразится в нас Христос» (Гал.4:19). Посмотрим: на чем Его распяли? На древе крестном. Как? Всего на древе том растянули, руки и ноги Его к древу пригвоздили и между небом и землей повесили. Кто Он, Которому такое бесчеловечие оказали? «Господа славы распяли», — проповедует всему миру учитель вселенной апостол Павел (1Кор.2:8). Сын Божий между разбойниками повешен на позор Ангелам и человекам! Судия Праведный «к злодеям причтен» (Ис.53:12)!
Еще посмотрим, любезный христианин, на Христа, ради нас распятого, и прилежнее рассудим, за что Он так ужасно страдает. «Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его», — как учит Его апостол (1 Петр 2:22). Мои и твои, о человек, грехи на Него возвержены. «Господь предал Его за наши грехи», — свидетельствует святой пророк Исаия (Ис.53:6). За тебя и за меня правде Божией, раздраженной нашими грехами, платит Сын Божий, Иисус, Заступник наш, как говорит через пророка: «Чего я не отнимал, то должен был отдать» (Пс.68:5). Мы, которые хотели славу и честь Божию похитить с Адамом, как хищники и воры, достойны были вечно в огне геенском страдать и так огорченной правде Божией платить, но Христос, Сын Божий, этот долг на Себя взял, и так здесь воздает за него, «воздает, чего не похищал». Таким образом, Он долг наших грехов, которым мы Царю и Богу нашему должны и не имели чем отдать, кроме смерти вечной (см. Мф.18:24—35), Своей неоцененной Кровью загладил, как говорит: «Я Сам изглаживаю беззакония твои ради Себя Самого» (Ис.43:25). Свои руки и ноги к Кресту пригвоздить попустил, да очистит грехи наши, руками и ногами сделанные: «изъязвлен был за грехи наши». Он вознесся на древо и был повешен, да искупит нас от клятвы закона. «Христос, — говорит апостол, — искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою, ибо написано: проклят всяк, висящий на древе, дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников» (Гал.3:13—14). «Как Моисей вознес змию в пустыне», взирая на которую, уязвленные змеями исцелялись (Числ.21:8—9), «так должно вознесенным быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3:14-15). Постоим еще и послушаем: не говорит ли чего в лютом Своем страдании Сын Божий, страдая, не грозит ли распинателям, не жалуется ли на врагов Своих Отцу Своему Небесному, не просит ли на них суда праведного за то, что так зверски с Ним поступают? Нет! Не слышим этого, не отверзает для этого Своих уст Непорочный Агнец Божий, но противоположное слышим. Слышим, что за них, а не против них, молится, им отпущения просит. «Иисус же говорил, — повествует святой евангелист: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают» (Лк.23:34). О долготерпение Твое, Владыко, Милостивый наш Искупитель! О неисповедимая Твоя любовь и милосердие к грешникам! И в таком страшном мучении не столько о Себе, сколько о погибели грешников, да еще явных врагов, болезнуешь!.. Благословен Ты, Господи, образ такого терпения нам показавший! Да постыдится человеческая гордость, не терпящая укорительного слова, и ропщущая, и отмщения брату ищущая! Еще постоим, христианин, на лобном месте и посмотрим на Христа, ради наших грехов к Кресту пригвожденного, и увидим, что еще делается с Искупителем нашим. Видим здесь, что недовольна бывает злоба таким лютым и кровавым мучительством, она еще к мучению мучение прилагает! Слышим, что и ядовитым языком, как стрелами, замученного и распятого уязвляют, проходя мимо, хулят Неповинного, насмехаются над терпящим такое лютое мучение. «Проходящие злословили Его, — повествует евангелист, — кивая головами своими и говоря: «Э! разрушающий храм и в три дня созидающий! спаси Себя Самого и сойди со Креста». Подобно и первосвященники с книжниками, насмехаясь, говорили друг другу: «Других спасал, а Себя не может спасти. Христос, Царь Израилев, пусть сойдет теперь с креста, чтобы мы видели, и уверуем» (Мк.15:29—32). Об этом Он Сам через пророка к Небесному Отцу Своему говорит: «Все, видящие меня, насмехались надо мною, кивали головою, говорили устами: «Он уповал на Господа; пусть Он избавит Его, пусть спасет, если Он угоден Ему». И ниже: «Окружило Меня множество тельцов, тучные волы обступили меня, раскрыли на меня пасть свою, как лев, похищающий добычу и рыкающий». И еще там же: «Окружили Меня множество псов, скопище злых обступило Меня, они пронзили руки Мои и ноги Мои, сосчитали все кости Мои, а сами смотрели презрительно на Меня» (Пс.21:8-9, 13-14, 17-18). Нашу совесть, человек, это страшное позорище уязвляет. За нас такие язвительные насмешки и ругань терпит страждущий «Сын Бога Живого» (Мф.16:16). Мы достойны язвительных насмешек и поруганий дьявольских. Мы храм Божий — тела наши — разорили грехами и закон Божий нарушили, за что должны быть отданы в вечное посмеяние и поругание дьяволу и ангелам его, врагам нашим. Но Сын Божий, Заступник наш, вместо нас и здесь стоит, за нас терпит эти ядовитые стрелы посмеяний, за нас этим неизреченным Своим бесчестием и поруганием платит, чтобы нас от вечного посмеяния и укоризны избавить. Слышит неповинно: «Э! Разрушающий храм, — да нас храмами Духа Святого» сделает (1Кор.6:19). Слышит с насмешкой: «Спаси Себя Самого» (Мф.27:40), — да нам вечное спасение устроит. Слышит: «Если Ты Сын Божий, сойди с Креста» (Мф.27:40), — да мы «усыновление получим» (Гал.4:5), да мы будем «сыны Божии по вере во Христа Иисуса» (Гал.3:26).
