ХРАМ. СВ. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА В ПОС. НИКОЛО-ПРОЗОРОВО

О почитании страстей Христовых

 

«Помыслите о Претерпев­шем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не из­немочь и не ослабеть душами вашими» (Евр.12:3).
Все житие Иисуса Христа Господа нашего, которое не земле ради нашего спасе­ния начал и совершил, было всегдашний крест. В вертепе родился и повитый «положен был в яс­лях, потому что не было им места в гостинице» (Лк.2:7). Не было места в гостинице Тому, Ко­торому принадлежат и небо, и земля, и все, что в них. Так изволилось Ему нас ради, гордых, смириться.
Только что на свет показался и жи­тие Свое на земле не успел начать, как от безза­конного Ирода претерпел гонение, и Младенец, ничего, кроме пелен, молока матери, плача и слез не знающий, иском был на убиение (Мф.2:16). Благочестие не успеет появиться, тотчас от нечестия начинает гонение терпеть. Далее, как пишется, «был в повиновении у них», то есть у матери и мнимого своего отца (Лк.2:51).
Повиновался людям Тот, Которому Ан­гелы со страхом и трепетом повинуются и вся тварь служит. Нас ради, меня ради и тебя, греш­ник, повиновался Создатель наш созданию Своему, нас ради, говорю, которые Богу, Созда­телю своему, не хотели повиноваться.
Сатаной, противником Своим «искушаем был», так что и на крыле церковном поставил Его, и сказал Ему: «Если Ты Сын Божий, бросься вниз», — и на гору высокую возвел, и показал Ему все царства мира и славу их, и сказал Ему: «Все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне» (Мф.4:5—6, 8—9). Такую дерзость и неистовство пре­терпел Господь и Создатель всех от злого духа, которому мановением одним запретить мог. Нас ради претерпел, человек, чтобы нам, «иску­шаемым, помочь» (Евр.2:18).
Странствуя по земле и проповедуя Боже­ственное слово Свое, страшно фарисейскими языками хулим был. Божественные Его чудеса веельзевулу, князю бесовскому, приписали (Мф.9:34; 12:24; Мк.3:22; Лк.11:15). Святое Его и не­бесное учение хулою на Бога почитали (Мф.26:65; Мк.2:7; 14:64; Лк.5:21). Изрыгали на Него хулы и, как стрелы язвительные, бросали язы­ками своими: «В Нем бес; Он самарянин; Он вы­шел из себя; человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам», и прочее (Ин.8:48, 52; Мк.3:21-22; Мф.11:19; Лк.7:34).
Хулы и клевету претерпел един Благословенный во­веки, дабы нас от клеветы дьявольской защи­тить. Пожил в нищете, так что «не имел, где при­клонить голову» Тот, Кто Имеет престолом небо и землю подножием (Мф.8:20). Нас ради, «буду­чи богат, обнищал», чтобы мы нищетою Его обо­гатились (2Кор.8:9).
Сюда относится и то, что Он ясно предви­дел имеющие быть в свое время и ему предстоя­щие жесточайшие и умом человеческим непос­тижимые страдания. Посему апостолам и пред­сказывал о них: «С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от ста­рейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Мф.16:21).
Сюда еще относятся всегдашние труды, подня­тые в перехождении с места на место, из города в город, из селения в селение, чтобы принести и проповедать людям святое Евангелие, кото­рое от недр Отца Своего Небесного на землю принес, и прочее. Так трудился и потел Сын Божий ради бедной души человеческой, кото­рую сатана под свою власть похитил было.
На­конец, продан и предан Своим учеником, про­чими учениками оставлен; судим и осужден, ударяем, оплеван, поруган, уязвлен, тернием увенчан; как злодей, обнажен и, будучи Благо­словенным, как проклятый, на древе в позор всем повешен (Галл.3:13). Повешенного осмеи­вали и ругали мимоходящие перед очами Его, и о одежде Его метали жребий, уксусом и жел­чью в жажде напоили.
