ХРАМ. СВ. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА В ПОС. НИКОЛО-ПРОЗОРОВО

О слушании и чтении Божия слова

«Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для об­личения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приго­товлен» (2 Тим 3:16—17).

Писание святое, пророками и апос­толами нам переданное, есть истинное Божие слово, которым Отец Небесный к нам, недо­стойным, благоутробно беседует. Оно есть бла­гоприятное Создателя нашего послание, ко­торое через святых и верных Своих слуг, как посланников, с небес послал нам и в нем бла­говоление воли Своей открыл. Если слышишь, христианин, служителя Божия, читающего Евангелие или другое Писание, или сам, взяв в руки книгу Писания святого, благоговейно чи­таешь, помышляй и разумей, что Бог великий и непостижимый с тобою, подлым рабом Сво­им, через слово Свое беседует. Как в молитве нашей мы к Богу беседуем, когда молимся Ему настоящим образом, так, когда слышим и чи­таем слово Его с усердием, Его слышим, с нами беседующего и прошениям и нуждам нашим отвечающего.

Писание Святое как всему роду чело­веческому, так всякому человеку, мне и тебе, человек, от Бога передано. Ибо Бог «хочет, что­бы все люди, следовательно, и ты, спаслись и до­стигли познания истины» (1 Тим 2:4). Потому и Писание Свое Святое всякому подал, дабы, читая или слушая его, спасение вечное мог по­лучить.

Писание Святое передано нам ради спа­сения нашего, дабы познали истинного Бога и Сына Его Иисуса Христа и так получили вечную жизнь. «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иису­са Христа» (Ин.17:3). «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин.20:31). Отсюда следует, что как всем людям, так мне и тебе, христианин, Бог в Писании Своем го­ворит.

Мне и тебе говорит о создании мира сего, о создании прародителей наших, о падении их, о незлобивом Авеле и враждебном Каине, о патриархах и житии их, о нечестивых и благо­честивых, о нечестии и благочестии их, о каз­ни нечестивых и сохранении благочестивых. Говорит о переселении Израильтян в Египет и о чудесном их освобождении от рабства, о странствовании их по пустыне и пришествии в землю обетованную, и о прочем. Также гово­рит об имевшем прийти Спасителе мира и про­роками предвозвещенном. Показывает Его мне и тебе уже пришедшего, от Девы плотью рож­денного, на земле пожившего, учившего пути истины, чудодействовавшего, злыми людьми отверженного, уничиженного, похуленного, поруганного, обесчещенного, оплеванного, уязвленного, на древе крестном распятого, умершего, погребенного, из мертвых воскрес­шего, на небо вознесшегося, прославленного и «паки грядущего со славою судити живым и мертвым». Объявляет нам в Слове Своем, что Он не ради чего иного пришел в мир, как нас ради и нашего ради спасения, и велит Его слушать во всем, если хотим от Него вечную жизнь полу­чить. «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф.17:5). В чем Его слушать нам, научает нас святое Его Евангелие, в котором как святое и непорочное житие Его, так и спасительное Его учение на­писано. Также научают послания святых Его апостолов, которые, Духом Святым умудрив­шись и укрепившись, пришествие и учение Его, как неоцененное сокровище, во всю землю про­несли, как написано: «Во всю землю вышло веща­ние их, и в концы вселенной слова их» (Пс.18:5).

Посему, кто Слову Божию не внимает, тот не человеку не внимает, но Самому Богу, а кто слова Божия не слушает и по слову Божию не живет, тот Бога не слушает, Который через сло­во Свое говорит. Напротив, верное сердце как Бога своим Богом исповедует и верует, так и святое Его слово себе присваивает и к себе при­меняет. И что ни открывается или обещается, запрещается или повелевается в Святом Писа­нии, — всему верует и принимает все, что там говорится и объявляется, и потому всему тому внимает, что в нем открыто, обещано, запре­щено и поведено, и так Святое Писание за пра­вило себе имеет и по нему житие свое исправ­лять старается.

Что же надо делать христианину, дабы семя Слова Божиего в нем принесло плод?

Отвечает Христос: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий нахо­дит, и стучащему отворят» (Мф.7:7—8). Ибо сами мы, как немощные, никакого добра де­лать не можем без Христа, по свидетельству Его: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5).

