ХРАМ. СВ. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА В ПОС. НИКОЛО-ПРОЗОРОВО

О святой Церкви

От Евангелия начинается вера, а от веры — христи­анин, как сказано в предыдущей статье. Собрание же христиан составляет Церковь, в которую вход бывает не через что иное, как только через веру и святое Кре­щение. Поэтому в сей статье вкратце предлагается рассуждение о Церкви и святом Крещении.

«Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане свя­тым и свои Богу, быв утверж­дены на основании апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слага­ясь стройно, возрастает в свя­тую Церковь в Господе» (Еф.2:19-21).
Под Церковью здесь подразумевается не храм Божий, как называют его особенно про­стые люди, хотя и храм Божий может назваться церковью, потому что в нем собираются вер­ные на общую молитву, славословие Божие, благодарение, слушание Божия Слова, приоб­щение святых Таин, и т.д., но подразумевается Церковь — собрание верных, по всему миру жи­вущих, в Бога и Христа, Сына Божия, право и истинно верующих, проповедью Божия Слова просвещаемых и святые Тайны право содержа­щих. Из греческого языка: «Екклесиа» — Цер­ковь, т.е. «вызвание», потому что верные, в Цер­кви находящиеся, вызваны из сатанинской об­ласти в царство Христово, из тьмы — в чудный Его свет, как учит апостол: «Вы —род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1Петр.2:9; Деян.26:18).
Святая Церковь имеет различные именования и уподобления, которые ей дает святое Божие Слово.
1) Святая Церковь называется духовным Христовым Телом, сыны ее святые — члены ду­ховные, преблагословенную Главу — Христа — имеющие и признающие, и верой и любовью с этой Главой соединенные. Так именует ее свя­той апостол: «Как в одном теле естественном у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы, многие, составляем одно Тело во Христе, а порознь один для другого члены» (Рим 12:4-5 см. еще: 1Кор.10:17; 12:27; Еф.1:22-23; 4:12, 16; 5:23, 30; Кол 1:18, 24).
2) Называется Церковь домом Божиим, ибо Он в ней, как в доме Своем, Кровью Христо­вой освященном, милостиво благоволит оби­тать и сохранять его: «чтобы ты знал, как подо­бает в доме Божием жить, которые есть Цер­ковь Бога Живого» (1 Тим 3:15 см. еще: Евр.3:6; 1 Петр 4:17).
3) Называется Церковь невестой Христовой. Так апостол ее называет: Обручил вас (к верным говорит) «единому Мужу, чтобы представить Хри­сту чистою девою» (2Кор.11:2 см. еще: Ис.62:5; Ос 2:19-20; Еф.5:32; Откр.19:7; Пс.44:11-12). «Обручители» ее — пророки и апостолы. Об этом святой Иоанн Златоуст на слово Павлово: «Обручил вас», и прочее, — так говорит: «В мире сем девы пребывают прежде брака, а после бра­ка уже не девы. Здесь же иначе: но если и не девы прежде брака сего, но после брака девы бывают. Так вся Церковь есть дева. Ибо гово­рит, обращаясь ко всем — и к мужам, имеющим жен, и к женам, имеющим мужей. Но видим, как обручил нас, какое приданое, какие дары нося: ни серебро, ни золото, но царствие не­бесное». И немного позже: «Образом этого было дело, совершившееся при Аврааме. Ибо он послал раба верного обручить отроковицу языческую (см. Быт, гл. 24). И здесь послал Бог рабов Своих обручить Сыну Своему Церковь — и пророков, свыше вещающих сие: «Слушай, дщерь, и смотри, и приклони ухо твое, и забудь народ твой и дом отца твоего. И возжелает Царь красоты твоей» (Пс.44:11—12); смотри, и апос­тол, со многим дерзновением вещает и говорит эти слова: «Обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою» (Беседа 23).
4) Называется Церковь Матерью верных. «Возвеселись, неплодная, нерождающая; восклик­ни и возгласи, не мучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у име­ющей мужа», — утешает ее Сам Бог через проро­ка (Ис.54:1). Она чад своих рождает «не от тлен­ного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего вовек» (1 Петр 1:23). Вос­питывает их и взращивает пищей Божия Слова и святых Таин (см. еще Гал.4:26—27).
