ХРАМ. СВ. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА В ПОС. НИКОЛО-ПРОЗОРОВО

О том, чтобы последовать Христу

О том, что христианин должен верою и любовью следовать Христу

Христос, Сын Божий, Господь наш, живя на земле, не только заслужил нам милость и благословение у Небесного Отца Своего, как выше о том многократно сказано, но и как сло­вом научил, так и делом показал, как нам Богу угождать, свято и по-христиански жить, по­скольку мы не знали сами, в чем то богоугодное житие состоит. Ибо, по свидетельству Свя­того Писания, «Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли уразумева­ющий или ищущий Бога. Все уклонились, все ста­ли совершенно негодны: нет делающего добро, нет ни одного» (Пс.13:2—3). Поэтому Сын Божий явился на земле в об­разе человеческом и свято и непорочно пожил между людьми, так что «не сделал никакого гре­ха, и не было лести в устах Его» (1 Петр 2:22). И святое Свое житие подал нам в пример для под­ражания, чтобы на него, как в чистое зеркало, часто посматривали и верою в Него отирали скверны, к душам нашим прилипшие, как го­ворит: «Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин.13:15). Любовь, сми­рение, терпение, кротость, милосердие и про­чие святого Своего сердца свойства открыл, чтобы и мы делали то же, что в Нем видим, как говорит: «Научитесь от Меня» (Мф.11:29). Пото­му и апостолы святые к подражанию представ­ляют нам житие Христово: «Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по сле­дам Его» (1 Петр 2:21). И святой Павел говорит: «В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе», и прочее (Флп.2:5 и след.). Примечайте и внимайте, что сотворил Хри­стос Иисус. Он так велик и высок, что нет ни­кого Его больше и выше, ибо Он Бог, но как глубоко Себя ради нас смирил! На этот живой образ смирения взирайте и тому же учитесь. «В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе».
Кто хочет Христу последовать, тому должно прежде от себя отречься. Как хотящему на небо смотреть, дол­жно сперва очи свои отвратить от земли и так на небо смотреть, так и кто хочет Христу, то есть Христову небесному житию последовать, тот должен сперва от себя отречься, и так будет сво­бодно следовать Христу. Ибо как невозможно одновременно и на небо и на землю смотреть, так невозможно и себе и Христу последовать. Причина тому следующая: поскольку мы от природы нашей злы, от грешника Адама греш­никами и грехолюбивыми рождаемся все, то не иное что замышляем, как злое и суетное, а Хри­стос же есть самая чистейшая благостыня и свя­тыня, есть свет, никакой тьме не причастный (Ин.8:12; 1 Ин.1:5), — потому и не можем Ему последовать, пока себя, как злых, не отречем­ся. Потому и Сам Он говорит: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя» (Мф.16:24).
Порок и противная ему добродетель в едином сердце совместиться не могут, но одно другого изго­няет вон. Когда порок какой из сердца исхо­дит, тогда добродетель тому противная входит. Когда исходит гордость, приходит смирение. Когда отступает злоба, на место ее вступает кро­тость. Когда изгоняется ненависть, зависть, скупость, невоздержание, нечистота, тогда все­ляется любовь, милость, щедролюбие, воздер­жание, целомудрие и прочее. И чем более по­рок в человеке уменьшается, тем более добро­детель тому противная умножается. Чем более в ком гордость убавляется, тем более смирение возрастает. Чем более оскудевает злоба, нена­висть, зависть, скупость, немилосердие, нечи­стота, тем более возрастает кротость, любовь, щедролюбие, милосердие, чистота. Кто хочет последовать Христу, смирению, кротости, тер­пению, любви и прочим Божественным Его нравам, тому должно оставить свою гордость, злобу, мщение, гнев, нетерпение, ненависть, за­висть и прочие ветхого человека душепагубные свойства.
Спросит кто: «Как же то может быть?» Ответ. Таковым образом то делается. Вос­стает в сердце твоем похоть к нечистоте, блуду и прелюбодеянию? Сердце твое похотствует, а сердце твое — ты сам, ибо сердце человеческое всего человека в себе заключает, и не иное что есть, как сам человек, внутри и вне со всеми своими наклонностями понимаемый. Отрекись от похоти этой злой, и с похотью от себя само­го, похотствующего, отрекись, и последуй чи­стотою и целомудрием пречистому и святых святейшему Христу. Поднимается в сердце тво­ем гордость, и, как змий, главу свою возносит, и хочет тебя угрызть? Отрекись от этой мерзос­ти, «ибо, что высоко у людей, то мерзость пред Богом» (Лк.16:15), — и последуй смиренному Иисусу смирением. Запаляется сердце твое ко гневу, злобе, мщению? Отрекись от того и пос­ледуй кротостью кроткому и незлобивому Аг­нцу, Христу Иисусу. Зачинается в сердце твоем зависть и ненависть, как младенец пагубный от змеиного семени? Отрицайся от того зла, умер­щвляй его внутри тебя и последуй любовью че­ловеколюбцу Сыну Божию. Восстает стыд бес­честия и страх смерти правды ради? Это плоти твоей славолюбивой и немощной свойство. Ободрись верою и духом, отрекись от немощи твоей, воззри на Христа поруганного, обесче­щенного, осмеянного, оплеванного, распято­го за грехи твои, и любовью последуй Ему, тебя ради пострадавшему. Так сперва от себя должно отречься, и так последовать Христу. И сие-то значит «распинать плоть со страстями и похотями» (Галл.5:24), «совлекаться ветхого человека с делами его, и обле­каться в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Кол 3:9—10; Еф.4:22—24).