Постоим еще, христианин, на Голгофе перед Христом, страждущим ради нас, грешных, и посмотрим, какие еще перенес Он ради нас страдания. Видим, что пречистые Его уста, благовествовавшие мир и Евангелие, запеклись от страшной боли, и язык, проповедавший отпущение грехов грешникам, «прильпнул к гортани Его» (Пс.21:16). И слышим, что в том жесточайшем страдании Он «вопиет: жажду» (Ин 19:28). Кто Он, Который вопиет: «Жажду»? Он Тот, Которого «земля и исполнение ее» (Пс.23:1), Он «напаяющий горы с высот Своих» (Пс.103:13), «собирающий, как мех, воды морские, заключающий бездны в сокровищницы» (Пс.32:7); Он Тот, Который «извел воду из камня и провел воды, как реки» (Пс.77:16); Он Тот, Который, «ударил камень — и потекли воды» (Пс.77:20), «расторг камень — и потекли воды» (Пс.104:41). Он плотью, ради нас принятой, жаждет в страдании, и в жажде Своей вопиет: «жажду!» За нас стоит Заступник и в страдании Своем жажду терпит. Нам следовало в пламени гееннском вечно страдать, жаждать, кричать и просить, но просить бесполезно, капли воды, ради прохлаждения языка нашего (см. Лк 16:24). Но Христос здесь, на Голгофе, жаждет, да от нас отнимет вечную в геенне жажду и подаст нам прохлаждение во царствии Своем небесном, да устроит нас возлечь «с Авраамом, Исааком и Иаковом в царстве небесном» (Мф.8:11), где возлежащие «не будут терпеть голода и жажды, и не поразит их зной и солнце» (Ис.49:10), «ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод» (Откр.7:16—17). Так Христос жаждой Своей отнимает вечную нашу жажду и подает нам воду живую, от которой пьющий «не будет жаждать вовек» (Ин 4:14).
Посмотрим, чем напояют жаждущего в страдании Сына Божиего. Видим, что и воды студеной не сподобляется «Покрывающий небо облаками», но уксусом поят Его: «напоив уксусом губку и наложив на иссоп, поднесли к устам Его» (Ин 19:29). И Сам Он через пророка говорит: «Дали в пищу Мне желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом» (Пс.68:22). Желчи вкушает и горьким уксусом напаивается Избавитель наш, да отнимет горесть нашу, к душам нашим от плода заповеданного древа прилипшую, и подаст нам «есть и пить за Трапезой Своею в царствии» Его (Лк.22:30). И Церковь святая поет Ему: «Да избавимся мы сластнаго греха, желчи вкусил еси, Сладосте жизненная!» (Песнь 7 гласа 5-го, в пятницу на утрени).
