ХРАМ. СВ. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА В ПОС. НИКОЛО-ПРОЗОРОВО

О любви ко Христу, Сыну Божию

Само имя — Иисус, то есть Спаси­тель, привлекает сердца наши к любви своей, православный христианин! «Ибо нет другого име­ни под небом, данного человекам, которым над­лежало бы нам спастись», кроме имени Иисусо­ва, — проповедует апостол Его Петр (Деян.4:12). Видел ты в предыдущей главе, чем мы сами по себе были и чем через Него стали. «Все мы блуж­дали, как овцы, совратились каждый на свою до­рогу» (Ис.53:6). Он нас, как Пастырь добрый, взыскал, и взяв на плечи Свои, к Небесному Своему Отцу принес (Лк.15:5). Все мы, как пут­ники, дьяволом, как разбойником, обнажены и смертоносною уязвлены были раною. Он к нам, таким бедным, милосердием Своим преклонился, и к лежащим склонился, сделался ближним нашим, милосердную руку помощи Своей простер к нам, и лежащих вос­ставил, и уязвленных елеем милости Своей ис­целил (Лк.10:30—35). Были мы, как пленники, узами врага нашего связанны. Он, сильный в крепости, врага нашего связал, «узы наши разре­шил» (Пс.115:7), и возвратил пленение душ на­ших (Мф.12:29; Пс.67:19). Были мы, как пре­ступники и отступники, от лица Божия отвер­жены. Он за нас перед праведным судом Божиим заступился и между Богом и нами стал посредником, ходатаем и примирителем. Были мы все должниками тьмою талант Царю наше­му Богу и никак не могли долга нашего запла­тить, но следовало непременно нам заключить­ся по суду правды Его в темницу вечную и веч­ною платить мукою (Мф.18:23—34). Он за нас вступился, и долг наш на Себя взял, и правде Божией заплатил. Словом, от такого неблаго­получия, какого горше и горестнее не может быть, избавил нас и такое блаженство, которо­го лучше и вожделеннее не может быть, милос­тиво и даром, без всяких наших заслуг, исхода­тайствовал нам Иисус Сын Божий. Все же это сделал для нас Иисус не через какое-то посредство, но Сам. Он Сам ради нас заблудших в мире этом странствовал и взыскал: «Сын Человеческий пришел взыскать и спасти по­гибшее» (Лк.19:10). Сам ради нашей бедности бед­ствовал, Сам ради нас, связанных, связан был и Своими узами «наши разрешил узы». Сам ради нас, уязвленных, язвлен был, и «ранами Его мы исце­лились» (1 Петр 2:24). Сам за долг наш тягчай­ший заплатил не серебром или золотом, но «дра­гоценною Своею Кровию» (1 Петр 1:19). Сам ради нас, умерших, на древе крестном умер, и Своею смертью смерть нашу умертвил, и нас, умер­ших, оживил. Своим крестом двери к милости Божией, вечной жизни и блаженству отверз. Вот что значит имя — Иисус, Ангелам любимое, нам, грешным, утешительное и сладкое и всей твари дивное. Кто Он такой, Который так высоко нас по­чтил и бесконечно и вечно одолжил? Сын Бо­жий Единородный, Слово Отчее, Царь и Господь славы, Еммануил, Бог невидимый, непостижи­мый и вечный, явившийся во плоти подобным нам, кроме греха, Творец наш, Который нас из ничего создал. Кто мы, так высоко и несказанно почтен­ные от великого Бога? Прах от земли, земля и пепел, рабы Его непотребные, грешники, от­ступники и враги Его. Подлинно так, воистину так! Павел, апостол Его, в этом уверяет нас: «Будучи врагами, мы примирились с Богом смер­тью Сына Его» (Рим 5:10). Ибо честь Его Боже­ственную хотели похитить и себе присвоить, по совету отступника дьявола (Быт.3:5). О, воистину велико и непостижимо сие бла­гости Его и человеколюбия дело, что Он нас, врагов и отступников Своих, так помиловал! Сия высочайшая Его к нам, недостойным, любовь требует, чтобы и мы Его взаимно любили, не языком и словом, но делом и истиною. Если и простого человека, который знатно нас одол­жил, по естественному закону любим и, не от­давая долга сего, неблагодарными делаемся, насколько более Сыну Божию, так высоко нам одолжившему, этот долг отдавать должны мы.
