ХРАМ. СВ. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА В ПОС. НИКОЛО-ПРОЗОРОВО

О милости к ближнему

«Раздели с голодными хлеб твой и нищих бескровных введи в дом твой, если видишь наго­го, одень его, и единокровного твоего не презри. Тогда откро­ется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрас­тет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Божия обымет тебя. Тогда ты воззо­вешь, и Бог услышит тебя, и еще когда будешь ты говорить, скажет: «Вот Я пришел»» (Ис.58:7-9).

Истинная милость есть плод христи­анской любви. Сколь же высоко милость пре­возносится в Святом Писании, и как ублажают­ся милостивые и творящие дела милости, и тем самым как сильно к этой добродетели поощря­емся, читающему Святое Писание видно, так что и Христос, Праведный Судия, этой добро­детели плоды превознесет на всемирном Суде, и как дорогие сокровища, в избранниках Своих скрытые, и, чтобы они были явлены всему миру, произнесет, говоря им: «Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странни­ком, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф.25:34—36). Ибо какую милость во имя Христово делаем нищим, ту Хри­стос Себе приписывает (см. Мф.25:40).

Как человек из двух частей — тела и души — состоит, так и дела милости, которые ближнему являются, двоякие: душевные и те­лесные. Дела милости, которые телу оказыва­ем, — голодного накормить, жаждущего напо­ить, нагого одеть и прочее. Дела милости ду­шевные — скорбящего утешить, заблудшего на путь истины наставить, сомневающегося вра­зумить и прочее. И к той и другой милости обя­зывает и поощряет нас святое Божие Слово.

Причины, поощряющие нас к душев­ной милости:
1) Требует того от нас спасительная воля Христа, Бога нашего и как бы жажда спасения нашего, чтобы мы как своего, так и ближнего спасения искали, и друг друга к покаянию и богоугождению поощряли. Итак, если кто хо­чет со Христом едино мыслить, должен как о своем, так и о спасении ближнего заботиться.
2) Требует того честь Христова, чтобы мы друг друга исправляли. Брат брата по плоти уве­щевает, когда видит его бесчинствующим, дабы бесчестия отцу и дому их не было. Так должны и духовные братья, то есть христиане, друг дру­га увещевать и отводить от бесчинной жизни, чтобы имя Божие и христианское учение не тер­пело поношения от язычников. Ибо как «доб­рым житием» христиан «славится» (Мф.5:16), так житием «злым бесчестится имя Его» (Рим 2:23-24). Слушай, что апостол пишет Тимофею: «Рабы, под игом находящиеся, должны почитать господ своих достойными всякой чести, дабы не было хулы на имя Божие и учение» (1 Тим 6:1).
3) Требует того братская любовь, дабы брат заблуждающийся не погиб, но на путь истины обратился, в покаяние пришел, и так бы спасе­ние получил.
4) Тогда любовь ко Христу познается, когда не только о своем, но и о ближнего спасении заботимся. Когда Христос по Воскресении воп­рошал святого Петра: «Симон Ионин! Любишь ли ты Меня больше, нежели они? — отвечал Ему Петр: Так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. И сказал Христос: Паси агнцев Моих» (ср.Ин 21:15—17). Из этого видеть может любой, как хочет Христос, чтобы друг о друге заботились и друг другу спасение искали; если хотим лю­бить Христа, должны как себе, так и ближне­му желать спасения. И хотя вышесказанное слово пастырей ка­сается, однако Кровь Христова, за грешников пролитая, ко всем вопиет, чтобы не даром как ради нас, так и ради братьев наших пролита была, но плод бы свой спасение наше возыме­ло. Алчет и жаждет Он спасения нашего, без сомнения; но кто как себя, так и ближнего ис­правляет и к покаянию приводит, тот как бы алчущего Его питает и жаждущего напаивает. Немалую любовь ко Христу показывает тот, кто во имя Его милость телесную ближнему ока­зывает; но большая любовь — когда духовно ближнего созидает. Ибо чем душа больше тела, тем больше милость к ближнему и ко Христу любовь, когда душа созидается. Ибо Христос весьма души человеческие любит, так что и уме­реть за них благоизволил. И потому ничто не может быть благоприятнее Ему, как спасение человеческое; и никто не может более Его лю­бить, чем тот, который спасения ближнего ищет.
5) Когда в вещественном теле один член немоществует, тогда другой немощному помо­гает: например, рука другую руку или ногу больную врачует. Так и в духовном теле, то есть хрис­тианстве, один здоровый другого, немощного, должен лечить и заботится о здоровье его.
6) Общество христианское, или Церковь, странствующая на земле, подобна воинству, сражающемуся против неприятеля. На брани мира этого один воин другого, когда тот изне­могает, поощряет и подкрепляет. Так и в брани христианской, которая «не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов зло­бы поднебесной» (Еф.6:12), должно одному друго­го, когда тот изнемогает и падает, укреплять и восставлять. Дьявол и ангелы его единодушно на христиан вооружаются, и погибели их ищут. Так должны и христиане с помощью Божией против них стоять и друг друга побуждать. Пастырское, говоришь, дело — исправлять и к покаянию приводить людей? Ответ. Пастырское дело — публично и везде «Слово Божие проповедовать, настоять вовремя и не вовремя, обличать, запрещать, увещевать» (2 Тим 4:2); а твое — не публично, но тайно, дру­жески между тобой и братом, где благодать Божия подаст тебе случай.

