ХРАМ. СВ. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА В ПОС. НИКОЛО-ПРОЗОРОВО

О надежде

«Так говорит Господь: «Про­клят человек, который надеет­ся на человека, и плоть делает своею опорой, и сердце которо­го отступило от Господа. И благословен человек, который надеется на Господа, и будет Господь упование его; и будет, как дерево, посаженное около вод, и во влаге пустит корни свои; не убоится оно, когда придет зной, и будет на нем стебель зеленый, и во время бездождия не устрашится, и не перестанет приносить пло­да»» (Иер.17:5).
«Не надейтесь на князей, на сынов человеческих, в которых нет спасения» (Пс.145:3).
«Лучше надеяться на Госпо­да, нежели надеяться на чело­века. Лучше уповать на Госпо­да, нежели уповать на князей» (Пс.117:8-9).
«Надеющийся на Господа, как гора Сион» (Пс.124:1).
Не все одну имеют надежду: иной на­деется на князей и сынов человеческих, иной на богатство, иной на честь, иной на разум свой, иной на силу свою, иной на что-либо другое. Одни истинные христиане, все прочее оставив, на одного Бога надежду свою полагают. И как одни они истинную надежду имеют, так прочие ложную, и потому заблуждаются. Ибо как кто с истинного пути совратится, блуждает по различным дорогам, так и кто от Бога отстанет, вынужден бывает искать себе помощи от раз­личных вещей; но не меньше блуждает, чем тот, который истинный путь потерял, или кто, све­та очей своих лишившись, не видит, куда идет.
Как терпение, так и надежда в бед­ствии познается. Многие думают, что они на Бога надежду имеют, но пришедшая беда от­крывает надежду их и показывает, на кого они надеются. От кого кто ищет в напасти помощи и избавления, в том и надежду свою полагает. Кто к человеку и прочему созданию в бедствии прибегает, тот на человека и надеется. Кто ни к чему иному, как только к Богу одному возво­дит очи свои и помощи от Него одного неук­лонно ожидает, хотя и медлит помощь Его, тот показывает, что он и в счастье и в несчастье на одного Бога имеет упование.
Причины, которые возбраняют на человека и прочее создание надежду полагать, таковы:
1) Надеющийся на создание грешит против заповеди первой: «Я— Господь Бог твой» (Исх.20:2), которая повелевает, чтобы мы одного Бога зна­ли, почитали, любили, боялись, на Него надея­лись, к Нему в нуждах наших прибегали и по­мощи просили. Ибо такой отступил сердцем своим от Бога, как пророк говорит: «И от Гос­пода отступит сердце его» (см. Иер.17:5), — и не верует Богу, хотя устами и исповедует Его. Ибо веровать Богу и на создание Его надеяться невозможно. Ибо надежда с верою совокупна, и одна без другой быть не может. Поэтому кто надеждой отступил от Бога и прилепился к со­зданию, тот и верой отступил от Бога. Вера же здесь разумеется живая, а не мертвая, которая не только на языке, но и на сердце имеется. Такая вера к одному Богу, как малое дитя к ма­тери своей прилепляется, на Него одного на­деется, от Него одного помощи и избавления ждет.
2) Таковые находятся под проклятьем, как святой пророк говорит: «Проклят человек, кото­рый надеется на человека, и плоть делает своею опорой. Напротив, благословен человек, который надеется на Господа, и будет Господь упование его», как тот же пророк говорит в приведенном Писании (см. выше). Сколь же страшно быть под проклятием! Какую пользу в таком случае приносит имя христианское? Совсем никакой! Сколь блаженно быть Богом благословенным! К тому состоянию надежда на человека и вся­кое создание приводит, к сему — упование на Бога.
