ХРАМ. СВ. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА В ПОС. НИКОЛО-ПРОЗОРОВО

О постоянстве и конечном пребывании в вере

«Претерпевший же до конца спасется», — говорит Христос (Мф.10:22).
«Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся на­зад, не благонадежен для цар­ствия Божия», — говорит Хри­стос (Лк.9:62).
«Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр.2:10).
«Если праведник отступит от правды своей и сотворит неправду, будет делать все те беззакония, которые сотворил беззаконник, все правды его, все добрые дела, которые он делал, не припомнятся; в преступле­нии своем, которое совершил, и в грехах своих, которыми согре­шил, умрет» (Иез.18:24).
«Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бе­гите, чтобы получить» (1Кор.9:24).
Не достаточно для спасения начать благочестие, но должно и окончить жизнь в подвиге благочестия. Многие начинают, но не все кончают, как самое дело показывает. Такой подобен начавшему путь от одного места к дру­гому и опять назад с пути возвращающемуся; подобен начавшему строить дом, но оставля­ющему его, не завершив; подобен начавшему создавать столп и не окончившему. Такой от­дает себя на посмеяние и поругание врагам сво­им, дьяволу и слугам его, которые, увидев, «ста­нут смеяться над ним, говоря: «Этот человек начал строить и не мог окончить» (Лк.14:29—30). Посему святое Божие Слово тем только вер­ным приписывает спасение, которые до конца в вере пребывают, «претерпевают до конца» (Мф.10:22); которые «начатую жизнь твердо сохраня­ют до конца» (Евр.3:14), «не возвращаются назад от преданной им святой заповеди» (2 Петр 2:21), до конца «подвигом добрым подвизаться будут, течение совершат, веру сохранят» (2 Тим 4:7). Сим «соблюдается венец правды» (2 Тим 4:8). По­этому хорошо начавший, хорошо должен и окончить, чтобы обетование Божие — вечную жизнь — получить.
Препятствия к совершенному спасе­нию и получению вечного блаженства.
1) Сатана, враг душ наших, с ангелами злы­ми различные подлагает нам козни. «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной», — го­ворит апостол (Еф.6:12). И еще: «Противник ваш, диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого по­глотить», — говорит святой Петр (1 Петр 5:8).
2) Плоть наша со страстями и похотями вос­стает против нас, ибо «плоть желает противного духу», — говорит апостол (Галл.5:17). Чувствуем «в членах наших иной закон, противоборствующий закону ума нашего и делающий нас пленниками закона греховного, находящегося в членах наших» (Рим 7:23).
3) Многие прелести и соблазны мира сего, которыми немощная плоть наша разжигается, и которые часто бьют совесть нашу, так что ча­сто и нехотя принуждаемся видеть их или слы­шать. «Горе миру от соблазнов, ибо надобно прий­ти соблазнам», — говорит Христос (Мф.18:7). И чем более приближается кончина века, тем бо­лее умножается их. «Знай же, — говорит апостол Павел Тимофею, — что в последние дни насту­пят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюби­вы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, пре­датели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы» (2 Тим 3:1—4). Они благочестия искусители! С этими вра­гами христианам всегда предстоит битва! Про­тив них верные всегда должны подвизаться, днем и ночью, бодрым духом и неусыпным ста­ранием! Эти супостаты часто отвлекают душу от пути благочестивых и при конце. С плачем уподобляет святой Василий Великий христиа­нина купцу, который по морю мира сего, вол­нами искушений смущаемому, плывет, и часто видит, как у самой пристани его корабль раз­бивается (В слове на начало Притчей). Это для того здесь предлагаются, чтобы желающие вечное спасение получить, оттряс­ли сон лености, смотрели не на начало, а на конец, ибо конец всякое завершает дело, что­бы надеялись не на свою силу, благочестие, труды поднятые, а на Бога, начинающего и со­вершающего. По этой причине святое Божие Слово везде нас к старанию, осторожности и бдению поощряет. «Вспоминайте жену Лотову», — говорит Христос (Лк.17:32), которая «ог­лянулась назад и стала соляным столпом» (Быт 19:26). «Будь верен даже до смерти» (Откр.2:10). «Кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (1Кор.10:12). «Со страхом и трепетом совершайте свое спасение» (Флп.2:12). «Трезви­тесь, бодрствуйте» (1 Петр 5:8) и прочее.
