ХРАМ. СВ. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА В ПОС. НИКОЛО-ПРОЗОРОВО

О слепоте человеческой

«Осязаем, как слепые стену, и, как без глаз, ходим ощупью; спотыкаемся в полдень, как в сумерки» (Ис.59:10).

Что свет чувственный глазам нашим, то для души нашей Божия благость. Когда свет сияет, человек все хорошо видит: видит путь, ров, вредное, — и бережется от того, различает белое от черного и одну вещь от другой. Так, когда Божия благодать просвещает душу, душа все хорошо познает и видит; видит чудные Бо­жии дела, Промысел и судьбы Его, распознает добро от зла, добродетель от порока, и пользу душевную видит и ищет ее, видит вред и укло­няется от него.

Что тьма глазам телесным, то грех для души человеческой. Тьма ослепляет глаза так, что человек, хотя и глаза имеет, ничего не ви­дит, и во тьме ходящий во всем подобен слепо­му: пути, по которому идет, не видит и вреда перед собой не познает; одной вещи от другой не различает, например, золота от серебра, меди от железа, белого от черного, и красного от зе­леного, и прочее; с пути сбивается и заблужда­ется, не знает, куда идет, в ров падает и прочие вредные приключения претерпевает. Все это злая тьма и слепота вещественная с человеком делает. Подобным образом грех — тьма духов­ная, око душевное помрачает и ослепляет так, что грешник подобное или еще худшее душев­ное зло претерпевает и ходит, как слепой: не знает, куда путь ведет его; не видит перед собой рва вечной погибели, в который может упасть; порока от добродетели, зла от добра, истины ото лжи, истинного благополучия от истинно­го злополучия не распознает, и так, видя, не видит и осязает, как слепой.

Поскольку Бог, как Дух, не подлежа­щий никаким чувствам, не телесными, но ду­шевными очами видится, поэтому и грешник не познает Его, и, не зная, не почитает, ибо тьма греховная ослепила душевные очи его. Откуда бывает, что то делает, о том старается, того толь­ко ищет, что чувствам его внешним подлежит. Поскольку видит отца своего, видит господи­на своего, видит властелина своего, то и почи­тает их, слушает их, услужить и угодить им ста­рается, оскорбить и прогневать их бережется; видит суд и казнь временную и боится их; ви­дит честь, славу и богатство мира сего, поэтому и желает их и ищет. Бога же и вечной славы, и чести, и богатства не видит, поэтому как Богу угождать, так и вечного того сокровища искать не старается. Кто чего не видит или не знает, тот того не желает и не ищет. Меда или плодов земных и древесных не желает, пока не познает вкусом сладости их: надо прежде их вкусить, каковы они, сладки или горьки, полезны или вредны нам, и так их желать или отвергать. Купец в ту страну не идет, где не надеется сыскать прибыт­ка себе; отрок неразумный не видит пользы в науке, поэтому и нерадит об учении. Так и в духовных вещах бывает: кто просвещения ду­ховного в себе о них не имеет, тот о них и не старается, их не желает и не ищет их.

Не вкусил грешник, «сколь благ Господь», — и не ищет Его. Не чувствует в сердце своем благодеяний Божиих — и не благодарит Бога.
Не знает всемогущества и величества Божия — и не трепещет перед Ним. Не знает истины Его — и не верит Ему.
Не знает правды — и не боится прогневлять Его. Не знает, сколь великая сладость, и покой, и мир обретается в любви христианской и во всем благочестии, — и не старается о том.

