ХРАМ. СВ. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА В ПОС. НИКОЛО-ПРОЗОРОВО

О искуплении

1) Предисловие
Истинное познание праотеческого греха и всякого бедствия, от того последующего, не попускает человеку веселиться безумно, но со­держит его в сокрушении сердечном, страхе и печали. Сам рассуди, как возможно тому ра­доваться, у кого внутри неисцельная болезнь содержится и очевидною грозит смертью. Пра­отеческого греха зло неисцельно заразило душу нашу со всеми ее силами, так что человек стал умом слеп, волею преслушлив, сердцем отвра­щен от Бога. Откуда последовало, что между добром и злом распознать не может, и часто вместо добра зло избирает, добродетель поро­ком и порок добродетелью называет, радуется о том, что ему во зло и вредно, печалится о том, что ему полезно. Такая пагубная тьма разум че­ловеческий объяла. Сердце и воля человечес­кая не иное что замышляет и хочет, как только противное воле Божией, «потому что помышле­ние сердца человеческого — зло от юности его» (Быт.8:21). На малом детище примечай зло сие, как в нем злое сие семя произрастает в плоды свои злые. Какое в нем показывается самолюбие, гнев, ярость, зависть и вражда! Как во гневе кричит и ярится! Это плоды змеиного семени, на сердце человеческом посеянного. Кто бы мог познать зло то, в сердце человеческом скрыва­ющееся, когда бы оно само себя через внешние признаки не показывало? Чем более растет че­ловек мерою возраста, тем большее возникает из сердца его зло, и при умножении лет умно­жаются и поднимаются душепагубные страсти и похоти плотские.
Дан был от Бога закон, чтобы злу этому вос­препятствовать и человека, в вечную погибель идущего, удержать, но он только немощь чело­веческую показывал, а не врачевал, обличал, а не помогал, грех показывал, но греха не отни­мал, казнью угрожал, но от казни не освобож­дал. Посему святое Божие слово заключило, что «все согрешили и лишены славы Божией, и весь мир стал виновен пред Богом» (Рим 3:23, 19). А оттуда следовала всему миру казнь вечная, по строго­сти правды Божией, ибо Бог вечный и беско­нечный грехами мира прогневан и огорчен. От сего тяжкого долга никто из людей сам собою никаким образом освободиться не мог, как бы ни старался о том. Но следовало непременно всякому заклю­ченным быть в темницу вечную за долг свой и платить правде Божией раздраженной вечною казнью. И закона Бо­жия, который должно совершенно исполнить, никто совершенно исполнить не мог, и не мо­жет, праотеческим грехом ко всякому злу пре­клоняемый и влекомый, — и это зло чувствуют во плоти своей и сами возрожденные (Рим 7:18—24). Потому и сами святые, этим злом движимые и подстрекаемые, в тяжкие грехи пада­ли и падают, как в священной и церковной ис­тории читаем. А эти падения показывают то, что всякий человек все грехи может делать, если благодать Божия не укрепит его и не поможет ему. Отсюда научись, христианин, познавать немощь свою, бедность и окаянство твое духов­ное.
Отсюда примечай, сколь великое зло, — зло, которое до смерти оплакать не можем, грех Адамов, семя змеиное, ядовитое и смертонос­ное, разлитое по всем силам душевным и теле­сным, — сколь великое, говорю, зло кроется в сердце нашем, от которого избавиться и кото­рого победить силою своею не можем. И хотя многие, верою не очищенные и Духом не возрожденные, кажут­ся внешне добрыми, но внутрь злы и подобны «окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты» (Мф.23:27). Бог же по сердцу и внутреннему состоянию судит, а не по внеш­нему. Такое великое, как дерево, зло с горьки­ми своими плодами от семени змеиного возрос­ло, посеянного на сердце праотца Адама, и в зачатии и рождении нашем плотском на наши сердца, как яд смертоносный, изливается и все наши силы душевные и телесные заражает, так что от природы не иное что может мыслить и делать, как только суетное, непотребное и злое. Ныне рассуди, христианин, что есть сам по себе человек без Христа, если ни помыслить, ни хотеть, ни делать чего богоугодного не мо­жет без благодати Его, как и Сам сказал Хрис­тос: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5), — он как розга иссохшая, которая толь­ко к сожжению годна. А так человек не иное что перед Богом, как мерзость и смрад, от ко­торого святейшие Его отвращаются очи, а по­сему не иному чему подлежит, как проклятию, осуждению и мучению вечному. В это зло и бед­ствие Адам нас ввергнул своим грехопадением, но Христос, Сын Божий пришел в мир от всего того зла нас избавить.
2) О искуплении.
Христос явившись во плоти, сделался ходатаем и стал посредником между Богом, прогневанным нашими грехами, и людьми, Его прогневавши­ми. Закон Божий и волю Божию исполнил со­вершенно, так что «не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его» (1 Петр 2:22). Грехи мира на Себя взял, чтобы, как Агнец непорочный, очистить их. «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира», — показывал на Него всему миру Предтеча святой (Ин.1:29). «Не знавшего греха Бог сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2Кор.5:21). И «Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1 Ин.2:2), и прочее. Взяв наши грехи на Себя, взял и казнь, за грехи нам должную, ибо грехи без казни не бывают. «Господь возложил на Него гре­хи всех нас. Он изъязвлен был за грехи наши и му­чим за беззакония наши» (Ис.53:5—6). Мы достой­ны были вечного от лица Божия отвержения, осуждения и в аду с дьяволом и злыми его ан­гелами мучения как отступники и разорители Святого Его закона, но Христос, Сын Божий, Царь славы и Господь наш, эту нашу казнь взял на Себя, и за нас, рабов Своих непотребных, так ужасно хулим, осмеян, обесчещен, поруган, уязвлен, мучим, и такою поносною смертью умер, а так от вечного наказания, которого мы достойны, избавил нас, и Божие благослове­ние, милость, благодать и вечную жизнь, кото­рой мы недостойны, у Небесного Своего Отца заслужил нам.