Так замученный и осме­янный Сын Божий на древе крестном окончил житие Свое. Но и по спасительной смерти в реб­ро пронзен был (Ин.19:34), «обманщиком» назы­ваем был (Мф.27:63). Воскресение Его скрыть старались и стражам руки мздою исполнили, дабы не говорили того, что видели (Мф.28:12— 15). Так Христос все житие Свое, при смерти и по смерти нас ради, грешных, терпел.
Если бы кто попал в какую великую беду, например, или в плен неприятелю попал, или в смертную болезнь впал, или в смертную вину, за которую следовало ему по закону уме­реть, а нашелся бы такой добрый человек, ко­торый от той беды его избавил своим старани­ем, то непременно бы избавленный в незабвен­ной памяти великое то дело избавления своего содержал и усердно бы почитал избавителя сво­его, иначе бы крайне неблагодарен и бесчув­ствен был. Видели мы, православный христиа­нин, в какую беду за грехи наши впали мы, и как, Кем от той избавились: «Не тленным сереб­ром или золотом искуплены от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца» (1 Петр 1:18—19). «Христос искупил нас от клятвы зако­на, сделавшись за нас клятвою, ибо написано: проклят всяк, висящий на древе, дабы благосло­вение Авраамово через Христа Иисуса распрост­ранилось на язычников», и прочее (Галл.3:13—14 и след.). Рассуди же, как нам должно почитать великое это дело избавления и Избавителя.
Свойство веры — благодеяния и зас­луги Христовы, всему миру показанные, себе присваивать. Потому всякий верный, ты и я, с верным Павлом от сердца исповедовать дол­жен: «Живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Галл.2:20). Верую, что как ради всех, так и ради меня непотребно­го родился от Девы, плотью на земле пожил, хуления, бесчестия, страдания, распятие и смерть крестную претерпел, и так как всем, так и мне, недостойному, заслужил у Бога милость, отпущение грехов, благодать, благословение, усыновление, наследие вечной жизни и бла­женства, чего я своею силою никак не мог и не могу заслужить и получить.
Он смирился, чтобы меня, смиренного, воз­нести; обнищал, чтобы меня, нищего, обога­тить; хулы и клеветы претерпел, чтобы меня от клеветы дьявольской защитить; связан был, чтобы меня от вечных избавить уз; судим был и осужден, чтобы меня от осуждения освободить; язвы и раны приял, чтобы меня, язвленного, исцелить; поругание и бесчестие претерпел, чтобы меня, сатаною поруганного, почтить; умер, чтобы умершего оживить, и так как всем, так и мне, верующему во имя Его сделался Из­бавителем, Спасителем, Ходатаем и Виновни­ком вечного блаженства. А если всякий верный должен великое это дело Сына Божия к себе применять и усваивать, то и почитать то дол­жен так, как если бы оно ради него одного сде­лалось.
Потому святой Златоуст и говорит: «Всякий из нас праведно так должен Христа благодарить, как будто бы ради него одного Он пришел. Ибо Он не отрекся бы и об одном та­кое смотрение показать, всякого человека та­кою мерою любви любит, какою вселенную всю» (Беседа на Послание к Галатам 2:20). Ради тебя и меня Христос пришел в мир, потому тебе и мне должно Его, такого великого, как своего собственного Благодетеля, благодарным, сми­ренным, исполненным любви, послушливыми терпеливым сердцем встречать и почитать.
