ХРАМ. СВ. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА В ПОС. НИКОЛО-ПРОЗОРОВО

О подражании Богу

«Подражайте Богу, как чада возлюбленные» (Еф. 5:1).

«По примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написа­но: будьте святы, потому что Я Свят» (1 Петр. 1:15 – 16; Лев. 11:44; 19:2).

«Возлюбленные! если так воз­любил нас Бог, то и мы долж­ны любить друг друга» (1 Ин. 4:11).

Христиане во святом Крещении ве­рою во Христа, Сына Божия, от Бога родились. Ибо «всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден» (1 Ин. 5:1). Следовательно, Бога Отцом имеют, и «сыны Божии по вере во Христа Иисуса» (Гал. 3:26). «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога роди­лись» (Ин. 1:12 – 13). Потому и Христос, Сын Бо­жий, повелел им Бога призывать как Отца, Бога Отцом своим называть, и молиться так: «Отче наш, Иже еси на небесех», и прочее (Мф. 6:9).

Итак, долг христианский требует, чтобы христиане Богу, как Отцу своему, подражали, и Ему, как чада возлюбленные, уподоблялись своими нравами, как увещевает их к тому апо­стол: «Подражайте Богу, как чада возлюбленные» (Еф. 5:1). Ибо в христианине, который «рожден от воды и Духа» (Ин. 3:5), должно быть начало образа Божия, по написанному: «во Христа кре­стившиеся, во Христа облеклись» (Гал. 3:27).

Об­раз же непременно должен быть подобен Пер­вообразу, как образ, являющийся в зеркале, подобен первообразу, то есть тому, кто смотрит в зеркало. Иначе бы это не был образ, если бы не был подобен первообразу. Отсюда следует, что в христианах, которые благодатью Божией и верой о Христе Иисусе сделались сынами Божиими и начало образа Божиего в себе имеют, должны быть богоподоб­ные нравы, и воля, насколько возможно в веке сем, согласная с волей Божией. И чем лучше воля, чем более она согласна с волей Божией, и чем более богоподобные нравы в христиани­не имеются, тем более чистый и ясный в нем сияет образ Божий, как чем чище зеркало, тем яснее является образ смотрящего в него. Бог, как Отец, на сына своего, глядя на этот образ и видя в нем Самого Себя, веселится.

И как в зер­кале такое подобие изображается, каково лицо, смотрящее в него, и что делает первообраз, т.е. лицо, которое в зеркало смотрит, то и в зеркале видно, словом, являющийся в зеркале образ во всем уподобляется, во всем подражает смотря­щему в зеркало лицу, так подобает и христианам во всем, что возможно силе их, подражать Отцу Небесному, как своему Первообразу.

И как зер­кало губит образ человеческого лица, когда от того, кто в него смотрел, отворачивается, и к чему обращается, такой и образ в себя прини­мает, так и человеческая душа образ Божий гу­бит, когда от Бога отвращается, и то в ней изоб­ражается, к чему обращается и прилепляется. Например, когда любит честь, славу, богат­ство и сласть мира сего, тогда в ней земной и бессловесный образ изображается. Так праотец Адам, когда отвратился от Бога, потерял образ Божий и облекся в образ земной и скотский. Поэтому христиан, как водой и Духом от Бога рожденных, Слово Божие отводит от любви мира сего: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1 Ин. 2:15 – 16).

Святое Божие Слово, как чистое зер­кало, представляет нам, какой в человеке, рож­денном водой и Духом, должен быть образ Бо­жий, и в чем он состоит. Оно нас руководству­ет, чтобы в нас образ возобновился, который растлен по падении Адамовом. «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличе­ния, для исправления, для наставления в правед­ности, да будет совершен Божий человек, ко вся­кому доброму делу приготовлен» (2 Тим. 3:16 – 17). Ибо как ветхого человека образ земной и скот­ский, так нового — образ небесный и Божий в нем описывается, и повелевается нам «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлева­ющего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума нашего и облечься в нового человека, со­зданного по Богу, в праведности и святости ис­тины» (Еф. 4:22 – 24). Итак, это заповедует Сло­во Божие, когда повелевает нам быть «милосерд­ными, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6:36), быть «совершенными, как Он совершен» (Мф. 5:48), быть «святыми, потому что Он Свят» (1 Петр. 1:15 – 16), и прочее.

