От Евангелия начинается вера, а от веры — христианин, как сказано в предыдущей статье. Собрание же христиан составляет Церковь, в которую вход бывает не через что иное, как только через веру и святое Крещение. Поэтому в сей статье вкратце предлагается рассуждение о Церкви и святом Крещении.
«Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святую Церковь в Господе» (Еф.2:19-21).
Под Церковью здесь подразумевается не храм Божий, как называют его особенно простые люди, хотя и храм Божий может назваться церковью, потому что в нем собираются верные на общую молитву, славословие Божие, благодарение, слушание Божия Слова, приобщение святых Таин, и т.д., но подразумевается Церковь — собрание верных, по всему миру живущих, в Бога и Христа, Сына Божия, право и истинно верующих, проповедью Божия Слова просвещаемых и святые Тайны право содержащих. Из греческого языка: «Екклесиа» — Церковь, т.е. «вызвание», потому что верные, в Церкви находящиеся, вызваны из сатанинской области в царство Христово, из тьмы — в чудный Его свет, как учит апостол: «Вы —род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1Петр.2:9; Деян.26:18).
Святая Церковь имеет различные именования и уподобления, которые ей дает святое Божие Слово.
1) Святая Церковь называется духовным Христовым Телом, сыны ее святые — члены духовные, преблагословенную Главу — Христа — имеющие и признающие, и верой и любовью с этой Главой соединенные. Так именует ее святой апостол: «Как в одном теле естественном у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы, многие, составляем одно Тело во Христе, а порознь один для другого члены» (Рим 12:4-5 см. еще: 1Кор.10:17; 12:27; Еф.1:22-23; 4:12, 16; 5:23, 30; Кол 1:18, 24).
2) Называется Церковь домом Божиим, ибо Он в ней, как в доме Своем, Кровью Христовой освященном, милостиво благоволит обитать и сохранять его: «чтобы ты знал, как подобает в доме Божием жить, которые есть Церковь Бога Живого» (1 Тим 3:15 см. еще: Евр.3:6; 1 Петр 4:17).
3) Называется Церковь невестой Христовой. Так апостол ее называет: Обручил вас (к верным говорит) «единому Мужу, чтобы представить Христу чистою девою» (2Кор.11:2 см. еще: Ис.62:5; Ос 2:19-20; Еф.5:32; Откр.19:7; Пс.44:11-12). «Обручители» ее — пророки и апостолы. Об этом святой Иоанн Златоуст на слово Павлово: «Обручил вас», и прочее, — так говорит: «В мире сем девы пребывают прежде брака, а после брака уже не девы. Здесь же иначе: но если и не девы прежде брака сего, но после брака девы бывают. Так вся Церковь есть дева. Ибо говорит, обращаясь ко всем — и к мужам, имеющим жен, и к женам, имеющим мужей. Но видим, как обручил нас, какое приданое, какие дары нося: ни серебро, ни золото, но царствие небесное». И немного позже: «Образом этого было дело, совершившееся при Аврааме. Ибо он послал раба верного обручить отроковицу языческую (см. Быт, гл. 24). И здесь послал Бог рабов Своих обручить Сыну Своему Церковь — и пророков, свыше вещающих сие: «Слушай, дщерь, и смотри, и приклони ухо твое, и забудь народ твой и дом отца твоего. И возжелает Царь красоты твоей» (Пс.44:11—12); смотри, и апостол, со многим дерзновением вещает и говорит эти слова: «Обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою» (Беседа 23).
4) Называется Церковь Матерью верных. «Возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, не мучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа», — утешает ее Сам Бог через пророка (Ис.54:1). Она чад своих рождает «не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего вовек» (1 Петр 1:23). Воспитывает их и взращивает пищей Божия Слова и святых Таин (см. еще Гал.4:26—27).
5) Называется Церковь двором овчим. Так Христос называет ее: «кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит в другом месте, тот вор и разбойник» (Ин 10:1 и след.). В этом святом дворе верные, как овцы кроткие, незлобивые, мирные, любящие, простосердечные, водворяются и пасутся Господом, Пастырем своим, душу Свою за них положившим, как и пророк поет: «Господь пасет меня и ничего меня не лишит, на месте злачном — там поселил меня, у тихой воды воспитал меня» (Пс.22:1—2).
