ХРАМ. СВ. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА В ПОС. НИКОЛО-ПРОЗОРОВО

О страхе Божием

«И если вы называете Отцом Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего, зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от сует­ной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровью Христа, как непорочного и чис­того Агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние време­на для вас» (1 Петр 1:17-20).
«Начало премудрости — страх Господень; разум добр у всех руководящимся им. Хвала его пребывает в век века» (Пс.110:10).
«Блажен муж, боящийся Гос­пода, заповеди Его сильно возлюбит» (Пс.111:1)
Сколь великое есть дарование Божие страх Божий и как блаженны имеющие его, Бо­жие слово свидетельствует. «Страх Господень — слава и похвала, и веселие, и венец радости. Страх Господень возвеселит сердце и даст весе­лие и радость и долгоденствие. Боящемуся Гос­пода благо будет напоследок, и в день смерти своей обретет благодать. Страх Господень — дар от Господа, и постав­ляет на стезях любви. Любовь к Господу — преславная премудрость; и кому является Он, разделяет ее по своему ус­мотрению. Начало премудрости — страх Господень, и с верными она образуется вместе во чреве. Среди людей утвердила она вечное основание и семени их вверится. Полнота премудрости — бояться Господа, и она напоит их от плодов своих. Весь дом их напол­нит тем, чего желают, и сосуды их — произведе­ниями своими. Венец Премудрости — страх Господень, произращающий мир и невредимое здравие. И то и дру­гое — дары Божий, и расширяет веселие любя­щим Его. Он видел ее и измерил ее, пролил, как дождь ведение и разумное знание, и возвысил сла­ву обладающих ею. Корень премудрости — бояться Господа, и ветви ее — долгоденствие. Страх Господень отгоняет грехи» (Сир.1:11-21). И еще: «Почтенны вельможа, и судья, и властелин, но нет из них больше боящегося Господа» (Сир.10:27). И еще: «ничего нет лучшего страха Господня и ничего нет слаще, как только внимать запове­дям Господним» (Сир.23:36).Ибо страх Божий есть, как страж верный, который всегда бдит и хранит душевный дом от всякого зла, или даже, как стена крепкая и высокая, препятствующая стрелам, которые мечет враг, и недейственными их делает.
Страх Божий не допускает прельщаться красотами мира сего. Страх Божий честь, славу, богатство, сла­дость и роскошь мира в подозрении учит иметь, как подающие случаи ко всякому злу.
Страх Божий не дозволяет свободно уму рассеваться, языку — много говорить, глазам — на все смотреть, ушам — все слушать. Но учит все­гда и от всего беречься и, подобно птице, ос­матриваться.
Страх Божий учит и позволенное, как-то: пищу, питье, одежду — не ради сласти и роско­ши, но ради нужды употреблять.
Страх Божий учит прилежно внимать зако­ну Божиему и всякому полезному наставлению, обличению, наказанию.
Страх Божий учит совесть рассматривать и теплым покаянием очищать.
Страх Божий наставляет всегда молиться и воздыхать к Богу, чтобы в грех не впасть.
Страх Божий увещевает уклоняться от слу­чаев, которые ко греху приводят.
Страх Божий увещевает обидевшему про­щать, и на злобствующего не злобиться, злосло­вящего не злословить, укоряющего не укорять.
Страх Божий, наконец, и сам страх челове­ческий смертный презирать учит, чтобы Бога не прогневать, и на смерть телесную предавать­ся, чтобы смерти душевной избежать.
Страх Божий есть истинное училище сми­рения, которое привлекает Божию благодать. Воистину нет никого крепче и тверже того, кто имеет страх Божий. «Почтенны вельможа, и судья, и властелин, но нет из них больше бояще­гося Господа», — говорит Сирах (Сир.10:27).
Страх Божий рождается и умножает­ся при помощи Божией:
1) От размышления о страшных Его судь­бах, которые явились на грешниках, как-то: на Каине (см. Быт.4), на погибших потопом (см. Быт.7), на содомлянах, в огне и сере сгоревших (см. Быт.19), на фараоне, с воинством в море потонувшем (см. Исх.14), на Дафане и Авироне, землей поглощенных (см. Числ.16), на Авессаломе, между небом и землей повисшим и по­гибшем (см. 2 Цар.17), и на прочих. Но Бог, Который прежде за грехи казнил, Тот же и ныне на беззаконных посылает казни. Слышим ужас­ные землетрясения и города в одном гробе с жителями погребаемые; слышим и видим пла­чевные сражения между государствами, ужасные кровопролития, столькие тысячи народа, бесполезно от огня и меча падающего; видим и слышим ужасные пожары, в которых веси, села и города погибают. Все это показывает, что есть Бог, Который ненавидит беззакония и наказы­вает беззаконников. А временные наказания показывают, что будут и вечные для неисправ­ных и ожесточенных грешников: будет геенна, червь неусыпающий, скрежет зубов, тьма кро­мешная, беззаконных мучающая.