3) Такому, который надеется на создание, и молиться правильно невозможно. Вера и на­дежда весьма необходимы для молитвы; и без веры и надежды молиться невозможно. Как и с какой надеждой возведешь очи свои к Богу, а сам надеждой от Него отторгнулся и приложил­ся к человеку или другому созданию? Ибо мо­литва истинная «духом и истиною» (Ин 4:23) со­вершается, а не только языком и словом. И Бог половины сердца, которое и к созданию, и к Богу хочет прилепляться, и потому надвое раз­деляется, не принимает; но всего сердца от нас требует. Итак, как прострет руки свои к Богу тот, который простирает их к человеку? Как без зазрения совести скажет: «Господи, помилуй»; а сам у человека немощного милости ищет? Как исповедует: «На Тя, Господи уповах, спаси мя»; а сам уповает на князей и на сынов человечес­ких? Лицемерная у такого молитва, а не истин­ная, поскольку одно на языке, другое на серд­це имеет.
4) Такой человек в покое быть не может. Ибо всегда будет бояться, скорбь и печаль иметь, непостоянным быть, туда и сюда колебаться и всего опасаться, подобно дому, который не на твердом основании, а на песке создан, всякого ветра боится. Ибо всякое создание изменению подлежит, и потому непостоянно, а потому и надеющийся на него не может не бояться про­тивного случая. Так надеющийся на князя бо­ится, как бы его милости не лишиться (ибо ско­ро милость человеческая обращается в жесто­кость), или как бы с ним самим смерть или другое несчастье не приключилось. Богатый опасается, как бы богатства не потерять. Одна надежда на Бога ничего не боится. Ибо Бог неизменен и вовеки пребывает. «Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвижится вовек», — говорит Псаломник (см. выше).
5) Никакой надежды не имеет, кто надежду возлагает на создание. Поскольку всякое созда­ние сам помощи, подкрепления, хранения Божия требует: «мы Им живем, и движемся, и существуем» (Деян.17:28). Надежда на всякое созда­ние — суетная и обманчивая.
6) На кого хотим надеяться в день смерти нашей, на того и ныне, в течение жизни нашей должны всю надежду полагать, к нему прибе­гать и прилепляться. Тогда нас все оставит: честь, богатство в мире останется; тогда исчез­нет сила, разум, хитрость и Премудрость; тогда ни друзья, ни братья, ни приятели наши не помогут нам; все оставят нас тогда. Один Хрис­тос, Искупитель наш, если в Него ныне истин­но веруем и надеемся на Него, не оставит нас тогда. Он сохранит нас тогда; Он Ангелам Сво­им повелит сопровождать нас, нести души наши на лоно Авраамово, и там упокоит нас. Итак, к одному этому Помощнику верой ныне должны мы прилепляться и на Него одного все упование возлагать, и так это упование и во время смерти и по смерти не посрамит. Поэто­му и Святое Писание так сильно запрещает нам надеяться на князей и на сынов человеческих и прочее создание, поскольку надежда эта от Бога отвращает и прельщает человека, к поги­бели ведет, хотя того он и не замечает.
Поскольку для всякого человека ес­тественна немощь та и слепота, что чего этими глазами не усматривает, на то и не надеется, и что чувства показывают, к тому и стремится, и враг не спит, но различные мечтания в мысли наши вкладывает, и так от Бога старается отве­сти нас, поэтому не неправильно надежду назвать такой добродетелью, которая сражается против дьявольских козней, мечтаний, против упования на самого себя, на свою силу, разум, благочестие, честь, богатство, предстателей, князей, сынов человеческих — словом, против упования на все то, что помимо Бога, — и в од­ном только человеколюбии, всемогуществе, истине Божией утверждаться старается; или это вера, отводящая сердце наше от надежды на нас самих и на прочие создания, и к одному Богу приводящая, и от Него терпеливо ожидать ми­лости нас наставляющая и убеждающая.
Итак, желающий иметь истинную и непоколебимую надежду должен от всего созда­ния сердце свое отвратить и ни на что то не на­деяться, но на одного Бога все упование возло­жить в счастье и несчастье и от Него одного ис­кать и ожидать без сомнения милости, — к чему следующие причины, от Божиих свойств взятые, побуждают:
1) Бог — вечный и неизменный, живой и бессмертный, итак, и надежда на Него тверда и непоколебима.
2) Бог всемогущ, Он как из ничего все со­здал, так и все может сделать, хотя чего-то ра­зум наш и не понимает.
