ХРАМ. СВ. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА В ПОС. НИКОЛО-ПРОЗОРОВО

О почитании Божией Матери

Свт. Дмитрий Ростовский

У всех земных царей есть обычай, слуша­тели возлюбленные, для прибежища подчи­ненных им людей при нашествии иноплемен­ников и всяких врагов и супостатов созидать города и ограждать их крепкими стенами, чтобы остановить натиск врагов. На стенах тех возводят они «пирги», крепкие и высокие столпы, и украшают их воинским оружием, чтобы с их высоты издали усмотреть прибли­жение врагов и оружием отражать их нападе­ния.
Подобное тому сотворил и Царь Небес­ный, создав для людей Своих во вселенной город великий, Святую Соборную и Апос­тольскую Церковь, чтобы все, гонимые про­клятым демоном, укрывались в этом городе и освобождались от его мучительства, защища­емые крепкой и непреодолимой стеной этого города. Стена же эта есть не иной кто-либо, как Пресвятая Владычица наша Богородица и Приснодева Мария, как сказано от лица Ее Святым Духом, в Песни Песней: «Я — стена, и сосцы у меня, как столпы», — и как воспевает Ей Святая Церковь: «Стена непобедимая нам христианом еси, Богородице Дево! К Тебе бо прибегающе невредими пребываем». Об этой стене и ее столпе, то есть о защите и покрови­тельстве Пресвятой Матери Божией, мы и по­беседуем ныне, в день Покрова Ее, в честь и славу Ее, «при Господнем содействии».
«Я — стена, и сосцы у меня, как столпы». Гос­подь, утвердивший вселенную, «которая не по­двигнется» (1 Пар. 16, 30), утвердил в ней и град Церкви, которого и «врата ада», то есть вся сила демонская и воинство его, еретики и язычники, одолеть не могут (см. Мф. 16, 18). Ибо Премудрейший Архитектор небесных кругов основал ее не на слабом песке, кото­рый размывается водным течением и постав­ленные на нем здания разрушаются ветром и бурей, а на твердом камне, на истинном испо­ведании Петровом: «Ты — Христос, Сын Бога Живого», которое Сам Христос называет кам­нем: «Ты — Петр, и на сем камне Я создам Цер­ковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 16—18). Камень есть сие исповедание, ибо оно изречено о камне твердом, Самом Христе Господе, Который есть камень, по свидетель­ству святого апостола Павла: «Камень же был Христос» (1 Кор. 10, 4).
Итак, твердо основание града Церкви. Подобным образом и стена, Преблагословенная Мать Его, тверда, так как имеет в Себе твердость Христову. Стена эта составлена из различных камней Божественных добродете­лей и служит стеной для всех благочестно по­читающих Богоматерь, благоговейно прослав­ляющих, любовно подражающих и прилежно молящихся Ей. Стена не только против ду­шевных врагов, проклятых демонов, которые исчезают от Ее крепости и силы, как дым от ветра, как сучья от огня и как иней от солнеч­ного жара, как тьма от света, прах от бури и злак от мороза, но и против врагов видимых, которые непобедимой силой Ее или внезапно поражаются благочестивыми, или ищут спа­сения в бегстве, или бывают чудесно истреб­ляемы.
Так случилось под царствующим градом Константиновым, когда бесчисленное мно­жество нечестивых варваров погибло от па­давших с неба горящих камней и от проис­шедшего от них вскипания моря и горения кораблей. Кроме того, Она стена и против са­мого гнева Божия, ибо защищает пред Ним усердно молящихся Ей, удерживая вооружен­ную гневом Его десницу Своими молитвами, прелагая уготованное наказание на милосер­дие и разрушая преграду вражды.
Некогда была стеной для рода израиль­ского благочестивая царица Есфирь, которая утишила гнев царя Артаксеркса, возгорев­шийся против всех иудеев, удержала острый меч от сечи и своим ходатайством преложила суд жестокий на милость. Но для нас еще более твердой стеной является Преблагословенная Царица неба и земли, потому что не земного, а Небесного Царя, не один раз, а постоянно умоляет о нас, прелагает гнев на милость Сво­им всесильным ходатайством и вместо смерти дарует жизнь.
