ХРАМ. СВ. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА В ПОС. НИКОЛО-ПРОЗОРОВО

О святом Крещении

«Кто будет веровать и крес­титься, спасен будет» (Мк.16:16).
«Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя на­шего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Ко­торого излил на нас обильно че­рез Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упова­нию соделались наследниками вечной жизни» (Тит 3:4—7).
Святое Крещение — это как дверь, через которую крестящиеся входят в Церковь Божию. Вера во Христа, Сына Божиего, — как ключ, которым открывает эта спасительная дверь. Ибо желающему креститься должно прежде веровать во Христа как единого Изба­вителя и Спасителя мира, и, кроме Него, ино­го средства к получению вечной жизни не знать, так как «никто не приходит к Отцу, как только через» Него (Ин 14:6), — и так с этой верой кре­ститься во имя Триипостасного Бога — «Отца и Сына и Святого Духа» (Мф.28:19). Так евнух, упо­минаемый в Деяниях апостольских, сначала исповедует веру во Христа, Сына Божия: «Верую, что Иисус Христос есть Сын Божий», — и потом крестится (Деян.8:37—38). И Христос говорит: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет».

Слово это сказал Спаситель наш Господь для укрепления и утешения нашего: «Кто бу­дет веровать и креститься, спасен будет». Что может быть утешительнее для верной и кре­щеной души, чем эти слова, которые обещают ей вечное спасение? Возлюбленные христиане! Богу слава, и мы веруем в Евангелие и святым Крещением просвещены. Но посмотрим на силу святого Крещения и поглядим, какими мы были до Крещения и какими стали после Крещения, дабы и от этого получить живое утешение. Через святое Крещение мы избавились от великого бедствия и все истинное блаженство получили благодатью Божией. До Крещения мы были удалены от Бога, но через Крещение приблизились к Богу. До Крещения мы были врагами Божиими, но Крещением примирились с Богом, и Бог с нами примирился. До Крещения мы были чадами гнева Божия, но после Крещения сосудами милости Божией сделались. До Крещения мы были чадами тьмы и ча­дами дьявола, но, крестившись, стали чадами света и чадами Божиими. До Крещения мы были оскверненными грехами, но Крещением «омылись, освятились и оправдались» (1Кор 6:11). До Крещения мы были погибшими, но, крестившись, стали спасенными. До Крещения для нас были закрыты двери к вечной жизни и небесному царствию, но Крещением отворились, и входят туда беспрепятственно хранящие благодать святого Крещения. Эти и прочие благодеяния Божии через святое Крещение получаем, и получаем даром, без всяких наших заслуг, по одному только че­ловеколюбию Божию. Ибо что погибший мо­жет заслужить? Слава благости Божией, слава человеколюбию Его, слава милосердию Его, слава щедротам Его! Да будет имя Господне благословенно отныне и до века! Всю эту вы­сочайшую Божию милость заслужил для нас Единородный Сын Божий Иисус Христос, Спаситель наш, заслужил драгоценной Кро­вью и смертью своей. Возлюбленные христиане! Вспомним свя­тое Крещение и осмотримся, достойно ли святого Крещения живем, чтобы это самое Крещение не было нам в большее осуждение в день Страшного Суда Христова, где судится всякое законопреступное слово, дело и помы­шление. Аминь.