Так Он стал для нас совершеннейшим врачевством против всякого нашего бедствия и окаянства, и живым и известнейшим источни­ком всякого истинного блаженства. Такое Сына Божия ради нас снисхождение, которое принял по Своей воле и благоволением Небесного Своего Отца, и содействием Святого Духа, — причина всего нашего духовного блаженства, которое от щед­рой Божией руки в Крещении верою в Него получаем. Ради нас Он явился на земле, ради нас родился плотью, чтобы мы родились духом. Ради нас пожил на земле, чтобы нас, из рая из­гнанных, на небо возвести. Ради нас хуления страшные претерпел, чтобы заградить уста вра­гу нашему, дьяволу, который «клевещет на нас пред Богом нашим день и ночь» (Откр.12:10).
Но посмотрим на подвиг страдания Христова, в который Он ради нас вступил. Вой­дем прежде всего умом нашим, войдем и серд­цем в весь, называемую Гефсимания, и прилеж­но посмотрим на Его подвиг, которым подви­зался там ради наших грехов. «И взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна; и начал ужасаться и тосковать. И сказал им: «Душа Моя скорбит смертельно» (Мк.14:33—34). Ужасается и скор­бит Сын Божий, Господь наш, да от нас отни­мет страх, трепет и ужас вечного осуждения в аду, вечную скорбь и тоску, которой мы из-за грехов наших были подвержены. Скорбит ду­шой до смерти, да нас от душевной скорби из­бавит и подаст вечную радость. Посмотрим далее на подвиг Христов. Не­благодарным учеником Он продается и преда­ется в руки беззаконных (см. Мк.14:10—11,41— 46), — да нас, проданных за грехи, искупит (Ис.50:1; Рим 7:14).
Оставляется один всеми учени­ками: «тогда все ученики, оставив Его, бежали» (Мф.26:56), —да нас оставленных, беззащитных, беспомощных и отверженных от лица Божиего, заступит и поможет нам, как Сам через пророка говорит: «Смотрел — и не было помощника; и дивился, и никто не заступился; и избавила их мыш­ца Моя» (Ис.63:5). Схвачен беззаконными и свя­зан Заступник наш Иисус (см. Ин 18:12), — да наши растерзает узы. Мы за свои грехи достой­ны были быть связанными адскими узами, и дьяволом и ангелами его на суд Божий вестись, и принять по делам нашим, но Иисус, Сын Бо­жий, был связан неправедно, да наши растер­зает узы, так что с Давидом поем Ему благодар­но: «Ты разрешил узы мои. Тебе принесу жертву хвалы» (Пс.115:7—8). Эту благодать подал и слу­жителям Своим: «что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф.18:18).
Пойдем умом и сердцем нашим во двор без­законного архиерея, куда был приведен Иисус, Заступник наш, и посмотрим на суд, на кото­ром связанным стоит связавший море повеле­нием Своим, и Судия праведный всего мира беззаконными судится. «Первосвященники же и весь синедрион, — говорит евангелист, — искали свидетельства на Иисуса, чтобы предать Его смерти; и не находили» (Мк.14:55). Ищут свиде­тельства, но не обретают, ибо ищут на Того, Кто «не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его» (1 Петр2:22). «Многие лжесвидетельствовал на Него, но свидетельства сии не были достаточ­ны» (Мк.14:56). Ибо там, где свидетельствуется не истина, а ложь, должно быть разногласие. Посмотри еще на производство того суда. «Тог­да, — говорит евангелист, — первосвященник стал посреди и спросил Иисуса: «Что Ты ничего не отвечаешь ? что они против Тебя свидетель­ствуют» (Мк.14:60)? Что отвечает на это наш Заступник? Какие ответы дает на беззаконный вопрос? Не слышим ничего! Не отвечает ниче­го! «Но Он молчал, — говорит Евангелист, — и не отвечал ничего» (Мк.14:61). Стоит и молчит Заступник наш, как повин­ный, сама неповинность, и не отвечает, как об­личенный, Тот, Который «не сделал никакого гре­ха», как агнец незлобивый, не отверзает уст Сво­их Тот, о Котором пророчил Исаия: «как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стри­гущим его безгласен, так Он не отверзал уст Сво­их» (Ис.53:7). Вместо нас стоит на суде Иисус, Заступник наш, и Праведный, за нас, беззаконных, непра­ведными судится. Мы суду Божиему подлежа­ли, мы достойны связанными вестись на суд Божий, судиться, и навечно быть осужденны­ми. Нас не ложные, но праведные обличают свидетели. Нас праведно обличает закон Бо­жий, нами бесстрашно разоренный. На нас ле­жит «рукописание, которое было против нас» (Кол.2:14). На нас праведно вопиет наша совесть, законопреступлением раздраженная, вопиет более многих свидетелей. Здесь мы стоим без­гласными, без ответа, со стыдом, ибо праведно обличаемы, потому что повинны. Ибо «весь мир становится виновен пред Богом, потому что все согрешили и лишены славы Божией» (Рим 3:19,23). «Все уклонились, все стали совершенно негодны, нет делающего добро, нет ни одного» (Пс.13:3). Поэтому мы достойны суда и осуждения, и как «негодные рабы» выброшены будем «во тьму вне­шнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф.26:30).
