ХРАМ. СВ. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА В ПОС. НИКОЛО-ПРОЗОРОВО

О любви к врагам

«Если голоден враг твой, на­корми его хлебом; если жаж­дет, напои его, ибо, делая сие, ты собираешь горящие угли на голову его; Господь же воздаст тебе доброе» (Притч 25:22, 23).
«То же и у апостола: Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим 12:21).
«А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотво­рите ненавидящим вас и моли­тесь за обижающих вас и го­нящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добры­ми и посылает дождь на пра­ведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любя­щих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мыта­ри? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Не­бесный», — говорит Христос (Мф.5:44-48; Лк.6:27-36).
Под врагами здесь подразумеваются те люди, которые нам словом или делом какие-либо причиняют обиды, которые проклинают нас, ненавидят нас, творят нам напасти и изго­няют нас. Этих нам Христос велит любить. Поскольку в главе о любви к ближнему, то есть ко всякому человеку, сказано, что есть лю­бовь христианская и каковы ее плоды, поэтому здесь о том не предлагается; там смотри, чита­тель. Ибо между ближними нашими не только приятели и друзья наши, но и враги наши имеются в виду, которых Христос нам повеле­вает любить: «Любите врагов ваших» (Мф.5:44). Но предлагаются здесь только причины, которые побуждают нас к любви к врагам нашим:
1) Хотя бы мы и не знали другой какой при­чины, по которой любить нам врагов наших, однако одно то, что Христос повелевает нам любить их, побудить к тому должно нас, — что и о всякой Его святой заповеди разуметь долж­но. Христос хочет и велит нам любить врагов наших. Христос — вечная Истина, волей Небес­ного Отца нам открывшаяся, Которого Небес­ный Отец повелевает нам слушать: «Его слушай­те» (Мф.17:5). Итак, что Христос, Сын Божий, повелевает, того воля Небесного Отца от нас хочет, вечная Божия правда требует, то нам по­лезно.