При святом Крещении бывает:
1) Отрицание сатаны, и всех дел его, анге­лов его и прочего, как изображено в уставе о Крещении. Это отрицание взрослые сами про­износят, а вместо младенцев — их восприемни­ки. Сатана есть дух лукавый, созданный Богом добрым, но своей волей отступивший от свое­го Создателя и сделавшийся злым и начальни­ком всякой злобы и греха. Ангелы его — также духи, созданные Богом добрыми, но с ним от­ступившие от Творца своего, они — такие же злые духи, роду человеческому, как и началь­ник их, весьма враждебные (см. 2 Петр 2:4; Иуд 6; Ин 8:44). Дела их — дела темные, грехи и без­закония. Сатана — начальник и изобретатель греха, в который и прародителей наших, а с ними и нас, лукавством своим низвергнул, отвел от Бога (см. Быт 3:1—7), и привлек в свою темную область (Деян.26:18). Служит сатане тот, кто, исполняя его злую волю, творит грех, ибо «кто делает грех, тот от дьявола, потому что снача­ла дьявол согрешил», — по свидетельству апосто­ла (1Ин 3:8). От всего этого, то есть от сатаны, от злых дел его, от злого и пагубного служения ему, при Крещении отрекаемся. Ибо все, кто находится вне Церкви без истинной веры во Христа, об­ретаются в царствии и власти дьявольской, слу­жат и работают ему, как пленники (см. Ин 3:44; 1 Ин 3:8; 2 Тим 2:26; Деян.26:18; 2 Петр 2:9 и след.). «Кто кем побежден, тот тому и раб» (2 Петр 2:19). Верующие же истинно и сердечно во Христа Избавителя и крестящиеся, от влас­ти его освобождаются, по свидетельству Самого Сына Божиего: «Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин.8:36). Прообразом этого нашего освобождения было освобождение сынов Израилевых из пле­на Египетского (см. Исх.14). Ибо как израиль­тяне, перейдя Чермное море силой Божией, освободились от рабства фараону, так христиа­не — новый Израиль и духовные сыны Авраа­ма — верой и святым Крещением избавляются от рабства дьяволу. Там предводителем и осво­бодителем, с помощью Божией, был Моисей. Здесь же — Христос, Сын Божий, Избавитель и Искупитель мира, Который верующих в Него изводит от власти и рабства дьявольского и приводит в пресладкую свободу царствия Сво­его (см. Гал.5:1).
2) Отрекшись от сатаны и скверного его слу­жения, обещаемся до смерти служить Христу — Сыну Божиему с Отцом и Святым Духом (см. Евр.9:14), «служить в святости и правде пред Ним, во все дни жизни нашей» (Лк.1:75). И как воины мира сего и другие, вступающие в чины и ранги, обещаются и обещание свое присягой утверждают, что Монарху и обществу будут слу­жить верой и правдой (такова есть сила прися­ги), так и крестящиеся записываются в службу Христову и обещают Ему с Отцом и Духом вер­но служить, повеления Его слушать и испол­нять, без чего верной службы быть не может. И это обещание свое троекратно, как и отрица­ние, повторяют, и знамение его на себе носят, то есть называются христианами, от Христа, Царя своего. Итак, как видишь, христианин, в святом Крещении в завет с Богом вступаем. Мы Богу обещаем верой и правдой служить, то есть по­слушание Ему оказывать, от всякого греха уда­ляться и правду хранить, а Он нас в высочай­шую Свою милость принимает, о чем увидишь яснее в следующих главах.
В святом Крещении всех тех благ спо­добляемся, которые Христос страданием и смертью Своей заслужил, как сказано в параграфе предыдущем.
1) Получаем отпущение всех грехов, какие бы крестящийся ни имел. Это Бог через про­рока милостиво обещал: «Окроплю вас водою чи­стой, и очиститесь от всех нечистот ваших» (Иез.36:25). Поэтому и святой апостол Петр говорит: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов» (Деян.2:38). И святой апостол Павел говорит: «омылись, освятились, оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1Кор.6:11).
2) Освобождаемся от смерти и дьявольской власти и приходим в царство Христа, Сына Божиего. Становимся овцами святого стада Его и членами святой Церкви, а следовательно и Его, как Главы святой Церкви, так что называем Его нашим Царем и Господом.
3) Делаемся наследниками вечной жизни и блаженства, по неложному обещанию Его: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет» (Мк.16:16). Поэтому апостол о Крещении говорит: «спас нас по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя наше­го, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жиз­ни» (Тит 3:5—7). Скажут: если в Крещении получаем остав­ление грехов, это известно о взрослых крещаемых, а в младенцах-то какие грехи? Отвечает на это пророк Божий: «Я в беззакониях зачат, и во грехе родила меня мать моя» (Пс.50:7). Видишь, что как он, так и мы в грехах зачинаемся и рождаемся. Поэтому и младенцы требуют омо­вения от скверн греховных, чтобы, очистив­шись, войти в жизнь вечную.