Но здесь, на суде неправедном, праведный и неповинный Иисус, Заступник наш, стоит и вместо нас, виновных, судится, ложные свиде­тельства слышит и терпит, чтобы нас, виновных, от клеветы дьявольской, законного осуждения, угрызений совести, защитить и избавить, как и Сам говорит: «Если Сын освободит вас, то истин­но свободны будете» (Ин 8:36). Ради этого Защит­ника и Избавителя своего дерзают верующие во имя Его и любящие Его. На Него уповая, во­пиют с апостолом Павлом: «Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас» (Рим 8:33-34). Постоим еще здесь, и посмотрим на этот суд, на котором неправда правду, ложь истину, и злоба неповинность судит, и послушаем, ка­кое определение на беззаконном том суде пос­ледовало на Заступника нашего. Слышим, что осудили Его на смерть. «Они же все, — говорит евангелист, — признали Его повинным смерти» (Мк.14:64). «Они же сказали в ответ: повинен смерти» (Мф.26:66). А за что? «Он богохульствует», — вопиет беззаконный архиерей (Мф.26:65). Как богохульствует? «Потому что сделал Себя Сыном Божиим» (Ин 19:7), — Тот, о Котором Отец с небес свидетельствует: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф.3:17; 17:5).
Посмотрим еще, что последовало за тем беззаконным определением. «И некоторые на­чали, — говорит евангелист, — плевать на Него и, закрывая Ему лице, ударять Его и говорить Ему: прореки» (Мк.14:65), «прореки нам, Христос, кто ударил Тебя» (Мф.28:68). Вот что последова­ло после беззаконного суда и определения. Оплевание, заушение, закрывание Лица и уда­ры, осмеяние и поругание Иисуса! Кто Он? Сын Божий, Ипостасное Слово Божие, Которому со страхом предстоят Херу­вимы и Серафимы! От кого? От Своего непот­ребного создания, которое пришел спасти, от Своих людей, которым закон дал и пророков послал! За кого? Кто он такой, столь почтен­ный, столь дорогой, что Бог во плоти (1 Тим 3:16) так бесчестится и мучается? За Свое создание погибшее, за грешника непотребного! Мы, человек, мы, погибшие, в том виновны. Вместо нас оплевывается, заушается, терпит удары и такое поругание принимает, за нас долг платит Милостивый Искупитель наш и Творец. Мы с прародителями нашими хотели быть «как боги» (Быт 3:5), и Божию честь похитить, как воры и разбойники, и потому достойны были, как хулители, быть осужденными на вечную смерть, на вечное поношение, быть преданны­ми на посмеяние и биение дьяволу и ангелам его злым. Нам должно, прикрыв свои лица, пе­ред Праведным Богом со стыдом стоять, и, вину свою признавая, исповедовать: «У Тебя, Госпо­ди, правда, а у нас на лицах стыд» (Дан 9:7). Но Сын Божий казнь, которая должна совершить­ся над нашими грехами, здесь претерпевает. Он вместо нас осмеивается, терпит поругание, зак­рывание Лица и биение, да нам подаст «власть быть чадами Божиими» (Ин 1:12), с дерзновени­ем к Отцу Своему Небесному приступать (см. Ин 14:6; Еф.2:18), и открытым и непосрамленным лицом на пресвятое Его Лицо смотреть (см. 1Кор.13:12; Ин 3:2).
Посмотрим далее на подвиг Христов, в ко­торый Он за нас вступил и подвизался. Видим, что беззаконный собор, учинивший поругание Сына Божиего и неправедно осудив Его на смерть, предает Понтийскому Пилату, игемону. И, связав Его, — говорит евангелист, — «от­вели и предали Его Понтию Пилату, правителю» (Мф.27:2). И тут опять обличают Неповинного, как виновного, и опять судят неправедные Пра­ведного! «Начали, — говорит Евангелие, — обви­нять Его, говоря: «Мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю» (Лк23:2). О, злость человеческая! Называют разврат­ником Того, Который «путь, истина и жизнь» (Ин 14:6), Который учил их пути истинному, и их бесноватых, хромых, слепых и прокаженных исцелил, и их мертвецов воскресил! Противни­ком кесаря провозглашают Того, Который го­ворил им: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф.22:21). Нечестивый Пилат отсылает Его к лукаво­му лису Ироду (Лк.23:7). И тут фарисеи и книжники — со своей клеветою на Неповин­ность! «Первосвященники же и книжники, — го­ворит Писание, — стояли и усильно обвиняли Его» (Лк.23:10). Ирод, поругавшись над Тем, Кто выше всякой чести, опять возвращает Его к Пилату: «Ирод, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату» (Лк.23:11). Так Сын Божий, связанный и обесчещен­ный, от бесчестия к бесчестию и от поругания к поруганию приводится. Его водят по улицам иерусалимским, водят враги Его, водят с пору­ганием, водят на позор Ангелам, и человекам, и всей твари. Приводится — и туда и сюда — и возвращается! В мою и твою совесть, о чело­век, это страшное позорище ударяет. Мы, гре­хов ради наших, блуждали по пустыне мира сего, тьмой неведения Божиего, как узами, свя­занные. Все, — говорит пророк, — «как овцы, заблудились; человек от пути своего заблудился» (Ис.53:6). «Мы заблудились от пути истинного, и свет правды не светил нам, и солнце не озаряло нас. Мы преисполнились делами беззакония и по­гибели и ходили по непроходимым пустыням, а пути Господня не познали» (Прем 5:6—7). Но Христос, Сын Божий, за нас встал, за нас с поруганием по улицам водимый, да нас на­ставит на путь истины, да нам, заблудшим, путь к небесам покажет и устроит, и приведет к Отцу Своему, как и говорит: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин 14:6). Он стал «поношением у лю­дей и уничижением в народе. Все, видящие Его, насмехались над Ним, кивали головою, говорили устами» (Пс.21:7—8). И таким образом Он от нас бесчестие отнял, а вместо бесчестия заслужил вечную славу верующим во имя Его. Одеждою поругания оделся, дабы нам подать чистую одежду оправдания, да, в нее одетые, явимся непосрамленными перед святейшим Лицом Небесного Его Отца, и возрадуемся с пророком о Господе: «Да возрадуется душа моя о Господе; ибо Он облек меня в ризу спасения и одеждою веселия одел меня» (Ис.61:10).