Причины, к телесной милости побуж­дающие:
1) Создание Божие повелением Божиим всем равно служит. Солнце, месяц, звезды для богатого и нищего одинаково сияют; облака для богатого и нищего одинаково проливают дождь; воздух жизнь богатого и нищего одина­ково сохраняет; огонь богатого и нищего оди­наково греет; вода богатого и нищего одинако­во напаивает; земля богатому и нищему одина­ково дает плод. Итак, этим научаемся, что благами мира сего одинаково богатые и нищие довольствоваться должны. Следовательно, пло­хо делают те, которые богатством мира сего сами довольствуются, а с нищими не делятся им; хуже того делают те, которые не только не делятся своим, но и отнимают у других и себе забирают.
2) Какое ни имеем добро, не свое имеем, но Богом данное нам имеем; оно дано нам не ради нас одних, но и ради ближних наших. Поэтому вверенное нам добро должны мы не при себе удерживать, а с верной братией нашей, требу­ющей во славу Божию, разделять. Следователь­но, воздадут Богу ответ те, которые данное Бо­гом добро не разделяют в честь Даровавшего, но или при себе удерживают, или расточают на роскошь и прочие непотребные расходы.
3) Требует того христианская любовь, что­бы над бедным умилосердиться и брату в нуж­де помощь подать, нагого одеть, и голодного накормить, жаждущего напоить и прочее (см. Мф.25:35-36).
4) «Милостивые помилованы будут», по Хрис­тову обещанию (Мф.5:7). «Нищий, — говорит свт. Василий Великий, — который просит у тебя, взаймы просит, представляя тебе Богато­го на небесах, Который отдаст тебе долг. Ибо сказано: «Милующий нищего, взаймы дает Богу» (На Псалом 14).
5) «Суд без милости не оказавшему милости» (Иак.2:13). И немилостивые в огонь вечный отсылаются, как говорит Христос: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его, ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня» (Мф.25:41-43).
6) Требует того закон естественный, чтобы делать ближнему нашему то, чего хотим себе. Сами хотим есть, пить, одеваться, успокаивать­ся — должны и для братии нашей то же делать. Ибо то же естество, плоть и немощь имеют, ка­кую и мы; так же хотят есть, пить, одеваться, как и мы, и жить без этого не могут. Итак, если кто требующему в нужде отказывает, тогда как имеет, тот и последнюю искру закона естествен­ного потерял, ибо никакого к подобному себе естеству сожаления не имеет, и он не человек, но только внешний образ человеческий носит, а на самом же деле — как зверь, или как камень, который никому никакого плода не приносит, и ни жалостью, ни гласом плача его нельзя под­вигнуть. Поскольку сами язычники, естествен­ным законом движимые, над бедными мило­сердствуют, то христиан не только родство ес­тественное, то есть то, что все мы люди, но и родство духовное к сожалению и милосердию подвигнуть должно; а более всего имя Христо­во, которое для знающих Его должно быть ве­ликим, почтенным и сладким; это христианам не безызвестно, — имя, говорю, Христово, бед­ным упоминаемое и ради умилостивления предлагаемое, всякую милость и помощь от христиан тому, кто просит, получить должно. Ибо если, когда упоминается имя любимого друга или благодетеля, то ради него не щадим ничего, но прошения исполняем, тем более ради Христа, больше Которого нам не может быть благодетеля, всякое прошение, только бы оно было непротивно воле Его, исполнять должны. Рассуди всякий, велико ли не имеющему покрова хижину соорудить, или нагого одеть, или из плена выкупить, или долгами обременен­ного от той тяжести освободить, или за подати и оброки мучимого искупить, или в темнице си­дящему, или болящему послужить, или иному какому бедствующему руку помощи подать тебе ради Того, Который, будучи настолько Велик, что никто Ему не равен, захотел так смириться и горчайшую чашу страдания и смерти ради тебя и ради твоего спасения испить? Не только име­ний наших о Христе, но и себя самих ради име­ни Его щадить не должны мы. Знающим, что есть имя Христово, говорю здесь.