Послушай же, христианин, что значит любить Христа и от чего познается любовь сия, и внимай, чтобы любовь сия не на языке и устах, но на сердце была, где истинная любовь место свое имеет, дабы вместо любителей Христовых врагами Его не быть.
1) Любящий с любимым всегда совокупно и неразлучно быть желает. Так Бог, Который есть вечная любовь, поскольку любит челове­ка, когда человек отступил и отлучился от Него, благоволил с ним в воплощении соединиться, и так любовью Своею привлечь к Себе челове­ка, и благодатно обитает в рабах Своих, Кро­вью Христовою очищенных, как в Писании сказано: «Вы храм Бога Живаго» (2Кор.6:16). Так бывает и между людьми, которые друг друга любят. Так друг с любимым своим другом всегда хочет быть неразлучно, не только в сча­стье, но и в несчастье. Потому бывает, что ког­да разлучаются, болезнуют, сетуют и плачут, ибо любовь не терпит разлучения с любимым. И хотя верные и любимые друзья телом разлуча­ются, но духом, сердцами и любовью неразлуч­ными пребывают, ибо любовь двоих воедино совокупляет и связывает. Следовательно, кто любит Христа сердцем, тот со Христом нераз­лучно быть желает, крест свой носить и Ему пос­ледовать, поруганным, осмеянным, озлоблен­ным быть от мира, и с Ним и за Него умереть не отрицается.
2) Любящий любимого волю исполняет, дабы не опечалить любимого, ибо оскорбление любимого противно любви, и разрушает союз любви. Так сын добрый волю отца своего ста­рается исполнить, жена добрая волю мужа сво­его, чтобы не оскорбить того, которого есте­ственною любовью любит. Так, кто Христа Сына Божия любит, старается волю Его святую исполнять. Воля Христова в заповедях Его оз­начается, и так, кто Христа любит, старается заповеди Его исполнять, как говорит Он Сам: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» (Ин.14:21). Христова же заповедь есть, чтобы мы любили друг друга, как еще Он говорит: «Сие заповедаю вам, да любите друг дру­га» (Ин.15:17). И не только друзей и братию свою, но и врагов наших хочет и по­велевает нам любить Христос: «Любите врагов ваших» (Мф.5:44). От такой только любви истинно любящий Христа и познается, когда не только друзей, но и врагов своих любит, по учению Его.
3) Любящий любит и того, кого любимый любит. Так, когда любишь друга твоего, то ради любимого друга твоего любишь и того, кого друг любит. Когда любишь Христа, любить дол­жен всякого человека, друга твоего и врага тво­его. Ибо Христос всех возлюбил так, что за всех, друзей и врагов твоих, душу Свою положил, как говорит апостол: «Христос за всех умер» (2Кор.5:15). Потому и велит нам ближних наших лю­бить, что как нас, так и ближних наших любит, дабы мы не только не делали им никакого зла, но и всякое добро делали, как себе делаем, от этого и любовь к ближнему познается. Отсюда следует, что ради Христа, любяще­го всех, и ты должен всех любить, если хочешь Христа любить, а из этого следует, что ради Хри­ста не отречешься алчущего напитать, жажду­щего напоить, нагого одеть, странного в дом ввести, больного и в темнице сидящего посе­тить, печального утешить, о счастье ближнего твоего радоваться, о несчастье печалиться. Сего любовь ко Христу и Христом любимому ближ­нему твоему от тебя требует. Ибо плод любви к ближнему есть милость к ближнему и благотво­рение.
4) Любящий любимого бережется оскор­бить. Ибо оскорбление и любовь к любимому вместе быть не могут в любящем. Христос всяким грехом оскорбляется как веч­ная Правда, и Благостыня, и Сокровище всех добродетелей. Ибо, кто любит Христа, тот от всякого греха бережется, и чем более кто лю­бит Его, тем более бережется от греха, ради того только, чтобы Его не оскорбить и не опечалить.
5) Любящий жалеет, когда любимого чем оскорбит сам, или от другого кого оскорблен­ным видит. Так, кто любит Христа, когда по не­мощи в чем согрешит, сокрушается, сожалеет, ругает себя, и со смирением и горячим испове­данием своего греха и уничижением и укорением самого себя припадает перед Ним нели­цемерно, и сам себя осуждает достойным вся­кого наказания. Такой, хотя бы в аду был за преступление, и там бы хвалил Божию правду. Так апостол Петр, теплейший любитель Хрис­тов, когда отрекся от Христа и грех свой, кото­рым оскорбил любимого Учителя своего, узнал, «выйдя вон, плакал горько» (Мф.26:75). Тяжко лю­бящему опечалить любимого, и опечаливание это без последующей печали своей быть не мо­жет.