6) Называется Церковь Христова виноградом, как поет пророк: «Виноград из Египта Ты перенес, изгнал народы и посадил его» (Пс.79:9 см. еще: Иер 2:21; 12:10; Мф.20:1-16; Мк.12:1-12; Лк 20:9—18). Лоза в винограде этом — Христос, Сын Божий, Виноградарь — Бог и Отец Господа Иисуса Христа, как Сам Христос говорит: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — Виноградарь» (Ин 15:1). К истинной лозе этой прилепившиеся ветви — верные Его, которые верою и любовью к этой лозе присоединены, соком благодати ее оживляются, напоеваются и приносят плод.
7) Именуется Церковь Христова горой Господней, Сионом святым и верным, в котором Христос, Сын Давидов по плоти, с Отцом и Святым Духом жилище Свое имеет. Об этой Господней горе говорит пророк: «Будет в последние дни явлена гора Господня, и дом Божий наверху гор, и возвысится выше холмов, и придут к ней все народы. И пойдут многие народы и скажут: «Придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева» (Ис.2:2—3 см. еще: Пс.14:1; 2:6; 23:3; 47:2; 67:16; 73:2 и прочее).
8) Уподобляется Церковь Христова кораблю, который по морю мира сего плавает и стремится к тихому пристанищу вечного покоя. Ибо как корабль на море волнами, так Церковь Христова в мире сем бедами искушений непрестанно обуревается, но не погружается. Кормчий этого спасительного корабля — Сам Христос, Сын Божий, «ветрам и морю повелевающий» (Мф.8:26—27). Этот великий и безопасный корабль прообразован Ноевым ковчегом, по общему учению Святых Отцов и учителей. Как святой Ной со всем своим домом в ковчеге спасся от всемирного потопа, а все, вне ковчега бывшие, погибли, так и ныне от потопа греховного гнева Божиего и вечного осуждения спасаются только те, которые в Церкви святой находятся, и истинными сынами ее пребывают. Прочие же все, вне пребывающие, погибают и потопляются в потопе адской бездны. В Святом Писании есть и иные имена и уподобления святой Церкви, но это оставляю читающим со вниманием Святое Писание. А приведенных примеров достаточно для наставления и душевной пользы простых людей.
Эти имена, воистину великие и преславные, Церкви святой Духом Святым приписанные, служат к утешению и наставлению нашему, христианин К утешению, ибо если так высоко Церковь Богом превознесена, то и ты, если истинный ее сын, к той чести и славе приобщаешься, и от этого рассуждения может в твоем сердце последовать такая радость, что никакая скорбь, печаль, и беда, в мире этом случающаяся, истинно опечалить тебя не сможет, и так посреди самых свирепых волн искушения будешь дерзать и восклицать с апостолом: «Кто отлучит нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем?» (Рим 8:35, 39). К наставлению служит следующее рассуждение.
Если Церковь — это Тело Христово духовное, и ты хочешь быть членом этого благословенного Тела, то рассуди сам, как свято и чисто должно жить тебе, какую любовь как к святейшей Главе, так и к святым ее членам, то есть истинным христианам, должно иметь, как согласно с великою Главою и членами ее жить! В это святое общение ничто скверное и нечистое не входит. «Какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?»—говорит апостол (2Кор.6:14). Поэтому святые апостолы везде в своих Посланиях так сильно увещевают и поощряют христиан к святому житию, к взаимной любви и миру. Примечай это, христианин, если хочешь быть членом святой Церкви. «Свят Господь — Глава Церкви, свято и Тело Его — Церковь. Очистим и мы себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием», — по увещанию апостольскому (ср.2Кор.7:1), если не хотим быть отверженными от этого святого общества.
Если Церковь — дом Божий, жилище и град Небесного Царя, а ты хочешь быть гражданином и жителем преславного сего града, то с какой охотой и усердием должно тебе повиноваться закону Небесного Царя, слушать Его и служить Ему, чтобы не лишиться гражданства и общения со святыми и благословенными гражданами, живущими в преславном сем граде! Сам рассуди: кто Царю своему не служит, кто закона его не хранит и остается без наказания? Кто и Христовым рабом может быть, если Христу Царю не служит верой и правдой? Как и без наказания может быть, если Ему не служит и противится повелению Святого Духа: «Служите Господу со страхом» (Пс.2:11).
Если Церковь — Христова невеста, и ты в том духовном и таинственном бракосочетании находишься, то какую верность, чистоту и любовь должен хранить по отношению к Бессмертному и Небесному Жениху — Христу, Сыну Божиему, как храниться от «похоти плоти, похоти очей и гордости житейской» (1 Ин 2:16), как от любодейки вавилонской!