7) С какою надеждой молиться будешь Богу, когда сам молитвы подобных тебе людей не слу­шаешь? Как скажешь: «Господи, помилуй», — когда сам не милуешь? Как будешь просить с прочими: «Подай, Господи», — когда сам не по­даешь, а можешь подать? Какими устами ска­жешь: «Услыши мя, Господи», — когда сам не слышишь бедного или — лучше — в бедном Са­мого Христа, вопиющего к тебе? С каким упо­ванием прострешь руки твои к Создателю тво­ему, когда сам от подобного тебе, простираю­щего руки, отвращаешься? Милостив Бог и преклоняется естественным милосердием на молитву, но на молитву милостивых. «Ибо тако­вые жертвы», то есть страннолюбие и общение, «благоугодны Богу», — говорит апостол (Евр.13:16).
8) Ныне «время благоприятное» (2Кор.6:2) благотворить в честь и славу Благого Бога, рас­точать, давать убогим, «приобретать себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда об­нищаем, приняли нас в вечные обители» (Лк.16:9). Ныне эти добрые семена сеять благоприятно, да во время общего воскресения пожнем с ра­достью, несравненно более многочисленные и лучшие и вовеки пребывающие плоды. «Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие» (1Кор.15:54), тогда каждый увидит своих добрых трудов плод; и что ныне сеял с надеждой, тогда с неизреченным весельем пожнет; тогда увидит свое «сокровище, собранное на небе, сокровище нетленное, кото­рого ни моль, ни ржа не истребляют, ни воры не подкапывают и не крадут» (Мф.6:20), которое здесь, на земле, во имя «Христово расточил, дал нищим» (Пс.111:9; 2Кор.9:9).
9) Как любезно, желанно и радостно будет милостивому явиться перед лицом Милостиво­го и кроткого Сына Божия со многою братиею Его, которых во имя Его здесь питал, напоил, одевал, успокаивал, болящих и в темнице си­дящих посещал! Как преславно будет там на­зываться отцом многих бедных, здесь помило­ванных и снабженных!
10) Сколь более желанно еще слышать от Судии Праведного благоприятный глас этот: «Придите, благословенные Отца Моего, наследуй­те царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф.25:34-37).
11) Напротив, как ужасно будет немилос­тивым слышать страшный тот глас Праведно­го Судии: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темни­це, и не посетили Меня» (Мф.25:41-43).
12) Богатства никто с собой не возьмет, от­ходя отсюда, но как нагим пришел в мир, так нагим и отойдет, одной душой. «Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него», — говорит апостол (1 Тим 6:7). Богатство же, которое здесь оставляем, по смер­ти погибает и нам никакой пользы не прине­сет; а которое здесь во имя Христово расточит­ся, то на небесах с великим ростом обретется. Ибо вместо тленного нетленное, вместо земно­го небесное, вместо временного вечное, вмес­то малого несравненно большее сокровище от щедрой руки Господней воспримет расточаю­щий и дающий убогим имение во имя Его. Ибо «милующий нищего, взаймы дает Богу; и воздас­тся ему по благодеянию его», — говорит Соломон (Притч 19:17). Ибо так Милостив и Щедр Гос­подь наш, что и тот, «кто напоит одного из ма­лых сих только чашею холодной воды, во имя Его, не потеряет награды своей» (Мф.10:42; Мк.9:41).