Стеной была мудрая Авигея для своего лу­кавого мужа Навала против гнева Давида, ко­торый уготовил меч свой на шею Навала за его нечеловеколюбие. Мудрыми словами и пресладким витийством своим она умилости­вила сердце Давидово, угасила пламя ярости, заставила его оставить свое начинание и, из­менив намерение, возвратиться обратно. Но еще более является для нас стеной Преблагого Бога Преблагая Матерь, ибо Она повседневно утишает гнев Небесного Давида, праведно на нас движимый за наше нечеловеколюбие, и избавляет нас не только от временной смерти, но и от вечной. Она покрывает нас крылами милости Своей от наказания Божия, как пти­ца своих птенцов от орлиных когтей (см. Мф. 23, 37), скрывает от лютой угрозы Господней, как мать испуганное чадо под свою ризу, по­крывает от праведного суда и наказания Бо­жия омофором Своего заступничества.
Подобно тому, как некогда холодное обла­ко днем защищало израильтян от лютого зноя, а ночью становилось столпом огнен­ным, освещая им путь, так и Заступница наша не только стена для нас, но и столп крепкий, согласно вышесказанным словам: «Я — стена, и сосцы у меня, как столпы». Ибо как столп со­зидается царями в городах для того, чтобы каждый приходящий к нему остался целым и невредимым от преследующих врагов, так и Пресвятая Богородица возвышается Царем Небесным в граде Церкви превыше всех, как столп, чтобы всякий гонимый врагами ду­шевными и телесными, видимыми и невиди­мыми, с надеждой притекал к Ней и пребывал без бед.
Итак, Она для нас столп, ибо без сравне­ния превосходит всех освященных до рожде­ния во чреве материнском, оправданных верой и преподобной жизнь, ибо все должники, все опечаленные, все скорбящие, благоговейно притекающие к Ее покрову, защищаются от всех бед.
Именуется Преблагословенная Матерь Божия столпом как за высоту Свою, так и за крепость. Она высока по причине возвыше­ния ума Своего к небу, презрения земного, ибо все Свои мысли, намерения, дела и жела­ния возносила к небу, всегда «помышляла о гор­нем, а не о земном» (Кол. 3, 2), как Мать и со­кровищница Небесной Премудрости, так что приличествует Ей сказать о Себе словами свя­того апостола Павла: «Наше же жительство — на небесах» (Флп. 3, 20).
Высоко вознесенной на небеса видел Ее святой Иоанн Богослов — превыше самой луны: «Под ногами Ее луна» (Откр.12,1). Луна, изменяющаяся и уменьшающаяся, означает мир сей, и если кто имеет его под ногами, то преобладает над ним. Она видима была стоявшей выше луны потому, что попрала все суеты мирские. Она была видима облеченной в солнце, потому что постоянно пребывала светлым умом Своим на небе, глее и ныне душой и тело пребывает и сияет лучами Божественной славы и светлее солнца.
Высока Она и по множеству заслуг Своих, ибо стол превзошла ими всех тварей плотских и духовных, что ни Ангелы, ни Архангелы, ни Начала, ни Власти, ни Силы, ни господства, ни престолы, ни Херувимы и Серафимы, ни пророки, ни апостолы, ни мученики, ни все прочие твари не могут сравниться с Ней своими заслугами и добродетелями. Она одна превзошла всех, по изречению Приточника: «Много было жен добродетельных, но Ты превзошла всех их» (Притч.31,29).
Превознеслась Преблагословенная Дева над всеми святыми и над всеми Силами Небесными, ибо Она Царица на небе и Владычица на земле, Госпожа Небесных Сил, похвала дев, венец мучеников, Учительница апостолов. Она – зерцало исповедников, проречение пророков, чаяние патриархов. Она – сокровище всех добродетелей. Ибо чего может быть лишена Та, Которая мать Виновника всех благ?
Далее, Преблагословенная Дева именуется столпом за крепость Свою, ибо Она столь крепка, столь утверждена благодатью Божией, что никакими кознями, никакими прельщениями враг демон не мог соблазнить Ее и нанести Ей вред. Более того, она обличила всю прелесть дьявольскую, раскрыла демонские козни, показала и разрушила их коварство, уничтожила крепость, победила силу и постоянно обращает их в бегство, чтобы они как-нибудь не одолели нас и не похитили победу. Потому Святые Отцы, прославляя Ее крепость, называли образами Ее Иудифь и Иаиль, ибо как Иудифь погубила злочестивого Олоферна, а Иаиль Сисару, так и Пречистая Дева поразила проклятого демона.
