ХРАМ. СВ. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА В ПОС. НИКОЛО-ПРОЗОРОВО

О прощении согрешений ближнему

«Прощайте, и прощены буде­те», — говорит Христос (Лк.6:37).
«Ибо если вы будете про­щать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Не­бесный, а если не будете про­щать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам со­грешений ваших», — говорит Христос (Мф.6:14-15).
Живущим в обществе трудно друг по отношению к другу не согрешить как-нибудь: или словом, или делом, или иным каким обра­зом. Ибо сатана всегда и везде плевелы свои па­губные сеет, и подстрекает нас друг на друга, и старается мир и любовь братскую между нами нарушить, а ненависть и вражду посеять. Поэто­му нужно нам друг другу прощать согрешения.
Причины, побуждающие к прощению согрешений ближнему:
1) Бог повелевает прощать ближнему оби­ды, следовательно, мы обязаны делать это по повелению Божиему. Иначе грешим против повелевающего Бога, ибо не слушаем Его и противимся Ему, что тяжко и страшно.
2) Требует того христианская любовь, дабы брату нашему, который, будучи немощью есте­ственной убежден и дьявольским действом по­ощрен, согрешил перед нами, не мстить, но, умилосердившись, простить, чтобы от мщения злого не он пострадал и мы бы о том после не жалели, что брату беду причинили. Ибо часто бывает, что как обидевший, так и отомстивший жалеет о содеянном деле, но уже содеянного не возвратить. Поэтому наперед то предусматри­вать должно и не попускать гневу перерастать в ненависть и злобу, но тотчас начинающее ку­риться зло должно угашать духом кротости и человеколюбия.
3) Да подвигнет нас ко взаимному проще­нию и друг друга помилованию милосердие Божие, которое каждый час нам, согрешаю­щим, является, которое мы в себе познаем, ко­торое столь велико, что, как бы ближний наш ни согрешил перед нами, хотя бы каждый день и час, должны мы ему прощать ради этого че­ловеколюбия Божия, нам оказываемого. Ибо какое бы ни было согрешение ближнего наше­го по отношению к нам, это как капля по срав­нению с морем или ничто по сравнению с на­шим перед Богом согрешением, в котором мы каждый день и час перед Ним виноваты. Ибо все мы, кто бы ни были, — люди, грешники, «земля и пепел» (Сир 10:9); в сравнении с Богом, перед Которым весь свет, как капля, мы — как ничто. Итак, велико ли, когда человек пред чело­веком согрешает, и грешник грешника проща­ет? Великое воистину и страшное дело — чело­веку, рабу, грешнику, персти, перед Великим, Бесконечным, Святым и Праведным Богом согрешать, и от Него прощение, каясь, полу­чать, и не только прощение получать, но и ми­лости несказанной сподобляться! Этого мило­сердия Божия не только слово изречь, но и ум понять не может. Итак, да постыдится и умол­кнет гордость и злоба человеческая, ищущая, как погубить брата за слово поносное, когда Бог Великий и Святой так кроток, долготер­пелив и милостив к нам, согрешающим!
4) Да подвигнет к тому нас великая польза наша, которую приобретают прощающие оби­ды ближнему. Ибо кто прощает согрешения ближнему, тому удобный приступ к благости Божией открывается просить во имя Христово своим согрешениям прощения: «Если вы будете прощать, — говорит Христос, — людям согре­шения их, то простит и вам Отец ваш Небесный» (Мф.6:14). Напротив, закрывается дверь к по­лучению милосердия Божия и прощения сво­их согрешений для того, кто ближнему согре­шений не оставляет, как Христос, Господь наш, явно об этом говорит: «Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф.6:15). А что отсюда последует тому, кому грехи не простятся? Не что иное, как строгий и правед­ный Божий суд, вечное осуждение, вечное в аду мучение, которым за преступление закона Бо­жия без конца будут платить осужденные, но никогда не заплатят правосудию Божиему. Читай притчу у Матфея, в главе 18-й. Что делается там с тем неблагодарным и лукавым рабом, которому царь его десять тысяч талантов простил, а он товарищу своему и ста динариев простить не хотел? «Тогда государь его призывает его и говорит: «Злой раб! Весь долг тот я про­стил тебе, потому что ты упросил меня; не над­лежало ли и тебе помиловать товарища твое­го, как и я помиловал тебя?» И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не от­даст ему всего долга» (Мф.18:32—34). Такое воспоследует от правды Божией оп­ределение и тем лукавым людям, которые пред Богом бесчисленным долгом согрешений ви­новаты, а ближнему не хотят оставить и мало­го. «Так и Отец Мой Небесный, — заключает Гос­подь притчу, — поступит с вами, если не про­стит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» (Мф.18:35). А как так? Вот каким образом: не оставля­ешь ты брату твоему, то есть всякому человеку, малого долга согрешений, как ста пенязей — не оставит и тебе Бог десяти тысячей талантов, а против этого долга долг в сто пенязей, как нич­то. То есть согрешения, которыми ближний твой тебя оскорбил, в сравнении с грехами, которы­ми ты величество Божие прогневал, как ничто считаться должны. Ибо ты в сравнении с вели­чеством Божиим как ничто; и не только один ты, но и весь свет перед Ним, как капля воды про­тив океана, потому и оскорбление твое в срав­нении с оскорблением Божиим как ничто.
