«Кто будет веровать и креститься, спасен будет» (Мк.16:16).
«Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни» (Тит 3:4—7).
Святое Крещение — это как дверь, через которую крестящиеся входят в Церковь Божию. Вера во Христа, Сына Божиего, — как ключ, которым открывает эта спасительная дверь. Ибо желающему креститься должно прежде веровать во Христа как единого Избавителя и Спасителя мира, и, кроме Него, иного средства к получению вечной жизни не знать, так как «никто не приходит к Отцу, как только через» Него (Ин 14:6), — и так с этой верой креститься во имя Триипостасного Бога — «Отца и Сына и Святого Духа» (Мф.28:19). Так евнух, упоминаемый в Деяниях апостольских, сначала исповедует веру во Христа, Сына Божия: «Верую, что Иисус Христос есть Сын Божий», — и потом крестится (Деян.8:37—38). И Христос говорит: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет».
Слово это сказал Спаситель наш Господь для укрепления и утешения нашего: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет». Что может быть утешительнее для верной и крещеной души, чем эти слова, которые обещают ей вечное спасение? Возлюбленные христиане! Богу слава, и мы веруем в Евангелие и святым Крещением просвещены. Но посмотрим на силу святого Крещения и поглядим, какими мы были до Крещения и какими стали после Крещения, дабы и от этого получить живое утешение. Через святое Крещение мы избавились от великого бедствия и все истинное блаженство получили благодатью Божией. До Крещения мы были удалены от Бога, но через Крещение приблизились к Богу. До Крещения мы были врагами Божиими, но Крещением примирились с Богом, и Бог с нами примирился. До Крещения мы были чадами гнева Божия, но после Крещения сосудами милости Божией сделались. До Крещения мы были чадами тьмы и чадами дьявола, но, крестившись, стали чадами света и чадами Божиими. До Крещения мы были оскверненными грехами, но Крещением «омылись, освятились и оправдались» (1Кор 6:11). До Крещения мы были погибшими, но, крестившись, стали спасенными. До Крещения для нас были закрыты двери к вечной жизни и небесному царствию, но Крещением отворились, и входят туда беспрепятственно хранящие благодать святого Крещения. Эти и прочие благодеяния Божии через святое Крещение получаем, и получаем даром, без всяких наших заслуг, по одному только человеколюбию Божию. Ибо что погибший может заслужить? Слава благости Божией, слава человеколюбию Его, слава милосердию Его, слава щедротам Его! Да будет имя Господне благословенно отныне и до века! Всю эту высочайшую Божию милость заслужил для нас Единородный Сын Божий Иисус Христос, Спаситель наш, заслужил драгоценной Кровью и смертью своей. Возлюбленные христиане! Вспомним святое Крещение и осмотримся, достойно ли святого Крещения живем, чтобы это самое Крещение не было нам в большее осуждение в день Страшного Суда Христова, где судится всякое законопреступное слово, дело и помышление. Аминь.