2) Рождается от размышления о Божиих свойствах; особенно рассуждение и память о вездесущии и всеведении Божием страх Божий производит.
Вездесущие Божие показывает тебе, что Бог везде с тобою, и над тобою, и пе­ред тобою. «Мы Им живем, и движемся, и суще­ствуем» (Деян.17:28). Ходишь или почиваешь, говоришь или мол­чишь, один ты или с кем беседуешь? Бог с то­бою. Делаешь что? Видит Бог дело твое. Говоришь что? Слышит Бог слово твое. Мыслишь ли что? Проницает Бог помыш­ление твое. Гордишься ли? Бог смотрит на гордость твою. Отступает ли сердце твое от Бога и обраща­ется к твари? Смотрит Он на отступление твое. Преступаешь ли закон Его святой? Смот­рит на преступление твое. Делаешь ли неправду, совершаешь хище­ние, воровство? Смотрит Он на неправду твою, хищение и воровство твое. Блудодействуешь ли? Смотрит Он на блудодейство твое. Гневаешься ли, или злобишься, или убива­ешь ближнего твоего? Смотрит Он на гнев твой, злобу твою и убийство твое. Злословишь, хулишь, проклинаешь, оклеветываешь ли ближнего твоего? Слышит Он злословие, хулу, проклятье и клевету твою. Мыслишь ли обидеть, повредить, оклеве­тать, обмануть, оскорбить, опорочить, убить ближнего твоего? Хочешь ли нечистоту совер­шить? Видит Он злое помышление и начина­ние твое и препятствует тебе в совести твоей. Видит — и оскорбляется.
Величество Его ос­корбляется твоей гордостью, что ты, «земля и пепел» (Сир.9:10), надмеваешься. Правда Его оскорбляется твоею неправдой. Истина Его оскорбляется твоей ложью. Святость Его ос­корбляется твоей нечистотой.
Долготерпение Его — твоим нетерпением. Благость Его — тво­ей злобой. Милость Его — твоим жестокосер­дием.
Щедрость Его — твоей скупостью.
Лю­бовь Его оскорбляется твоей ненавистью и за­вистью. Итак, бойся перед величием Его гордиться, перед правдой Его неправду делать, перед свя­тостью Его в нечистоте валяться, перед истиной Его лгать, перед благостью Его злобиться, пе­ред долготерпением Его гневаться и предавать­ся ярости, перед милосердием Его свирепство­вать, перед кротостью Его злопамятствовать.
Присутствует Он с тобою со Своим величием и всемогуществом, правдой, истиной, святостью, милосердием, щедротами, кротостью, благо­стью и долготерпением, хотя этими очами и не видишь Его, да и видеть невозможно.
Велик Он и весьма страшен. Как не побоишься величия Его и дерзнешь возноситься перед Великим и Страшным? Праведен Он. Как не убоишься правду на­рушать перед Праведным?
Истинен Он. Как не боишься лгать перед Истинным? Свят Он, Которому Ангелы со страхом предстоят и поют: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф» (Ис.6:3). Как не убоишься перед такой святостью бесчинствовать?
Милосерден Он и Многомилостив. Как не убоишься перед Милосердным свирепо посту­пать? Щедр Он. Как не убоишься затворять серд­це свое для требующего перед Щедрым? Благ Он, кроток и долготерпелив. Как не убоишься перед благим, кротким и долготер­пеливым гневаться, предаваться ярости и злопамятствовать?
Наконец, Создатель Он твой, Высочайший Господь и Царь твой, Отец твой. Как не убоишь­ся и не устыдишься перед Создателем своим, Царем и Господом страшным и Отцом бес­страшно поступать?
Вседержитель Он, Который в руке Своей весь свет содержит (см. Пс.94:3—7). Как не стра­шишься Его, Который со светом и тебя в руке Своей держит, прогневлять?