Посмотрим еще, что делается с Заступни­ком нашим, от Ирода возвращенным к Пилату, и послушаем, что Пилат и люди Его, дом Израилев, которые ожидали пришествия Его, кото­рых Он пришел спасти, как Сам говорит: «Я по­слан только к погибшим овцам дома Израилева» (Мф.15:24), — что о Нем судят? Какое опреде­ление с обеих сторон полагают? Здесь слышим разные о Нем голоса. Пилат, язычник, не знающий Истинного Бога, закона Его и пророков, познает и признает Его непо­винность: «Не нашел человека сего виновным ни в чем том, в чем вы обвиняете Его; и Ирод также, ибо я посылал Его к нему; и ничего не найдено в Нем достойного смерти» (Лк.23:14—15). Но сонм иудейский вопиет: ««Возьми Его, а отпусти нам Варавву». Варавва был посажен в темницу за про­изведенное в городе возмущение и убийство» (Лк.23:18—19). Пилат снова признает и объявляет Его неповинность и хочет Его отпустить: «Пи­лат снова возвысил голос, желая отпустить Иисуса» (Лк.23:20). Но народ Божий возглаша­ет: «Распни, распни Его» (Лк.23:21). И опять Пи­лат оправдывает Его и хочет отпустить. «Он в третий раз сказал им: «Какое же зло сделал Он? Я ничего достойного смерти не нашел в Нем; итак, наказав Его, отпущу» (Лк.23:22). Но Из­раиль Божий крепится и усердно требует Его распятия: «Они продолжали с великим криком требовать, чтобы Он был распят» (Лк.23:23). Что от этих разных голосов последовало? Какой конец был у этого несогласного суда? Видим, что пересилила злоба Израиля правду язычника. Не смог ничего сделать Пилат со сво­им оправданием против неправды беззаконных людей. Превозмогли голоса народа и архиерей­ские. «И превозмог, —говорит евангелист, — крик их и первосвященников. И Пилат решил быть по прошению их» (Лк.23:23—24). Отпускается кра­мольник, злодей и убийца, а предается на смерть Сын Божий, сама неповинность! «От­пустил игемон им посаженного за возмущение и убийство в темницу, которого они просили; а Иисуса предал в их волю» (Лк.23:25).
Мы, о человек, причина того, что злодей предпочтен неповинному Иисусу. Наши грехи, возверженные на Него, пересилили грехи убий­цы. Ибо Он грехи всего мира взял на Себя, как «Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин 1:29). Против нас совесть наша, грехами нашими раздраженная, вопияла к Богу. Против нас закон Божий, который мы разорили, суда у Бога просил, и на вечную осуждал смерть. Но Христос-Заступник встал вместо нас. Непо­винный за повинных осуждается и предается на смерть. «Господь предал Его за грехи наши», — вопиет пророк (Ис.53:6). «Предан был за грехи наши», — проповедует нам Его апостол (Рим 4:25). «Не знавшего греха Он сделал для нас жерт­вою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведны­ми пред Богом», — тот же апостол нам открывает (2Кор.5:21).