При святом Крещении бывает:
1) Отрицание сатаны, и всех дел его, ангелов его и прочего, как изображено в уставе о Крещении. Это отрицание взрослые сами произносят, а вместо младенцев — их восприемники. Сатана есть дух лукавый, созданный Богом добрым, но своей волей отступивший от своего Создателя и сделавшийся злым и начальником всякой злобы и греха. Ангелы его — также духи, созданные Богом добрыми, но с ним отступившие от Творца своего, они — такие же злые духи, роду человеческому, как и начальник их, весьма враждебные (см. 2 Петр 2:4; Иуд 6; Ин 8:44). Дела их — дела темные, грехи и беззакония. Сатана — начальник и изобретатель греха, в который и прародителей наших, а с ними и нас, лукавством своим низвергнул, отвел от Бога (см. Быт 3:1—7), и привлек в свою темную область (Деян.26:18). Служит сатане тот, кто, исполняя его злую волю, творит грех, ибо «кто делает грех, тот от дьявола, потому что сначала дьявол согрешил», — по свидетельству апостола (1Ин 3:8). От всего этого, то есть от сатаны, от злых дел его, от злого и пагубного служения ему, при Крещении отрекаемся. Ибо все, кто находится вне Церкви без истинной веры во Христа, обретаются в царствии и власти дьявольской, служат и работают ему, как пленники (см. Ин 3:44; 1 Ин 3:8; 2 Тим 2:26; Деян.26:18; 2 Петр 2:9 и след.). «Кто кем побежден, тот тому и раб» (2 Петр 2:19). Верующие же истинно и сердечно во Христа Избавителя и крестящиеся, от власти его освобождаются, по свидетельству Самого Сына Божиего: «Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин.8:36). Прообразом этого нашего освобождения было освобождение сынов Израилевых из плена Египетского (см. Исх.14). Ибо как израильтяне, перейдя Чермное море силой Божией, освободились от рабства фараону, так христиане — новый Израиль и духовные сыны Авраама — верой и святым Крещением избавляются от рабства дьяволу. Там предводителем и освободителем, с помощью Божией, был Моисей. Здесь же — Христос, Сын Божий, Избавитель и Искупитель мира, Который верующих в Него изводит от власти и рабства дьявольского и приводит в пресладкую свободу царствия Своего (см. Гал.5:1).
2) Отрекшись от сатаны и скверного его служения, обещаемся до смерти служить Христу — Сыну Божиему с Отцом и Святым Духом (см. Евр.9:14), «служить в святости и правде пред Ним, во все дни жизни нашей» (Лк.1:75). И как воины мира сего и другие, вступающие в чины и ранги, обещаются и обещание свое присягой утверждают, что Монарху и обществу будут служить верой и правдой (такова есть сила присяги), так и крестящиеся записываются в службу Христову и обещают Ему с Отцом и Духом верно служить, повеления Его слушать и исполнять, без чего верной службы быть не может. И это обещание свое троекратно, как и отрицание, повторяют, и знамение его на себе носят, то есть называются христианами, от Христа, Царя своего. Итак, как видишь, христианин, в святом Крещении в завет с Богом вступаем. Мы Богу обещаем верой и правдой служить, то есть послушание Ему оказывать, от всякого греха удаляться и правду хранить, а Он нас в высочайшую Свою милость принимает, о чем увидишь яснее в следующих главах.
В святом Крещении всех тех благ сподобляемся, которые Христос страданием и смертью Своей заслужил, как сказано в параграфе предыдущем.
1) Получаем отпущение всех грехов, какие бы крестящийся ни имел. Это Бог через пророка милостиво обещал: «Окроплю вас водою чистой, и очиститесь от всех нечистот ваших» (Иез.36:25). Поэтому и святой апостол Петр говорит: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов» (Деян.2:38). И святой апостол Павел говорит: «омылись, освятились, оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1Кор.6:11).
2) Освобождаемся от смерти и дьявольской власти и приходим в царство Христа, Сына Божиего. Становимся овцами святого стада Его и членами святой Церкви, а следовательно и Его, как Главы святой Церкви, так что называем Его нашим Царем и Господом.
3) Делаемся наследниками вечной жизни и блаженства, по неложному обещанию Его: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет» (Мк.16:16). Поэтому апостол о Крещении говорит: «спас нас по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни» (Тит 3:5—7). Скажут: если в Крещении получаем оставление грехов, это известно о взрослых крещаемых, а в младенцах-то какие грехи? Отвечает на это пророк Божий: «Я в беззакониях зачат, и во грехе родила меня мать моя» (Пс.50:7). Видишь, что как он, так и мы в грехах зачинаемся и рождаемся. Поэтому и младенцы требуют омовения от скверн греховных, чтобы, очистившись, войти в жизнь вечную.