5) Называется Церковь двором овчим. Так Христос называет ее: «кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит в другом месте, тот вор и разбойник» (Ин 10:1 и след.). В этом святом дворе верные, как овцы кроткие, незлобивые, мирные, любящие, простосердечные, водворя­ются и пасутся Господом, Пастырем своим, душу Свою за них положившим, как и пророк поет: «Господь пасет меня и ничего меня не лишит, на месте злачном — там поселил меня, у тихой воды воспитал меня» (Пс.22:1—2).
6) Называется Церковь Христова виногра­дом, как поет пророк: «Виноград из Египта Ты перенес, изгнал народы и посадил его» (Пс.79:9 см. еще: Иер 2:21; 12:10; Мф.20:1-16; Мк.12:1-12; Лк 20:9—18). Лоза в винограде этом — Христос, Сын Божий, Виноградарь — Бог и Отец Госпо­да Иисуса Христа, как Сам Христос говорит: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — Виноградарь» (Ин 15:1). К истинной лозе этой прилепившиеся ветви — верные Его, которые верою и любовью к этой лозе присоединены, соком благодати ее оживляются, напоеваются и приносят плод.
7) Именуется Церковь Христова горой Гос­подней, Сионом святым и верным, в котором Христос, Сын Давидов по плоти, с Отцом и Святым Духом жилище Свое имеет. Об этой Господней горе говорит пророк: «Будет в после­дние дни явлена гора Господня, и дом Божий на­верху гор, и возвысится выше холмов, и придут к ней все народы. И пойдут многие народы и ска­жут: «Придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева» (Ис.2:2—3 см. еще: Пс.14:1; 2:6; 23:3; 47:2; 67:16; 73:2 и прочее).
8) Уподобляется Церковь Христова кораб­лю, который по морю мира сего плавает и стре­мится к тихому пристанищу вечного покоя. Ибо как корабль на море волнами, так Церковь Христова в мире сем бедами искушений непре­станно обуревается, но не погружается. Корм­чий этого спасительного корабля — Сам Хрис­тос, Сын Божий, «ветрам и морю повелевающий» (Мф.8:26—27). Этот великий и безопасный ко­рабль прообразован Ноевым ковчегом, по об­щему учению Святых Отцов и учителей. Как святой Ной со всем своим домом в ковчеге спасся от всемирного потопа, а все, вне ковче­га бывшие, погибли, так и ныне от потопа гре­ховного гнева Божиего и вечного осуждения спасаются только те, которые в Церкви святой находятся, и истинными сынами ее пребывают. Прочие же все, вне пребывающие, погибают и потопляются в потопе адской бездны. В Святом Писании есть и иные имена и упо­добления святой Церкви, но это оставляю чита­ющим со вниманием Святое Писание. А приве­денных примеров достаточно для наставления и душевной пользы простых людей.
Эти имена, воистину великие и преславные, Церкви святой Духом Святым припи­санные, служат к утешению и наставлению на­шему, христианин К утешению, ибо если так высоко Церковь Богом превознесена, то и ты, если истинный ее сын, к той чести и славе при­общаешься, и от этого рассуждения может в твоем сердце последовать такая радость, что никакая скорбь, печаль, и беда, в мире этом случающаяся, истинно опечалить тебя не смо­жет, и так посреди самых свирепых волн иску­шения будешь дерзать и восклицать с апосто­лом: «Кто отлучит нас от любви Божией во Хри­сте Иисусе, Господе нашем?» (Рим 8:35, 39). К наставлению служит следующее рассуждение.