3) Бог Премудр, Он знает, как помочь, изба­вить и спасти. Где способа спасения нет, там Бог способ находит, и где пути нет, там путь обре­тает.
4) Бог преблаг и милосерд, Он не может не благотворить нам и хочет нас помиловать и из­бавить.
5) Бог истинен, Он солгать не может в Сво­ем обещании. Обещал же призывающих Его помощь спасать, как об этом во многих местах Святого Писания можно найти. Итак, несом­ненно, надежда на Него тверда и известна, и не может пасть, хотя бы ветры и реки на нее вос­стали, ибо «основана на камне» (Мф.7:25).
Надежда эта питается, укрепляется с Божией помощью:
1) Прилежным чтением или слушанием Святого Писания. «А все, что писано было преж­де, написано нам в наставление, чтобы мы тер­пением и утешением из Писаний сохраняли на­дежду», — говорит апостол (Рим.15:4).
2) Размышлением о прежних Божиих бла­годеяниях, отцам нашим явленных. Приведи на ум всех, от начала мира бывших отцов, кото­рые на Бога уповали и получили милость. Упо­вал Ной, Авраам, Исаак, Иаков — и избавил их. Уповал Иосиф — и избавлен был. Уповал Из­раиль в Египте — и чудесно от рабства египетс­кого освободился, и прочее. «На Тебя уповали отцы наши: уповали, и Ты избавил их. К Тебе воз­звали, и спаслись; на Тебя уповали, и не постыди­лись» (Пс.21:5-6), — вспоминает Псаломник пред Богом благодеяния Его и тем свою надежду ук­репляет. И опять, прежнюю Божию милость вспоминая, молится: «Ты явил благоволение, Гос­поди, земле Твоей, возвратил из плена Иакова. Отпустил беззакония людей Твоих, покрыл все грехи их. Прекратил весь гнев Твой, удержался от гневной ярости Твоей. Восстанови нас, Боже спа­сений наших» (Пс.84:2—5). И этим воспоминани­ем укрепляет себя в надежде: «Услышу, что скажет во мне Господь Бог: как изречет Он мир на людей Своих, и на преподобных Своих, и на обра­щающих сердцем к Нему» (Пс.84:9). Так, вспоми­ная прежде бывшие Божии благодеяния, и мы должны надежду нашу укреплять и не отклады­вать дерзновения. Их, молящихся, помиловал Бог — и нас помилует. Они на Бога уповали, и избавил их — и нас, уповающих, избавит. Их упо­вание не посрамило — и нас не посрамит. «Ибо нет лицеприятия у Бога» (Рим.2:11); всех равно милует Он, которые милости ищут у Него, всех равно принимает, приходящих к Нему.
Надежда эта без терпения быть не может. И где истинная надежда, там и терпе­ние, и где терпение, там и надежда, поскольку надежда подвержена многому искушению, как и вера. Искушается отнятием временных благ, когда лишаемся здоровья, чести, богатства, благосклонности человеческой, мира, тишины, покоя, и попадаемся во всякое неблагополучие. В этом бедственном состоянии потребно тер­пение, чтобы непозволенным образом не ис­кать от бед избавления, но лучше сдаться на волю Божию и ожидать от Него милости или помогающей в терпении, или избавляющей от бед, как Он знает Сам. Нет большего искушения надежде, как когда помыслы восстают в совести и говорят: «Нет спасения ему в Боге его» (Пс.3:3), когда страх Суда Божия, ужас геенны и отчаяние смуща­ют и колеблют душу и утесняют совесть. Удоб­нее человеку претерпевать всякое внешнее ис­кушение, нежели это утеснение совести. От этого бывает, что человек никогда не может ве­селиться, всегда мраком печали покрыт; и что прочих веселит, то ему большую причину к пе­чали подает. В таком тяжком искушении боль­ше прочего потребно терпение, молчание, из глубины сердца воздыхание, пока сильная эта непогода пройдет или облегчится. Здесь нуж­но надеяться сверх надежды и уповать сверх упования, как об Аврааме пишется: «Он, сверх надежды, поверил с надеждою» (Рим.4:18). Не слушать, что помысел говорит, а что Бог обе­щает: «Не хочу смерти грешника» (Иез.18:23, 32), и еще: «а когда умножился грех, стала преизобиловать благодать» (Рим.5:20), — и прочим утешительным Божиим обещаниям внимать. К этому подвигу и терпеливой надежде увещевает пророк: «Уповай на Господа, мужайся, и да крепится сердце твое, и уповай на Господа» (Пс.26:14), и милостью Божией обнадеживает: «Тер­пение убогих не погибнет до конца» (Пс.9:19), а себя в пример представляет: «Терпеливо уповал я на Господа, и Он внял мне, и услышал молитву мою» (Пс.39:2), и еще: «Верю, что увижу блага Господ­ни на земле живых (Пс.26:13).