Столп – это прибежище для воинов, в котором они спасаются от врагов, а Преблагословенная Дева – это столп для нашего прибежища, ибо мы – воины Христовы, воюющие на земле, и брань наша с лютейшими врагами, не с плотскими, а с духовными, согласно словам апостола Павла: «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф.6.12).
В этом нашем мысленном столпе мы сохраняемся от столь сильных наших врагов, когда прибегаем к нему. Ибо остался ли кто-нибудь не спасенным из прибегавших к столпу сему? Воистину, скорее мать бросит свое чадо на растерзание нападающему волку, чем Мать милосердия отдаст кого-либо из притекаю­щих к Ней врагам на мучения! Отец и мать покидают детей своих, Мать же милосердия не оставляет никогда, но всех принимает Она, как Мать непобедимой милости, и питает мо­локом Божией благодати.
Может быть, ты удивишься здесь, слуша­тель, тому, что я назвал Богородицу столпом и затем вдруг называю Ее Матерью? Не удив­ляйтесь тому, возлюбленные, ибо от Нее Са­мой я этому научился. Ибо когда Она уподоб­ляет Себя стене и сосцы Свои столпу, говоря: «Я стена, и сосцы Мои как столп», — не то ли оз­начает, что Она Сама есть защита, как стена, прибежище, как столп, и Мать, как питающая сосцами духовными? Означает, что Она есть столп для покрова, Мать для питания, столп для немощных, Мать для младенцев.
Если ты не надеешься на свои слабые си­лы, то Она тебе говорит: «Я стена и столп», ук­ройся во Мне от лица вражьего. Если ты сты­дишься своей малости, и желаешь «возрасти в мужа совершенна» (Еф. 4, 13), Я — Мать, пи­тайся молоком Моим. «Я стена и столп» по кре­пости Своей и Мать по милосердию Своему. Я Мать, имеющая полные молока сосцы, до­статочные для питания всех чад, притекаю­щих ко Мне. «Я — стена», могущая оградить всех, и столп, в совершенстве вооруженный всеми оружиями духовными для поражения гордых супостатов».
Много столпов мы находим в Священном Писании, и среди них семь, которым можно уподобить Пресвятую Богородицу.
Первый столп — ливанский: «Нос твой — столп Ливанский» (Песн. 7, 4). Гора Ливан, на которой был сооружен тот столп, всегда изда­вала кадильное благоухание. Подобно тому и Преблагословенная Дева Мария, всегда, и до рождества, и в рождестве и после рождества, в младенчестве, в отрочестве, в совершенном возрасте, и в старости, в жизни и в смерти, из­давала сладчайшее благоухание духовных до­бродетелей.
Второй столп — Давидов: «Шея твоя — как столп Давидов, сооруженный для оружий, ты­сяча щитов висит на нем — все щиты сильных» (Песн. 4, 4). Вот какой столп являет Собой Преблагословенная Дева Мария! «Тысяча щи­тов» — это тысяча пособий во всяких бедах наших, даруемых нам Преблагословенной Девой. Ты найдешь в Преблагословенной Ма­рии лучший щит, которым защитишь себя против всякого пламени бесчинной похоти, против всякого устремления скорби и противства. В Марии все «щиты сильных», то есть все виды бесчисленных добродетелей. В Ней вера патриархов, надежда пророков, ревность апостолов, крепость мучеников, мудрость учителей, истина исповедников, чистота дев. В Ней, наконец, обретаются все добродетели всех святых, в Ней «все щиты сильных».
Третий столп — из слоновой кости: «Шея Твоя как столп из слоновой кости» (Песн. 7, 5). Слоновая кость светла, бела, тверда и ценит­ся у людей. Все это имеет в Себе Пресвятая Дева. Она светла благодатью Божией, бела чистотой душевной и телесной, тверда незыб­лемой стойкостью и крепостью против вра­гов, достойна пред Богом, Ангелами и людь­ми. Потому говорит о Ней Жених Небесный: «Вся Ты прекрасна, возлюбленная Моя, и пятна нет на Тебе» (Песн. 4, 7).
Четвертый столп — сосцов: «Сосцы у Меня, как столпы» (Песн. 8, 10). Как сосцы, полные молока, изливают его в изобилии, так и Бого­родица, исполненная благодати и иных даров Святого Духа, обильно изливает их Своим по­читателям и исполняет их дивной сладостью Святого Духа.