Не видит вечного блаженства — и не ищет того надлежащим образом, чего не видит. Надо прежде познать — и тогда искать, что познаешь. Надо познать Бога в свойствах Его — и тогда почитать Его. Познать, что Он как всех, так и твой есть Создатель, Искупитель, Промыслитель, Господь и Царь твой, и так, как Создателя, Искупителя, Промыслителя, Госпо­да и Царя своего почитать, слушать и волю и повеления Его исполнять, как отца твоего, ро­дившего тебя, господина и царя твоего почи­таешь и слушаешь. Надо познать, что Он как всех, так и твой есть Бог, Помощник, Защит­ник и Заступник, и нет иного, кроме Него. И так на Него надежду возложить, и в день скорби и напасти к Нему прибегать и призывать, и по­мощи и защиты от Него просить, и прочее. Надо без сомнения держать, что почитающим Бога в будущем веке будет блаженство вечное и умом непостижимое, и так возожжется жела­ние и тщание к получению того. Так земледельцы взирают прежде на плоды земли, и так, надеясь плоды собрать, трудятся в земледелии. Такрудокопатели познают преж­де, где руда в земле, или медная, или железная, или серебряная, имеется, и тогда копают ее. Так оком веры должно прежде увидеть будущую жизнь, и так верою искать ее, и ожидать и на­деяться получить ее, как пишется о Моисее: «Отказался называться сыном дочери фараоновой, и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение, и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние» (Евр.11:24—26). А ради чего всю египетскую славу и богатство презрел он? Поскольку оком веры видел будущую сла­ву и жизнь, и так земную, как ничто, презрел, и той искал, «ибо он взирал на воздаяние». Так и ныне кто будущую жизнь и славу избранников Бо­жиих оком веры увидит, тот непременно славу, честь, богатство и всю суету мира сего презрит, и к той одной стремиться будет, как своей цели и бесценному сокровищу. Видишь, что всякая вещь прежде познает­ся, и так желается и взыскивается, ибо чего не знаем, того и не желаем и не ищем. А из этого видно, что всякий грешник потому и не почи­тает Бога, не боится и не любит Его, что не знает Его; и будущей жизни и славы по надлежаще­му не желает и не ищет, поскольку не видит ее. Не знает же Бога и славы той не видит потому, что не имеет душевных очей, верой и благода­тью Его просвещенных, которыми только од­ними Бог и слава та видится. У таких христиан на душевных очах мгла и тьма, как покрывало, лежит и не допускает их Бога и славу Его ви­деть. И до тех пор будет лежать, пока не обра­тятся всем сердцем к Господу, как написал об иудеях апостол: «Доныне, когда они читают Мо­исея, покрывало лежит на сердце их; но когда об­ращаются к Господу, тогда это покрывало сни­мается» (2 Кор.3:15-16). Этим покрывалом очи душевные покрытыми имея, хотя и читают и слушают Святое Писание, но не разумеют, как говорит об иудеях апостол там же: «Но умы их ослеплены» (2Кор.3:14), — и так слепотствуют как в познании Божием, так и в почитании Его. Эта слепота и тьма лежит на сердце всякого грешника, который от мира и греха к Богу не обратился.

Образ страшной слепоты представляет нам Писание на ветхом Израиле. Всякие чудеса сотворил Господь перед ними в земле Египетс­кой, как читаем в книге Исхода и в Псалмах: «Послал тьму и навел мрак, ибо они воспротивились словам Его; превратил воды их в кровь и уморил рыбу в них; вскипела земля их жабами, даже в сокровищницах царей их; Он повелел, и явились песьи мухи и мошки во все пределы их; вместо дождя послал им град и огонь, опаляющий землю их; и поразил виноградники их и смоквы их, и со­крушил всякое древо в пределах их; повелел, и яви­лась саранча и гусеницы без числа, и поели всю траву в земле их, и поели все плоды в земле их; и поразил всякого первенца в земле их, начаток всякого труда их» (Пс.104:28—36). Но святой пророк исповедуется Господу: «Отцы наши во Египте не уразумели чудес Твоих» (Пс.105:7), когда те страшные казни одних египтян, врагов Израиля, поражали, а израиль­тян не касались, как читаем в книге Исхода. Это самое как бы перстом показывало им особый о них Промысел Божий и милосердие; но они «не уразумели чудес Божиих, ни помянули милости Божией». Исшедшим из Египта и бежавшим от врагов своих, открыл Господь и там путь, где не было пути, «разделил море и провел их» (Пс.77:13), «и удержал Чермное море, и оно обсохло, и провел их по бездне, как по пустыне» (Пс.105:9). Увиде­ли и врагов своих водой, как одним гробом, покрытых: «покрыла вода притеснителей их, ни один из них не остался»; воспели и хвалу Божию (Пс.105:11-12). «Но вскоре забыли» такие великие и страшные Божии дела: «ускориша, забыша дела Его». Сделали золотого тельца; вместо Бога Творца, Отца и Избавителя своего, почтили бездушного идола и поклонились делу рук сво­их: «и сделали тельца в Хориве и поклонились ис­тукану: и променяли славу Его на подобие тель­ца, поедающего траву. И забыли Бога, спасаю­щего их, сотворившего великое во Египте, чудеса в земле Хамовой, страшное в море Чермном» (Пс.105:13, 19—22). Приписали такое чу­десное благодеяние Божие бездушной вещи и творению рук своих: «вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской» (Исх.32:4). Страшная хула и слепота! Бездушная вещь, сама собою недвижимая, какую помощь может подать, тем более такое чудесное дело сделать!.. Но ослепленный Израиль простира­ет руки и вопиет: «вот бог твой, Израиль, ко­торый вывел тебя из земли египетской!»