Потому, как в зеркало смотрим для того, чтобы очистить пороки, увиденные на лице, так христианам подобает чаще посматривать в яс­ное зеркало Святого Писания, в котором образ Божий описывается, чтобы, взирая в него, мог­ли очищать покаянием и верою во Христа пороки, к их душам прилепившиеся. А чем более кто будет очищать свои душевные пороки, тем чище будет у него душа. Чем же чище будет душа, тем яснее в ней будет блистать образ Бо­жий, прекрасная и любезная ее красота. Об этом, христианин, помышляй, об этом заботь­ся. Ибо для того и Христос пришел в мир, что­бы восстановить и возобновить в нас образ Бо­жий, который мы в Адаме потеряли. Из этого видно: 1) Насколько нужно всякому христианину прилежное чтение или слушание Святого Писания. 2) Все христианское житие есть не что иное, как всегдашнее, до кончины жизни, покаяние. Ибо каждый, сравнивая себя с зеркалом Свя­щенного Писания, увидит, что во всякий день покаянием и верою во Христа должен себя очи­щать и исправлять, «ибо все мы много согрешаем» (Иак.3:2). Потому во всякий день христиане имеют нужду просить отпущения грехов и мо­литься: «Отче! Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим» (Мф. 6:12).

Святое Писание, как Божественное правило и ясное зеркало святого христианского жития, представляет нам, от чего мы должны уклоняться и что должны творить, если хотим подражать Небесному Отцу. Оно учит нас «укло­няться от зла, и творить благое» (Пс. 33:15), — да так сможем последовать Богу, Творцу и Отцу нашему. Учит, что всякое зло Богу противно и нас от Бога отводит, благообразие души нашей помрачает и растлевает, а всякое добро Богу сообразно и уподобляет нас Богу.

Когда учит нас Богу подражать, то учит не мир созидать, не мертвых воскрешать, не по водам ходить, и прочие чудеса творить, ибо это есть дело еди­ного Его всемогущества, хотя по вере и чудеса «возможно» творить «верующему» (Мк. 9:23). Но ког­да велит нам быть подражателями Божиими, то представляет нам к подражанию Его благость, милосердие, щедроты, правду, истину, святость, долготерпение и прочее, да взирая на эти Его Божественные свойства, и сами учимся делать то, что Он делает, как дети, видят, что отец де­лает, то и сами делать стараются. В этом святом зеркале видим истину Божию, которая солгать и прельстить не может, но что объявляет, открывает и обещает нам, то непременно так и есть, как объявляется и откры­вается, хотя ум наш и не постигает, что показы­вают многие пророчества, самим делом испол­нившиеся.

Взирая на истину Отца Небесного, христиане не должны лгать, льстить, лукавить и лицемерить, но должны быть простосердечными, «истину говорить в сердце своем, не льстить языком своим» (Пс. 14:2 – 3). Что языком объяв­ляют, то и в сердце должны иметь, и какими вне, пред людьми, являются, такими и внутри, в сердце, должны быть, и что согласное и непро­тивное Слову Божиему обещают ближнему, то должны исполнять, если то в их силе. Представляется там правда Божия, которая каждому свое отдает. Тем увещаются и христи­ане отдавать «всякому должное: кому подать — подать; кому оброк — оброк; кому страх — страх; кому честь — честь» (Рим. 13:7).

Чего не хотят себе, того другим не делать, и чего хотят себе, то и ближним делать. В этом состоит правда, которая учит всем воздавать должное. Не хо­тим себе зла — и ближнему нашему, то есть лю­бому человеку, не должны желать и делать зла. Хотим себе добра — и ближнему его должны желать и делать. Не хотим, чтобы кто у нас по­хитил, отнял, украл что, имя наше опорочил, укорил нас, и прочее зло сделал — и сами от того должны уклоняться. Хотим, чтобы ближ­ний нас в нужде не оставил, и сами то же ближ­нему нашему делать должны. Того и Христос от нас требует: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7:12). В том чистейшем зеркале видим и удивля­емся благости Божией, которая «повелевает сол­нцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5:45). Отсюда учатся христиане не только друзей, но и «врагов своих любить, благословлять проклинающих, благотворить ненавидящим и молится за обижающих и гонящих их» (Мф.5:44), «не воздавать злом за зло или ругательством за ругательство» (1 Петр. 3:9), но «если враг голоден, накормить его; если жаждет, напоить его. Не быть побежденным злом, но побеждать зло доб­ром» (Рим. 12:20 – 21). Ибо «если любите любящих вас, — говорит Христос христианам, — какая вам за то благодарность? Ибо и грешники любя­щих их любят» (Лк. 6:32). Нисколько не выше язычников поступают христиане, которые дол­жны, как свет от тьмы, отличаться от них бла­гочестивой жизнью (см. Флп. 2:15), когда толь­ко любящих любят и только благотворящим благотворят.