Если Церковь — это Тело Христово ду­ховное, и ты хочешь быть членом этого благо­словенного Тела, то рассуди сам, как свято и чисто должно жить тебе, какую любовь как к святейшей Главе, так и к святым ее членам, то есть истинным христианам, должно иметь, как согласно с великою Главою и членами ее жить! В это святое общение ничто скверное и нечис­тое не входит. «Какое общение праведности с без­законием? Что общего у света с тьмою?»—гово­рит апостол (2Кор.6:14). Поэтому святые апо­столы везде в своих Посланиях так сильно увещевают и поощряют христиан к святому жи­тию, к взаимной любви и миру. Примечай это, христианин, если хочешь быть членом святой Церкви. «Свят Господь — Глава Церкви, свято и Тело Его — Церковь. Очистим и мы себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в стра­хе Божием», — по увещанию апостольскому (ср.2Кор.7:1), если не хотим быть отверженными от этого святого общества.
Если Церковь — дом Божий, жилище и град Небесного Царя, а ты хочешь быть граждани­ном и жителем преславного сего града, то с ка­кой охотой и усердием должно тебе повиновать­ся закону Небесного Царя, слушать Его и слу­жить Ему, чтобы не лишиться гражданства и общения со святыми и благословенными граж­данами, живущими в преславном сем граде! Сам рассуди: кто Царю своему не служит, кто закона его не хранит и остается без наказания? Кто и Христовым рабом может быть, если Хри­сту Царю не служит верой и правдой? Как и без наказания может быть, если Ему не служит и противится повелению Святого Духа: «Служи­те Господу со страхом» (Пс.2:11).
Если Церковь — Христова невеста, и ты в том духовном и таинственном бракосочетании находишься, то какую верность, чистоту и лю­бовь должен хранить по отношению к Бессмер­тному и Небесному Жениху — Христу, Сыну Божиему, как храниться от «похоти плоти, по­хоти очей и гордости житейской» (1 Ин 2:16), как от любодейки вавилонской!
Если Церковь Христова — мать верных и твоя, то как должно тебе ее любить, почитать, слушать, как родившую тебя водой и Духом (см. Ин 3:5), и повиноваться спасительным ее на­ставлениям! Если Церковь Христова — двор овчий, и ты — среди овец, в том дворе находящимися, то помышляй, как должно тебе слушать глас Христа, Пастыря твоего, Который есть «Пас­тырь добрый», Пастырь «Своим» овцам, как и Сам говорит: «Овцы Мои слушаются голоса Моего» (Ин 10:11,14,27). Как, говорю, должно повиновать­ся тому доброму Пастырю, если не хочешь заб­лудиться и отстать от стада Его благословенного и стать пищей пагубного волка, дьявола, кото­рый, «как рыкающий лев ходит, ища, кого погло­тить» (1 Петр 5:8)!
Если Церковь Христова — виноград Божий и ты в нем находишься, то как крепко должно тебе держаться верой и любовью истинной лозы, Христа, и приносить плод, угодный Ви­ноградарю-Богу, чтобы, как ветви неочищен­ной, не приносящей доброго плода, не быть изверженным вон, и, как иссохшей, не быть преданным на сожжение в вечном огне, как говорит Христос: «Кто не пребудет во Мне, из­вергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгора­ют» (Ин 15:6); и Предтеча Его святой говорит: «Всякое дерево, не приносящее доброго плода, сру­бают и бросают в огонь» (Мф.3:10). Если Церковь Христова есть гора Господня, и ты на этой горе пребываешь, то тебе должно удаляться от скверных мира сего болот и низ­менностей, в которых находятся всякая нечис­тота и смрад, и возвышаться духом к небесной горе, в которой — жилище блаженных духов, покой и торжество (см. Евр.12:22—23).
Если наконец, Церковь Христова есть ко­рабль, спасающий нас от гнева Божия и страш­ного потока адского, и ты в нем находишься, — берегись прогневлять Кормчего — Христа, — дабы не выпасть из сего спасительного корабля и не погибнуть в вечном потопе гнева Божия и Суда. Ибо только в этом ковчеге спасаются все, которые спасаются. Итак, видишь, возлюбленный христианин, что такое Церковь Христова, каково ее вели­колепие, и блаженны те, которые являются ис­тинными ее сынами.