Святым Крещением рождается вновь, или возрождается человек не по естеству, — ибо по естеству тот же остается человек, то же тело, душа, чувства, дыхание и прочие естественные силы и действия, — а по внутреннему обновлению и просвещению сердца, мысли, разума, воли, желания. Поэтому святое Крещение называется «банею возрождения» (Тит 3:5), а крестившийся — новой тварью: «кто во Христе, новая тварь» (2Кор.5:17). Итак, человек, принявший веру христианскую и Крещение, имеет двоякое рождение: первое — плотское, при котором зачинается в беззакониях и рождается в грехах, и по такому рождению всякий человек рожден «чадом гнева» (Еф.2:3). Это рождение происходит от ветхого Адама, и потому отцы наши и мы называемся сынами Адамовыми. Второе рождение — это Крещение, которое бывает водой и Духом, и оно духовное, святое, благословенное, блаженное и происходит от Христа. И как ветхий Адам есть отец наш по плоти, так Христос есть Отец наш по духовному рождению, и Отец Вечный, «Отец будущего века» (Ис.9:6).
Это духовное рождение действует: 1) Верою во Христа, как говорит апостол: «всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден» (1 Ин 5:1). 2) Святым Духом: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в царствие Божие» (Ин3:5;1Кор.6:11). 3) Святым Крещением, как учит Христос: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф.28:19). 4) Взрослым до Крещения нужно наставление из Слова Божиего, ибо от слушания слова Божиего зачинается вера, по сказанному: «вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим 10:17). И святой апостол Петр говорит верным: «возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего вовек» (1 Петр 1:23). Поэтому взрослым необходимо наставление до Крещения, а младенцам крещеным — как только начнут в возраст приходить и учение понимать.
Поскольку в человеке, который христианскую веру и Крещение принял, имеются два рождения — ветхое, или плотское, и новое, или духовное, то от этих двух рождений восстает в нем брань духа и плоти, или, проще сказать, двоякая наклонность, движение, побуждение и поощрение. Эти рождения противоположны и каждое из них содержит свое свойство, и сердце человека наклоняет и побуждает к тому, что каждому свойственно. Об этом святой апостол так говорит: «Плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся» (Гал.5:17).
Плотское рождение склоняет христианина к плотскому мудрованию, а духовное — к мудрованию духовному. Плотское подвигает его к исканию чести, славы, земного богатства, а духовное отводит от этого и движет к исканию вечных благ, славы и блаженства вечного. Плотское побуждается к гордости и высокоумию, а духовное — к смиренномудрию.
Плотское поощряет к гневу, ярости, злобе, мщению, а духовное отвращает от этого, и поощряет к терпению, тихости, незлобию, кротости.
Плотское побуждает ненавидеть ближнего, а духовное от этого уклоняет и склоняет к любви.
Плотское движет к немилосердию и жестокости, а духовное — к милосердию.
Плотское влечет к сребролюбию и миролюбию, а духовное — к любви Божией.
Плотское привлекает сердце к ссоре и вражде, а духовное — к миру, согласию и к благочестивому единомыслию.
Плотское побуждает к пьянству, невоздержанию, нечистоте, а духовное — к трезвости, воздержанию и целомудрию.
Плотское ведет ко лжи, лести, лицемерию, а духовное — к истине и простосердечию. Коротко говоря, плотское рождение наклоняет человека к самолюбию, исполнению своей воли и угождению самому себе, а духовное — к боголюбию, к послушанию Богу и творению воли Божией, и от всего того отводит, что воле Божией противно.
Такая брань происходит в одном и том же христианине. Это есть всегдашнее сражение между плотью и духом, ибо «плоть желает противного духу, а дух — противного плоти». В этом состоит христианский подвиг, в котором должно нам до конца жизни нашей подвизаться, плоть духу покорять, и «делать не то, что хотели бы» (Гал.5:17), но что воля Божия, закон Божий и новое рождение от нас требует. Это и означает «распинать плоть со страстями и похотями» (Гал.5:24), «удаляться от плотских похотей, восстающих на душу» (1 Петр 2:11), «попечения о плоти не превращать в похоти» (Рим 13:14), «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума нашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф.4:22—24). Это и означает «духом умерщвлять дела плотские» (Рим 8:13), не «исполнять вожделений плоти» (Гал.5:16), «жить не по плоти, но по духу» (Рим 8:1, 4), «не для себя жить, но для умершего и воскресшего» Христа (2Кор.5:15). Ибо в возрожденном христианине как два рождения, так и два человека со своими свойствами имеются, то есть ветхий и новый. Ветхий свое злое свойство показывает и склоняет христианина ко злу и всякому греху, как выше сказано, новый также свое доброе свойство являет и побуждает человека-христианина к добру.
