ХРАМ. СВ. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА В ПОС. НИКОЛО-ПРОЗОРОВО

О плодах покаяния

 

«Сотворите же достойные плоды покаяния. И спрашивал его народ: «Что же нам де­лать?» Отвечал же Иоанн, го­воря: «У кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же». Пришли и мытари креститься, и сказа­ли ему: «Учитель! Что нам де­лать?» Он отвечал им: «Ниче­го не требуйте более определен­ного вам». Спрашивали его также и воины: «А нам что де­лать?» И сказал им: «Никого не обижайте, не клевещите, и до­вольствуйтесь своим жалова­ньем»» (Лк.3:8, 10-14).
Двоякий плод истинному обращению и покаянию последует. Первый плод есть отпущение грехов, кото­рого кающийся грешник от Преблагого Бога сподобляется, ради Ходатая всех Иисуса Хрис­та, Господа нашего. «А если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, Праведника», — говорит апостол (1.Ин 2:1). А где отпущение грехов, там все блага, смертью Хри­стовою приобретенные, последуют; там вместо проклятия благословение Божие, вместо гнева благодать и милость Божия подается. О, чудная и воистину желаемая перемена! Окаянный грешник в число праведных прини­мается, из сына тьмы сыном света, из чада дья­вольского чадом Божиим, из наследника веч­ной смерти и ада наследником вечной жизни, вечного блаженства и царствия Божия делает­ся. Воистину удивления достойное дело было бы, когда бы земной монарх согрешившего раба и по законам к смерти приговоренного, а по­том со смирением просящего прощения, не только простил, но и наследником царства сво­его сделал. Все века удивлялись бы такой нео­быкновенной милости. Несравненно большей милости истинно кающийся грешник удостаивается от Бога, ког­да не только отпущение грехов от Него получа­ет, но и участником вечного Его царствия де­лается; «наследником Богу, сонаследником же Хри­сту» бывает (Рим.8:17). Ум человеческий не может постигнуть этой такой высокой Божией милости и благодати! Не видим мы того ныне бренными этими очами; но вера святая больше всякого видения уверяет нас, что непременно будет так, «когда тленное сие», как учит святой Павел, «облечется в нетление и смертное сие об­лечется в бессмертие» (1Кор.15:54). «Возлюблен­ные, — говорит Богослов, — мы теперь дети Бо­жий; но еще не открылось, что будем. Знаем толь­ко, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1Ин.3:2).
Второй плод истинного обращения и пока­яния есть новое сердце и дух новый, которого Бог от нас требует: «Сотворите себе сердце новое и дух новый» (Иез.18:31). Это сердце и дух Сам Бог обещается истинно кающимся подать ради святого имени Своего. «Дам вам сердце новое и дух новый дам вам, и отниму сердце каменное от плоти вашей и дам сам сердце плотяное, и дух Мой дам вам, и сотворю, чтобы вы в заповедях Моих ходили и суды Мои сохранили и исполняли их» (Иез.36:26-27). Ибо в обратившемся всем сердцем и кающемся истинно все иное являет­ся: иные мысли, начинания, намерения, иные старания и дела, чем прежде были:
1) Слово Божие, которое ему прежде, как мертвое и нечувствительное, было и, как идола глухого, снаружи только ударяло, — уже дей­ствительно бывает, получает плод свой, как семя, на земле сердца его посеянное. Тогда он имеет «уши слышать» (Мф.11:15); тогда слышит не только вне, но и внутри глас Божий: «Я— Гос­подь Бог твой» (Исх.15:26) и прочее. Ибо некую особенную охоту чувствует такой к слушанию Божия Слова «для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2Тим.3:16-17). Как тот, который восстав от болезни, ищет отовсюду подкрепления, дабы силы ослабевшие собрать и укрепить, так от болезни греховной освободившийся, души своей силы, которые грехом, как лютой болезнью, расслаблены были, вся­чески старается укрепить, чтобы дела Божии делать и по пути заповедей Божиих течь мог. И тому, которому прежде обличение, наставле­ние, наказание, как раны, несносны были, пос­ле стали как елей, язвы облегчающий. И как пчела от различных трав и цветов мед, так он от различных полезных книг духовную себе со­бирает пользу.