Посмотрим еще, что делается после безза­конного суда с неповинным нашим Заступни­ком. Ужасное представляется очам нашим ви­дение! Видим, что Иисуса, преданного в руки бесчеловечных воинов, они обнажают и оде­вают в багряницу на посмеяние и поругание, венчают терновым венцом, в руки Его святые, сотворившие чудеса, подается трость в поруга­ние. Так Ему, как царю, на поругание увенчан­ному, поклоняются и поздравляют Его с пору­ганием, как царя: «Радуйся, Царь иудейский!» И этим не довольна бесчеловечная злость беззаконников! Еще беззаконие к беззаконию и лю­тость к лютости прилагают. Плюют на пресвя­тое Лицо Его, перед которым Ангелы и Архан­гелы благоговеют, бьют тростью по голове Его! «Тогда, — повествует святой Матфей, — воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк и, раздев Его, надели на Него баг­ряницу; и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: «Радуйся, Царь иудейский!» И пле­вали на Него и, взяв трость, били Его по голове» (Мф.27:27—30). Так за нас стоит и подвизается заступник наш Иисус. Нас грех обнажил от первой боготканной одежды и облек в кожаные одежды (см. Быт 3:6—7, 21). Мы захотели, по совету дьявольско­му, славу Божию похитить и венчаться ею, «как боги» (Быт 3:5). Мы дали рукописание на себя врагу нашему, которым он нас обличал, как преступников закона, держал в своей власти, как пленников, и с собою в вечную погибель влек. Нас уязвляли совести нашей боли острее терния и всякого жезла. Но Христос вместо нас совлекается Своих риз, да нас ризою спасения и одеждою веселья оденет; тернием венчается, да нам подаст венец нетленный; трость в руку принимает, да рукописание обличающее разор­вет; претерпевает биение по голове, да наши язвы, которыми нас сатана уязвил, исцелит, и уколы совести отнимет; одевается в багряницу и терпит поздравления с осмеянием, как царь, да «соделает нас царями и священниками Богу и Отцу Своему» (Откр.1:6). Так «изъязвлен был за гре­хи наши и мучим за беззакония наши» наш Изба­витель (Ис.53:5), «ранами Его мы исцелились» (1 Петр 2:24). Еще здесь постоим и посмотрим далее на спасительный подвиг Заступника нашего. Ви­дим, что воины, надругавшись, «повели Его на распятие» (Мф.27:31). «И, неся Крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейс­ки Голгофа» (Ин 19:17). Посмотрим здесь при­лежнее, откуда Он вышел и что нес. Из города за город вышел, из места поругания и страда­ния на место большего поругания и страдания вышел. Что несет перед очами Божиими и ан­гельскими поруганный и уязвленный Сын Бо­жий? «Крест Свой», на котором следует Ему пригвоздиться и вознестись. И на Кресте грехи всего мира несет Агнец Божий, на Которого указывая, Предтеча говорил: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин 1:29). На этом древе несет Агнец Божий мои и твои, о человек, грехи, которые нас могли погрузить на дно адово. Ибо этого тяжкого бремени не только воздух, но и земля не может выдержать, но на дно адово погружает несущего, если не возьмет этого бремени Сей Непорочный и Пре­чистый Агнец. Поэтому Агнец Божий взял их на Себя, и несет их вместо нас, да мы от них избавимся. «Он грехи наши Сам вознес Телом Сво­им на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды», — проповедует апостол (1 Петр 2:24). «И Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат» (Евр.13:12). Пойдем и мы за Христом, и последуем Ему, несущему Свой Крест, отягченный нашими грехами, и так взойдем на Голгофу, и увидим, что там с Заступником нашим делается. Здесь нам опять страшное представляется зрелище! Видим, что там распяли Его и двух разбойни­ков с Ним — ради большего поношения. Одно­го по правую, другого по левую сторону распя­ли, посреди же них — Иисуса. «Когда пришли, — говорит евангелист, — на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по пра­вую, а другого по левую сторону» (Лк.23:33; Ин 19:18).
Постоим еще немного на этом месте, кото­рое называется лобным, и очи наши с сердца­ми возведем на распятого Христа, да «изобразит­ся в нас Христос» (Гал.4:19). Посмотрим: на чем Его распяли? На древе крестном. Как? Всего на древе том растянули, руки и ноги Его к древу пригвоздили и между небом и землей повесили. Кто Он, Которому такое бесчеловечие оказали? «Господа славы распяли», — проповедует всему миру учитель вселенной апостол Павел (1Кор.2:8). Сын Божий между разбойниками повешен на позор Ангелам и человекам! Судия Правед­ный «к злодеям причтен» (Ис.53:12)!
Еще посмот­рим, любезный христианин, на Христа, ради нас распятого, и прилежнее рассудим, за что Он так ужасно страдает. «Он не сделал никакого гре­ха, и не было лести в устах Его», — как учит Его апостол (1 Петр 2:22). Мои и твои, о человек, грехи на Него возвержены. «Господь предал Его за наши грехи», — свидетельствует святой пророк Исаия (Ис.53:6). За тебя и за меня правде Божией, раздражен­ной нашими грехами, платит Сын Божий, Иисус, Заступник наш, как говорит через про­рока: «Чего я не отнимал, то должен был отдать» (Пс.68:5). Мы, которые хотели славу и честь Божию похитить с Адамом, как хищники и воры, достойны были вечно в огне геенском страдать и так огорченной правде Божией пла­тить, но Христос, Сын Божий, этот долг на Себя взял, и так здесь воздает за него, «воздает, чего не похищал». Таким образом, Он долг наших гре­хов, которым мы Царю и Богу нашему должны и не имели чем отдать, кроме смерти вечной (см. Мф.18:24—35), Своей неоцененной Кро­вью загладил, как говорит: «Я Сам изглаживаю беззакония твои ради Себя Самого» (Ис.43:25). Свои руки и ноги к Кресту пригвоздить попус­тил, да