2) Если примем в рассуждение, что есть Христос, Который нам говорит: «Любите врагов ваших», — то не только на это Его повеление, но и на саму смерть за имя Его всегда готовыми себя показать должны мы. Христианам долж­но знать, что Христос есть высочайшая Любовь к нам, какой больше быть может, Избавитель, Искупитель, Ходатай и Примиритель наш к Богу, вечная надежда и упование наше. Этот наш такой высокий Благодетель повелевает: «любите врагов ваших». Если бы ты попал в такое несчастье, что по законам и монаршему определению следова­ла тебе смертная казнь, и нашелся бы такой добрый человек, который бы тебя не только от той казни избавил своим ходатайством и тем, что претерпел за тебя различные бед­ствия, но и в высокую монаршую милость при­вел, ты бы все, что тебе ни повелено от него было, по воле его без сомнения исполнял; раз­ве бы только крайне неблагодарным захотел явиться такому великому благодетелю. Но эта любовь, это благодеяние, хотя и ве­лико, однако в сравнении с Христовою любо­вью, которую Он нам показал, — как ничто, ибо это временное, и смерти этой по естественно­му закону никому миновать невозможно. Ибо Христос не от временной, но от вечной смерти избавил нас: «не тленным серебром или золотом, но драгоценною Своею Кровью» искупил нас от той вечной горести (1 Петр 1:18-19). «Христос умер за грехи наши» (1Кор.15:3). И не только от того бедствия избавил, но «тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Ин 1:12), и наследие вечного цар­ствия отворил. Эта высочайшая Его к нам любовь требует от нас, чтобы не только друзей, но и врагов на­ших по заповеди Его любить старались, если хотим Ему благодарными быть. Открой Еван­гелие Его святое, и оно представит тебе любовь Его эту. Оно покажет тебе, что Он ради нас «об­раз раба принял» (Флп.2:7), «обнищал» (2Кор.8:9), «не имел, где головы приклонить» (Мф.8:20), тру­дился, из города в город, из села в село ходил, проповедуя Евангелие царствия, плакал, бо­лел, гонение, поношение, хулы, заушение, оплевание, посмеяние, терновый венец претер­пел, страдал, умер и погребен был. Все это не­повинно и ради одной к нам любви претерпел, и так нас от смерти, ада и дьявола искупил, и Небесному Своему Отцу в милость привел. Эта Его такая любовь может и должна умяг­чить и убедить сердце наше к любви к врагам нашим. Человека-благодетеля, ежели бы от временной смерти избавил нас, во всем бы слу­шали мы, если бы хотели ему благодарными быть. Не тем ли более достоин того Сын Бо­жий, Который нас смертью Своею от вечной смерти искупил и к вечному блаженству дверь нам отворил? Кто хочет любить Христа, Искупителя сво­его, тот слово Его соблюдать будет. «Кто любит Меня, — говорит Он, — тот соблюдет слово Мое» (Ин 14:23). Иначе никакой любви ко Христу не имеет, что бы ни делал и ни исповедовал о себе. Итак, если любви ко Христу не имеет тот, кто врагов своих не любит, что же сказать о тех, которые не любят никакого зла не делающих им? О, как далеко отстоят таковые от христи­анства и Христа!
3) Сам Он нас, врагов Своих, так возлюбил, что и умер за нас, чтобы так с Небесным Отцом нас примирить и в вечное блаженство привес­ти. Посмотри в книгу святого Евангелия, и уви­дишь, что Христос за грешников и нечестивых умер. «Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками». И еще: «Будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его» (Рим 5:8, 10). Итак, и мы должны, по примеру Его, врагов наших любить, если хотим учениками Его, то есть христианами, быть. Ибо христиа­нин не иное что есть, как ученик Христа.
4) Кто любит не только друзей, но и врагов, тем показывает, что он есть сын Божий по бла­годати. Ибо такой на себе изображает нрав Не­бесного Отца, Который «повелевает солнцу Сво­ему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф.5:45), то есть всем благодетельствует по одной любви Своей, добрым и злым, «хочет, чтобы все спас­лись» (1 Тим 2:4), праведные и грешные. Сколь же великое дело есть быть сыном Божиим, сло­во изъяснить и ум человеческий понять того не может. Итак, если кто любит друзей и врагов, тот следует Богу нравом своим, как сын отцу своему; «подражает Богу, как чадо возлюбленное» (Еф.5:1).
5) Одной христианской души свойство — врагов любить. Ибо тех, кто их любит, любят грешники, мытари и язычники. Христиане же на высшую степень любви должны восходить, то есть не только любящих любить, но и нена­видящих; не только благотворящих благодарить, но и творящих зло; не только благословляющих, но и проклинающих благословлять; не только молиться за делающих добро, но и за творя­щих напасть и изгоняющих (см. Мф.5:44). Итак, если кто любит только любящих его, тот не христианское дело показывает, но дела­ет то, что и для язычников, не знающих Хрис­та, и для великих грешников одинаково, и в том от них не отличается. Ибо истинная христиан­ская любовь «не ищет своего», но любит всякого без своей пользы (1Кор.13:5). А кто любящего себя любит, тот равное воздает, и добром за доб­ро платит, и любит себя более, нежели ближне­го. Ибо любит его потому, что тот его любит, от него добро и пользу получает, и потому пользу и корысть свою любит более, нежели ближне­го; иначе, если бы пользы и корысти от него не видел, не любил бы его, — как язычники и про­чие грешники поступают. Поэтому Христос и говорит: «Если вы будете любить любящих вас, какая вам награда ? Не то же ли делают и мы­тари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?» (Мф.5:46). Итак, христианская добродетель состоит не в том, чтобы только любящих любить, но всех без своей пользы. Не любить любящих себя есть грех такой, которым и язычники гнушаются. Ибо таковых любить и природный разум велит; и больший грех творит тот, который любящих не любит, нежели тот, который врагов не лю­бит. Ибо такой и естественного лишился ра­зума, и горший неверного, который, законом естественным наставляем, любящих себя лю­бит: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже невер­ного», — говорит апостол (1 Тим 5:8). О таком го­ворится: «Кто воздает за добро злом, от дома того не отойдет зло» (Притч 17:13).
6) Высокая добродетель — любить врагов и добро творить ненавидящим. Ибо так человек самого себя побеждает, и эта победа — преславная и более славная, нежели города и государ­ства побеждать. Так духом смирения дух гордо­сти низлагается; так благость и кротость злобу гонит; так ветхий Адам новому уступает; так мир и миродержец попирается; так христианин «подвигом добрым» подвизается (2 Тим 4:7). На этот подвиг Подвигоположник Иисус благопри­ятно с неба взирает, и подвизающемуся неувя­даемый венец готовит. Знатная победа — доб­ром зло побеждать! Преславное торжество — над самим собой торжествовать! Благоприятное зрелище — ненавидящих любовью обнимать, делающим зло благотворить!