Постоим еще на Голгофе и посмотрим на конец этого страшного и спасительного позорища. И вот, видим уже, что Заступник наш, Сын Божий окончил Свой подвиг, которым за нас подвизался. «Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: «Совершилось!» И, преклонив главу, предал дух», — проповедует возлюбленный Его ученик и наперсник святой Иоанн (Ин 19:30). Вот чем окончил, христианин, подвиг Свой Христос! «Смертью, смертью же крестной» окончил (Флп2:8)! Посмотрим прилежнее на крестную смерть Сына Божиего, от которой жизнь наша зависит, ибо Он душу Свою за нас положил (см. Ин 10:15,17—18). Нам, согрешившим, следовало не только временно, но и навечно умереть, «ибо возмездие за грех — смерть», — говорит апостол (Рим 6:23). Но Христос, Сын Божий, на Кресте умер, да нашу смерть Своей смертью умертвит, и нас, умерших, Своей смертью оживит. «Бог Свою любовь к нам доказывает тем», — говорит апостол Павел, — «что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим 5:8). Хотя и умирают временно верующие во имя Его, но поскольку «жало смерти — грех» (1Кор.15:56), Христос Своей смертью «истребил» (Кол 2:14; 1Кор.15:55), то и эта смерть умирающим о Господе является не смертью, а переходом от временной жизни к вечной. Хотя и разрушается земная храмина их тела, однако вера святая их утешает и утверждает, что «от Бога жилище на небесах имеют, дом нерукотворенный, вечный» (2Кор.5:1). И как «пшеничное зерно, пав в землю, умирает и приносит много плода» (Ин 12:24), так и «усопших о Господе» тела, в земле погребенные и растлившиеся, услышав «повеление Божие и глас Архангельский» (1 Фес 4:16), как посеянные семена из земли, из гробов выйдут, «ибо вострубит — и мертвые воскреснут нетленными» (1Кор.15:52). Этим упованием укрепляясь и утешаясь, верные дерзают с апостолом Павлом говорить: «Поглощена смерть победою. Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа» (1Кор.15:54—55)?
Посмотрим еще и на погребение святейшей и живоносной Плоти Его, которая после многоболезненных трудов и страданий, подъятых ради нашего спасения, три дня и три ночи почивала во гробе. «Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф.12:40). Был погребен Христос, погреб и грехи наши, и погрузил неправды наши, и ввергнул в глубины морские все грехи наши, дабы не явились они перед Лицом Божиим, если истинно и сердечно веруем в Него, ради нас умершего и погребенного. Так об этом предсказал святой Его пророк: «Он обратит, и ущедрит нас, и погрузит неправды наши, и ввергнет в глубины морские все грехи наши» (Мих.7:19). Почил Христос от дел Своих, которые ради нашего спасения начал и совершил. Так устроил и нам субботу, которую праздновать будем вечно, успокоившись от дел наших и трудов, и войдя «в покой» тот (Евр.4:1—11; Откр.14:13), который никакому труду, печали и болезни не причастен, но только слышится глас радости и веселья, как поет пророк: «Глас радости и спасения в селениях праведных» (Пс.117:15). Положен Христос во гроб, и наши гробы сделались нестрашными нам, но стали как ложа, в которых, почив после многоболезненной жизни сей, будем упокоеваться, пока не услышим глас Сына Божиего, а услышав, оживем, по истинному Его обещанию (см. Ин 5:25). Воскрес Христос, воскреснем и мы, верующие во имя Его. И что «сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное» (1Кор.15:42—44). Вознесся Христос на небо, вознесемся и мы, если «до смерти Ему верными будем» (Откр.2:10), и «претерпим до конца» (Мф.24:13). Тогда где голова, там и члены Его будут, где Господь, там и слуги Его будут, и где Он Сам, там и верные Его будут, и «видят славу Его» (см. Ин 17:24). Поэтому апостол в утешение верным говорит: «Наше же жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его» (Флп.3:20—21). И еще: «Знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный. Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище» (2Кор.5:1-2).
Вот видим, христианин, как дорого стало Христу, Сыну Божиему, спасение наше! Жесточайшим страданием, глубочайшим смирением, неизреченным бесчестием, поносною смертью, «и смертью крестной», искупил нас от смерти, ада и всего бедствия Искупитель наш, и возвратил нам спасение, которое мы самовольно потеряли.
