ХРАМ. СВ. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА В ПОС. НИКОЛО-ПРОЗОРОВО

О любви к ближнему

«Возлюбленные! Возлюбим друг друга», — и проч. (1 Ин.4:7)
Корень и начало любви к ближнему есть любовь к Богу. Кто истинно любит Бога, не­пременно любит и ближнего. Без сомнения, Бог любит каждого человека. Итак, кто ис­тинно любит любящего Бога, тому надобно любить и любимого им человека. «Возлюбим же друг друга», как Бог возлюбил нас. Все мы, о христиане, одного признаем праотца Адама, все сродное естество имеем, все называемся человеками и все мы человеки. «Возлюбим же друг друга». Все созданы единым Богом, созданы по образу Божию и подобию: «возлюбим же друг друга». Все мы, падшие, искуплены Кровью Хрис­та, Сына Божия, возлюбившего нас и предав­шего Себя за нас: «возлюбим же и мы друг друга».Всех нас так возлюбил Бог, что «отдал и Сына Своего Единородного, дабы всякий верую­щий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3:16). «Возлюбим же и мы друг друга», как Бог возлюбил нас. Всем нам дал Бог слово Свое святое, как светильник, сияющий в темном месте, кото­рое учит нас друг друга любить и от любви друг другу благотворить: «возлюбим же друг дру­га». Все мы это слово Божие слушаем: «возлю­бим же друг друга». Все мы в единую святую веру позваны, и веруем во Отца и Сына и Святого Духа, Еди­ного Триипостасного Бога, Который нас лю­бит: «возлюбим же и мы друг друга». Все мы одного Бога призываем, молимся, поклоняемся Ему, поем и славословим Его: «возлюбим же друг друга», как Он любит нас. Все мы называемся христианами от Хрис­та: возлюбим же друг друга», как Он любит нас. Все мы единое имеем Крещение, все мы крестились во имя Отца и Сына и Святого Ду­ха: «возлюбим же любить друг друга». Все мы при Крещении отрекались от сата­ны и всех злых дел его: гордости, ненависти и прочего зла — и обещали Христа и друг друга любить. «Возлюбим же друг друга». Все мы к вечной жизни позваны, и гово­рим в Символе святом: «Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века»: «возлюбим же друг друга». Все мы к одной святой Трапезе приступа­ем, и причащаемся Тела и Крови Христовой. О, великое дело! О, непостижимое человеко­любие Божие! «Возлюбим же друг друга». Христиане! Все мы братья, единого Отца имеем — Бога, Которому молимся и говорим: «Отче наш, Иже еси на небесех!» — и прочее. «Возлюбим» же, как братья, «друг друга». Всем нам Отец Небесный от любви Своей подает пищу, одеяние, дом и прочие блага: «возлюбим же и мы друг друга».
Итак, достаточно причин имеет христиа­нин, ради которых должен ближнего своего любить. Главная же причина — та, что Бог че­ловека любит. Что же, христианин?
Захочешь ли ненави­деть любезное Божие создание — человека?
Захочешь ли ненавидеть того, который та­кой же человек, как и ты?
Захочешь ли ненавидеть того, который со­здан по образу Божию и по подобию, как и ты?
Захочешь ли ненавидеть того, которого Бог любит?
Захочешь ли ненавидеть того, который Кровью Христовой искуплен, как и ты?
Захочешь ли ненавидеть того, за которого Христос пострадал и умер?
Захочешь ли ненавидеть того, который ба­нею святого Крещения омыт, как и ты?
Захочешь ли ненавидеть того, который к вечной жизни позван, как и ты?
Захочешь ли ненавидеть того, которого Бог велит тебе любить, «как самого себя» (Мф.22:39)?
Захочешь ли ненавидеть того, который к святейшей Евхаристии приступает, как и ты?
Захочешь ли делать зло тому, которому Бог от единой любви благотворит?
Захочешь ли обесчестить и обругать того, которого Бог почтил?
Захочешь ли проклинать того, которого Бог благословляет? Христиане!