Если Церковь Христова — мать верных и твоя, то как должно тебе ее любить, почитать, слушать, как родившую тебя водой и Духом (см. Ин 3:5), и повиноваться спасительным ее наставлениям! Если Церковь Христова — двор овчий, и ты — среди овец, в том дворе находящимися, то помышляй, как должно тебе слушать глас Христа, Пастыря твоего, Который есть «Пастырь добрый», Пастырь «Своим» овцам, как и Сам говорит: «Овцы Мои слушаются голоса Моего» (Ин 10:11,14,27). Как, говорю, должно повиноваться тому доброму Пастырю, если не хочешь заблудиться и отстать от стада Его благословенного и стать пищей пагубного волка, дьявола, который, «как рыкающий лев ходит, ища, кого поглотить» (1 Петр 5:8)!
Если Церковь Христова — виноград Божий и ты в нем находишься, то как крепко должно тебе держаться верой и любовью истинной лозы, Христа, и приносить плод, угодный Виноградарю-Богу, чтобы, как ветви неочищенной, не приносящей доброго плода, не быть изверженным вон, и, как иссохшей, не быть преданным на сожжение в вечном огне, как говорит Христос: «Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают» (Ин 15:6); и Предтеча Его святой говорит: «Всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Мф.3:10). Если Церковь Христова есть гора Господня, и ты на этой горе пребываешь, то тебе должно удаляться от скверных мира сего болот и низменностей, в которых находятся всякая нечистота и смрад, и возвышаться духом к небесной горе, в которой — жилище блаженных духов, покой и торжество (см. Евр.12:22—23).
Если наконец, Церковь Христова есть корабль, спасающий нас от гнева Божия и страшного потока адского, и ты в нем находишься, — берегись прогневлять Кормчего — Христа, — дабы не выпасть из сего спасительного корабля и не погибнуть в вечном потопе гнева Божия и Суда. Ибо только в этом ковчеге спасаются все, которые спасаются. Итак, видишь, возлюбленный христианин, что такое Церковь Христова, каково ее великолепие, и блаженны те, которые являются истинными ее сынами.
А из вышеприведенных имен Церкви и приложенных наставлений можешь приметить:
1) Кто есть истинный сын святой Церкви, — то есть тот, который право и сердечно в Бога и Христа, Сына Божия, верует, банею святого Крещения омыт и плоды своей веры и нового духовного рождения показывает, благочестиво во Христе Иисусе живет, истинный страх Божий имеет, против всякого греха подвизается и добрые дела творить старается.
2) Что христиане, бесстрашно живущие, покаяния и плодов его не приносящие, к Церкви святой не принадлежат, хотя и крещены во имя Святой Троицы, поскольку веры, как сказано в предыдущей статье, не имеют. Ибо без веры, членом святой Церкви, быть невозможно.
3) Кто из них чистосердечно обратится и принесет плоды покаяния, тот снова в церковное общение будет принят милосердием Божиим и станет истинным сыном святой Церкви. Об этом ниже еще яснее увидишь.
Церковь святая, как была и есть, так и до скончания века будет, по обещанию Господнему: «врата ада не одолеют ее» (Мф.16:18). «Вот Я с вами во все дни до скончания века», — говорит Христос (Мф.28:20).
Святая Церковь — едина, так как
1) Един Бог — Отец, Сын и Святой Дух, Которому верует, служит, поклоняется и почитает.
2) Едино основание Церкви — Иисус Христос. «Никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1Кор.3:11).
3) Едино учение Божия Слова, которым наставляется, просвещается, укрепляется и спасается.
4) Едина вера, которую имеет во Единого Триипостасного Бога.
5) Едины Тайны святые, которыми спасается.
6) Едино духовное и таинственное Тело, Глава которого — Христос.
7) Един Дух, которым оживотворяется, водится и освящается.
8) Едина надежда воскресения мертвых и жизни будущего века. Все это святой апостол вкратце заключил: «Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно Крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (Еф.4:4—6). Потому, хотя и рассеяны верные и святые Божии по лицу всей земли, однако составляют единое благословенное общество.
Святая Церковь, которая на земле в мире сем имеется, называется воинствующей, так как с Божией помощью подвизается против врагов своих: дьявола, плоти, мира и греха. К ней говорит святой апостол, храбрый Христов воин: «Братия мои! Укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней дьявольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять. Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а прежде всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф.6:10—17).