Перед Царем земным, Государем своим, или перед господином своим, или перед отцом сво­им не дерзаешь бесстрашия и бесчиния пока­зывать. Перед очами Бога твоего, Который есть Верховный Царь, и Господь всего света, и Отец Вечный, всегда и везде, где ни бываешь, нахо­дишься. И как не боишься бесстрашия перед Ним показывать? Как ни велик Монарх зем­ной, но он человек, подобный тебе; как ни вы­сок господин твой, но он человек, подобный тебе; как ни дорог тебе отец твой, но, он также человек, подобный тебе. Все также рождаются и умирают, как и ты, но однако, всякое им яв­ляешь почтение и благоговение. Бог, перед Ко­торым всегда находишься, так Велик, что весь свет перед Ним, как малейший прах или одна «капля» воды (см. Ис.40:15); так силен, что все из ничего творит Словом одним. И Он есть Царь царей и Господь господ, перед Которым и Ан­гелы трепещут, трясутся, благоговеют и со стра­хом поклоняются. Итак, как не страшишься согрешать перед Ним и такого Ему почтения не оказывать, ка­кое земному Царю, господину и отцу по плоти, себе подобным людям, оказываешь? Всякого почитания достоин Царь земной, господин твой и отец, и Сам Бог велит их почитать. Но Бог несравненно большего почитания, и тако­го, какого не может быть больше, такого вели­кого, как Он Сам Велик, почитания достоин. К этому высокому почитанию и пророк уве­щевает нас: «Служите Господу со страхом и ра­дуйтесь пред Ним с трепетом» (Пс.2:11). И в другом месте призывает нас к тому же: «Приди­те, радостно воспоем Господу, воскликнем Богу, Спасителю нашему, предстанем пред Лицом Его со славословием и в псалмах воскликнем Ему, ибо Бог — Великий Господь и Царь Великий по всей земле; ибо в руке Его все концы земли, и вер­шины гор Его же; ибо Его — море, и Он сотво­рил его, и сушу руки Его создали» (Пс.94:1—5).
3) Рождается и умножается страх Божий от рассуждения о повелении Божием. Ибо Бог, Который закон издал и повелевает его хранить, велик, и страшен, и Он — «Бог отмщений» (Пс.3:1), и повелевает его хранить твердо: «Ты запо­ведал заповеди Твоя твердо хранить» (Пс.118:4). И за преступление святого закона Своего вре­менной и вечной казнью грозит. Указы земно­го Царя, гнев которого только тело наше умер­твить может, нарушать боимся. Как Божиего повеления нарушать не бояться и праведного Его гнева, Который «может и душу, и тело погу­бить в геенне огненной» (Мф.10:28)?
4) Рождается страх Божий от рассуждения о Боге повелевающем, как Отце Благоутробном и нас любящем. Отцу плотскому послушание оказываем и опасаемся его прогневать. Как не боимся ослушаться Бога, Небесного и Вечного Отца, Который создал нас, и в Сыне Своем Единородном возродил нас, и столько являет нам благодеяний, которых и умом понять не можем? Какой отец так любит сына, как любит Бог нас?
Скоро человеческая любовь претво­ряется в гнев и ненависть, но Божия любовь не так: она не перестает никогда. Мы перестаем и изменяем, оскудеваем и не храним верности и любви к Нему, а Он всегда «Тот же» (Евр.1:12), всегда «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на правед­ных и неправедных» (Мф.5:45). 5) Поскольку истинный «страх Божий есть дар от Господа», как говорит Сирах (Сир.1:13), то должны мы его усердной молитвой у Бога просить, чтобы сердце наше и все чувства стра­хом Своим оградил.
Как страх Божий отвращает человека от всякого зла, так бесстрашие отворяет путь ко всякому злу и беззаконию. Отсюда хулы, клятвопреступления, мздоимство, лихоимство, насилия, хищения, воровство, сквернословия, бесчинные крики, насмешки, осуждения, кле­вета, коварство, лесть, обманы, всякая нечис­тота, бесчинство, — словом, всякое беззаконие и безбожие.
Как конь свирепый, не имея правителя, стремится и бежит, куда хочет и глаза смотрят, так человек, от природы ко всякому злу склон­ный, если лишится страха Божия, как доброго правителя, на все злое устремляется, и куда злая воля ни повелевает идти ему, туда и идет, и что ни захочет, то и делает, от зла во зло, от греха в грех, и от беззакония в беззаконие впадает. Мыслит зло — и говорит зло; начинает зло — и совершает зло; и, как по ступеням, по различ­ным беззакониям во глубину зол нисходит, и так, придя в глубину зол, не думает. Тогда уже ни увещательное слово, ни слово угрозы на него не действует: на одно то только мыслью и делом стремится, на что злая воля и привыч­ка зовет. Бедное и плача достойное состояние тако­го человека, какого бы он звания ни был! Ибо от этого не что иное следует, как вечная поги­бель, если особливый Промысел Бога, Мило­сердного и не желающего смерти грешнику, оттуда, как Иону из чрева кита, не извлечет.