Преславно нам исповедовать Того и хва­литься о Том, имя Которого свято и страшно, а для нас сладко. Хотя и зачался в девической утробе, но «от Духа Святаго» (Мф.1:18), и есть собезначальный Отцу и Святому Духу. Родил­ся в год (предопределенный) от Девы Матери (Лк.2:7), но есть «над всеми Бог, благословенный во веки» (Рим 9:5). Пеленами повился, как мла­денец (Лк.2:7), но Тот, Кто «одевается светом, как ризою» (Пс.103:2). Во храм Младенцем при­несен руками матери (Лк.2:22), но старца Си­меона от временной отпустил к вечной жизни (Лк.2:29). Иродом был гоним, но волхвов на поклонение Себе привел (Мф.2-я). В Иордане крестился, но о Крещаемом Отец с небес сви­детельствовал: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение», — и Дух Святой, как голубь, сходя на Крещаемого, утверждал истину (Мф.3:13—17). Искушаем был дьяволом, но посрамил искусителя (Мф.4:3—11; Лк.4:2— 13). На земле между людьми жил, но от недр Отеческих не был отлучен (Ин.1:18). В рабском образе пребывал (Флп.2:7), но, как Господь, по­велевал ветрам и морю — и слушались Его, повелевал демонам — и исходили, повелевал мертвым — и восставали, повелевал слепым — и прозревали, глухим — и слух обретали, не­мым — и говорили, прокаженным — и очища­лись (Мф.15:30-31; 17:17; 9:25 и пр.). Голодали жаждал, но многие тысячи пятью хлебами пи­тал (Мф.17:17—21). Завистливыми и злобными хулим был, но сердечные помышления их ви­дел (Мф.12:25). С грешниками ел, но грехи их, кающихся, очищал (Лк.15:2—7). Неблагодарным учеником за сребреники продан и предан был, но нас, под грех продан­ных, искупил. Скорбел и тосковал, но от нас вечную скорбь и тоску отнял. Беззаконными связан был, но врага нашего дьявола связал и наши узы разрешил. Судилищу неправедному предстоял, но нас от вечного суда избавил. Одежды совлечен и обнажен был, но нас одеж­дою правды Своей одел. Осмеян, обесчещен, поруган, оплеван был, но нас от вечного сра­ма, бесчестия и поругания освободил. Тернием увенчан был, но нам вечной славы венец уст­роил. На древе распят был и умер, но солнце помрачил, землю поколебал, гробы отверз, мер­твых оживил, сотника и сущих с ним устрашил (Мф.27:45, 51—54), разбойника в рай ввел (Лк.3:43) и Своею смертью нашу смерть умертвил. Во гробе погребен был, как мертвый, но Своею силою восстал, как бессмертный, и нам, уми­рающим, восстания надежду подал. На земле пожил, но вознесся на небо, и сел одесную Бога Отца, и снова придет судить жи­вым и мертвым, и воздать всем по делам их, — праведных ввести в вечную жизнь и царствие небесное, грешных вечной предать муке (Мф.25:31—46). Так в Распятого веруя, не отрицаем­ся Его исповедовать нашим Господом и Богом, Который — «нас ради Человек и нашего ради спасения», — стал Человеком, чтобы так Самим Собою устроить нам путь спасения. В том наша премудрость, похвала, слава, жизнь, утешение, веселье, надежда и вечное блаженство.
Если человека-благодетеля, который временное нам добро сделал, совесть убеждает нас любить, то тем более вера, когда ее имеем, убедит нас любить Христа, Который нам вечное и умом нашим непонятное блажен­ство приобрел не иным чем, как вольным Сво­им страданием и смертью. А где любовь ко Хри­сту, там неотлучно и послушание Христу. Где послушание, там тщательное исполнение запо­ведей Его, а где заповедей Его исполнение, там творение добрых дел, ибо заповеди Его добрым делам научают. И так видишь, что вера истин­ная — матерь добрым делам, а неверие — ко­рень злых.
Почтим Христа, пострадавше­го за нас, когда, ненавидя грех, будем следовать святому Его слову и примеру непорочного жи­тия Его, как говорит: «Кто Мне служит, Мне да последует» (Ин.12:26). Ибо почитать Христа и служить Христу едино есть. Научал Он нас сло­вом и примером добродетельному житию, как читаем в святом Его Евангелии. Если хотим Его сердечно почитать, должно нам Его в том слу­шать. Без послушания почитать Его не можем, как сам это можешь признать.