очистит грехи наши, руками и ногами сделанные: «изъязвлен был за грехи наши». Он воз­несся на древо и был повешен, да искупит нас от клятвы закона. «Христос, — говорит апостол, — искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою, ибо написано: проклят всяк, висящий на древе, дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников» (Гал.3:13—14). «Как Моисей вознес змию в пустыне», взирая на которую, уязвленные змеями исце­лялись (Числ.21:8—9), «так должно вознесенным быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верую­щий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3:14-15). Постоим еще и послушаем: не говорит ли чего в лютом Своем страдании Сын Божий, страдая, не грозит ли распинателям, не жалу­ется ли на врагов Своих Отцу Своему Небесно­му, не просит ли на них суда праведного за то, что так зверски с Ним поступают? Нет! Не слы­шим этого, не отверзает для этого Своих уст Непорочный Агнец Божий, но противополож­ное слышим. Слышим, что за них, а не против них, молится, им отпущения просит. «Иисус же говорил, — повествует святой евангелист: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают» (Лк.23:34). О долготерпение Твое, Владыко, Милости­вый наш Искупитель! О неисповедимая Твоя любовь и милосердие к грешникам! И в таком страшном мучении не столько о Себе, сколько о погибели грешников, да еще явных врагов, болезнуешь!.. Благословен Ты, Господи, образ такого терпения нам показавший! Да постыдит­ся человеческая гордость, не терпящая укори­тельного слова, и ропщущая, и отмщения бра­ту ищущая! Еще постоим, христианин, на лобном мес­те и посмотрим на Христа, ради наших грехов к Кресту пригвожденного, и увидим, что еще делается с Искупителем нашим. Видим здесь, что недовольна бывает злоба таким лютым и кровавым мучительством, она еще к мучению мучение прилагает! Слышим, что и ядовитым языком, как стрелами, замученного и распято­го уязвляют, проходя мимо, хулят Неповинно­го, насмехаются над терпящим такое лютое мучение. «Проходящие злословили Его, — пове­ствует евангелист, — кивая головами своими и говоря: «Э! разрушающий храм и в три дня сози­дающий! спаси Себя Самого и сойди со Креста». Подобно и первосвященники с книжниками, на­смехаясь, говорили друг другу: «Других спасал, а Себя не может спасти. Христос, Царь Израилев, пусть сойдет теперь с креста, чтобы мы виде­ли, и уверуем» (Мк.15:29—32). Об этом Он Сам через пророка к Небесному Отцу Своему гово­рит: «Все, видящие меня, насмехались надо мною, кивали головою, говорили устами: «Он уповал на Господа; пусть Он избавит Его, пусть спасет, если Он угоден Ему». И ниже: «Окружило Меня множе­ство тельцов, тучные волы обступили меня, рас­крыли на меня пасть свою, как лев, похищающий добычу и рыкающий». И еще там же: «Окружили Меня множество псов, скопище злых обступило Меня, они пронзили руки Мои и ноги Мои, сосчи­тали все кости Мои, а сами смотрели презри­тельно на Меня» (Пс.21:8-9, 13-14, 17-18). Нашу совесть, человек, это страшное позо­рище уязвляет. За нас такие язвительные на­смешки и ругань терпит страждущий «Сын Бога Живого» (Мф.16:16). Мы достойны язвительных насмешек и поруганий дьявольских. Мы храм Божий — тела наши — разорили грехами и за­кон Божий нарушили, за что должны быть от­даны в вечное посмеяние и поругание дьяволу и ангелам его, врагам нашим. Но Сын Божий, Заступник наш, вместо нас и здесь стоит, за нас терпит эти ядовитые стрелы посмеяний, за нас этим неизреченным Своим бесчестием и пору­ганием платит, чтобы нас от вечного посмея­ния и укоризны избавить. Слышит неповинно: «Э! Разрушающий храм, — да нас храмами Духа Святого» сделает (1Кор.6:19). Слышит с на­смешкой: «Спаси Себя Самого» (Мф.27:40), — да нам вечное спасение устроит. Слышит: «Если Ты Сын Божий, сойди с Креста» (Мф.27:40), — да мы «усыновление получим» (Гал.4:5), да мы будем «сыны Божии по вере во Христа Иисуса» (Гал.3:26).
Постоим еще, христианин, на Голгофе пе­ред Христом, страждущим ради нас, грешных, и посмотрим, какие еще перенес Он ради нас страдания. Видим, что пречистые Его уста, благовествовавшие мир и Евангелие, запеклись от страшной боли, и язык, проповедавший от­пущение грехов грешникам, «прильпнул к горта­ни Его» (Пс.21:16). И слышим, что в том жесто­чайшем страдании Он «вопиет: жажду» (Ин 19:28). Кто Он, Который вопиет: «Жажду»? Он Тот, Которого «земля и исполнение ее» (Пс.23:1), Он «напаяющий горы с высот Своих» (Пс.103:13), «собирающий, как мех, воды морские, заключающий бездны в сокровищницы» (Пс.32:7); Он Тот, Кото­рый «извел воду из камня и провел воды, как реки» (Пс.77:16); Он Тот, Который, «ударил камень — и потекли воды» (Пс.77:20), «расторг камень — и потекли воды» (Пс.104:41). Он плотью, ради нас принятой, жаждет в страдании, и в жажде Своей вопиет: «жажду!» За нас стоит Заступник и в страдании Своем жаж­ду терпит. Нам следовало в пламени гееннском вечно страдать, жаждать, кричать и просить, но просить бесполезно, капли воды, ради прохлаж­дения языка нашего (см. Лк 16:24). Но Христос здесь, на Голгофе, жаждет, да от нас отнимет веч­ную в геенне жажду и подаст нам прохлаждение во царствии Своем небесном, да устроит нас воз­лечь «с Авраамом, Исааком и Иаковом в царстве небесном» (Мф.8:11), где возлежащие «не будут терпеть голода и жажды, и не поразит их зной и солнце» (Ис.49:10), «ибо Агнец, Который среди пре­стола, будет пасти их и водить их на живые ис­точники вод» (Откр.7:16—17). Так Христос жаж­дой Своей отнимает вечную нашу жажду и по­дает нам воду живую, от которой пьющий «не будет жаждать вовек» (Ин 4:14).