А из вышеприведенных имен Церкви и при­ложенных наставлений можешь приметить:
1) Кто есть истинный сын святой Церкви, — то есть тот, который право и сердечно в Бога и Христа, Сына Божия, верует, банею святого Крещения омыт и плоды своей веры и нового духовного рождения показывает, благочестиво во Христе Иисусе живет, истинный страх Бо­жий имеет, против всякого греха подвизается и добрые дела творить старается.
2) Что христиане, бесстрашно живущие, по­каяния и плодов его не приносящие, к Церкви святой не принадлежат, хотя и крещены во имя Святой Троицы, поскольку веры, как сказано в предыдущей статье, не имеют. Ибо без веры, членом святой Церкви, быть невозможно.
3) Кто из них чистосердечно обратится и принесет плоды покаяния, тот снова в церков­ное общение будет принят милосердием Божиим и станет истинным сыном святой Церкви. Об этом ниже еще яснее увидишь.
Церковь святая, как была и есть, так и до скончания века будет, по обещанию Гос­поднему: «врата ада не одолеют ее» (Мф.16:18). «Вот Я с вами во все дни до скончания века», — го­ворит Христос (Мф.28:20).
Святая Церковь — едина, так как
1) Един Бог — Отец, Сын и Святой Дух, Которому верует, служит, поклоняется и почи­тает.
2) Едино основание Церкви — Иисус Хри­стос. «Никто не может положить другого осно­вания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1Кор.3:11).
3) Едино учение Божия Слова, которым наставляется, просвещается, укрепляется и спасается.
4) Едина вера, которую имеет во Единого Триипостасного Бога.
5) Едины Тайны святые, которыми спаса­ется.
6) Едино духовное и таинственное Тело, Гла­ва которого — Христос.
7) Един Дух, которым оживотворяется, во­дится и освящается.
8) Едина надежда воскресения мертвых и жизни будущего века. Все это святой апостол вкратце заключил: «Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно Крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (Еф.4:4—6). Потому, хотя и рассеяны верные и святые Бо­жии по лицу всей земли, однако составляют единое благословенное общество.
Святая Церковь, которая на земле в мире сем имеется, называется воинствующей, так как с Божией помощью подвизается про­тив врагов своих: дьявола, плоти, мира и греха. К ней говорит святой апостол, храбрый Хрис­тов воин: «Братия мои! Укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней дьявольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, про­тив властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли про­тивостать в день злой и, все преодолев, устоять. Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а прежде всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасе­ния возьмите, и меч духовный, который есть Сло­во Божие» (Еф.6:10—17).
Церковь, которая в небесном Отечестве после трудов и подвигов упокоевается и чает воскресения мертвых и после него — совершен­нейшего воздаяния, с прославленными телами, с которыми здесь подвизалась, — называется Святыми Отцами и учителями торжествующей, ибо над дьяволом, смертью и адом победонос­но торжествует и совокупно с ликом ангельс­ким поет и славит Бога. Примечай, христианин:
1) Кто в воинствующей Церкви находится и подвизается против дьявола и греха, тот при окончании временного жития переселяется в торжествующую Церковь, если до конца будет верен. Ибо «претерпевший до конца спасется» (Мф.24:13). И еще: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни», — говорит Христос (Откр.2:10).
2) После общего воскресения и окончания всемирного Суда Христова будет одна торже­ствующая Церковь, которая без конца будет видеть Бога «лицом к лицу» (1Кор.13:12), и от того радоваться, веселиться, восклицать и в радос­ти духа хвалить бесконечную Его благость.
3) Мы, любезный христианин, постараем­ся быть истинными сынами святой подвизаю­щейся Церкви, да и торжествующей достигнем благодатью Христа, Спаса нашего, Которому с Отцом и Святым Духом да будет честь и слава и благодарение вовеки. Аминь.
«Вспомни о нас, Господи, в благоволении к на­роду Твоему; посети нас спасением Твоим, дабы видеть благоденствие избранных Твоих, весе­литься веселием народа Твоего, хвалиться с на­следием Твоим» (Пс.105:4-5).