При этом должно примечать такое слово Псаломника: «Уповай на Господа и твори добро» (Пс.36:3); это слово показывает нам, что уповающий на Бога должен добро творить, сле­довать воле Божией, а не своей. Напрасно тот надеется на Бога, который противится Богу; напрасно чает от Бога милости тот, который не перестает раздражать Его нераскаянным нра­вом; напрасно руки простирает и очи возводит к Богу тот, который сердцем от Него отвраща­ется и обращается к мамоне, серебру и золо­ту, нечистоте и прочим бездушным божкам. Ибо Бог есть Избавитель «Своим», а не чужим, то есть противникам Своим. «Господь крепость лю­дям Своим даст», — говорит Псаломник, — а не чужим (Пс.28:11), «желание боящихся Его испол­нит», а не небоящихся, «и молитву их услышит и спасет их», а не небоящихся (Пс.144:19). Не боятся же Бога те, которые бесстрашно дерзают закон Его нарушать. Таких «желания не исполнит», поскольку сами они воли Его не ис­полняют; «и молитвы не услышит, поскольку сами Его не хотят слушать и каяться: но лицо Господне против делающих зло, чтобы истребить от земли память о них» (Пс.33:17). Услышал в Вавилоне трех отроков, и от огня избавил, но — почитаю­щих Его и не отдавших чести Его образу золото­му. Слушает и ныне, но тех, которые почитают Его устами и сердцем, и не поклоняются гор­дости мира сего, как высокому и позлащенно­му идолу, которого князь тьмы и мира сего по­ставляет к бесчестью имени Божия и погибели человеческой. Таковых, говорю, которые не страсти свои, ни золото и серебро, создание Божие, но Создателя почитают и поклоняются, слушает и в разожженной печи искушения про­хлаждает, утешает и увеселяет благодатью Своею; вкладывает в уста их пресладкую песнь благодарения: «Благословен еси, Господи Боже отец наших, и препетый, и превозносимый вове­Ки» (Дан 3:52).
Слушает и грешников, но перестаю­щих грешить и кающихся. Услышал Манассию, царя Иудина, но со смирением исповедующе­го грехи свои и оставившего мерзости свои (2 Пар 33). Услышал ниневитян, но через пропо­ведь Ионину покаявшихся (Ион 3). Услышал Закхея, но смирившегося и кающегося (Лк.19:2—10). Услышал блудницу, но плакавшую и омывшую слезами ноги Его (Лк.7:37-38). При­нял блудного сына, но оставившего чужую без­законную страну и возвратившегося к Нему со смирением и покаянием: «Отче! Я согрешил про­тив неба и пред Тобою и уже недостоин называть­ся сыном Твоим; прими меня в число наемников Твоих» (Лк.15:17-24). Ибо грешник до тех пор грешник, пока гре­шить не перестает и живет в бесстрашии. А ког­да отстанет от грехов и в грехах кается, уже Бо­жией благодатью к числу праведных присоеди­няется. Поэтому и грешники таковые не должны упования своего откладывать, но без сомнения должны ожидать милости Божией во Христе Иисусе, Который «пришел в мир спасти грешни­ков» (1Тим 1:15; Лк.19:10).