Посмотрим, чем напояют жаждущего в страдании Сына Божиего. Видим, что и воды студеной не сподобляется «Покрывающий небо облаками», но уксусом поят Его: «напоив уксусом губку и наложив на иссоп, поднесли к устам Его» (Ин 19:29). И Сам Он через пророка говорит: «Дали в пищу Мне желчь, и в жажде моей напои­ли меня уксусом» (Пс.68:22). Желчи вкушает и горьким уксусом напаивается Избавитель наш, да отнимет горесть нашу, к душам нашим от плода заповеданного древа прилипшую, и по­даст нам «есть и пить за Трапезой Своею в цар­ствии» Его (Лк.22:30). И Церковь святая поет Ему: «Да избавимся мы сластнаго греха, желчи вкусил еси, Сладосте жизненная!» (Песнь 7 гла­са 5-го, в пятницу на утрени).
Постоим еще на Голгофе и посмотрим на конец этого страшного и спасительного позо­рища. И вот, видим уже, что Заступник наш, Сын Божий окончил Свой подвиг, которым за нас подвизался. «Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: «Совершилось!» И, преклонив главу, пре­дал дух», — проповедует возлюбленный Его уче­ник и наперсник святой Иоанн (Ин 19:30). Вот чем окончил, христианин, подвиг Свой Хрис­тос! «Смертью, смертью же крестной» окончил (Флп2:8)! Посмотрим прилежнее на крестную смерть Сына Божиего, от которой жизнь наша зави­сит, ибо Он душу Свою за нас положил (см. Ин 10:15,17—18). Нам, согрешившим, следовало не только временно, но и навечно умереть, «ибо воз­мездие за грех — смерть», — говорит апостол (Рим 6:23). Но Христос, Сын Божий, на Кресте умер, да нашу смерть Своей смертью умертвит, и нас, умерших, Своей смертью оживит. «Бог Свою лю­бовь к нам доказывает тем», — говорит апостол Павел, — «что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим 5:8). Хотя и умирают вре­менно верующие во имя Его, но поскольку «жало смерти — грех» (1Кор.15:56), Христос Сво­ей смертью «истребил» (Кол 2:14; 1Кор.15:55), то и эта смерть умирающим о Господе является не смертью, а переходом от временной жизни к вечной. Хотя и разрушается земная храмина их тела, однако вера святая их утешает и утверж­дает, что «от Бога жилище на небесах имеют, дом нерукотворенный, вечный» (2Кор.5:1). И как «пше­ничное зерно, пав в землю, умирает и приносит много плода» (Ин 12:24), так и «усопших о Господе» тела, в земле погребенные и растлившиеся, ус­лышав «повеление Божие и глас Архангельский» (1 Фес 4:16), как посеянные семена из земли, из гробов выйдут, «ибо вострубит — и мертвые вос­креснут нетленными» (1Кор.15:52). Этим упованием укрепляясь и утешаясь, верные дерзают с апостолом Павлом говорить: «Поглощена смерть победою. Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа» (1Кор.15:54—55)?
Посмотрим еще и на погребение святейшей и живоносной Плоти Его, которая после многоболезненных трудов и страданий, подъятых ради нашего спасения, три дня и три ночи по­чивала во гробе. «Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий бу­дет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф.12:40). Был погребен Христос, погреб и грехи наши, и погрузил неправды наши, и ввергнул в глуби­ны морские все грехи наши, дабы не явились они перед Лицом Божиим, если истинно и сер­дечно веруем в Него, ради нас умершего и по­гребенного. Так об этом предсказал святой Его пророк: «Он обратит, и ущедрит нас, и погрузит неправды наши, и ввергнет в глубины морские все грехи наши» (Мих.7:19). Почил Христос от дел Своих, которые ради нашего спасения начал и совершил. Так устро­ил и нам субботу, которую праздновать будем вечно, успокоившись от дел наших и трудов, и войдя «в покой» тот (Евр.4:1—11; Откр.14:13), ко­торый никакому труду, печали и болезни не причастен, но только слышится глас радости и веселья, как поет пророк: «Глас радости и спасе­ния в селениях праведных» (Пс.117:15). Положен Христос во гроб, и наши гробы сделались нестрашными нам, но стали как ложа, в которых, почив после многоболезненной жизни сей, бу­дем упокоеваться, пока не услышим глас Сына Божиего, а услышав, оживем, по истинному Его обещанию (см. Ин 5:25). Воскрес Христос, воскреснем и мы, верую­щие во имя Его. И что «сеется в тлении, восста­ет в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеет­ся тело душевное, восстает тело духовное» (1Кор.15:42—44). Вознесся Христос на небо, вознесем­ся и мы, если «до смерти Ему верными будем» (Откр.2:10), и «претерпим до конца» (Мф.24:13). Тогда где голова, там и члены Его будут, где Гос­подь, там и слуги Его будут, и где Он Сам, там и верные Его будут, и «видят славу Его» (см. Ин 17:24). Поэтому апостол в утешение верным говорит: «Наше же жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа наше­го Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его» (Флп.3:20—21). И еще: «Зна­ем, что, когда земной наш дом, эта хижина, раз­рушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный. Оттого мы и воз­дыхаем, желая облечься в небесное наше жилище» (2Кор.5:1-2).
Вот видим, христианин, как дорого стало Христу, Сыну Божиему, спасение наше! Жесточайшим страдани­ем, глубочайшим смирением, неизреченным бесчестием, поносною смертью, «и смертью кре­стной», искупил нас от смерти, ада и всего бед­ствия Искупитель наш, и возвратил нам спасе­ние, которое мы самовольно потеряли.