Пятый столп — Анамеила, о котором упо­минает пророк Захария (см. Зах. 14, 10). По Иеронимову толкованию, он означает благо­дать, или дар Божий. Этому столпу уподобля­ется Богородица, ибо всякий, прибегающий к Ней, как бы к столпу или твердыне, получает благодать и дары Божий.
Шестой столп — столп паствы, о котором говорит пророк Михей: «Ты, столп паствы. Дочь Сиона! К Тебе придет власть первая» (Мих. 4, 8). Пресвятая Богородица — «столп паствы» Хрис­товой, ибо Она ограждает от огня ярости Бо­жией овец стада Христова, благоговейно по­читающих Ее, защищает и покрывает их «от стрел, летящих днем», то есть от явных иску­шений, и «от бедствий, постигающих во тьме», то есть от тайных искушений, «от болезни и бе­са полуденного», то есть от гонения света люто­го (Пс. 90, 5).
Седьмой столп — столп крепости, о кото­ром Приточник сказал: «Имя Господне — столп крепости» (Притч. 18, 10). Это место блажен­ный Иероним читает так: «Столп крепости — имя Господне, притекая к которому правед­ники спасаются». Этот столп крепости есть Пресвятая Богородица, носившая Бога во чреве Своем. Ибо Она прогоняет демонов, побеждает врагов, притекающих же к Ней не только праведников, но и грешников, спасает и освобождает от всех бед. Поэтому мы благо­говейно Ей воспеваем: «Под Твое благоутробие прибегаем, Богородице Дево, молений наших не презри в скорбех, но от бед избави нас, едина Чистая и Благословенная!»
Итак, притекайте, все люди, к сему превысокому и пресветлому столпу, который ви­дел «ныне святой Андрей на воздусе» (Тропарь Покрову Пресвятой Богородицы) защи­щающим христиан молитвой от гнева Божия и покрывающим верных омофором милосер­дия! Призывайте на помощь Матерь Божию как скорую Помощницу во всех нуждах ва­ших, душевных и телесных! Притекайте к Ней, девы, ибо Она — Знаменосица ваша и похвала девства. Притекайте к Ней, жены, ибо и Она была женой Иосифа, хотя и неискусобрачной: Она для вас образ трезвенной жизни. Приходите к Ней, вдовы, ибо и Она знала вдовство и является для вас образом доброде­тельной жизни. Притекайте к Ней, священни­ки, ибо и Она была священницей или жрицей Божественной, когда принесла Сына Своего, Агнца Непорочного, в жертву Богу на крест­ном жертвеннике для спасения всего мира.
Да прибегают к Ней иноки, так как Она в совершенстве сохранила закон их, нищету, чистоту и послушание. Да прибегают к Ней благородные князья, бояре и сами Цари и Ца­рицы, ибо Она — Царица неба и земли и про­изошла от царского колена Давидова. Прибе­гайте к Ней, мастера, ибо и Она отдана была в супружество мастерудреводелу. Наконец, да прибегают к Ней все живущие, ибо Она — Мать всех живущих, богатая милостью для всех, благоговейно призывающих Ее.
Православные люди всякого сана и чина, всякого века и возраста! Устремите ваши сердца, очи и руки к Пресвятой Деве, с уми­лением восклицая: «Под Твое благоутробие прибегаем, Богородице Дево, молений наших не презри в скорбех, но от бед избави нас, едина Чистая и Благословенная!»
Ты же, о столп превысокий, воззри на нас!
Столп прекрепкий, прими нас!
Столп вооруженный, защити нас!
О покров пространный, покрой нас от врагов видимых и невидимых!
О стена непреоборимая, сохрани нас!
Облако нового Израиля! Введи нас в зем­лю обетованную, покрывая и освещая, да примем через Тебя мы, рабы Твои, жизнь веч­ную. Аминь.

Православные слушатели!
Праведнейший Воздаятель «каждому по де­лам его» (Мф. 16, 27), когда захотел казнить весь мир водами потопа, оставил одно средст­во спасения для всех видов животных, — Но­ев ковчег. И всякий, кто не находился в нем, погиб в водах, все же вошедшее в ковчег к па­триарху Ною спаслось от потопления. Подоб­ным образом тот же Судия Нелицемерный, умыслив наказать грешников после кончины мира потопом огненным, дал единое превос­ходнейшее прибежище для спасения всему Роду человеческому —Пречистую Деву Ма­рию, ныне простирающую над нами омофор милосердия Своего. И каждый прибегающий под Ее покров может получить спасение. Не желающий же прибегнуть под этот покров бу­дет погружен в вечноогненное озеро вместе с проклятыми дьяволами.