6) Любящий любимого всегда в сердце сво­ем носит. Ибо любовь в сердце место свое имеет и с любимым едино бывает. Так сын отца, которого любит, и друг любезного своего друга, хотя и отсутствующего, в сердце объемлет, почему часто его поминает, печется, дабы противное что ему не приклю­чилось, а часто и плачет, что долго с ним не видится. Такое действие примечается в ес­тественной любви. Так, кто Христа Сына Божия любит, всегда в сердце своем духовно объемлет и носит, а от того бывает, что часто о Нем поминает, размышляет и рассуждает о че­ловеколюбивом и спасительном Его смотре­нии, рождении, житие на земле, терпении, страдании, смерти, воскресении, вознесении, одесную Бога Отца сидении, и радуется о том, удивляется тому, и с усердием Его за то со От­цом и Святым Духом благодарит, и желает ли­цом к лицу видеть любимого, Которого ныне верою видит. Таков был святой Павел, который, любовью горя ко Христу, взывал: «Имею жела­ние разрешиться и быть со Христом» (Флп.1:23).
7) Любящий любимого нраву следует, и вся­кий ищет иметь дружество с подобным себе. Оттого бывает, что истинного дружества и не может быть, если оно бывает не между добрыми и единонравными. Нет сообщения смиренному с гордым, трезвенному с пьяницей, целомудрен­ному с нечистым, щедрому и милостивому с сребролюбцем, хищником и жестокосердым, но один от другого уклоняется, и всякий ищет то, что любит. Так Христа любящий старается пос­ледовать преблагим и Божественным нравам Его: бывает смирен, терпелив, кроток, незлобив, любителей, мирен, простосердечен, чистосер­дечен, милостив, милосерден, сострадателен и прочее, не ради заслуги какой, но ради одного того, что Христос таков и такие имеет доброде­тели.
8) Любящий одинаково с любимым мыслит и согласуется во всем с ним, и о чем старается любимый, о том и любящий. Иначе не было бы в них согласия и единонравия, когда бы один из них о том, а другой о другом, противном мыслил, (другое) намеревался и начинал, — что взаимной любви и дружеству противно, и от того взаимная любовь разоряется и дружество престает. Дружества, как сказано, не может быть, если не между единонравными. Христос желает и ищет всем спасения. Это истинно и известно, ибо Его в мир пришествие сие озна­чает и показывает то, что Он «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим 2:4). Потому, кто любит Христа, тот как о своем, так и ближнего спасении печется. Любящий с любимым одну мысль иметь должен, одно ста­рание и попечение.
9) Любящий любимому славы и чести хочет и ищет и радуется, когда любимый его славит­ся, — печалится, когда бесславится. Так сын радуется, когда слышит, что отец его доброе имя имеет, и друг веселится, когда любимый его друг прославляется. Любовь трогается тем, как сво­им, что в любимом видит, и так благополучие и бедствие любимого за свое вменяет. Так, кто Христа любит, ищет во всем славы имени Его, а не своего, и радуется о том, когда славится свя­тое имя Его.
10) Любящий не любит того, кто любимому противен: сын противника отца своего не лю­бит, жена противника мужа своего, друг про­тивника друга своего. Ибо сердце, в котором любовь место свое имеет, раздвоено быть не может, но или к тому, или к другому прилепля­ется, и противных между собою вместе любить не может, но непременно, одного оставив, к другому прилепляется, как говорит Христос: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть» (Мф.6:24). Мир сей Христу противен, по­тому, кто любит Христа, тот не любит мира сего, по учению апостола: «Не любите мира, ни того, что в мире» (1 Ин2:15).
11) Истинная любовь того достигает, что любящий за любимого умереть не отрекается. Любовь любящего так крепко связывает с лю­бимым, что лучше все терпит, и самую смерть, нежели с любимым разлучится, и приятнее ему смерть и горесть всякая, нежели разлучение с любимым. Так Сына Божия любовь к роду че­ловеческому убедила воплотиться и умереть за отпадшего человека, и так присвоить его Себе и «причастником Божеского естества» (2 Петр 1:4), и вечной славы со делать, нежели отрину­того и погибающего видеть. Так и истинно лю­бящему Христа приятнее всякую горесть и вся­кую смерть претерпеть, нежели со Христом и Христовой любовью разлучиться.