Смотря в зеркало Святого Писания, видим святость Божию, как свет, никакой тьмы не причастный: «Бог есть свет, и нет в Нем ника­кой тьмы» (1 Ин. 1:5). Так подобает и христиа­нам, «как чадам света» поступать (Еф. 5:8), как чадам Божиим, о святом житии заботиться, «очи­щать себя от всякой скверны плоти и духа, со­вершая святыню в страхе Божием» (2Кор.7:1), «по примеру призвавшего Святого, и самим быть святыми во всех поступках. Ибо написано: будь­те святы, потому что Я Свят» (1 Петр. 1:15 – 16). «Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к свято­сти» (1 Фес. 4:7). «Святость же разумеется не только в том, чтобы хранить себя от скверны, блуда и нечистоты, но и от лихоимства, зависти, гордости, тщеславия и прочего зла», — по уче­нию святого Иоанна Златоуста (2 Кор. 7:1. — Бе­седа на слово апостола «очистим себя», и пр.).

Еще видим там щедроты и милости Божии, и самим делом вкушаем каждый день и час сла­дости щедрот и милостей Его. Отсюда науча­ются и сами христиане милостивыми и щедры­ми быть, и, как чада, Милостивому и Щедрому Отцу своему уподобляться: уделять требующим блага, которые получили от щедрой Его десни­цы, не затворять ушей от просящих, и не отво­рачиваться от требующих помощи.

Видим там бесконечное милосердие к греш­никам и Отеческое Божие сострадание к нашим немощам. Ибо тот милосердный, который ду­шой подвигается и сердцем соболезнует, видя бедность другого. Такое милосердие Отца Не­бесного представляется нам в Слове Его свя­том, когда ради нас, погибших, и «Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас» (Рим. 8:32), да нас, «погибших», через Него «взыщет и спасет» (Лк. 19:10), — а также когда нам, согрешившим Ему и кающимся, отпускает грехи. В том следовать и мы должны Отцу нашему Небесному. Он о нас милосердствует — и мы должны о братии нашей милосердствовать, по написанному: «Будьте милосердны, как и Отец ваш Милосерд» (Лк. 6:36). Он нам, бедствующим, сострадает — и мы дол­жны братии нашей сострадать и соболезновать, «плакать с плачущими» (Рим. 12:15), «помнить уз­ников, как бы и мы с ними были вузах, и страж­дущих, как и сами находимся в теле» (Евр. 13:3). Он нам кающимся отпускает грехи, избавляет от казни, последующей за грехи, — и мы долж­ны братии нашей из милосердия «оставлять со­грешения» (Мф. 6:14), чтобы как нам Отцом Не­бесным оставляются многие долги, так и мы сами оставили малый долг ближним нашим (Мф. 18:27, 33).