Св Тихон «об истенном христианстве»
Живой союз с телом Церкви, коей Господь — глава, живитель и движитель

Господь наш Иисус Христос, Бог и Спаситель, совершив на земле еже о нас Божественное смотрение, вознесся на небеса и ниспослал от Отца Всесвятого Духа; потом с Ним, по бла­говолению Отца, через свв. апостолов устро­ил на земле Святую Церковь под Своим гла­венством и в ней совместил все потребное для нашего спасения и жизни сообразной с тем. Так что теперь через нее уже ищущие спасе­ния получают от Него и искупление с отпуще­нием грехов и освящение с новою жизнию. В ней поданы нам все Божественные силы яже к животу и благочестию и дарованы честные и великие обетования, и если мы в силу сего потщимся украситься всякою добродетелью, то нам, без всякого сомнения, обильно препо­дается вход в вечное царство Господа нашего и Спаса Иисуса Христа (2 Пет. 1:3-11). Свя­тая Церковь и есть новое человечество, от но­вого родоначальника Христа Господа.
Во время пребывания Своего на земле Гос­подь только обетовал устроить Святую Цер­ковь на камне твердого исповедания Его воп­лощенного домостроительства. Самое же со­здание ее по воле Отца совершил Он со Свя­тым Духом через святых апостолов, утвердив и оградив ее догматами, заповедями, таин­ствами, священнодействиями, канонами и до­стодолжным руководством, и во всем сем по-казав верный путь в Царствие Небесное, ко­торое уготовал верным, к которому благово­лила призвать и нас всех.
Во Святой Церкви все от Господа Иисуса Христа со Святым Духом по благоволению Отца через свв. апостолов, и все, содержимое ею, должно быть содержимо и исполняемо всеми, вступающими в нее и делающимися членами ее, по всем означенным пунктам или сторонам устроения Церкви. Все то действи­тельно содержится и исполняется всеми, в живом с нею союзе состоящими, вследствие чего они едино суть, — едино тело и един дух (Еф. 4:4), — и в исповедании веры или содер­жании здравого образа словес (2 Тим. 1:13), и в жизни по заповедям или в исполнении воли Божией, и в освящении таинствами, и в мо­литвенных к Богу приступаниях, и в подчине­нии канонам и установленному руководству. Действующие так, ходят достойно звания сво­его, тщащеся блюсти единение духа в союзе мира (Еф. 4: 1-6). А отступающие от сего вы­деляют себя из Церкви внутренно и, если не послушают увещательного гласа ее, материн­ски к ним обращаемого на вразумление их, от­лучаются от нее и внешно и вступают в ряды язычников (Мф. 18:17).
Сущие в Церкви, истинные чада ее, блюдут единение духа в союзе мира и состоят потому в живом союзе с нею; вновь вступающие дают обет объединиться с нею и действительно объединяются по вступлении внутрь ее; рож­дающиеся внутри Церкви возрождаются к новой жизни и затем воспитываются и возра­стают в духе ее и во всех порядках ее. Все та­кие суть живые члены Церкви и от Главы ее через Духа Святого сподобляются всех духов­ных благодатных благ с обетованием и вечных. Те же, которые отступают от показанного ус­троения Церкви, хотя в Церкви числятся, но не состоят с нею в живом союзе, потому не суть живы, а умерли или замерли. Их держат в Церкви в чаянии, что они опомнятся, воз­никнут от обдержащей их сети и поспешат восстановить нарушенный ими союз с Церковию и с Господом — Главою ее. — и опять всту­пить в чин спасаемых. Все, содержимое Церковию, не таково, чтобы могло быть оставля­емо на произвол, но таково, без чего не может состояться спасение. Ибо оно есть осуществ­ление, или явление на деле воплощенного до­мостроительства, без коего нет спасения. По­чему чуждый Церкви чужд Христа Господа и спасения в Нем.
Итак, что предлежит решающемуся содевать свое спасение и начать жить по-христи­ански? Восприять воцерковление, если не имел его, оживить, если имел и потерял, и за­тем блюсти его вседушно и пребывать в нем; и жизнь его будет поддерживаться, зреть и востекать к совершенству в Господе Иисусе Христе. Это стоит в числе неотложных усло­вий христианской жизни.