2) Страсти Христовы весьма дорого и вы­соко почитает, помышляя, что как за всех, так и за него Единородный Сын Божий такую го­рестную страдания чашу испил. И поэтому ча­сто вспоминает о них, поклоняется им, серд­цем и устами благодарит Пострадавшего, и к взаимной любви, насколько возможно, себя понуждает.
3) К причастию святейшей Евхаристии не так, как прежде, бесстрашно, но со страхом и великим благоговением приступает, рассуждая о высоте тайне и своем не достоинстве, и за ве­ликое и за самый верх благополучия почитая со Христом соединиться и одним духом с Ним быть.
4) Христианское достоинство. И быть ис­тинным христианином также высоко почита­ет, так что всю славу мира этого, как гной и мусор по сравнению с этим считает, и всеми силами заботится о том, чтобы не лишиться этого, о чем и Бога всеусердно молит, чтобы в числе избранных Своих имел его.
5) Как прежде покаяния ум его был занят земным, временным и суетным, так по обраще­нии во всех замыслах и делах к одному вечному и небесному блаженству стремится. «Где сокро­вище его, там будет и сердце его» (Мф.6:21).
6) Как прежде плоти своей угождал в похотях ее, так потом воле Божией всячески угож­дать старается; потому от всякого зла уклоня­ется и против всякого греха подвизается.
7) Как прежде покаяния легко было ему гре­шить, так уже покаявшемуся — тяжело, так что предпочитает бедствовать, всякую напасть тер­петь и умереть, нежели согрешить. Ибо одно для себя бедой считает — гнев Божий, который греху последует; одну почитает напасть — от­пасть от Божией милости.
8) Если когда в чем от немощи споткнется или падет, ругает себя, болезнует, сокрушает­ся, сетует, как будто что великое потерял и с глубочайшим смирением и сожалением повер­гает себя пред Богом и просит прощения, взи­рая на Милостивого Ходатая Иисуса Христа, и говорит: «Отврати, Господи, Лице Твое от грех моих» (Пс.50:11), обрати на Лицо Христа Твое­го», — и так утешается надеждой на милость Божию.
9) Когда приходят ему на ум прежние гре­хи, весьма стыдится их и жалеет, что их творил, и Бога благодарит, что его в таком нечестии не поразил праведным Своим судом, но потерпел благодатью Своей, ожидая на покаяние.
10) Дела любви к ближнему являет без вся­кого лицемерия, отсюда бывает милостив, ми­лосерден, сострадателен, терпелив, кроток, с радостью отпускает согрешения и прочее.
11) Случаев, которые к греху его приводи­ли, избегает, опасаясь, чтобы в погибель не впасть по действию дьявольскому.
12) Такой, когда видит ближнего неисправ­ным, не осуждает его, как у прочих в обычае, но соболезнует ему усердно, жалеет и молится Богу, чтобы его в чувство привел, помня, что и сам в таком же находился окаянстве, и тогда же может согрешить, ибо общее человеческое ока­янство — падение.
13) В церковь ходит не ради церемонии, но ради того, чтобы вместе с верными, братьями своими, Богу молитвы принести, благодарение воздать и святое Его имя славословить.
14) Пищу, питье и прочее употребляет не ради сладострастия, но ради нужды, чтобы мог Богу служить и дела звания своего проходить.
Словом сказать: у такого человека все иное, как внутреннее, так и внешнее действие и ста­рание, по сравнению с тем, что прежде было; все же делает добровольно, без всякого принуж­дения. Ибо вера и благодать Божия, внутри живущая, поощряет его к тому.