Примечай, христианин: Истинная ко Христу любовь происходит от истинной во Христа веры и от Духа Святого. Вера представляет Христа верному, ибо Он есть истинная жизнь, истинное блаженство, истин­ная и вечная радость и сладость, кроме Него истинного блаженства не может быть. И так верою просвещенное сердце через благодать Святого Духа разжигается к любви высочайше­го того добра, которое есть Иисус Христос, Сын Божий, со Отцом и Святым Духом. И чем бо­лее познается Христос, ощущается благодать Его в сердце верного, тем более горячая к Нему любовь возжигается, ибо чем более познается добро, тем более любится. Ибо любить добра без познания его не можем, как сладости меда познать не можем без вкушения меда. Потому написано: «Вкусите и увидите, как благ Господь» (Пс.33:9).
Чтобы с помощью Божией к любви Хрис­товой возбудиться нам, христианин, рассудим некоторые обстоятельства ее:
1) Христос говорит: «Кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим» (Ин.14:21). О, сколь утешительно это слово! столь великие и высокие обеты предлагает Сын Божий любя­щему Его, так что истинно любящий Христа дружество имеет с Отцом и Сыном Его, а где Отец и Сын, там и Дух Святой неотлучен. Дру­жество не что иное, как взаимная любовь — быть любимым и любить. Ум человеческий не постигает этой благости Божией. Бог великий, бессмертный, бесконечный и непостижимый с человеком, созданием и рабом Своим, друже­ство хочет иметь, и имеет, если кто сам себя от того не отлучит. «Наше общение — с Отцем и Сы­ном Его, Иисусом Христом», — говорит апостол христианам во утешение (1 Ин.1:3). Потому вер­ным Своим, возлюбленным Своим и любящим Его, говорит: «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам» (Ин.15:14).
2) Говорит еще Христос: «Явлюсь ему Сам» (Ин.14:21). Кому «явлюсь»? Человеку, рабу и грешни­ку. Кто явится? Царь небес и земли, Господь славы, Сын Божий и Слово Отчее. Не через Ангела или иного кого посещу его, но «Сам яв­люсь ему, Сам» посещу его, Сам приду к нему, «явлюсь ему Сам». Кому? Любящему Меня и со­блюдающему заповеди Мои. О, сила и действие любви, которая Господа к рабу, и Бога к человеку, и Создателя к созда­нию привлекает! О, благость Твоя, Иисусе! Ты изливаешь любовь в сердца верующих в Тебя, и к любя­щим Тебя привлекает Тебя любовь Твоя. Кто Тебя без Тебя может истинно любить? Сердце наше без Тебя и Твоей благодати не иное что, как розга иссохшая, которая никакого плода не творит. Твоя любовь предваряет всех и возжи­гает в сердцах наших хладных любовь к Тебе, и за благодать Твою, которой мы содействуем, новую воздаешь благодать. Так везде благость Твоя обходит и предваряет нас и следует за нами. Как является Христос любящим Его душам? Когда во плоти на земле жил и проповедовал слово Свое, всем Себя являл, друзьям и врагам Своим. Но по воскресении Своем показывал Себе одним друзьям, как читаем. Показал Себя с небес Стефану святому, когда тот о Нем сви­детельствовал перед врагами его (Деян.7:55— 56). И это есть видимое явление Христово. Ду­ховно же является друзьям Своим, когда в сер­дца их входит через Святого Своего Духа и просвещает, утешает и радостотворит их. Явит­ся же всем любящим Его, когда придет в страш­ной славе Своей, и призовет их в вечное Свое царство, говоря: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира» (Мф.25:34).
3) Еще говорит Христос: «Придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин.14:23). Смотри, христианин, чего благодатью сподобляется любящий Христа: домом и жилищем Пресвя­той Троицы бывает! Бог Триипостасный, Отец, Сын и Святой Дух благодатно в нем изволит обитать! За великое почитают люди царя зем­ного в дом свой принять, сколь несравненно большее преимущество есть Царя Небесного в дом сердца своего принять, и не только при­нять, но и живущим иметь, как говорит: «При­дем к нему и обитель у него сотворим». Блаженно воистину таковое сердце. Что там иное может быть, как только мир, покой, радость и весе­лье? «Царствие Божие внутри его есть» (ср.Лк.17:21).