Дан был нам закон Божий, в котором вечная правда изображена. Тот должно было нам или совершенно исполнить, и так праведными перед Богом быть, и жизнь вечную получить, по Писанию: «исполняющий то (в законе написанное) человек, жив будет им» (Галл.3:12), или, если не исполним, под клятвою закона быть, по сказанному: «проклят всяк, кто не исполняет всего, что написано в книге закона» (Втор 27:26; Гал.3:10). Правда Божия нарушена быть не может, но требует непременно, чтобы законопреступник был наказан, ибо свойство правды — каждому отдавать должное. Не нашелся человек, который бы закон Божий совершенно исполнил, «потому что все согрешили и лишены славы Божией» (Рим 3:23). Не сотворил никто того, чего правда Божия требовала, и каждый обличался от закона как преступник и непокорный. Следовательно, и остался всякий по определению Божией правды под проклятием, и подпал вечному осуждению и смерти. Милосердие и человеколюбие Божие не терпело, чтобы человек был оставлен под проклятием, не терпело видеть его в вечной погибели. Правда Божия своего требовала, и милосердие Божие своего хотело. Надобно было и правде Божией удовлетворение свое получить, и милосердию Его не остаться без удовлетворения. Бог Праведный и Милосердный изобрел по Своей премудрости средство, которым и правда Его святая, и милосердие Его удовлетворились. Благоволил Сыну Своему, Который есть Ипостасная Божия Премудрость, воплотиться. Явился во Плоти Сын Божий, и за нас, проклятых от закона, сделался клятвой, единый «благословенный во веки» (Рим 9:5), и так «искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою» (Галл.3:13), и, вместо нас, не исполнивших закона, совершенно исполнил закон, «чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу» (Рим 8:4). Так правде Божией и милосердию Его удовлетворила Ипостасная Отчая Премудрость — Христос. Правде — так как «Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши» (Ис.53:5; Рим 4:25; 1Кор.15:3); милосердию — так как человек проклятый и вечному осуждению подверженный «благословение верою во Христа получает от Бога и спасается» (1 Петр 3:9; Галл.3:9, 14; Рим 5:9— 10). И чего в законе не мог найти, как немощный, то все верою во Христе обретает. Так «милость и истина встретились, правда и мир облобызались. Истина от земли воссияла, и правда с неба приникла» (Пс.84:11—12).
От этого Источника живого прохлаждаются верные, на Иисуса, вознесенного на Кресте и грехи наши вознесшего в Теле Своем на древо, верою «взирают и ранами Его исцеляются» (Евр.12:2; 1 Петр 2:24). Ибо «как Моисей вознес змию в пустыне, так подобало вознесенным быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:14— 15). Об этом дерзают с апостолом говорить: «Имеем Ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, Праведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1 Ин.2:1—2). Он несовершенное их послушание Своим совершенным послушанием дополняет, и Своим совершенством недостатки и немощи их прикрывает, и так «от полноты Его все мы приняли» (Ин.1:16). Он «сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением» (1Кор.1:30). Итак, к этому прибежищу нищих и убогих и Врачу немощей человеческих, истребившему грехи, должно и нам, христианин, прибегать, и верою взирать на Него, дабы, как сыны Израилевы, угрызаемые от змиев в пустыне, взирали на вознесенную Моисеем змею и исцелялись (см. Числ.21:9), так и мы, верою взирая на вознесенного Сына Божия, исцелились от ядовитых угрызений адского змия, дьявола. Христос, Сын Божий, — утешение, похвала и слава наша, христиане, «умерший за нас, но и воскресший, Он и одесную Бога сидит, и ходатайствует за нас» (Рим.8:34), — Тот, Который с высоты славы Своей милостиво взирает «на кротких, и смиренных, и трепещущих пред словом» Его (Ис.66:2), Который «трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит» (Ис.42:3; Мф.12:20). Который Сам говорит: «не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф.9:12—13). «Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» (Евр.4:16).
Он Освободитель наш от пленения и власти дьявольской.
Он Исцелитель язв наших, которыми мы от врага того, как от разбойника, смертельно уязвлены.
Он Свет против тьмы нашей. Он Врач против немощей наших.
Он нам Премудрость против безумия и недоумения нашего.
Он Утешение против всякой печали нашей.
Он Жизнь и жизни Источник против смерти нашей.
Он Оправдание против грехов наших. Он Заступник против клеветников наших.
Он Мир и Покой против злой совести нашей.
Он Победа против врагов наших.
Он Помощник нам в брани нашей против дьявола, плоти, мира, греха и прочих врагов наших. Он Ходатай наш против гнева и суда Божия.
Он Укрепление нам в слабости, изнемогании и малодушии нашем.
Он Путь и Вождь к вечной жизни, блаженству и царствию небесному.
Словом, Он «сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением» (1Кор.1:30). Слепы мы были, — Он нам стал премудростью. Грешны мы были, — Он нашим стал оправданием. Скверны мы были, — Он нам сделался освящением. Пленены мы дьяволом были, — Он нашим стал избавлением. Это высочайшее Его благодеяние и милость как всему миру, так мне и тебе, человек, подалось. Мой и твой Он есть избавитель, искупитель, заступник, помощник, утешитель, оправдание, освящение, мир, воскресение, надежда в жизни, при смерти, по смерти вечная жизнь, вечная радость, слава и блаженство, если истинно, сердечно и нелицемерно веруем в Него.