Когда Моисей Боговидец, вождь богоизб­ранный, должен был перевести израильских людей через пучину Чермного моря и имел позади себя гонителя фараона со многими вооруженными полками, он получил от Все­могущего Бога в защиту облако, столь чудо­действенное, что одновременно оно было и светлым, и темным. Было светлым для людей израилевых и темным для неверных египтян, одним служило для перехода через морскую пучину, а другим служило препятствием к гонительству. Это облако чудесно изменялось и сообразно нуждам людей израильских, ибо ночью оно было огневидным для освещения, а днем защищало от зноя для прохлады. Вме­сте с тем оно путеводствовало их к земле обе­тованной, ибо когда оно двигалось, двигались и полки израильские, когда же стояло, стояли и люди.
Подобным образом и мы, новый Израиль, имеем мысленное облако, данное нам Богом в защиту и помощь, имеем Пресвятую и Преблагословенную Деву Марию, явившуюся ныне на воздухе, Которая для нас, нового Израиля, — Вождь для избежания Чермного моря, огня геенского.
Это облако просвещает нас Божией благо­датью и помрачает силой Своей Божественной гонителя, гееннского фараона, чтобы он не мог догнать и погрузить нас в пучину; светит нам в ночи греховной, как луна в ночи естест­венной, чтобы мы не уклонились с пути к земле обетованной в пустыню вечной погибе­ли; осеняет нас Своим покровом во время зноя праведного гнева Божия, чтобы ярость Его не попалила нас.
Пресвятая Дева — наш Вождь в Иеруса­лим небесный, ибо как орел, побуждая птен­цов своих летать, взлетает вверх над ними, так и Она, взывая и возвышая сердца наши к высоте небесной, Сама благоволила ныне явиться над нами в высоте на воздухе. Нам же подобает только стоять или двигаться тогда, когда Она стоит или движется, и как Она привыкла стоять на стенах всяческих добро­детелей, душевных и телесных, так и нам по­добает вставать и держаться на тех же стенах. Движение же Ее всегда было «от силы в силу» (Пс. 83, 8), от добродетели к добродетели, от заслуги к заслуге, от земного к небесному, от дольнего к горнему, из удела смирения на го­ру любви и богомыслия.
Подобает и нам подражать и следовать Ей, по мере сил наших, восходя от земных мудр­ствований к небесным, если мы исполнены желания войти в землю обетованную. Пророк Ездра, получив от царя Кира письмо о свободе, дарованной роду израильскому для переселения из Вавилона и всей земли Персидской и Мидийской в Отечество, в землю Иерусалим­скую, озаботился огласить ее пред всеми сы­нами израилевыми. Точно так же и Пресвятая Дева Мария, исходатайствовав нам, новому Израилю, Своими мольбами и заслугами у Кира Всемирного, Господа всей вселенной, свободное возвращение из земного изгнания в Отечество рая небесного, из этого Вавилона в горний Иерусалим, являет ныне в храме Влахернском честный омофор Свой, извещая тем, что каждый может свободно возвратиться под ним в Отечество небесного Сиона, хотя бы он и заточен был в самую далекую страну беззаконий.
Итак, братие, поспешим к сему Ее Боже­ственному покрову, с умилением восклицая: «Под кров Твой прибегаем, Богородице Дево! Молитв наших не презри во обстоянии, но от бед избави нас, едина Чистая и Благословен­ная!»
Простирает над нами Преблагословенная Матерь пречистые Свои руки с омофором на воздухе, созывая под кров крыльев милости Своей, желая сохранить нас от врагов видимых и невидимых, как птица обычно созывает птенцов, простерши крылья и желая сохранить их от хищных птиц, а вместе и согреть их. Но я весьма боюсь, как бы Она не сказала о нас, новом Измаиле, то, что некогда Сын Ее и Бог говорил об Израиле ветхом: «Иерусалим, Иеру­салим, избивающий пророков и камнями побива­ющий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» (Мф. 23, 37), — ибо многие из нас не хотят прибегать под кров крыльев Ее милосердия. Это — не кающиеся в своих грехах, не удаляю­щиеся от злобы мира сего и дел погибельных, служащие мамоне и чреву, повинующиеся страстям плоти и всем сердцем привязанные к миру сему.