Святым Крещением рождается вновь, или возрождается человек не по естеству, — ибо по естеству тот же остается человек, то же тело, душа, чувства, дыхание и прочие естественные силы и действия, — а по внутреннему обновле­нию и просвещению сердца, мысли, разума, воли, желания. Поэтому святое Крещение на­зывается «банею возрождения» (Тит 3:5), а крес­тившийся — новой тварью: «кто во Христе, новая тварь» (2Кор.5:17). Итак, человек, принявший веру христианскую и Крещение, имеет двоякое рождение: первое — плотское, при котором за­чинается в беззакониях и рождается в грехах, и по такому рождению всякий человек рожден «чадом гнева» (Еф.2:3). Это рождение происходит от ветхого Адама, и потому отцы наши и мы называемся сынами Адамовыми. Второе рож­дение — это Крещение, которое бывает водой и Духом, и оно духовное, святое, благословенное, блаженное и происходит от Христа. И как вет­хий Адам есть отец наш по плоти, так Христос есть Отец наш по духовному рождению, и Отец Вечный, «Отец будущего века» (Ис.9:6).
Это духовное рождение действует: 1) Верою во Христа, как говорит апостол: «всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден» (1 Ин 5:1). 2) Святым Духом: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в царствие Божие» (Ин3:5;1Кор.6:11). 3) Святым Крещением, как учит Христос: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф.28:19). 4) Взрослым до Крещения нужно наставле­ние из Слова Божиего, ибо от слушания слова Божиего зачинается вера, по сказанному: «вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим 10:17). И святой апостол Петр говорит верным: «возрожденные не от тленного семени, но от не­тленного, от слова Божия, живого и пребывающего вовек» (1 Петр 1:23). Поэтому взрослым не­обходимо наставление до Крещения, а младен­цам крещеным — как только начнут в возраст приходить и учение понимать.
Поскольку в человеке, который хри­стианскую веру и Крещение принял, имеются два рождения — ветхое, или плотское, и новое, или духовное, то от этих двух рождений восстает в нем брань духа и плоти, или, проще сказать, двоякая наклонность, движение, побуждение и поощрение. Эти рождения противоположны и каждое из них содержит свое свойство, и серд­це человека наклоняет и побуждает к тому, что каждому свойственно. Об этом святой апостол так говорит: «Плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу проти­вятся» (Гал.5:17).
Плотское рождение склоняет христианина к плотскому мудрованию, а духовное — к муд­рованию духовному. Плотское подвигает его к исканию чести, славы, земного богатства, а духовное отводит от этого и движет к исканию вечных благ, сла­вы и блаженства вечного. Плотское побуждается к гордости и высокоумию, а духовное — к смиренномудрию.
Плотское поощряет к гневу, ярости, злобе, мщению, а духовное отвращает от этого, и по­ощряет к терпению, тихости, незлобию, кро­тости.
Плотское побуждает ненавидеть ближне­го, а духовное от этого уклоняет и склоняет к любви.
Плотское движет к немилосердию и жесто­кости, а духовное — к милосердию.
Плотское влечет к сребролюбию и миролю­бию, а духовное — к любви Божией.
Плотское привлекает сердце к ссоре и враж­де, а духовное — к миру, согласию и к благоче­стивому единомыслию.
Плотское побуждает к пьянству, невоздер­жанию, нечистоте, а духовное — к трезвости, воздержанию и целомудрию.
Плотское ведет ко лжи, лести, лицемерию, а духовное — к истине и простосердечию. Коротко говоря, плотское рождение накло­няет человека к самолюбию, исполнению своей воли и угождению самому себе, а духовное — к боголюбию, к послушанию Богу и творению воли Божией, и от всего того отводит, что воле Божией противно.
Такая брань происходит в одном и том же христианине. Это есть всегдаш­нее сражение между плотью и духом, ибо «плоть желает противного духу, а дух — противного плоти». В этом состоит христианский подвиг, в котором должно нам до конца жизни нашей под­визаться, плоть духу покорять, и «делать не то, что хотели бы» (Гал.5:17), но что воля Божия, за­кон Божий и новое рождение от нас требует. Это и означает «распинать плоть со страс­тями и похотями» (Гал.5:24), «удаляться от плот­ских похотей, восстающих на душу» (1 Петр 2:11), «попечения о плоти не превращать в похоти» (Рим 13:14), «отложить прежний образ жизни ветхо­го человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума нашего и облечь­ся в нового человека, созданного по Богу, в пра­ведности и святости истины» (Еф.4:22—24). Это и означает «духом умерщвлять дела плотские» (Рим 8:13), не «исполнять вожделений плоти» (Гал.5:16), «жить не по плоти, но по духу» (Рим 8:1, 4), «не для себя жить, но для умершего и воскресшего» Христа (2Кор.5:15). Ибо в возрожденном хри­стианине как два рождения, так и два человека со своими свойствами имеются, то есть ветхий и новый. Ветхий свое злое свойство показыва­ет и склоняет христианина ко злу и всякому греху, как выше сказано, новый также свое доб­рое свойство являет и побуждает человека-хри­стианина к добру.