Посему молитвой усердной всего искать у Него должно. Об этом поучает нас весь псалом 118-й, в котором Псалмопевец с великим усердием молится, чтобы его Сам Бог научил и наставил на путь святого христианского жития, утвер­дил и вел по тому пути. В этом псалме между прочим достойно примечания усердие его, воздыхание и горячность сердца: «Воззвал я всем сердцем моим, услышь меня Господи. Уставы Твои буду хранить. Воззвал я к Тебе, спаси меня, и буду хранить откровения Твои» (Пс.118:145—146). Смотри, как молился пророк святой! Мо­лился «всем сердцем»: «Воззвал я всем сердцем моим». И нам примером своим показал этот способ обретения святого христианского жития. И нам должно молиться об этом, молиться не поло­виною сердца, но «всем сердцем». Должно не толь­ко просить и искать, но и стучать, то есть со всяким усердием и неотступно просить. Ибо кто чего усердно хочет, тот того со старанием и усердием ищет, как это и в сынах века сего ви­дим: с каким они прилежанием и старанием ищут богатства, чести и прочего, чего усердно желают. Слово Божие и «закон Божий духовны, мы же плотяны, проданы греху» (Рим 7:14). Поэтому разуметь его, тем более хранить, не можем без Духа Божия. Глубоко растленное естество наше, оно Слову Божиему всегда противится, поэто­му сами собой исправлять его не можем, ибо надобно себя преодолеть и победить, для чего непременно вышеестественная сила требуется: надобно Духу Божиему, Который через проро­ков и апостолов говорил, действовать в нас, просвещать, вразумлять, наставлять и руково­дить нас, когда хотим по правилу Его жить.
Есть два рода ученых и мудрых людей. Одни учатся в школах по книгам, и многие из них неразумнее простых и безграмотных, ибо и ал­фавита христианского не знают. Ум изостряют, слова исправляют и украшают, но сердца свое­го исправить не хотят. Другие учатся в молитве со смирением и усердием, и просвещаются от Духа Святого, и они мудрее философов века сего, благочестивы, святы и Богу любезны. Они хотя алфавита не знают, но добро все разуме­ют, просто, грубо говорят, но прекрасно и бла­гочестиво живут. Им, христианин, подражай, Божие Слово — как Божие — слушай, почитай и молись усерд­но Богу и Творцу Слова, да умудрит тебя во спа­сение.

Должно читать или слушать Слово Божие не ради того, чтобы быть остроумным, мудрым перед веком этим, за мудрого считаться людь­ми — это противно Слову Божию. Ибо не для того оно дано нам, чтобы нам славу от него в мире сем иметь. Тот, кто читает и проповедует Слово Божие, чтобы прославиться на земле, хо­чет дар Божий, то есть Слово Божие, не в Бо­жию славу, но в свою суетную обратить, и так Божию себе честь похитить от дара Божиего, как вор, — что есть превеликий и премерзкий грех.

Но читать или слушать Слово Божие дол­жно ради того, чтобы быть умудренным во спа­сение, иметь просвещенный ум к познанию истины, и сердце, склонное ко злу, исправить к добру и творению воли Божией. Также и про­поведовать его должно ради созидания людей, а не ради того, чтобы показать свою мудрость, ибо для того оно нам от Бога и предано. Итак, если кто читает, или слушает, или про­поведует Слово Божие не для этого, тому Сло­во Божие не только не принесет пользы, но и повредит. Ибо как свет видимый больным очам вредит, так свет Слова Божиего вредит оку лу­кавому, которое предполагает и предпринима­ет не то, что Слово Божие хочет и предполага­ет, а что развращенное его сердце. Отсюда-то бывает, что многие искуснейшие в букве Свя­того Писания бывают намного злее некниж­ных, ибо Бог у таковых отнимает благодать за презрение к Нему и злоупотребление Его Бо­жественным даром, и так без благодати Божи­ей они от греха в грех падают. Ибо «Бог проти­вится гордым» (Иак.4:6), которые не Божией, но своей славы ищут.

Слово Божие научает, обличает, исправля­ет, наказывает, утешает. Молитва просвещает, вразумляет, помогает и содержит в христианс­ком деле. Итак, как светильник требует масла, чтобы не погас, так вера, душ наших светиль­ник, всегда требует слушания Слова Божия, по­учения, размышления о нем и благодати, дабы не угасла. И как светильник без масла угасает, так вера без Слова Божия и молитвы исчезает. Ибо как тело пищею каждый день подкрепля­ем, так душу пищею Слова Божия и молитвы всегда питать и укреплять нам должно. Ибо без сего изнемогает душа, а затем и умирает, то есть лишается живой и оживляющей веры. Ибо как для тела жизнь — душа, так для души жизнь — вера истинная. Вот что я хотел тебе здесь предложить, хри­стианин! Посему говорится: «Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос» (Еф.5:14).