ХРАМ. СВ. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА В ПОС. НИКОЛО-ПРОЗОРОВО

О совести

Бог, создавая человека, насадил в душе его совесть, чтобы ею, как правилом, человек ру­ководствовался и наставлялся, что творить и от чего уклоняться. Совесть есть не что иное, как естественный или природный закон, по­этому она схожа и с написанным законом Божиим. Ибо, чему учит закон Божий, тому учит и совесть.

Закон Божий велит единого Бога знать, этому учит и совесть. Потому даже язычники, убеждаемые совестью, единого Бога призна­вали.

Закон Божий повелевает Бога более всех созданий почитать и Ему единому высочай­шую честь воздавать, то же повелевает и со­весть.

Закон Божий учит никого равным Богу не иметь, тому же учит и совесть.

Закон Божий повелевает Богу, как Верхов­ному Властелину, оказывать покорность, по­виновение и послушание, тому же учит и со­весть.

Закон Божий повелевает Бога, как Судию праведнейшего, бояться, — слышим это и от совести.

Закон Божий велит хулителей имени Божиего казнить, — не терпит хулы и совесть наша.

Закон Божий учит Бога слушать более, чем любую земную власть, — тому же учит и совесть, ибо все земные власти и сами Богу подвластны и подчинены.

Закон Божий велит Бога любить более всего, — велит и совесть, потому что Бог — высочайшее и верховнейшее добро и источ­ник всякого добра. Поэтому и любить Его должно более всякого созданного добра.

Закон Божий учит за все Бога благода­рить, — учит и совесть, ибо быть благодарным благодетелю сама совесть убеждает.

Закон Божий повелевает всю надежду по­лагать на Бога, — повелевает и совесть. Ибо один только Бог все может как Всемогущий, всякое же создание без Бога и вне Бога немощ­но, поэтому и надежда на него непостоянна и не тверда.

Закон Божий повелевает родителям и всем властям, от Бога посланным, повино­ваться и воздавать честь, слышим это и в со­вести.

Закон Божий запрещает вредить человеку и жизнь у него отнимать, запрещает и совесть.

Закон Божий повелевает в случае нужды помогать человеку, повелевает это и совесть.

Закон Божий запрещает прелюбодейство­вать и блудодействовать, слышит это человек и в совести, и она внутри человека вопиет, чтобы не осквернял себя нечистотой.

Закон Божий запрещает касаться чужого добра без воли хозяина, то же требует и со­весть. Закон Божий повелевает давать просяще­му, слышит это человек и от совести своей.

Закон Божий запрещает лгать, льстить, обманывать, — запрещает и совесть.

Закон Божий запрещает на ближнего кле­ветать, запрещает и совесть.

Закон Божий повелевает ничего чужого не желать, повелевает и совесть.

Так Закон Божий и совесть между собой схожи и ведут к одной цели, то есть к нашему блаженству. Поэтому даже язычники, просве­щенные философским учением, написали много полезных установлений, которые происходили не от чего иного, как от совести или естественного закона, многим трудом и обуче­нием просвещенного. Поэтому всякий, кто грешит против совести, грешит и против Зако­на Божия и самого Законодателя-Бога. Кто не слушает совести, тот не слушает и Закона Бо­жия и самого Бога. Не повинуется совести, — не повинуется и Закону Божию и самому Богу. Раздражает совесть, — раздражает и самого Бога.

И такие христиане, которые против со­вести грешат, истинно Бога не почитают, но являются лицемерами. Ибо Бога без чистой совести почитать невозможно. Истинный христианин против совести согрешить и так Закон Божий нарушить не хочет и опасается, и лучше согласится страдать, чем согрешить. В такой совести вера почивает и делает чело­века радостным. Ибо, где чистая совесть, там вера и радость. Как Закон Божий обличает человека за грех, так обличает и совесть.

Поэтому бывает, что когда слово обличительное говорится во­обще, тогда грешники, совестью задетые, смущаются. Так смущаются блудники, когда о блуде говорится; смущаются воры и похити­тели, когда о воровстве и хищении говорится; смущаются льстецы и лжецы, когда о лести и лжи говорится, и прочее. О том, что таковые смущаются, можно видеть по неким внешним признакам. Так действует в них обличение со­вести. Как Закон Божий устрашает грешника судом Божиим, так устрашает и совесть, и она внутри грешника вопиет: человек, худо тебе будет!

Подобно тому, как ныне действия Закона Божия и совести схожи, так схожими будут и на суде Христовом. Там обличит грешника Закон Божий, им нарушенный, обличит его и совесть, раздраженная его грехами. Так со­весть и Закон Божий против каждого грешни­ка будут там как бы двумя свидетелями и об­личителями. Бывает, что злая совесть будто спит, но когда пробудится и начнет обличать грешника, тогда лютое ему мучение последует от совести. От этого бывает, что многие, не выдержав муки совести, сами себя умерщвляют. Ибо как нет лучшего покоя, чем от чистой совести, так и нет большего беспокойства и мучения, чем от злой совести. Если же здесь так мучает совесть, то как же она будет мучить грешника в будущем веке, где все его грехи будет ему представлять и за них его обличать и мучить? Грешники! Что мы спим? Проснемся, и покаемся, и очистим покаянием и сокруше­нием сердца грехи наши, и исправим себя, и перестанем грешить, и совесть нашу раздра­жать, чтобы не со злой совестью, грехами за­маранной, на суде Христовом явиться, где книги совести откроются и получит каждый по делам своим. Аминь.