Подобная слепота и ныне в христианах многих видится, которые говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, как выше сказано. Позваны к вечной жизни и небесному цар­ствию, как земле обетованной, кипящей медом и молоком; но хотят и стараются в мире этом богатеть, прославиться, царствовать, и, если бы возможно было, вовеки пребывать, — что вид­но из их ненасытного желания богатства, чес­ти, славы и излишних строений.
Рассуди всякий, не великое ли безумие было бы того человека, который, находясь в чужой стране и скоро имея возвратиться в дом свой, начал бы там создавать богатые дома, которые бы вскоре вынужден был оставить, и так бы бесполезным только был труд его; или того, который, точно известившись, что вскоре, че­рез два дня или две недели умрет, однако соби­рает богатство, ищет чести и славы? Воистину всякий бы того и другого несмысленным на­звал! Так несмысленно делают те люди, кото­рые в мире этом заводят богатые и излишние строения, собирают великие сокровища, ищут чести и славы, ведая, что все то вскоре в стране этой следует оставить и идти в место свое без всего того. Никто ничего из мира сего с собой не уно­сит, «ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него» (1Тим. 6:7). И хотя всякому из таких, которые собирают, а не в Бога богатеют, Божий глас гремит: «Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» (Лк.12:20); И хотя все каждый день видят, что богатые и нищие, славные и бесславные, почтенные и простые равно восхищаются и в тот век пере­ходят, и восхищаются различно, часто и нео­жиданно, так что те, которые надеются долго пожить, внезапно жить перестают, и что видят на других сбывающимся, того и себе бы долж­ны ожидать, однако так богатеть и прославить­ся в этой чужой стране стараются, как будто многие тысячи лет или без конца жить здесь имели. У таковых людей мгла и тьма лежит на ду­шевном оке и ослепляет его. Хотя они и бога­ты — не видят нищеты своей. Хотя они и слав­ны — не видят подлости и бедности своей. Хотя и мудры — не видят неразумия и слепо­ты своей. Хотя они и блаженными себя счи­тают — но не усматривают своего окаянства.

Пока человек в такой слепоте находит­ся, то думает о себе, что он все правильно и ра­зумно делает; но на самом деле все его поступ­ки, дела, замыслы и начинания — одно заблуж­дение. Ибо сердце, от которого все происходит, суетой исполненное и мирской любовью напо­енное, не что иное, как только суетное замыш­ляет и в действо производит? И такой во всем подобен слепому или во тьме находящемуся, который, хотя и весь замаран, однако думает, что он чист; хотя и сбился с пути и блуждает, однако думает, что он надлежащей дорогой идет. И тем бедственнее эта слепота, что чело­век ее не усматривает, познание же ее есть на­чало духовного блаженства. И эта слепота не только в простых и безграмотных людях при­мечается, но и в мудрых и разумных века сего, которые нечто высокое о себе мечтают и отде­ляют себя от простых, некнижных и невежд. Ибо где неумеренное самолюбие и любовь мира сего имеется, там и слепота эта место свое име­ет. Самолюбия и мирской любви без тьмы той не бывает.

Если человек от бедственной той сле­поты не избавится и светом благодати Божией не просветится; то она его приведет к бедствен­ному состоянию и позднему, но бесполезному раскаянию, в книге Премудрости Соломоновой описанному, где нечестивые, поздно познав свое заблуждение, в тесноте духа воздыхают, каются и говорят: «Мы заблудились от пути ис­тины, и свет правды не светил нам, и солнце не озаряло нас. Мы преисполнились делами беззако­ния и погибели и ходили по непроходимым пусты­ням, а пути Господня не познали» (Прем.5:6-7).

Чтобы нам, христиане, от этой слепо­ты избавиться и не прийти к тому неблагопо­лучному, позднему и бесполезному раскаянию, нужно делать следующее:

Внимать с прилежанием светильнику Божия слова, который светит всем и просвеща­ет любящих его, и взирающих на него, и внимающих ему. Внимать, говорю, «как светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших» (2Петр.1:19). Ибо слово Божие, как духовное светило, прогоняет тьму и озаря­ет душевные очи, открывает суету и прелесть мира, обличает самолюбие и грехи наши, — как зеркало показывает нечистоту и пороки лица, смотрящего в него.