Но хотя многие не желают притекать под Ее кров, Она простирает омофор Своего ми­лосердия для всех, желая принять к Себе и до­брых, и злых, и чистых, и нечистых, чтобы спасти всех, уподобляясь Ноеву ковчегу, в ко­тором спаслись и добрые, и злые, и чистые, и нечистые животные.
Пресвятая Богородица спасает злых и не­чистых, но только тогда, когда они уподобят­ся зверям в Ноевом ковчеге, переменившим свирепость на кротость, ибо там лев не убивал оленя, ястреб не терзал голубя, волк овцы и медведь коровы, но все пребывали в мире и кротости. Если подобно тому и злобствующие изменят свое злонравие на доброту, свирепость на кротость, вражду на мир, то они получат спасение под кровом святого Ее омофора от потопа гееннского и вечной погибели; иначе они будут изгнаны и погибнут.
Во времена, предшествующие новозавет­ным, мы находим четыре прибежища, спасав­шие людей от смерти. В законе естественном патриарх Ной с женой и чадами своими спас­ся от воды в ковчеге, а Лот с дочерьми своими спасся от огня на горе. В законе же Моисеевом находим еще два прибежища. Одно — скиния свидетельства или храм Божий, в котором спаслись Моисей и Аарон от народной ярости. Второе же — шесть городов левитских, назы­ваемых городами убежища, ибо всякий, слу­чайно убивший человека и убежавший в один из тех городов, не подлежал мщению мстите­лей за него.
Подобным образом и в Новом Завете име­ются четыре прибежища от гнева Божия. Первое — человечество Христово и страсти Его, как ковчег, ибо прибегающие сюда со слезами покаяния спасаются от потопления греховного. Второе — святые угодники Божий, как горы, ибо они, живя внизу, мудрствовали о небесном и, пребывая на земле плотью, ду­хом жили на небе, согласно словам Божест­венного Павла: «Наше же жительство — на не­бесах» (Флп. 3, 20). Восходящий на эти горы, притекающий с молитвой к святым Божиим, освобождается от огня гееннского.
Третье прибежище — Церковь, как скиния свидетельства. Ибо приходящий в нее через святое Крещение, истинное покаяние и прочие Божественные Таинства, получает спасение от вины за грех и от долга вечной смерти за всякие преступления. Четвертое — Пресвятая Дева Мария, как град убежища, ибо, прибега­ющие к Ней с сокрушением не только осво­бождаются из рук адского мучителя, но и спа­саются от самой десницы Бога и от меча гнева Его: из первых — непобедимой силой, от вто­рого — молитвой и заступничеством.
Защищает нас Пресвятая Богородица от врагов наших, видимых и невидимых. От ви­димых, когда дарует благочестивым Царям победу над супостатами и когда матерински защищает каждого от наветов лукавых людей. От невидимых, когда сохраняет от их коварств и сетей вражеских. Защищает Она нас от стрел супостатов Своим материнским по­кровом и угашает в нас стрелы телесного вос­пламенения, как Мать Сеятеля чистоты и Са­ма едина Чистая и Благословенная. Укрощает ветры гордости, как возлюбившая смирения, утоляет любоимение, как Нищелюбица, за­щищает от гнева Божия, как Мать милосер­дия, сохраняет от злых напастей, как Защит­ница. Поэтому, не медля, прибегнем все под омофор Ее милосердия, всегда простираемый над нами.
В книге пророчества Даниила, «мужа же­ланий» (Дан. 9, 23) повествуется, как царь На­вуходоносор видел в ночном видении некое большое дерево посреди земли, вершиной своей доходившее до неба, а шириной до кон­цов земли: листы его были прекрасны по ви­ду, и обильные плоды произрастали на нем, достаточные для напитания всех. На ветвях его гнездилось бесчисленное множество раз­ных птиц, под ним же обитали все звери и скоты, питавшиеся его плодами.