4)Если бы кто гнев царя земного, который грозил тебе смерт­ною казнью, от тебя отвратил, и вместо смерти жизнь тебе у него испросил, и, не довольству­ясь сею высокою к тебе милостью, знатную и высокую почетную должность исходатайство­вал тебе, всякое ради того бедствие изволив тер­петь, о, сколь усердно и искренно любил бы ты такого благодетеля! Само естество убеждает нас к тому. Христос, Сын Божий, гнев, который веч­ною нам всем грозил смертью, отвратил от нас, верующих в Него, и так от вечной смерти изба­вил нас, сверх того, в такую высокую милость Богу привел, что «верующим во имя Его дал власть быть чадами Божиими» (Ин.1:12), и эта честь так высока, что вся слава мира сего как ничто пе­ред нею.
И так скажи, пожалуй, как такого, настолько высокого Любителя и Благодетеля нам не лю­бить? Если малый благодетель достоин любви, тем более великий. Если кто от временной беды, напасти и смерти спасет, временное и земное добро сделает нам, тем более Христос наш, о христиане, достоин того, ибо Он не от временной беды и смерти избавил нас, но от вечной, не временную, но вечную жизнь исхо­датайствовал нам, не временную и земную, но вечную честь и славу. О, сколь нечувственна ты, грешная душа, когда сего не чувствуешь!
5) Что ты отыскал, грешник, в Любящем тебя Иисусе неугодное тебе? что видишь в Нем, что бы тебя к любви Его не привлекало?
Желает человек блаженства — истинное и вечное блаженство у Него. Желает человек красоты — «Он прекрасней­ший из сынов человеческих» (Пс.44:3).
Хотим благородства — кто благороднее Сына Божия? Ищем чести — кто честнее и выше Царя небес? Славы ли — Ипостасная Божия премуд­рость Он есть.
Дружества ли — кто более любезен и более любит, чем Он? Веселье любит человек — радость и веселие блаженных духов и избранных Божиих Он есть.
Утешение ли потребно тебе — кто утешит тебе, кроме Иисуса? Мир потребен тебе — Он есть Царь мира, душевный мир Он есть. Покоя ищешь — Иисус обещает и подает покой вечный душам, любящим Его.
Жизнь желаешь и ищешь — у Него источ­ник жизни. Заблудиться опасаешься — Иисус есть путь. Прельститься боишься — Иисус есть исти­на. Смерти ужасаешься — Иисус есть жизнь, как говорит: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин.14:6).
Словом, все блаженство у Него, и без Него нет никакого блаженства. Смотри и примечай, о бедная, грешная душа! Иисус Христос все бла­женство у Себя имеет, какое может быть, и бла­женство истинное и недвижимое. Его Отец Небесный подал нам, как врача против всяко­го нашего бедствия и источника всякого бла­женства. Читай святое Евангелие Его, как дол­жно, и познаешь истину. Если прилепишься к Нему сердечною верою, будешь иметь Его оп­равдание против грехов твоих, избавление про­тив пленения твоего, мир против злой совести твоей, отраду против скорби твоей, утешение против печали твоей, защиту против клеветни­ков твоих, оправдание против суда Божия, по­мощь против врагов твоих, убежище против гонителей твоих, разум и мудрость против не­доумения и безумия твоего, укрепление в сла­бости твоей, жизнь против смерти твоей, — сло­вом, всякое блаженство против окаянства тво­его. Если Иисус блаженство твое, какое бед­ствие приключится тебе?
Если Иисус мир и покой твой, кто может обеспокоить тебя?
Если Иисус радость твоя, кто и что может оскорбить тебя? Если Иисус утешение твое, кто может опечалить тебя?
Если Иисус честь и слава твоя, кто может обесславить тебя? Если Иисус заступник твой, кто может ок­леветать и осудить тебя?
Если Иисус помощник и поборник твой, кто может победить тебя? Если Иисус избавитель твой, кто может пле­нить тебя?
Если Иисус оправдание твое, кто может осу­дить тебя? Если Иисус пастырь твой, кто может от руки Его восхитить тебя?
Если Иисус Царь и Господь твой, кто мо­жет поработить тебя? Если Иисус жизнь твоя, кто может умерт­вить тебя? «Если Бог за нас, кто против нас? Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего? Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас», — дерзает и говорит Па­вел с любящими Бога (Рим 8:31—34). Рассуждай, грешная душа, что есть Иисус и что любящим Его дарует. Дарует то, чего «не видел глаз, не слы­шало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор.2:9).