Церковь, которая в небесном Отечестве после трудов и подвигов упокоевается и чает воскресения мертвых и после него — совершеннейшего воздаяния, с прославленными телами, с которыми здесь подвизалась, — называется Святыми Отцами и учителями торжествующей, ибо над дьяволом, смертью и адом победоносно торжествует и совокупно с ликом ангельским поет и славит Бога. Примечай, христианин:
1) Кто в воинствующей Церкви находится и подвизается против дьявола и греха, тот при окончании временного жития переселяется в торжествующую Церковь, если до конца будет верен. Ибо «претерпевший до конца спасется» (Мф.24:13). И еще: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни», — говорит Христос (Откр.2:10).
2) После общего воскресения и окончания всемирного Суда Христова будет одна торжествующая Церковь, которая без конца будет видеть Бога «лицом к лицу» (1Кор.13:12), и от того радоваться, веселиться, восклицать и в радости духа хвалить бесконечную Его благость.
3) Мы, любезный христианин, постараемся быть истинными сынами святой подвизающейся Церкви, да и торжествующей достигнем благодатью Христа, Спаса нашего, Которому с Отцом и Святым Духом да будет честь и слава и благодарение вовеки. Аминь.
«Вспомни о нас, Господи, в благоволении к народу Твоему; посети нас спасением Твоим, дабы видеть благоденствие избранных Твоих, веселиться веселием народа Твоего, хвалиться с наследием Твоим» (Пс.105:4-5).
Св Тихон «об истенном христианстве»
Живой союз с телом Церкви, коей Господь — глава, живитель и движитель
Господь наш Иисус Христос, Бог и Спаситель, совершив на земле еже о нас Божественное смотрение, вознесся на небеса и ниспослал от Отца Всесвятого Духа; потом с Ним, по благоволению Отца, через свв. апостолов устроил на земле Святую Церковь под Своим главенством и в ней совместил все потребное для нашего спасения и жизни сообразной с тем. Так что теперь через нее уже ищущие спасения получают от Него и искупление с отпущением грехов и освящение с новою жизнию. В ней поданы нам все Божественные силы яже к животу и благочестию и дарованы честные и великие обетования, и если мы в силу сего потщимся украситься всякою добродетелью, то нам, без всякого сомнения, обильно преподается вход в вечное царство Господа нашего и Спаса Иисуса Христа (2 Пет. 1:3-11). Святая Церковь и есть новое человечество, от нового родоначальника Христа Господа.
Во время пребывания Своего на земле Господь только обетовал устроить Святую Церковь на камне твердого исповедания Его воплощенного домостроительства. Самое же создание ее по воле Отца совершил Он со Святым Духом через святых апостолов, утвердив и оградив ее догматами, заповедями, таинствами, священнодействиями, канонами и достодолжным руководством, и во всем сем по-казав верный путь в Царствие Небесное, которое уготовал верным, к которому благоволила призвать и нас всех.
Во Святой Церкви все от Господа Иисуса Христа со Святым Духом по благоволению Отца через свв. апостолов, и все, содержимое ею, должно быть содержимо и исполняемо всеми, вступающими в нее и делающимися членами ее, по всем означенным пунктам или сторонам устроения Церкви. Все то действительно содержится и исполняется всеми, в живом с нею союзе состоящими, вследствие чего они едино суть, — едино тело и един дух (Еф. 4:4), — и в исповедании веры или содержании здравого образа словес (2 Тим. 1:13), и в жизни по заповедям или в исполнении воли Божией, и в освящении таинствами, и в молитвенных к Богу приступаниях, и в подчинении канонам и установленному руководству. Действующие так, ходят достойно звания своего, тщащеся блюсти единение духа в союзе мира (Еф. 4: 1-6). А отступающие от сего выделяют себя из Церкви внутренно и, если не послушают увещательного гласа ее, матерински к ним обращаемого на вразумление их, отлучаются от нее и внешно и вступают в ряды язычников (Мф. 18:17).
Сущие в Церкви, истинные чада ее, блюдут единение духа в союзе мира и состоят потому в живом союзе с нею; вновь вступающие дают обет объединиться с нею и действительно объединяются по вступлении внутрь ее; рождающиеся внутри Церкви возрождаются к новой жизни и затем воспитываются и возрастают в духе ее и во всех порядках ее. Все такие суть живые члены Церкви и от Главы ее через Духа Святого сподобляются всех духовных благодатных благ с обетованием и вечных. Те же, которые отступают от показанного устроения Церкви, хотя в Церкви числятся, но не состоят с нею в живом союзе, потому не суть живы, а умерли или замерли. Их держат в Церкви в чаянии, что они опомнятся, возникнут от обдержащей их сети и поспешат восстановить нарушенный ими союз с Церковию и с Господом — Главою ее. — и опять вступить в чин спасаемых. Все, содержимое Церковию, не таково, чтобы могло быть оставляемо на произвол, но таково, без чего не может состояться спасение. Ибо оно есть осуществление, или явление на деле воплощенного домостроительства, без коего нет спасения. Почему чуждый Церкви чужд Христа Господа и спасения в Нем.