Страшно, и очень страшно не­навидеть того, которого Бог возлюбил, за ко­торого Христос умер и пострадал. Опасно, и очень опасно делать зло тому, которому Бог благотворит, бесчестить того, которого Бог почтил, проклинать того, которого Бог благо­словил. Итак, «возлюбим друг друга», христиа­нин, как Бог всех нас возлюбил.

Плоды любви христианской:
1) Терпение. Кто любит ближнего, тот не мстит ему за нанесенную обиду, но великодуш­но переносит ее; и не только не мстит и пере­носит, но и молится за обидевшего, приписы­вая ту обиду главной причине — общему врагу, дьяволу, который подстрекает нас друг друга обижать, а о человеке соболезнует, видя его не­исправность. В этом он подражает Христу мо­лящемуся: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают» (Лк.23:34). К этому апостол увещевает: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим.12:21).
2) Милосердие. Любовь, видя неблагополу­чие ближнего, соболезнует ему и считает это как бы своим, страдающему сострадает, с бедству­ющим бедствует и старается помочь бедствию его, не щадит себя, чтобы бедствию ближнего пособить, и так бедствие его и свое благополу­чие с ним пополам делит. Так делают те, кото­рые убогим свое истощают богатство, нищих награждают, от себя отнимая, и так от своего временного благополучия убавляют, а тем са­мым у бедных бедствия убавляют. Таких убла­жает Христос: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут»; и к этому всех нас увещева­ет: «Будьте милосердны, как милосерден Отец ваш Небесный» (Мф.5:7, 48).
3) «Любовь не завидует» (1Кор.13:4). О благо­получии ближнего скорбеть и о радости уны­вать — дело зависти. В любви язва эта душев­ная не имеет места: она счастье ближнего и не­счастье своим считает, и потому как о несчастье ближнего болезнует, так о счастье радуется; с плачущими плачет, с радующимися радуется. «Так радоваться с радующимися и плакать с пла­чущими» увещевает апостол Павел (Рим 12:15).
4) «Любовь не превозносится, не гордится» (1Кор.13:4). Ближнего презирать, уничтожать, себяᄠвкԷвѫЈатьဠ恜 ᔭе䐛༾࠰萳ордости. Любовь не так: она себя уничтожает, других выше себя ста­вит, всех почитает, перед всеми смиряется, выс­шим покорна и послушна, с равными учтива и к ним благосклонна, с низшими снисходитель­на и общительна; прежде себя, нежели других, осуждает, себя укоряет, а не других; всякому место уступает. К этому апостол нас поощряет: «Почитайте один другого высшим себя» (Флп.2:3).
5) «Любовь не бесчинствует» (1Кор.13:5), но и срама не боится ради любимого. «Не знает лю­бовь, — говорит святой Иоанн Златоуст, — что когда есть срам» (Беседа 33 на первое Послание к коринфянам). Где для прочих стыд, там для нее стыда нет; где прочие гнушаются, там она не гнушается; где прочие отвращаются и убегают, там она приступает и присоединяется. В этом деле она уподобляется слепому, ко­торый думает, что если он сам не видит, то и другие его не видят. Так и она помышляет, что как ей, так и прочим нет там стыда и срама, где нужда и бедность ближнего помощи требует. Так она не стыдится одетого в рубище, хотя сама порфирой и виссоном украшена; так не стыдит­ся перед лежащим на гноище склоняться, хотя сама высокой честью почтенна; так не стыдит­ся в темницу смрадную войти, хотя сама в чер­тогах обитает; не стыдится в дом свой ввести странника и упокоить, хотя бы нищий и рана­ми смердел; не стыдится утешать печального, хотя бы он и весьма низкий был: она там отла­гает преимущество титула своего, где нужда бедного требует. Так Христос, Сын Божий, скрыл величество Божества Своего под Плотью человеческой, чтобы так удобнее мог бедствию нашему по­мочь; не постыдился с мытарями есть, с блудницами беседовать и с прочими грешни­ками обращаться, бесконечная Святыня и Правда. Не постыдился на суде стоять и суди­мым быть Судия всех. Не постыдился бесчес­тие, поругание, заплевание принять, быть об­наженным, между разбойниками быть пове­шенным Тот, Которому Серафимы со страхом и трепетом предстоят. А так глубоко смириться не что иное Его убедило, как любовь Его к нам, не постижимая нами, чтобы так нас от беды избавить. Таким образом и нас научил не стыдиться там, где ближнего нужда требует от нас помо­щи. На этот образ любви должны смотреть на­чальники, и с низкими своими подчиненными обходиться любовно, не гнушаться ими, слушать предложения их, исполнять и помогать нуждам их; пастыри — не стыдиться ходить вослед по­гибших и погибающих словесных овец, и ис­кать их; богатые и славные — не стыдиться в дома свои вводить убогих, угощать и успокаи­вать их; господа — не стыдиться рабов своих братьями называть; все христиане — не стыдить­ся посещать сидящих в темнице, окованных кандалами, посещать лежащих на одре болез­ни, помогать немощным и престарелым и про­чим бедным.