Усматриваем в том же священном зеркале беспримерное долготерпение Небесного Отца, Который столько грехов всего мира, неправды, идолопоклонства и прочих тяжких беззаконий терпел и терпит, и сами, каждый день согрешая, это познаем. Видя такое долготерпение Мило­сердного нашего Отца, должны и мы быть тер­пеливыми к нашей согрешающей братии, не гневаться, не озлобляться на них, не мстить им за обиды, нам ими причиненные, но с терпе­нием и кротостью ожидать их исправления, да так приобретем их Христу и себе истинными братиями сделаем, по подобию Небесного Отца, Который столько грешников Своим дол­готерпением приобрел и приобретает, как апо­стол написал: «Долготерпение Господа нашего по­читайте спасением» (2 Петр. 3:15). Ибо «благость Божия» всякого грешника «ведет к покаянию» (Рим. 2:4). Там же нам открывается, что «Бог есть Дух» (Ин. 4:24). И мы, хотя и не можем быть духом, как имеющие плоть и кости, но можем и долж­ны быть духовными. «Мы не должники плоти, чтобы жить по плоти, не по плоти жить, но ду­хом умерщвлять дела плотские» (Рим. 8:12 – 13). Должны «попечения о плоти не превращать в по­хоти» (Рим. 13:14), «поступать по духу, и не испол­нять вожделений плоти; плоть распинать со страстями и похотями» (Гал.5:16, 24), «удаляться от плотских похотей, восстающих на душу» (1 Петр. 2:11), «чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией» (1 Петр. 4:2), — да не о нас скажет Гос­подь то, что сказал о первом мире: «Не может Дух Мой пребывать в человеках сих, потому что они плоть» (Быт. 6:3). И апостол Иуда сказал: «Это люди душевные, не имеющие духа» (Иуд. 1:19). «Живущие по плоти Богу угодить не могут. По­тому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут» (Рим. 8:7 – 8).

Так и в прочем христианам подобает в Свя­том Писании, как в зеркале, смотреть на образ Отца Небесного, чтобы «как мы носили образ перстного, носить» нам «и образ Небесного» (1 Кор. 15:49), да так засвидетельствуют христиане свое новое духовное рождение, да покажут, что они истинно «от воды и Духа рождены (Ин. 3:5), ис­тинно от Бога родились» (Ин. 1:13), истинно и нелицемерно Бога называют своим Отцом и молятся: «Отче наш! Иже еси на небесех», и про­чее (Мф. 6:9; Лк. 11:2), — истинно «сыны Божии по вере во Христа Иисуса» (Гал. 3:26), ибо Ему, как сыновья Отцу, уподобляются своими нравами, и Его Божественный образ в себе носят. Ибо как от Адама рождаемся грешными, скверными, так от Бога рождаемся водою и Духом святыми и чистыми. И как от Адама рождаемся злонрав­ными, лживыми, грехолюбивыми, не имеющи­ми любви, завистливыми, злобными, гордыми, похотливыми, славолюбивыми, сластолюби­выми и самолюбивыми, так рожденным от Бога, как от Благого Отца, должно быть добро­нравными, истинными, правдолюбивыми, ис­полненными любви, милосердными, милости­выми, кроткими, терпеливыми, смиренными, смиренномудрыми, воздержанными, любящи­ми добро и братолюбивыми.

Как от Адама рож­даемся заботящимися о плотском и земном, так рожденным от Бога подобает радеть о духовном и небесном, так как «Бог есть Дух» (Ин. 4:24). Ибо «рожденное от плоти есть плоть, а рожденное Богом от Духа есть дух», — по словам Христа (Ин. 3:6). Ибо кто какое рождение имеет, того и свойства иметь должен. Отсюда следует, что христиане, как вновь рожденные от Бога, должны Богу, Отцу своему, быть подобными своими нравами. Должны подражать Благому Богу в благости Его, Щед­рому — в щедротах Его, Милостивому — в ми­лости и милосердии Его, Истинному — в исти­не Его, долготерпеливому, кроткому, Святому — в долготерпении, кротости, святости и прочих Божественных свойствах, и так быть любящи­ми добро, щедролюбивыми, святолюбивыми, истиннолюбивыми, правдолюбивыми, милостивыми, милосердными, терпеливыми, и про­чими добрыми нравами от чистого сердца и нелицемерно себя украшать.