Старание человеческое само собою ничего не может: ни начать, ни делать, ни со­вершить не может человек без Бога. «Без Меня не можете делать ничего», — говорит Христос (Ин.15:5). Бог начинает дело спасения нашего, делает и совершает, если Ему не противимся и делаем то, что благодать Его производит. Итак, везде нужна нам Божия помощь. Обе­щается же Божия помощь тем, которые верой просят у Него: «Просите, и дано будет вам; ищи­те, и найдете; стучите, и отворят вам» (Лк.11:9). И те, которые верой просят, ищут и стучат в двери неба, всегда для просящих с верой откры­тые, по обещанию принимают, обретают то, и открывается им. «Всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят», — гово­рит Христос (Лк.11:10). Ибо «если люди, будучи злы, умеют даяния благие давать детям своим, тем более Отец Небесный», Который по естеству Благ и есть Источник благ, «даст Духа Святаго просящим у Него» (Лк.11:13). И родители, хотя желают помочь чадам сво­им, но часто бывает, что не могут, ибо не все человек может, что хочет. Бог же не так, но Он все может. Все хочет подать нам, ибо Благ; и все может, ибо Всемогущ. Поэтому должны мы в таких тесных обстоятельствах, в таком трудном и опасном подвиге нашем против врагов наших не унывать, не отчаиваться, но к Нему, как мно­гомилостивому Отцу, Поборнику, Защитнику и Помощнику нашему, прибегать с верой, про­сить Его, искать у Него, всегда стучать возды­ханием и верой в двери милосердия Его.
Тогда «Начавший в нас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа» (Флп.1:6). Тогда «силою Своею Божественной соблюдет нас через веру ко спасению, готовому открыться в последнее вре­мя» (1 Петр 1:5).
Тогда «Призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, по кратковре­менном страдании вашем, да совершит нас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколеби­мыми» (1 Петр 5:10). Тогда «утвердит нас и сохра­нит от лукавого» (2 Фес 3:3).
Тогда «не попустит нам быть искушаемыми сверх сил, но при иску­шении даст и облегчение, так чтобы мы могли перенести» (1Кор.10:13). «У плавающих по морю, — говорит свт. Ва­силий Великий, — есть обычай на небо смот­реть, и по нему течение плавания определять: днем по солнцу, ночью же — по Северной или иной какой являющейся звезде, и по ним все­гда правильное течение плавания примечать. Так, и ты, по морю мира сего плавая, очи на небо возведи, по примеру сказавшего: «к Тебе воз­вел я очи мои, Живущему на небе» (Пс.122:1). Смот­ри на Солнце Правды, то есть Христа, и, как бы звездам неким светлым, заповедям Господним в управление себя отдай, и бодрствующее око имей. «Не дай сна очам твоим и векам твоим дремания» (Пс.131:4), чтобы навсегда возыметь те­чение по заповедям. Ибо «светильник, — сказа­но, — ногам моим закон Твой и свет стезям моим» (Пс.118:105). Ибо если никогда не будешь дре­мать у руля, пока в этой жизни находишься, получишь помощь Духа содействующего, Ко­торый тебя всегда далее будет вести, и легким и тихим дыханием даже до спасительного, тихо­го и веселого пристанища того доведет» (В слове на начало Притчей).
Отцу и Сыну и Святому Духу, Единому Триипостасному Богу, Творцу, Спасителю и Промыслителю нашему, честь и слава во веки ве­ков. Аминь!