Христианин, если хочет новое рождение сохранить и быть истинным христианином, то должен ветхого человека не слушать, деяний его не творить, и так от всякого зла уклоняться, а следовать свойствам нового рождения, нового человека, и так ко всякому доброму делу при­лежать. К этому подвигу святые апостолы вез­де в своих святых посланиях нас поощряют. То же и Христос в святом Евангелии Своем пред­лагает нам, когда велит входить «тесными вра­тами» (Мф.7:13), «отвергнуться себя, и взять крест свой, и следовать» Ему (Мф.16:24), взять иго Свое, и учиться от Него (см. Мф.11:29). И Отец Небесный говорит с небес: «Его слушайте» (Мф.17:5). К тому и Святые Отцы, пастыри и учителя наши нас увещевают.
От вышеописанных свойств и движе­ний плотского и духовного рождения двоякое бывает мудрование — плотское и духовное. Кто плотскому рождению или ветхому человеку последует, волю его исполняет, тот по плоти мудрствует, дела плотские творит. Кто деяния плотские духом умерщвляет и нового рождения плоды показывает, тот духовно мудрствует. Дела плотские нам святой апостол показывает: «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, вол­шебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси, ненависть, убий­ства, пьянство, бесчинство и тому подобное» (Гал.5:19—21). Сюда относятся исчисленные дела (1Кор.6:9-10; Рим 1:29-32; 1 Тим 1:9-10; 2 Тим 3:2—5 и в прочих местах). Духовный плод тот же апостол показывает: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосер­дие, вера, кротость, воздержание» (Гал.5:22—23).
Из этого видно:
1) Что такое духовный, и что такое плотс­кой человек. Духовный человек тот, который духовно мудрствует, плотские деяния умерщв­ляет, и плоды нового рождения показывает, хотя и жену имеет, детей рожает, ружье носит, орденами украшается. Плотской человек тот, который по плоти живет, дела плотские творит, хотя бы рясою, клобуком и мантиею покрывал­ся или наружным крестом украшался. Ибо не платье и прочая наружность делает христиани­на и духовного человека, но вера живая, плода­ми украшенная. И напротив, плотского делает неверие с беззаконными плодами, как из апос­тольского учения и вышеписанного рассужде­ния можно видеть.
2) Видишь, что такое истинный христианин То есть человек духовный, который не к миру сему прилепляется, но, оставляя его, ищет ду­ховных и небесных благ, против греха подвиза­ется, и правые, истинные и сердечные плоды веры, то есть добрые дела, старается творить.
3) Видишь, наконец, что такое ложный хри­стианин То есть тот, который хотя Бога и Хри­ста, Сына Божиего, исповедует и крещен во имя Святой Троицы, но делами своими, как дерево злое злыми плодами своими, себя не в числе христиан, но в числе язычников показывает. Ибо как дерево доброе от вкуса добрых плодов, так и христианин от добрых дел познается. И как дерево злое от вкуса худых плодов, так лож­ный христианин от злых дел показывается.
Плотского и духовного мудрования конец Слово Божие показывает. Конец плотс­кого мудрования: «если живете по плоти, то ум­рете» (Рим 8:13), то есть вечной смертью, ибо временно все умирают, плотские и духовные, святые и грешные (Рим 6:21,23; 8:6; 1Кор.6:10; Гал.5:21; Флп.3:19 и пр.). Конец духовного мудрования: «нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу» (Рим 8:1). И ниже: «Если духом умерщвляе­те дела плотские, то живы будете» (Рим 8:13 и пр.). Итак, конец, к которому ведет плотское мудрование, есть вечная смерть и мука, ибо «воз­мездие за грех — смерть» (Рим 6:23). Духовного же мудрования конец, к которому идут мудрствующие духовно, — вечная жизнь. Из этого видно, что неисправным христиа­нам святое Крещение и содержание православ­ных догматов никакой пользы не приносит, пока пребывают неисправными. Поэтому вся­кому христианину должно осматриваться, име­ет ли он веру спасающую, как апостол увещева­ет: «Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте» (2Кор.13:5).
Св.Тихон(об истинном христианстве т2)