Такое подражание истинных христи­ан Отцу Небесному происходит от их истинной веры и от размышления о Его Божественных свойствах, которые открываются в Святом Пи­сании и представлены для подражания. Ибо как истинное богопочитание, так и истинное под­ражание Богу происходит от истинного богопознания. Ибо и истинное подражание отно­сится к богопочитанию, и есть не что иное, как усердное богопочитание. Ибо ничем иным Бога почитать и Богу угодить не можем, как таким житием, какое Ему приятно, когда хотим и де­лаем то, что Он хочет и делает, и не хотим и от­вращаемся от того, чего Он не хочет и от чего отвращается. Этого истинное богопочитание, этого ис­тинное познание имени Божиего требует от нас. «О, человек! Сказано тебе, что — добро и чего тре­бует от тебя Господь: действовать справедли­во, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим» (Мих. 6:8). Бог и Гос­подь твой, христианин, никакого зла, греха и беззакония не хочет, отвращается от него и не­навидит его (см. Пс. 5:4 – 7), так как всякое зло, грех и беззаконие — не Его, но дьявольское изобретение и дело, и от тебя ищет того, чтобы ты от всякого греха и беззакония отвращался и гнушался ими, как дьявольским делом. Итак, покажи веру твою от дел твоих и плод нового Божественного рождения. Последуй Богу и Гос­поду твоему, ненавидь грех и беззакония, и гну­шайся ими. Бог и Господь твой «Праведен и любит прав­ду» (Пс. 10:7). Хочет Он и от тебя того, чтобы ты, «оправдавшись именем Господа нашего Иисуса Христа» (1Кор. 6:11), правду любил и делал прав­ду.

Итак, покажи же плод того оправдания, пос­ледуй Господу своему и делай правду, да так покажешь, что ты истинно от Него родился, как говорит апостол: «Если вы знаете, что Он Пра­ведник, знайте и то, что всякий, делающий прав­ду, рожден от Него» (1 Ин. 2:29).

Бог и Господь твой никого не обидит, но все, что ни делает, — делает праведно (см. Евр. 6:10). Так и тебе, по примеру Его, должно никого не обижать ни словом, ни делом, ни иным каким образом.

Бог и Господь твой «истинен и верен во всех словах Своих» (Пс. 144:13; 85:15; Ин. 17:17), и от тебя требует того. И тебе должно от лести, лжи, лукавства и лицемерия храниться, но более лю­бить и хранить истину в своих словах и делах (Еф. 4:24).

Бог и Господь твой любит тебя и всех, и ми­лует всех. Хочет этого и от тебя. И тебе, по примеру Его, должно всех любить, по увещанию апостола: «Если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга» (1 Ин. 4:11), — и люб­ви плод, милость, показывать всем тем, кото­рые нуждаются в милости. Бог и Господь твой Щедр, подает тебе и всем Свои блага. Хочет, что бы и ты Ему в этом под­ражал, от благ Его, данных тебе Им, уделял тре­бующим, алчущих питал, жаждущих поил, на­гих одевал, странствующих в дом свой вводил, и прочее.

Бог твой и Господь твоего и всех спасения хочет и ищет, Он «хочет, чтобы все люди спас­лись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:4). Покажи и ты такой нрав человеколюбия, пос­ледуй благой воле и человеколюбивому жела­нию Небесного Отца, заботься о своем и ближ­него спасении.
Бог твой и Господь долго терпит беззакония и грехи человеческие, и тем ожидает их покая­ния. Хочет этого и от тебя. Итак, и тебе должно претерпевать обиды, нанесенные людьми, не гневаться, ни озлобляться на них, но ожидать их исправления. Бог твой и Господь прощает тебе и всем ка­ющимся грехи, и не поминает их (Иез. 18:21 – 23). Хочет этого и от тебя.

Итак, и ты своему брату, как грешник грешнику, человек челове­ку, и раб своему товарищу, должен прощать и оставлять согрешения ради Господа твоего, и их не вспоминать (Мф. 6:14; 18:22 – 35).

Бог твой и Господь Свят. Ищет и от тебя этого: «Будьте святы, потому что Я Свят» (1 Петр. 1:16). Должно и тебе святость, данную в Кре­щении, хранить, и потому хранить себя от вся­кой скверны плоти и духа, уклоняться от вся­кой нечистоты и прочего, что отлучает от об­щения с Богом и Сыном Его Иисусом Христом. Ибо «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине» (1 Ин. 1:5 – 6). Этого от тебя, человек, Бог твой, Которого ты исповедуешь, ищет.

Этого вера твоя, этого познание имени Его, этого новое рождение, или Крещение твое, в котором ты родился во­дою и Духом, отрекся от сатаны, мира и похотей его, и обещался Богу служить и последовать Ему, требует. Родились мы в плотском рождении нечис­тыми, грешными, скверными, но в духовном рождении возродились, «омылись, освятились, оправдались именем Господа нашего Иисуса Хри­ста и Духом Бога нашего» (1Кор. 6:11).