ХРАМ. СВ. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА В ПОС. НИКОЛО-ПРОЗОРОВО

О сердце человеческом

Сердце здесь подразумевается не в пря­мом смысле, поскольку оно есть начало жизни человеческой, как философы рассуждают, но нравоучительно, то есть как внутреннее человеческое состояние, расположение и наклоне­ние. . Откуда сер­дце уподобляется в Писании сокровищу, в ко­тором или благое, или злое скрывается, как говорит Господь: «добрый человек из доброго со­кровища сердца своего выносит доброе, а злой че­ловек из злого сокровища сердца своего выносит злое». То есть, какое человек внутреннее состоя­ние имеет, такие у него слова и дела внешние являются, и о чем внутри поучается, замышля­ет, старается, то и внешне проявляется. Сердце, в прямом смысле, поскольку есть начало жизни че­ловеческой, у всех одинаковое, то есть у доб­рых и злых, как и прочие естественные органы; но в нравоучительном смысле разумеемое, — не одинаково, но у иного доброе, у иного злое, и прочее.
. Сердце человеческое само по себе, без благодати Божией, злое, ибо не что иное, как только суетное и злое помышляет, как написа­но: «Помышление сердца человеческого — зло от юности его» (Быт.8:21). Откуда сердце это, как ниже увидишь, называется в Писании «камен­ное»: ибо ни увещаниями, ни угрозами, ни ми­лостью, ни строгостью не преклоняется и не умягчается. Потому Бог обещается верным Своим дать «сердце иное». «И дам им сердце единое, и дух новый вложу в них, и возьму из плоти их сердце каменное, и дам им сердце плотяное» (Иез.11:19).И Господь говорит: «Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф.15:19). И хотя благодатью Божией просве­щен будет человек, однако зло это, из сердца исходящее, чувствует, и должен много труда во всю жизнь прилагать и против природного того бедствия духовно сражаться, ибо непрестанная ему предлежит против того брань. Откуда чита­ем, что и водой и Духом возрожденные, и свя­тые впадают в тяжкие грехи, которые из этого растленного источника проистекают. Поэтому повелено всем верным молиться и просить у Небесного Отца благодати Святого Духа, что­бы смогли противиться тому злу, от сердца про­исходящему, и умерщвлять его. Растлению сердца нашего способствует во вред нам дьявол со злыми своими ангелами и соблазнами мира сего. Отсюда последует, что сердце доброе и богобоящееся не может быть, как только от Бога. Ибо Сам человек сердца своего злого на доброе переменить не может; откуда Псаломник молится: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей»(Пс.50:12).

Двоедушие или двоесердечие бывает в том человеке, который языком одно говорит, а мыслит другое. Такого обыкновенно называют все двоедушным, или по-другому назвать мож­но льстецом, обманщиком и лукавым; проти­воположная же этому пороку добродетель — простосердечие.
Всякое дело человеческое не по внеш­нему, а по внутреннему состоянию сердца и намерению судится. Ибо часто внешнее дело у того и другого одинаково бывает. Но внутрен­нее расположение и намерение различно мо­жет быть. Например один воспринимает ранг для того, чтобы богатство собрать и большую честь получить, а другой — для того, чтобы обществу и братии своей послужить. У него доброе намерение, а у другого — злое и пагубное. Один проповедник говорит проповедь для того, чтобы показать себя, славу и похвалу от слушателей получить и высокую степень обре­сти. Другой проповедует, чтобы людям пользу принести. У него доброе намерение, а у друго­го — злое. Не убиваешь, не прелюбодействуешь, не крадешь, не злословишь ближнего потому, что боишься суда гражданского — политик ты, а не христианин. Человека боишься, а не Бога. И потому между неверными считаешься, хотя и Христово имя носишь. Не делаешь злого потому, что Бог запретил и боишься Бога прогневать — веры христианс­кой дело есть. Одеваешься в платье, пристойное рангу тво­ему — безгрешно делаешь. Украшаешь себя оде­янием, чтобы пышность показать и почтение от незнающих получить — миролюбец ты и гор­дое сердце имеешь. Просишь у ближнего своего прощения за оскорбление и обиду, боясь суда гражданско­го — мудрость человеческая это. Смиряешься перед братом своим с сожале­нием, что оскорбил его — любви знамение это. Наказывает командир подчиненного, что не почтен или обесчещен им — это гнева и злобы исполнение, а не наказание. Наказывает как законопреступника, и чтобы впредь исправнее себя вел — это наказание правильное есть и на­мерение христианское.

Намерение — как основание, на кото­ром дело созидается. И каково намерение, та­ково и дело: если доброе намерение — доброе дело, если злое намерение — злое и дело совер­шаемое. Отсюда следует, что никого ни хвалить, ни ругать безрассудно не должны мы. Посколь­ку внутреннего человеческого состояния и на­мерения никто, кроме одного Бога, знать не может. Так милостыня порочится, если ради тщеславия подается; грешит проповедник, когда слово Божие ради похвалы своей пропо­ведует, и прочее. Причина этому в том, что та­ковой отступает от Бога сердцем своим и на том месте, на котором должен Бога иметь и почи­тать, поставляет себя, как идола; ибо себе предвосхищает славу Его, которая Ему одному, как всякого добра Виновнику, подобает. Такой че­ловек самолюбие в сердце имеет и вместо Бога себя любит и почитает. И дело его подобно яб­локу, снаружи красному, а внутри гнилому и смрадному, и сам он — как гроб окрашенный, который снаружи красив, а внутри смраден; или как дерево злое, которое доброго плода творить не может; но как оно злое, так и злой плод при­носит (см. Мф.7:17-18). Ибо, чтобы дело истин­но добрым было, должно быть и снаружи и внутри добрым; тогда же добрым бывает, когда добре делается, то есть когда от доброго сердца происходит и с доброй целью, то есть к славе Божией и пользе ближнего бывает.