Желающему видеть солнце надо обратиться к солнцу. Так желающему познать и видеть Бога надо обратиться сердцем к Богу. Беззаконни­чающие и нераскаянные грешники, поскольку сердцами ко греху и миру приложились и при­лепились, от Бога отвратились и обратились к греху и миру: как же могут видеть Его, отвра­тившись от Него? Непременно должны обра­титься ко Господу, если хотим просветиться. Поэтому апостол говорит об иудеях: «Но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало сни­мается» (2Кор.3:16). Покрывало это не что иное есть, как тьма и слепота, помрачающая очи ду­шевные человека необратившегося и непрос­вещенного, как выше сказано. Человек необра­щенный и непросвещенный не знает сам, что делает, и блуждает, как слепой, — что ни от чего другого, как от покрывала того и природной греховной тьмы происходит. Читаем, что Мои­сей от беседы с Богом на горе Синайской так просветился лицом, что сыны Израиля не мог­ли на него смотреть; и когда с людьми беседо­вал, лицо свое покрывал покрывалом, а когда к Богу обращался, отнимал покрывало то (см. Исх.34:33—35). Так человек всякий, пока миру служит, имеет на сердце своем лежащее покры­вало. А когда обратится от мира к Богу, тогда благодатью Христовой отнимается оно, и сам просвещается, и Бога познает, и Христа Сына Его, и тайну смотрения Его, и силу закона и Евангелия Его начнет понимать; тогда начнет ему свет душевный, как заря после ночи, сиять, и его в деле спасения просвещать и вразумлять. «Посему сказано: «Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос»».

Желающий получить от Христа просве­щение, непременно должен признать свою сле­поту от сердца, иначе как был, так и будет все­гда слеп, хотя и все святое Писание наизусть будет знать, то есть письмена будет знать, а силы не уразумеет. Ибо Бог от тех, которые счи­тают себя мудрыми и разумными, тайны Свои утаивает и открывает младенцам, то есть про­стосердечным и признающим свое невежество, по свидетельству Господнему: «Ты, Отче, утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младен­цам» (Мф.11:25). Таковых просвещает, вразумляет, умудряет и им тайны Свои открывает; прочих же, кото­рые мудростью, разумом и искусством своим хвалятся, оставляет. Потому и говорит Господь: «На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие ви­дели, а видящие стали слепы» (Ин.9:39), то есть признающие свою слепоту Христовым светом просветятся и увидят; а не признающие и муд­рыми себя считающие в прежней своей слепоте останутся, даже более помрачатся за неблагодар­ность и гордость, каковы были во время жития Христова на земле книжники и фарисеи, кото­рые говорили Христу: «Неужели и мы слепы» (Ин.9:40)? Ибо гордость и высокоумие — это дья­вольское дело, и как его самого помрачило и из ангела светоносного тьмою сделало, так и лю­дей, последующих ему, подобными ему делает. Христос как оправдывает только тех, кото­рые признают и исповедуют себя грешниками, и исцеляет тех, которые признают свою бо­лезнь, так и просвещает только слепых, как Евангелие свидетельствует: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Мф.9:12). Если хо­тим просветиться, признаем нашу слепоту — и просветит нас Христос. Если хотим оправдать­ся и так спастись, признаем себя грешниками и погибшими — и оправдает и спасет нас Хри­стос. Если хотим исцелиться, признаем нашу немощь — и исцелит нас Христос.

Как без обращения от греха к Господу не будет и истинного покаяния, как выше сказа­но, так и без усердной молитвы просвещения истинного не бывает. Просвещение это от Бога происходит. Поэтому обратившемуся и кающе­муся нужно молиться и воздыхать со Псаломником: «Призри, услышь меня, Господи Боже мой, просвети очи мои, да не усну в смерть» (Пс.12:4). И еще: «Ты возожжешь, светильник мой, Госпо­ди, Боже мой, осветишь тьму мою» (Пс.17:29). И еще: «Пошли свет Твой и истину твою, Боже; они наставят меня и введут на гору святую Твою и в селения Твои» (Пс.42:3). И еще: «Открый очи мои, Господи, и уразумею чудеса от закона Твоего» (Пс.118:18); и с евангельскими слепыми: «Господи, да откроются очи мои» душевные (Мф.20:33). Таких молитв и в церковных книгах много име­ется. Тогда Господь, Который есть свет миру, и просветил телесные очи слепым, видя наше обращение к Нему, и старание, и усердие, про­светит душевные очи ко спасению, для чего и в мир этот пришел.