ХРАМ. СВ. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА В ПОС. НИКОЛО-ПРОЗОРОВО

О прославлении имени Божия

«Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославля­ли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16).

«Едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте во славу Божию» (1 Кор. 10:31).

«Воздайте Господу славу и честь, воздайте Господу славу имени Его» (Пс. 28:1 – 2).

Имя Божие само в себе как свято, так и славно и препрославлено, и потому от нас не требует прославления. И как солнце, хвалят его или хулят, всегда светло само в себе пребывает и лучи света своего во всю поднебесную испуска­ет, так и имя Божие, славится ли, или хулится человеками, — всегда равно, всегда славно, свя­то и страшно пребывает, и лучи славы своей из­дает. Издает в созданиях, ибо «небеса проповеду­ют славу Божию» (Пс. 18:2), и «вся земля полна сла­вы Его» (Ис. 6:3). Издает в дивных и страшных делах Его, преславных чудесах Его. И потому слава имени Его как от хуления человеческого не умаляется, так и от прославления не умно­жается. Ибо слава имени Божия вечна, бесконечна и неизменна, как и Сам Бог, и потому ни умно­житься, ни умалиться в себе не может. Но наш христианский долг требует, чтобы мы как сами в себе славили его, так и пресекали то, чем оно хулится, и хулящим, насколько можем, заграж­дали уста. Ибо добрый сын о славе отца своего, и верный раб о славе господина своего, всегда и везде печется, и пресекает то, чем слава и честь их помрачается. Тем более христианам, как сынам и рабам Божиим, о славе Отца Не­бесного и Господа своего заботиться и ревно­вать должно, как Сам Господь говорит: «Сын про­славляет отца, и раб господина своего боится. И если Я Отец, то где прославление Мое? И если Я Господь, то где страх предо Мной» (Мал. 1:6)?

Великое имя Божие заключает в себе Божественные Его свойства, никакой твари не сообщаемые, но Ему единому принадлежащие, как-то: единосущие, присносущие, всемогущество, благость, премудрость, вездесущие, все­ведение, правда, святость, истина, духовное существо, и прочие. Эти собственные свойства открывает нам Святой Дух в Своем Слове, и по-разному изображает их ради просвещения на­шего и прославления имени Божия. Истинное и действительное познание Божиих свойств (сколько можно человеку в этом веке познать), и, так сказать, вкушение, по пророческому уче­нию, как говорит: «Вкусите и видите, как Благ Господь» (Пс. 33:9), соделывает в человеке про­свещение и изменение, и так к прославлению имени Божиего приводит.

От познания единосущного Божества сле­дует, что мы будем единого Бога знать и почи­тать, и кроме Него никаких других богов не признавать и не почитать, как Сам говорит: «Я Господь Бог твой, да не будет у тебя иных богов, кроме Меня» (Исх. 20:2 – 3), и еще: «Слушай, Изра­иль! Господь Бог наш, Господь един есть» (Втор. 6:4). Ибо хотя веруем и исповедуем Триипостасного Бога, Отца и Сына и Святого Духа, но единое Божество в Трех Ипостасях почитаем.

От познания присносущного бытия, бес­смертия и вечности Божией, следует, что Он един существенно живет, и есть Источник на­шей жизни. От Него одного жизнь наша зави­сит, и житие наше не иное что, как тень движу­щегося дерева, которая тогда движется, когда движется дерево. А так научаемся, что мы та­кое и от Кого жизнь наша зависит: от Того, Который всегда живет, и не может не жить, и все оживляет и движет. Так убеждаемся припи­сывать Ему бытие, жизнь и движение наше с апостолом: «мы Им живем, и движемся, и существуем» (Деян. 17:28). И от этого гордость, пыш­ность и надменность наша ниспадает.