Дан был нам закон Божий, в котором вечная правда изображена. Тот должно было нам или совершенно исполнить, и так правед­ными перед Богом быть, и жизнь вечную полу­чить, по Писанию: «исполняющий то (в законе написанное) человек, жив будет им» (Галл.3:12), или, если не исполним, под клятвою закона быть, по сказанному: «проклят всяк, кто не исполняет всего, что написано в книге закона» (Втор 27:26; Гал.3:10). Правда Божия нарушена быть не может, но требует непременно, чтобы законопреступник был наказан, ибо свойство правды — каждому от­давать должное. Не нашелся человек, который бы закон Божий совершенно исполнил, «потому что все согрешили и лишены славы Божией» (Рим 3:23). Не сотворил никто того, чего правда Божия тре­бовала, и каждый обличался от закона как пре­ступник и непокорный. Следовательно, и ос­тался всякий по определению Божией правды под проклятием, и подпал вечному осуждению и смерти. Милосердие и человеколюбие Божие не терпело, чтобы человек был оставлен под про­клятием, не терпело видеть его в вечной поги­бели. Правда Божия своего требовала, и мило­сердие Божие своего хотело. Надобно было и правде Божией удовлетворение свое получить, и милосердию Его не остаться без удовлетво­рения. Бог Праведный и Милосердный изобрел по Своей премудрости средство, которым и прав­да Его святая, и милосердие Его удовлетвори­лись. Благоволил Сыну Своему, Который есть Ипостасная Божия Премудрость, воплотиться. Явился во Плоти Сын Божий, и за нас, прокля­тых от закона, сделался клятвой, единый «бла­гословенный во веки» (Рим 9:5), и так «искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою» (Галл.3:13), и, вместо нас, не исполнивших за­кона, совершенно исполнил закон, «чтобы оп­равдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу» (Рим 8:4). Так правде Божией и милосердию Его удовлетвори­ла Ипостасная Отчая Премудрость — Христос. Правде — так как «Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши» (Ис.53:5; Рим 4:25; 1Кор.15:3); милосердию — так как человек про­клятый и вечному осуждению подверженный «благословение верою во Христа получает от Бога и спасается» (1 Петр 3:9; Галл.3:9, 14; Рим 5:9— 10). И чего в законе не мог найти, как немощ­ный, то все верою во Христе обретает. Так «ми­лость и истина встретились, правда и мир обло­бызались. Истина от земли воссияла, и правда с неба приникла» (Пс.84:11—12).
От этого Источника живого прохлаждают­ся верные, на Иисуса, вознесенного на Кресте и грехи наши вознесшего в Теле Своем на дре­во, верою «взирают и ранами Его исцеляются» (Евр.12:2; 1 Петр 2:24). Ибо «как Моисей вознес змию в пустыне, так подобало вознесенным быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:14— 15). Об этом дерзают с апостолом говорить: «Имеем Ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, Праведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1 Ин.2:1—2). Он несовершенное их послуша­ние Своим совершенным послушанием допол­няет, и Своим совершенством недостатки и не­мощи их прикрывает, и так «от полноты Его все мы приняли» (Ин.1:16). Он «сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящени­ем и искуплением» (1Кор.1:30). Итак, к этому прибежищу нищих и убогих и Врачу немощей человеческих, истребивше­му грехи, должно и нам, христианин, прибегать, и верою взирать на Него, дабы, как сыны Израилевы, угрызаемые от змиев в пустыне, взи­рали на вознесенную Моисеем змею и исцеля­лись (см. Числ.21:9), так и мы, верою взирая на вознесенного Сына Божия, исцелились от ядо­витых угрызений адского змия, дьявола. Христос, Сын Божий, — утешение, похва­ла и слава наша, христиане, «умерший за нас, но и воскресший, Он и одесную Бога сидит, и хода­тайствует за нас» (Рим.8:34), — Тот, Который с высоты славы Своей милостиво взирает «на кротких, и смиренных, и трепещущих пред сло­вом» Его (Ис.66:2), Который «трости надломлен­ной не переломит, и льна курящегося не угасит» (Ис.42:3; Мф.12:20). Который Сам говорит: «не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф.9:12—13). «Посему да приступаем с дерзновением к пре­столу благодати, чтобы получить милость и об­рести благодать для благовременной помощи» (Евр.4:16).
Он Освободитель наш от пленения и влас­ти дьявольской.
Он Исцелитель язв наших, которыми мы от врага того, как от разбойника, смертельно уяз­влены.
Он Свет против тьмы нашей. Он Врач против немощей наших.
Он нам Премудрость против безумия и не­доумения нашего.
Он Утешение против всякой печали нашей.
Он Жизнь и жизни Источник против смер­ти нашей.
Он Оправдание против грехов наших. Он Заступник против клеветников наших.
Он Мир и Покой против злой совести нашей.
Он Победа против врагов наших.
Он Помощник нам в брани нашей против дьявола, плоти, мира, греха и прочих врагов наших. Он Ходатай наш против гнева и суда Божия.
Он Укрепление нам в слабости, изнемогании и малодушии нашем.
Он Путь и Вождь к вечной жизни, блажен­ству и царствию небесному.
Словом, Он «сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искупле­нием» (1Кор.1:30). Слепы мы были, — Он нам стал премудро­стью. Грешны мы были, — Он нашим стал оправ­данием. Скверны мы были, — Он нам сделался ос­вящением. Пленены мы дьяволом были, — Он нашим стал избавлением. Это высочайшее Его благо­деяние и милость как всему миру, так мне и тебе, человек, подалось. Мой и твой Он есть избавитель, искупитель, заступник, помощник, утешитель, оправдание, освящение, мир, вос­кресение, надежда в жизни, при смерти, по смерти вечная жизнь, вечная радость, слава и блаженство, если истинно, сердечно и нелице­мерно веруем в Него.