Итак, что предлежит решающемуся содевать свое спасение и начать жить по-христиански? Восприять воцерковление, если не имел его, оживить, если имел и потерял, и затем блюсти его вседушно и пребывать в нем; и жизнь его будет поддерживаться, зреть и востекать к совершенству в Господе Иисусе Христе. Это стоит в числе неотложных условий христианской жизни.
Такое требование само собою вытекает из теснейшего союза Господа с Церковию и Церкви с Господом. В Слове Божием союз сей представляется под образом союза главы с телом. Оно говорит, что Христос есть глава Церкви (Еф. 5:23), глава телу Церкви (Кол. 1:18), а Церковь есть тело Его, исполнение исполняющего всяческая во всех (Еф. 1: 22,23), что, по св. Златоусту значит, что Церковь полна Христом и что Он все члены ее исполняет, так что в ней всяческая и во всех Христос (Кол 3:11).
Как глава Он есть и Спаситель тела Церкви (Еф. 5:23); питает и греет ее, яко сущую от плоти Его и от костей Его (Еф. 5: 29, 30), любит ее и ее ради предал есть Себя, да освятит ю, очистив банею водною в глаголе, да представит ю Себе славну Церковь, неимущую скверны или порока, или нечто от таковых, но да будет свята и непорочна (Еф. 5: 25—27); Церковь же во всем повинуется Христу (Еф. 5:24).
Тело по существу своему несть един уд, но мнози; но все такие уды единого тела, мнози суще — едино суть тело: тако и Христос (1 Кор. 12: 12, 14), или так и тело Церкви, коей глава Христос. Христос Господь дал Церкви Своей овы Апостолы, овы же пророки, овы же благовестники, овы же пастыри и учители, к совершению святых, в дело служения, в созидание тела Христова (Еф. 4: 11, 12). Это главнейшие члены (заправители), но и все другие назначаются на служение всему телу Церкви, чтобы никого не было праздного, как и в животном теле нет и малейшей частички без дела. Для чего всякий получает свой дар: ово-му дается слово премудрости, иному слово разума; другому вера, иному же дарованье исцелений; другому действие сил, иному же пророчества; другому рассуждение духовом, иному же роди языков, другому же сказание языков (1 Кор. 12: 7-10). Потому и положено было, чтобы каждый, какое приял дарование, тем и служил всем, яко добрый строитель Божественной благодати: аще кто глаголет, яко словеса Божий, аще кто служит, яко от крепости, юже подает Бог, да о всем славится Бог Иисус Христом (1 Пет. 4: 10, 11); имеет ли кто пророчество, пророчествуй по мере веры; имеет ли кто служение, пребывай в служении; учитель ли кто, пребывай в учении; увещатель ли, увещавай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием и проч. и проч. (Рим. 12: 6—8).
Таким взаимодействием всех членов все здание тела, будучи сгармонировываемо, растет в Церковь Святую о Господе, в Коем и все созидаются в жилище Божие Духом (Еф. 2:22). Чего ради и внушается всем истинствующе в любви, возращать всяческая в Того, Кто есть Глава, т.е. во Христа, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких, взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена получает приращение для созидания себя самого в любви (Еф. 4: 15, 16).
В сие-то тело мы крестились и все единым Духом напоились (1 Кор. 12:13), т.е. через крещение вошли в нее и объединились в ней духовно, обязуясь к единомыслию, единоволию, единочувствию и единодействию, — дане будет распри в телеси (1 Кор. 12: 15-25).
Судя по сему, Церковь есть лоно матернее, зачинающее, образующее, возрастающее и совершающее каждого христианина: как в лоне природы разные твари засеменяются, прорастают, растут, вырастают и плодоносят во славу Божию. Как нет жизни и живых существ вне природы, так вне Церкви нет духовной жизни и духовно живущих лиц. Почему быть в Церкви, в живом с нею сочетании и союзе есть неотложное условие для желающих жить духом и в христианской преуспевать жизни.
Св Феофан(начертание христианского нравоучения)