Христианин, если хочет новое рождение сохранить и быть истинным христианином, то должен ветхого человека не слушать, деяний его не творить, и так от всякого зла уклоняться, а следовать свойствам нового рождения, нового человека, и так ко всякому доброму делу прилежать. К этому подвигу святые апостолы везде в своих святых посланиях нас поощряют. То же и Христос в святом Евангелии Своем предлагает нам, когда велит входить «тесными вратами» (Мф.7:13), «отвергнуться себя, и взять крест свой, и следовать» Ему (Мф.16:24), взять иго Свое, и учиться от Него (см. Мф.11:29). И Отец Небесный говорит с небес: «Его слушайте» (Мф.17:5). К тому и Святые Отцы, пастыри и учителя наши нас увещевают.
От вышеописанных свойств и движений плотского и духовного рождения двоякое бывает мудрование — плотское и духовное. Кто плотскому рождению или ветхому человеку последует, волю его исполняет, тот по плоти мудрствует, дела плотские творит. Кто деяния плотские духом умерщвляет и нового рождения плоды показывает, тот духовно мудрствует. Дела плотские нам святой апостол показывает: «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное» (Гал.5:19—21). Сюда относятся исчисленные дела (1Кор.6:9-10; Рим 1:29-32; 1 Тим 1:9-10; 2 Тим 3:2—5 и в прочих местах). Духовный плод тот же апостол показывает: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал.5:22—23).
Из этого видно:
1) Что такое духовный, и что такое плотской человек. Духовный человек тот, который духовно мудрствует, плотские деяния умерщвляет, и плоды нового рождения показывает, хотя и жену имеет, детей рожает, ружье носит, орденами украшается. Плотской человек тот, который по плоти живет, дела плотские творит, хотя бы рясою, клобуком и мантиею покрывался или наружным крестом украшался. Ибо не платье и прочая наружность делает христианина и духовного человека, но вера живая, плодами украшенная. И напротив, плотского делает неверие с беззаконными плодами, как из апостольского учения и вышеписанного рассуждения можно видеть.
2) Видишь, что такое истинный христианин То есть человек духовный, который не к миру сему прилепляется, но, оставляя его, ищет духовных и небесных благ, против греха подвизается, и правые, истинные и сердечные плоды веры, то есть добрые дела, старается творить.
3) Видишь, наконец, что такое ложный христианин То есть тот, который хотя Бога и Христа, Сына Божиего, исповедует и крещен во имя Святой Троицы, но делами своими, как дерево злое злыми плодами своими, себя не в числе христиан, но в числе язычников показывает. Ибо как дерево доброе от вкуса добрых плодов, так и христианин от добрых дел познается. И как дерево злое от вкуса худых плодов, так ложный христианин от злых дел показывается.
Плотского и духовного мудрования конец Слово Божие показывает. Конец плотского мудрования: «если живете по плоти, то умрете» (Рим 8:13), то есть вечной смертью, ибо временно все умирают, плотские и духовные, святые и грешные (Рим 6:21,23; 8:6; 1Кор.6:10; Гал.5:21; Флп.3:19 и пр.). Конец духовного мудрования: «нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу» (Рим 8:1). И ниже: «Если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете» (Рим 8:13 и пр.). Итак, конец, к которому ведет плотское мудрование, есть вечная смерть и мука, ибо «возмездие за грех — смерть» (Рим 6:23). Духовного же мудрования конец, к которому идут мудрствующие духовно, — вечная жизнь. Из этого видно, что неисправным христианам святое Крещение и содержание православных догматов никакой пользы не приносит, пока пребывают неисправными. Поэтому всякому христианину должно осматриваться, имеет ли он веру спасающую, как апостол увещевает: «Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте» (2Кор.13:5).
Св.Тихон(об истинном христианстве т2)