Такое требование само собою вытекает из теснейшего союза Господа с Церковию и Цер­кви с Господом. В Слове Божием союз сей представляется под образом союза главы с те­лом. Оно говорит, что Христос есть глава Цер­кви (Еф. 5:23), глава телу Церкви (Кол. 1:18), а Церковь есть тело Его, исполнение исполня­ющего всяческая во всех (Еф. 1: 22,23), что, по св. Златоусту значит, что Церковь полна Хри­стом и что Он все члены ее исполняет, так что в ней всяческая и во всех Христос (Кол 3:11).
Как глава Он есть и Спаситель тела Церк­ви (Еф. 5:23); питает и греет ее, яко сущую от плоти Его и от костей Его (Еф. 5: 29, 30), любит ее и ее ради предал есть Себя, да освя­тит ю, очистив банею водною в глаголе, да представит ю Себе славну Церковь, неимущую скверны или порока, или нечто от таковых, но да будет свята и непорочна (Еф. 5: 25—27); Церковь же во всем повинуется Христу (Еф. 5:24).
Тело по существу своему несть един уд, но мнози; но все такие уды единого тела, мнози суще — едино суть тело: тако и Христос (1 Кор. 12: 12, 14), или так и тело Церкви, коей глава Христос. Христос Господь дал Церкви Своей овы Апостолы, овы же пророки, овы же благовестники, овы же пастыри и учители, к совершению святых, в дело служения, в созида­ние тела Христова (Еф. 4: 11, 12). Это глав­нейшие члены (заправители), но и все другие назначаются на служение всему телу Церкви, чтобы никого не было праздного, как и в жи­вотном теле нет и малейшей частички без дела. Для чего всякий получает свой дар: ово-му дается слово премудрости, иному слово ра­зума; другому вера, иному же дарованье исце­лений; другому действие сил, иному же проро­чества; другому рассуждение духовом, иному же роди языков, другому же сказание языков (1 Кор. 12: 7-10). Потому и положено было, что­бы каждый, какое приял дарование, тем и слу­жил всем, яко добрый строитель Божествен­ной благодати: аще кто глаголет, яко словеса Божий, аще кто служит, яко от крепости, юже подает Бог, да о всем славится Бог Иисус Христом (1 Пет. 4: 10, 11); имеет ли кто про­рочество, пророчествуй по мере веры; имеет ли кто служение, пребывай в служении; учи­тель ли кто, пребывай в учении; увещатель ли, увещавай; раздаватель ли, раздавай в просто­те; начальник ли, начальствуй с усердием; бла­готворитель ли, благотвори с радушием и проч. и проч. (Рим. 12: 6—8).
Таким взаимодействием всех членов все здание тела, будучи сгармонировываемо, рас­тет в Церковь Святую о Господе, в Коем и все созидаются в жилище Божие Духом (Еф. 2:22). Чего ради и внушается всем истинствующе в любви, возращать всяческая в Того, Кто есть Глава, т.е. во Христа, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посред­ством всяких, взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена по­лучает приращение для созидания себя само­го в любви (Еф. 4: 15, 16).
В сие-то тело мы крестились и все единым Духом напоились (1 Кор. 12:13), т.е. через кре­щение вошли в нее и объединились в ней ду­ховно, обязуясь к единомыслию, единоволию, единочувствию и единодействию, — дане бу­дет распри в телеси (1 Кор. 12: 15-25).
Судя по сему, Церковь есть лоно матернее, зачинающее, образующее, возрастающее и со­вершающее каждого христианина: как в лоне природы разные твари засеменяются, прорас­тают, растут, вырастают и плодоносят во сла­ву Божию. Как нет жизни и живых существ вне природы, так вне Церкви нет духовной жизни и духовно живущих лиц. Почему быть в Церкви, в живом с нею сочетании и союзе есть неотложное условие для желающих жить духом и в христианской преуспевать жизни.

Св Феофан(начертание христианского нравоучения)