6) «Любовь не ищет своего» (1Кор.13:5). Ис­тинная любовь старается с радостью и весель­ем любимому благотворить, и благотворить без всякой пользы для себя. Она в этом уподобля­ется плодовитому дереву, которое плодами сво­ими не себя, но других питает; уподобляется земле, которая не ради себя, но ради нас плоды производит; уподобляется солнцу, которое не себе, но нам светит и нас согревает; или лучше — следует той вечной и несозданной Любви и Благости, Которая все блага нам по­дает без всякой Своей корысти. Так святой Моисей «отказался называться сыном дочери фараоновой и лучше захотел стра­дать с народом Божиим, нежели иметь времен­ное греховное наслаждение» (Евр.11:24-25). Так святой Павел о себе написал: «Посему я все тер­плю ради избранных, дабы и они получили спасе­ние во Христе Иисусе с вечною славою» (2 Тим 2:10). Так благочестивые Цари не для себя, но для Отечества своего царствуют; так добрые судьи не для себя, но для людей производят суд; так христолюбивые пастыри не ради себя, но ради овец Христовых митрою покрываются и жезл в руках носят; так боголюбивые воины не ради себя, но ради веры святой и Отечества про­тив врага сражаются; так «любовь не ищет своего», но ищет пользы ближнего. К этой обязанности увещевает св. Павел: «Никто не ищи своего, но каждый пользы другого» (1Кор.10:24).
7) Истинная любовь «не раздражается» (1Кор.13:5), не гневается на ближнего, хотя от него и обиду принимает. Прочие обиду за обиду и зло­словие за злословие воздать стараются. Она же не только того не делает, но и в сердце гнева не имеет на обидевшего (Св. Иоанн Златоуст в тол­ковании на это место Писания). И так не толь­ко не делает, но даже немыслит зла (1Кор.13:5). И хотя иногда и являет гнев свой, но гнев тот устремляется на грехи, а не на человека; грехи гонит и старается искоренить, а не согрешив­ших, такой гнев бывает особенно со стороны благочестивых начальников и пастырей. Такой гнев праведный и великую любовь в сердце гне­вающегося проявляет, которая всячески ищет спасения брата. Таковые подражают доброму и искусному лекарю, который иногда дает жес­токое лекарство немощному, чтобы так удоб­нее выгнать из него немощь.
8) «Любовь не радуется неправде» (1Кор.13:6), но соболезнует, когда ближнему наносится оби­да. Поскольку она благополучие и злополучие ближнего своим считает, то и обида, ближнему наносимая, не менее чем собственно неблаго­получие, ее трогает. Так болезнует друг, когда друг его неправду терпит; болезнует мать и отец чадолюбивый, когда сын их от насилия стра­дает. «Любовь, — говорит святой Иоанн Злато­уст в беседе на сие слово, — не услаждается злостраданиями».