Павел, по обра­щении к вере Христовой, Христа, Которого гнал и спешил гнать, проповедует в Дамаске так, что все слышавшие дивились и говорили: «Не тот ли это самый, который гнал в Иерусалиме призывающих имя сие» (Деян.9:21) и проч.; а по­том и по всей вселенной проносит имя Его; и ради Того, из-за Которого других вязал и на смерть предавал, сам всеохотно и многократно связан быть и умереть желает; а потом его свя­зывают, избивают, ранят, уязвляют и он умира­ет. Закхей, мытарь кающийся, пол-имения сво­его нищим дать и кого обидел, вчетверо возвра­тить обещает; почему и слышит от Сердцеведца Христа: «Ныне пришло спасение дому сему» (Лк.19:8-9). Так истинное обраще­ние и покаяние изменяет всего человека!
Из этого видно, что где нет плодов покая­ния, там нет истинного покаяния, но оно лож­ное, не что иное есть, как прельщение совести; потому никакой пользы не приносит кающе­муся, пока грехов не оставит и не начнет новой жизни.
Покаяние не что иное, как воскресение духовное. Ибо пока человек в грехах пребыва­ет, хотя телом и живет, но духом мертв: ибо не имеет в душе своей Бога, Который есть Жизнь и жизни Источник. Поскольку что телу наше­му душа, то душе нашей Бог. Тело до тех пор живет, пока душа в нем находится. Душа до тех пор живет, пока Бог благодатью Своей в ней обитает. Тело умрет, когда душа выйдет из него. Душа умирает, когда Бог ее оставляет. Остав­ляет же Бог душу не из-за чего иного, как из-за греха. Ибо Бог и грех вместе пребывать не мо­гут: «грехи ваши произвели разделение между вами и между Богом», говорит пророк Исаия (Ис.59:2). Итак, душа, лишившись благодатного Божия присутствия, как жизни своей, мертва не иначе, как тело, лишившееся души, остается мертво. Такую душу побуждает Бог: «Встань, спящий, и воскресни из мертвых» (Еф.5:14). «Спя­щим и мертвым находящегося в грехах называ­ет, — говорит свт. Иоанн Златоуст, — ибо он злосмрадие издает, как мертвый, и бездейственен, как спящий, и ничего не видит, как тот, но только сны и мечтания» (Беседа 18 на Посла­ние к ефесянам).
Как тело мертвое не двигает­ся, не чувствует и не делает ничего, так и душа, лишившаяся благодати Божией, не двигается, не чувствует и не делает ничего духовно. Но когда тело оживет, начинает делать все, так и грешник, когда силой и благодатью Божией оживет, начинает духовное движение иметь, духовно чувствовать, духовно делать.
Душа, Божией благодатью оживляемая, производит духовные действия: видит Бога верою, осязает верою, слышит верою Бога говорящего, вкуша­ет и обоняет любовью, и дела, Ему угодные, старается творить. Так подобает кающемуся через покаяние новую жизнь начать и как бы вновь родиться, питаться, расти и в мужа совершенного приходить» (Еф.4:13).
Согласно этому святой Иоанн Златоуст учит, говоря: «Сам апостол Павел, когда говорит о предлежащем будущем, иного от нас требует вос­кресения, то есть нового жительства, которое в настоящей жизни от изменения нравов бывает. Если блудник будет целомудренным, и лихо­имец милостивым и жестокий кротким, то и здесь воскресение будет, которое есть начало того. И почему есть воскресение? Потому, что когда грех умер, правда воскресла, и когда древ­нее житие загладилось, новое и ангельское жи­вет» (Беседа 10 на Послание к римлянам). Так, кто здесь воскреснет, тот непременно, если и умрет, жив будет, ибо воскреснет в об­щее воскресение в жизнь вечную, по неложно­му обещанию Господа нашего: «Изыдут творив­шие добро в воскресение жизни» (Ин.5:29). «Бла­жен и свят имеющий участие в воскресении первом» (Откр.20:6). Эти знаки и плоды истинно обратившегося и кающегося можно видеть как в Святом Писании, так и в церковной истории, они и ныне примечаются в обратившихся и чистосердечно кающихся.