Какое то почи­тание господину, когда раб его не слушает, и отцу, когда сын ему не повинуется? Не почита­ние это, а презрение явное и бесчестие. Так и Христу лицемерное, а не истинное почитание оказываем, в самой же вещи презре­ние, когда говорим Ему устами: «Господи, Госпо­ди», а не делаем того, что Он повелевает, как Сам Он говорит: «Что вы зовете Меня: Господи! Гос­поди! — и не делаете того, что Я говорю» (Лк.6:46)? Ибо не от слова только, но и от дела ис­тинное почитание показывается. Отдел наших показать, христиане, должны мы веру нашу к Нему, как апостол Его требует от нас: «Покажи мне веру твою от дел твоих» (Иак.2:18). Вера наша требует от нас любви, милости, милосер­дия, смирения, кротости, терпения и прочих христианских добродетелей, которым Он нас и словом, и делом учил. Потому сами почтим почтившего нас Христа и Господа нашего.
Ве­лико ли нам подать просящему ради Него, Ко­торый нам, что ни имеем (ибо все, что ни име­ем, Его есть, кроме грехов), и Себя Самого по­дал? Велико ли напитать голодного, напоить жаждущего, одеть нагого, ввести в дом стран­ного, посетить болящего и в темнице заключен­ного, ради Того, Который нас ради голодал, жаждал, обнажен был, странствовал, недуги наши понес, болезновал и связан был? Велико ли нам отпустить ближнему согрешения ради Него, Который за наши грехи пострадал?
Тяжко ли нам терпеть ради Него, когда Он ради нас ужасные мучения претерпел? Не по­стыдился и не отрекся Он, Господь наш и Бог (о, благость Твоя, Иисусе Боже наш!), нас ради, рабов Своих непотребных, осмеянным, пору­ганным, оплеванным, уязвленным, ударяемым быть, распяться и умереть. Нам ли, рабам Его негодным, «стыдиться Его и Его слов вроде сем прелюбодейном и грешном» (Мк.8:38), и не тер­петь, что нам приключится противное, и не сле­довать тому, чему Он словом и примером Сво­им учил? Воистину ветхий Адам царствует над нами, а не Христос. Воистину не Христовы мы, когда не следуем слову Его и житию. «Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим 8:9). Ибо кто Дух Христов имеет, тот мыслит то, что Христос, и поучается в том, что Христу угодно, ищет и хочет того, что хочет Христос, старается делать то, чего требует Христос. Если хотим Христовыми быть и Христа как Царя сво­его почитать, должны едино с Ним мудрство­вать, хотеть и делать, что хочет и повелевает Он. Истинное почитание не в наружности толь­ко, но и во внутренности, не в словах только, исповедании и церемонии, но и в сердце, усер­дии, любви, благодарности и послушании со­стоит.
Господь наш и Бог есть — почтим Его стра­хом и послушанием.
Любитель наш искреннейший — почтим Его любовью нашею.
Благодетель наш — почтим Его благодар­ностью.
Искупитель наш, ибо ценою Крови Своей искупил нас Себе — почтим Его усердною ра­ботою.
Учитель наш — почтим Его охотным испол­нением учения Его.
Пастырь наш — почтим Его слушанием свя­того гласа Его (Ин.10:27).
Вождь наш к небесам вернейший — почтим Его верным и любовным следованием за Ним. Так почтим, христиане, Христа Царя нашего. Он нас возлюбил, недостойных, — возлюбим и мы Его, достойного любви, Который есть утешение и радость Ангелов и святых душ. Почтил Он нас, недостойных, — почтим и мы Его, достой­ного всякого почитания, Которому со страхом и любовью поклоняются Ангелы и всякое ко­лено преклоняется. Поискал Он нас, заблуд­ших, — поищем и мы Его верою и любовью. Не пощадил Он Себя ради нас — не пощадим и мы себя ради Него. Терпел Он все ради нас — по­терпим и мы все ради Него, дабы с Ним и про­славиться во царствии Его. Господи! Наставь нас на путь сей, ибо «Ты есть путь, и истина, и жизнь» (Ин.14:6).