Познанию вездесущия Божиего последует благоговение к Богу. Ибо если Бог — везде, то и со мной, и с тобой, и со всяким, и пред Ним ходим, и что ни делаем, ни говорим и ни мыс­лим, — пред Ним делаем, говорим и мыслим. Так удержится человек от бесчиния, но будет пред Лицом Его, как Создателя, Царя и Госпо­да своего, благоговение показывать. Ибо если перед лицом земного Царя нашего и человека стыдимся и опасаемся даже малейшее бесчи­ние показывать, то тем более перед Лицом Бога, Царя неба и земли, Который «Царь царствующих и Господь господствующих» (1 Тим. 6:15)! Этому последует дерзновение против страха вражьего, ибо Бог с нами, ибо можем со Псаломником в нужном случае утешать себя: «Если я пойду среди тени смертной, не убоюсь зла, ибо Ты со мною, Боже» (Пс. 22:4)! Везде и во всяком месте можем призывать Его и молиться Ему, так как Он везде с нами. Никуда от суда Его убежать не можем, так как Он везде достигает и предваряет нас Своим присутствием (см. Иер. 23:24; Пс.138:7 – 12). Но тем самым убеждаемся смиряться перед Ним, с умилением падать и просить прощения и по­милования.

Познание невещественного и духовного существа Божиего учит нас почитать Его не те­лесными обрядами и церемониями, не только внешне, но духом и истиной, страхом, любо­вью, покорением воли нашей и надеждой на Него: «Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему долж­ны поклоняться в духе и истине», — по словам Христа (Ин. 4:24). Бог есть Дух — духовного почитания и поклонения требует.

Познанием истины Божией научаемся во всем Ему верить, что Он ни говорит, ни откры­вает, ни обещает и ни предсказывает нам. Потому что Бог солгать не может, ибо Он — веч­ная Истина, но непременно то, что открывает, так и есть, как открывает, и что обещает и пред­сказывает, то непременно в свое время сбудет­ся. Ибо «верен Господь во всех словах Своих» (Пс. 144:13). «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» (Мф. 24:35). Отсюда следует страх Суда Божиего, кото­рый Бог в Слове Своем возвещает, а от этого истинное покаяние. Оттуда — надежда и уте­шение кающемуся, ибо Бог кающихся обещал помиловать; надежда в молитве, ибо молящих­ся обещал услышать; надежда воскресения мер­твых, вечной жизни и будущих благ, которые «приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2:9).

Познание правды Божией, которая всяко­му воздает по делам и требует, чтобы грех не был оставлен без наказания, которая приводит в страх суда Божиего, в истинное покаяние и со­крушение за грехи, и с пророком убеждаемся смиренно молиться Богу: «не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый» (Пс.142:2), — отводит от греха, ибо правда Божия за грех наводит на грешника казнь, и приводит в познание грехов, ибо когда наказываем­ся, должны правду признавать и прославлять: «Праведен Ты, Господи, и правы суды Твои» (Пс. 118:137)! И производит терпение, ибо должны то терпеть, что грехами себе заслужили. Ибо Бог никого не обидит, но что делает — праведно делает. Хотя Бог, как Милосердный, не по мере наших грехов наводит на нас казни, но во гне­ве милости и щедроты Свои поминает. Вкушение благости Божией, от которой, как от живого и приснотекущего источника, изливаются на нас неисчислимые щедроты, милости и благодеяния, возбуждает нас к ис­тинной и сердечной Божией любви. Ибо есте­ственным законом разума убеждаемся благо и благодетеля любить, благодарить и от любви прославлять и почитать Его. И хотя часто бы­вает, что люди любят и зло, но любят его под видом добра. Так любят нечистоту, сласть, рос­кошь и прочие бесчинные страсти, поскольку ими плоть их утешается и услаждается, хотя душа и бедствует.