9) «Любовь сорадуется истине» (1Кор.13:6), когда все благочинно и в благом состоянии ви­дит. Так радуются святые Ангелы и все угодни­ки Божий, когда грешники каются о грехах сво­их и добрые дела творят (см. Лк.15:10).
10) «Любовь всех любит» (1Кор.13:7), добрых и злых не исключает от благоволения и благо­творения своего. В этом она подражает Небес­ному Отцу, Который «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф.5:45); уподоб­ляется солнцу, которое и хулящих, и хвалящих его освещает и согревает; уподобляется плодо­витому дереву, которое и хозяина своего, и чу­жого питает плодами своими; уподобляется ис­точнику, который и засоряющих, и вычищаю­щих его напаивает; уподобляется скоту, который и кормящих его, и бьющих возит; уподобляется земле, которая и возделывающим ее, и плюю­щим на нее подает плоды свои. Таков нрав люб­ви. Она не смотрит на лица, не разбирает чина и родства, близости и дальности, приязни и неприязни; не спрашивает, кто он, нуждающийся в плоде любви: брат или не брат, срод­ник или несродник, единоплеменник или ино­земец, приятель или неприятель, добрый или злой; тому являет действие теплоты своей, кто хочет того и нуждается в том. Тот ей и сродник, кто беден. Там она близко приступает, где нуж­да. Бедствие и нужда человеческая — для нее как родство, и ее к себе привлекает. Так сделал упомянутый милостивый самарянин.
11) «Любовь всему верит» (1Кор.13:7). Как сама простосердечна, таковыми и прочих счи­тает; и как сама никого не обманывает, так и о прочих думает, и потому всякому верит. Ибо любовь чистосердечна, не лукава, не льстива, и потому, какова сама, так и относительно про­чих надеется и подозрения не имеет. От этого-то и бывает, что добрых часто лукавые обманы­вают и они много бед претерпевают, поскольку со всеми чистосердечно обходятся. Этих людей нынешний свет дураками безумно называет, потому что с ним лукавить не умеют.
12) «Любовь на все надеется, все переносит» (1Кор.13:7). Об этом святой Иоанн Златоуст так говорит: «Что значит — «на все надеется»? Не от­чаивается всех благ для любимого; но, если он и зол будет, она продолжает исправлять, промышлять прилежно. Если и не сбудутся на­дежды на блага эти, но и еще тяжелее он будет, и это терпит» (Беседа 33 на первое Посла­ние к коринфянам.).
13) «Любовь никогда не перестает» (1Кор.13:8). «Вера и надежда, — говорит святой Иоанн Златоуст, — когда те блага, в которые верят и на которые надеются, придут, перестанут; лю­бовь же тогда особенно возгорится и станет еще сильнее» (Беседа 34 на первое Послание к ко­ринфянам). Ныне верные веруют, надеются и любят, но в будущем веке будут только любить. Ибо увидят то, во что веруют; получат то, чего надеются, и потому вера и надежда перестанут, но любовь вовеки не перестанет. Ибо вовеки будут видеть Бога, Которого будут любить; и друг с другом вместе будут вовеки, и так друг друга будут любить. Лучше сказать — тогда бу­дет совершение любви, ибо «лицом к лицу уви­дят Бога» (1Кор.13:12), Которого ныне верой видят; и увидят друг в друге совершенную вза­имную любовь, друг в друге совершенный об­раз Божий сияющий и совершенное блажен­ство, о котором будут радоваться. Этими плодами Бога и ближнего любящая душа изобилует! Этой утварью, как дочь царс­кая, украшается! В себе она смиренна, но Бог ее превознес; вне она убога, но внутри богата; вне проста, но внутри благородна; вне презрен­на, но внутри почтенна; миром умалена, но Богом возвеличена!

Образ любви к ближнему показывает Святое Писание: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф.22:39). Как любишь себя, так и ближнего своего люби.
Как не хочешь, что­бы кто тебя обидел, отнял что у тебя, оклеве­тал, оболгал, прельстил, обманул, опорочил, похитил что, осудил тебя, укорил и прочее зло сделал, так не желай и не делай того и ближне­му.