Итак, если ты такого малого долга долж­нику твоему не отпускаешь — не отпустит и тебе Бог великого твоего долга. Ты, человек, человеку подобному не прощаешь — и какого прощения от Великого и Праведного Бога ожи­даешь? Ближний твой тебя, подобного себе, ос­корбил, и ты не прощаешь, а ты бесконечное ве­личество Божие грехами оскорбил и оскорбля­ешь, и хочешь получить прощение? Влечешь на суд ближнего твоего — будет судить и тебя Бог.
Мстишь ты ближнему твоему — будет мстить и тебе Бог. Предаешь в темницу товарища твоего за малый его долг? Предаст Бог и тебя за вели­кий твой долг в темницу, где всю вечность бу­дешь платить долг грехов твоих, но никогда не заплатишь. Посему святой Иоанн Златоуст го­ворит: «Нет ничего более безопасного, как вра­гу простить; и нет ничего более опасного, как ему мстить» (Беседа 2 о Давиде и Сауле).
Итак, страшно злобиться на ближнего, страшно мстить, страшно суду предавать! Раз­бойникам, убийцам, блудникам, мытарям и всяким грешникам кающимся отворяются две­ри Божия милосердия, а перед злобными зак­рываются, ибо нет в них истинного покаяния, без которого к престолу благодати приступу нет. Ибо злоба есть великий грех, который ими об­ладает и покаяние их недействительным дела­ет. Поскольку покаяние не истинно, но при­творно, ложно и есть не иное что, как прельще­ние, или — лучше — умягчение угрызений совести, если кающийся чистосердечно от гре­ха отстать не хочет.
5) Невозможно тому и молиться Богу, кто ближнему не прощаем согрешений. Ибо как скажет: «Отче! Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим», — что в молит­ве Господней содержится, — а сам не оставляет? Ибо Бог знает сердце человеческое и на сердце смотрит, а не на слова. И так какое сердце, та­кая и молитва его. Когда сердце злобы исполне­но, и молитва пуста. Тем более же — таковой, ибо хотя просит Бога устами, чтобы простил ему согрешения, но сердцем не хочет этого проще­ния, ибо сам не прощает. Ибо Бог сердце слу­шает, а не слова. И потому злобный с теми же грехами отходит от молитвы, с каковыми при­ходит к молитве, если не с еще более многочис­ленными. Ибо написано: «и молитва его да будет в грех» (Пс.108:7). Устрашить это должно тех, ко­торые в церковь на молитву ходят, которые к алтарю приступают и дар приносят, и думают, что не только о себе, но и о других молитвы вос­сылают, а злобы на ближнего оставить не хотят. Должны они опасаться, как бы их приношения и молитвы не были им в грех.
6) Друг другу согрешаем все. Пред тобой сегодня или вчера согрешил брат твой; а ты пред ним завтра или уже и прежде согрешил, что с живущими в обществе удобно приключается. Поэтому друг друга прощать должны, как друг другу согрешающие, и тогда вражды не будет, и мир нерушим будет.
7) Если бы все друг другу мстили, общество бы стоять не могло, ибо все бы друг друга погу­били. Ибо от взаимной вражды следует взаимная злоба и мщение, а от мщения — взаимная погибель, как то на брани бывает. «Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом», — говорит апостол (Галл.5:15). И так злобные вредят и гу­бят общество, кроткие же приносят ему пользу и сохраняют своим терпением.
8) Оскорбления причиненного не возвра­тить, а мстить немалого труда требует, да и то, может быть, не удастся. Ибо часто бывает, что хотящие мстить не только желаемого не полу­чают, но и в большие беды впадают и в ту яму, в которую ближнего хотят низринуть, сами не­чаянно падают. Так Аман сам погиб на том де­реве, которое неповинному Мардохею приго­товил было (см. Есф.6:10). (Смотри еще главу о злобе и терпении.)