Иносказательно дерево то обозначало са­мого царя Навуходоносора, как истолковал это «муж желаний», но по мысли значение его может быть отнесено к Пречистой Деве Ма­рии, Которая есть древо, как жезл, проросший от корня Иесеева. Она есть безмерно великое древо, ибо высота Ее заслуг и чести превосхо­дит небеса и все Небесные Силы, широта же Ее славы простирается во все концы земли, по речению Самой Матери Божией: «Отныне будут ублажать Меня все роды» (Лк. 1, 48). И листья Ее покровительства весьма красивы, достаточны для покрытия всех притекающих к Ней и могут защитить как от зноя греховно­го, так и от гнева Божия. Плод Ее превосход­нейший, ибо о Нем сказано: «Благословен Плод чрева Твоего» (Лк. 1, 42). Но и само древо про­славлено ради Плода сего словами: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!» (Лк. 11, 27). Плод же — воплотившийся Бог — столь обилен, что для потребностей каждого достаточен и доброполезен.
Алчет ли кто, — Он есть Хлеб, как Сам поистине сказал о Себе: «Я есмь Хлеб жизни» (Ин. 6, 48).
Жаждет ли кто, — Он источник воды, пьющий из которого не возжаждет вовеки.
Болеет ли кто, — Он Врач Небесный.
Нищ ли кто, — Он сокровище неоскудеваюшее.
Печален ли кто, — Он Утешитель.
Горестно ли кому, — Он сладость.
Желает ли кто жить, — Он есть жизнь.
Умирает ли кто, — Он воскресение наше.
Для всех Он плод, добрый в снедь, ибо пи­тает и оживотворяет всех верных пресвятым Телом Своим и животворящей Кровью в Бо­жественных Тайнах.
В ветвях благодати этого дерева, как птицы небесные, почивают все святые и праведные, ибо спасаются ходатайством Ее. Под ветвями же жительствуют все звери и скоты, все греш­ники, которые по Ее заступничеству пребыва­ют неистребленными праведным наказанием Божиим, которые поскольку совершают гре­хи, постольку становятся зверями, превраща­ются в скотов не по существу, а по нравам. Потому-то хищники обычно называются вол­ками, злобные — псами, хитрые — лисами, жестокие — львами, трусливые — зайцами, ленивые — ослами, а грязные — свиньями. О таком превращении Псаломник говорит: «Но человек, будучи в чести, не уразумел сего, сравнялся с несмысленными скотами и уподо­бился им» (Пс. 48, 13).
Эти звери и скоты под ветвями сего мыс­ленного дерева, под покровом и защитой Пресвятой Девы Марии живут, не погибая в мире сем, но не для того, чтобы они попали в руки ловцов геенских, а для того, чтобы, от­ложив дикость и зверские нравы, вновь об­леклись в добрый вид нравов человеческих, чтобы, оставив смрадную шерсть козлиную, обросли шерстью агнцев, чтобы вечно пребы­ли в стаде Христовом, на Его небесных паст­бищах: здесь на пастбищах слова и благодати, там же на ниве вечной славы.
В противном случае, подобно тому, как рыбаки, взяв из своих сетей годных рыб, вы­брасывают из них жаб и змей на попрание ногами, и неисправившиеся грешники будут извержены из-под покрова Пресвятой Девы. И как пастырь отлучает козлищ от овец, так и Христос Господь в день праведного Суда Своего отделит злых от добрых, скотов от лю­дей, и злых ввергнет в огонь вечный, как пле­велы на сожжение, а добрых введет в жизнь вечную, как пшеницу в житницу небесную. Не дикое и не лесное это древо, а мысленное и словесное, и потому всегда покровительст­вует зверям словесным, то есть людям, в ис­тинном разуме пребывающим; зверствующих же непременно изгоняет из-под своего по­крова.
Поэтому всякий желающий почивать под сенью сего древа да отложит, как бы кожу ди­кого зверя, «ветхого человека» и «облечется в ново­го, обновляемого духом» (Еф. 4, 22—23). Всякий, желающий вселиться в этом городе убежища, пусть бежит в него путем покаяния. Каждый, желающий быть покрытым омофором заступ­ничества Божией Матери, пусть прибегает немедля под кров крыл Ее. Ибо как птица прикрывает своими крыльями яйца, чтобы вывести из них птенцов, так и Она распрости­рает над нами крылья милосердия Своего, чтобы превратить зверство наше в человече­ство, чтобы возродить нас в чад Своих и Бо­жиих, и чтобы через это сделать нас наслед­никами царства Божия и сонаследниками Христа, Которому подобает честь и поклоне­ние со Безначальным Его Отцом и со Пресвя­тым, и Благим, и Животворящим Духом ныне, и в бесконечные веки.