Познанию премудрости Божией последует несомненная надежда на Бога, ибо то, что на­шему слепому уму кажется непостижимым и противным, Он в пользу нам обратить может и обращает. И где нам кажется, что нет способа к избавлению и спасению нашему, там Он спо­соб обретает, как Премудрый. И что по мнению нашему к плохому концу идет, то Он, по пре­мудрости Своей, к доброму концу приводит. Отсюда следует терпение во всяких искуше­ниях, бедствиях и тесноте, ожидание милос­тивого избавления или помощи. Так читаем о святом Иосифе, который братией своей был продан в Египет в рабство, но премудрым Божиим Промыслом сделался господином Егип­та, питателем той страны, отца, братии и их до­машних, как сам братии своей исповедал: «Бог послал меня перед вами, чтобы оставить вас на земле и напитать ваш остаток великий» (Быт. 45:7). И еще: «Не бойтесь! Ибо я Божий. Выумышляли против меня зло, Бог же обратил это в доб­ро, дабы было то, что теперь есть, и напита­лись бы люди многие» (Быт. 50:19 – 20). Также израильтяне, выйдя из Египта и при­дя к морю, думали, что им причинят зло гоня­щие их египтяне, и Моисей к ним говорил, уте­шая их: «Дерзайте, стойте, и видьте спасение от Господа, которое Он сотворит вам ныне» (Исх. 14:13)! Но Божия премудрость изобрела им спа­сение, которого не чаяли, и показала путь ко спасению, где пути не было, так, что от кото­рых боялись погибели, тех самих погибшими увидели, и где себе чаяли смерти, там спасение получили (Исх. 14). От познания всеведения Божиего последу­ет опасение не только дел и слов, но и помыш­лений, советов сердечных, помыслов, богопро­тивных намерений, лукавства, лжи и лицеме­рия. Ибо Бог не только дела и слова наши, но и помышления, намерения и помыслы наши, куда они клонятся, ясно видит и записывает их в книге Своей (см. Пс. 138:1 – 5 и след.). Напро­тив того, будет старание о добрых делах, словах, помышлениях и намерениях, о чистосердечии, простосердечии и истине.

Познание святости Божией научает нас «очи­щать себя от всякой скверны плоти и духа, со­вершая святыню в страхе Божием» (2 Кор. 7:1), если хотим иметь с Ним общение. Ибо осквернившемуся греховными пороками общения с Ним, как с самой чистейшей Святостью, иметь невозможно, потому что «Бог есть свет, — по учению апостола, — и нет в Нем никакой тьмы. Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине» (1 Ин. 1:5 – 6). Отсюда последует в греш­нике истинное покаяние, через которое он при­ходит к Святейшему Богу, и получает верою общение с Ним, в праведнике — большее опа­сение скверн греховных, и тщательнейшее по­учение в добродетельной христианской жизни.
Когда в сердце нашем ощущаем всемогуще­ство Божие, тогда отгоняется сомнение о Бо­жественных Его тайнах, непостижимых умом нашим. Ибо если Бог — Всемогущий, то все может сделать, что открыл и обещал. Так отно­сительно воскресения мертвых разум наш сам в себе волнуется и не верит, но ощущением все­могущества Божия в вере укрепляется и без со­мнения надеется на это, твердо уверяясь, что Тот, Который из ничего все создал, может тем более силой и словом Своим собрать и оживить рассыпанный прах тел. Тот, Который «сказал — и появились, повелел — и создались» (Пс. 148:5), — скажет — и все будет, повелит — и все воссозда­стся, что в Слове Своем обещал. Тем утверждай­ся, христианская душа, что Богу все возможно. Когда воображает человек в своем сердце величество Божие, тогда уничижает себя, так как если «все народы пред Богом, как ничто» (Ис. 40:17), тем более один человек, я или ты. От­сюда последует смирение, последует, что с пророком смиренно Ему будем говорить: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу по милости Твоей и истине Твоей» (Пс. 113:9). Отсюда видишь, христианин, что:

  1. От истинного богопознания последует истинное богопочитание и благочестие.
  2. Чем кто более Бога познает, тем усерднее Его почитает и заповеди Его соблюдает.
  3. Беззаконная жизнь — это признак незна­ния Бога, по учению апостола: «кто говорит: «Я познал Его», — но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины» (1 Ин. 2:4).
  4. Отсюда видишь, что не тот Бога знает, кто много о Боге говорит и учит, а живет несоглас­но учению, но тот, кто благочестиво живет, Бога боится, любит, и заповеди Его соблюдает.
  5. Видишь еще, что истинная вера и истин­ное богопознание неразлучны, то есть где ис­тинное богопознание, там и истинная вера, и наоборот: где истинная вера, там и истинное богопознание.
  6. Видишь, что неисправные христиане, как Бога не знают истинно, так и истинной веры в Бога не имеют, хотя и исповедуют Бога.
  7. Отсюда следует, что они вне Церкви свя­той находятся, хотя и ходят в церковь, и дума­ют, что Бога призывают, но от Христа им нет никакой пользы, пока они чистосердечно не обратятся и не перестанут грешить.