Как не хочешь, чтобы кто тебя в нужде ос­тавил, так не оставляй и ближнего своего.
Как хочешь, чтобы кто тебе в бедности помог, так желай и помогай сам бедствующему.
Как хо­чешь, чтобы кто тебя, голодного напитал, жаж­дущего напоил, нагого одел, странствующего в дом ввел и упокоил, сидящего в темнице и бо­лящего посетил, печального утешил, сомнева­ющегося вразумил, незнающего научил, заклю­ченного освободил, пленного выкупил, немощ­ному послужил и прочие дела любви сотворил, так желай и твори сам ближнему. «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними», — говорит Хрис­тос (Мф.7:12). А святой Иоанн Богослов, лю­бимый Христом и любящий Христа и ближне­го своего, еще добавляет к этой любви: «Он (Хри­стос) положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев» (1 Ин 3:16). И хотя это обязанность всех, кто хочет Хри­сту, так нас возлюбившему, подражать, однако особенно — тех, которым Он поручил пасти стадо словесных Своих овец. Они тогда прежде всего должны с жезлом своим выйти и перед овцами своими стать, когда видят надвигаю­щихся волков, которые хотят расхитить и рас­пугать стадо Христово, и так должны отгонять и поражать их, или души свои полагать, а не бежать, как наемники делают (см. Ин.10,1—16).

«Нелюбящий брата пребывает в смерти», — говорит апостол (1 Ин 3:14). Такой хотя телом и живет, но душою мертв есть. Ибо как тело ду­шою, так душа Духом Христовым оживляется. А где нет христианской братской любви, там нет Духа Христова. Ибо «всякий, не делающий прав­ды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего» (1 Ин 3:10). Но там, вместо этого, — дух неприязни: ибо душа или находится в благода­ти Божией и благодатью оживляется; или не имеет благодати и лишается жизни духовной. Ибо одно двух непременно последует: где нет жизни духовной, там смерть духовная, как где нет жизни телесной, там смерть телесная. За смертью духовной последует смерть вечная, если душа покаянием истинным не воскреснет.

Сказать невозможно, сколь великое благо­получие любовь приносит во всяком чине: меж­ду начальником и подчиненными, между роди­телями и детьми; между мужем и женой, между братьями и сестрами, между рабами и господа­ми; между соседями — и горожанами, и поселя­нами, между мастеровыми людьми, между вои­нами; в духовенстве между иереями и клирика­ми и прочими.
Без любви нет нигде радости и утешения: где любовь, там всегдашний духов­ный пир и ликование.
Любовью связанным душам и в темнице сидеть приятно, слезы друг о друге проливать сладостно; без любви и прекрасные чертоги не отличаются от темницы.
С любовью хлеб и вода сладко вкушается, без любви и сладкая пища горькой бывает.
С любовью и неволя приятнее свободы, без любви и свобода горше неволи.
Любовью дома, города, государства стоят, без любви — падают.
Любовью присутственные места украшаются, советы бывают во благо.
Любовь воинство укрепляет, делает его страш­ным и непобедимым для врага.
О, блаженно то общество, тот город, тот дом, в котором взаимная процветает любовь! Раю земному, радости и сладости исполненному, подобно место, в котором любовь, как дерево сладкими плодами изобилующее, пребывает. О любовь-любовь, неоцененное сокровище, лю­бовь! Всех благ мать — любовь! Известное зна­мение живой веры христианской — любовь! Сколь много бед, напастей и зол претерпева­ем, поскольку любви не имеем! Подтверждает это святой Иоанн Златоуст, златым своим язы­ком так говоря: «Если бы все на свете друг дру­га взаимно любили, не надобно бы было ни за­конов, ни судов, ни казней, и ничего тому по­добного: поскольку всякое бы зло так удаленно было, что и само имя греха неизвестно бы было» (Беседа 32 на первое Послание к коринфянам).