В человеке, христианскую веру воспринявшем и святым крещением обновленном, двоякий человек, но противный себе, должен быть: ветхий и новый. Ветхий человек не иное что в нас, как страсти греховные, с нами родившие­ся и ко греху нас склоняющие. Новый же есть вера живая с плодами своими, подвизающаяся против ветхого человека, в страстях и похотях тлеющего, и этого подвига от всякого христиа­нина вера христианская требует. И в ком тако­го подвига нет, в том только один ветхий чело­век имеется, следовательно, и веры нет, кото­рая обновляет человека и подвизается против греха.
Представь себе образ и нрав обоих — вет­хого Адама и Христа, нас ради бывшего чело­веком, и рассуди прилежно: кому лучше пос­ледовать? Гордость, высокоумие, зависть, зло­ба, нечистота, срамословие, обжорство, хищение, лукавство, лесть, ложь и прочие мерзости — это ветхого Адама свойства. Та­ковая мерзость в ветхом человеке кроется, и при случае подобными себе плодами себя показы­вает. Сам ты, в ближнем твоем видя нрав сей, гнушаешься им, хотя и в своем сердце тот же нрав имеешь.
Обрати те­перь очи сердца своего на Христов нрав, кото­рый живо описывает нам святое Его Евангелие. В Нем является горячая любовь, объемлющая объятиями своими всех, друзей и врагов, серд­це, жаждущее всем спасения, смирение глубо­чайшее, кротость и долготерпение к хулителям, святыня чище света, благосклонность к прося­щим, милосердие к бедным, сострадание к страждущим, милость к грешникам, благость и снисхождение ко всем. Хотим Бога Отца Не­бесного видеть? Во Христе Его видим. Хотим Божественный Его нрав познать, как щедр, милостив, долготерпелив и многомилостив, как жаждет нашего спасения? Во Христе, Едино­родном Сыне Его, познаем. Это тебе о Спаси­теле нашем предлагаю, христианин, не для того, дабы хвалить Его, — выше Он нашей хвалы, Которого хвалят небесные силы, и солнце не требует доказательства к своему свету, — но что­бы представить тебе Божественный Его и пре­благой нрав, который сам собою влечет и при­влекать должен сердца наши к любви и подра­жанию Ему, и так бы, оставив ветхого человека мерзость, последовать Ему возмог ты верою и любовью. На эту Божественную доброту должно ве­рою взирать нам, и, как в зеркало взирая, оти­раем на лице пороки, — смотря на ту, омывать грехи и пороки, к душам нашим прилипшие, покаянием, отвержением своего злонравия и так с помощью Его обновляться в нового человека.
Посматривай в сие зеркало чаще и познавай, какова душа твоя, хочет ли она то, что Христос хочет, и делает ли она то, что Христос делал, живя на земле; и что про­тивное житию Христову увидишь в ней, все то, как пороки, очищай покаянием и сокру­шением сердца. Христос Господь честь, славу и богатство презрел в мире этом, хотя и все мог иметь, как Господь всех, — ты не ищешь ли чести, богат­ства и славы в мире этом? Христос в смире­нии жил на земле, — ты не живешь ли в гор­дости и пышности? Христос ко всем любя­щим и милосердным был, — ты не ненави­дишь ли и не злобствуешь ли на подобных те­бе людей? Христос, будучи укоряем, никого не укорял, — ты не укоряешь ли человека, ко­торый тебя как-нибудь укорит, и, что горше того, не укоряешь ли такого, который ни в чем тебя не укорит: ты, мол, такой-то, ты плут, ты мот, ты вор, и прочее? Христос ко всем хулителям кроток был, — ты не хулишь ли хулящих тебя? Христос никому не мстил, хотя и всех своих врагов в мгновение ока мог погубить, — ты не мстишь ли за обиду свою? Христос все претерпел, — ты не ропщешь ли и не хулишь ли в бедствии и страдании, слу­чающемся с тобой? Так сравнивай свою душу с Христовым житием, и как лицо перед зеркалом поставля­ешь, поставляй душу твою пред зеркалом не­порочного жития Христова; и что противное тому усмотришь, всяким образом старайся исправить, и примеру Его последовать. Если так будешь делать, то я уверяю тебя, что день ото дня лучшим будешь. Ибо невозможно не исправиться тому, кто часто в сие беспороч­ное зеркало смотрит. Воистину должен после­довать за Христом тот, кто в вечной жизни с Ним быть хочет. Надо в нынешней жизни быть сообраз­ным Христу тому, кто там хочет быть Ему со­образен во славе.
+++
Что о Царе Небесном ангел Его, плотью обложен­ный, свидетельствовал. Святой Иоанн еван­гелист говорит: «На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Бо­жий, Который берет на Себя грех мира», и про­чее (Ин 1:29). Видишь: 1) Называет его не Судией, судящим мир, хотя Он и есть Судия, но Агнцем Божиим, бе­рущим на Себя грехи мира, то есть свидетель­ствует людям, что Он пришел в мир не судить грешников за грехи, но взять их грехи, как и Сам о Себе сказал Сын Божий: «Не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин 3:17). Согласно этому и апостол Его написал: «Христос Иисус пришел в мир спасти грешников» (1 Тим 1:15). Отсюда почерпнем утешение себе, греш­ники, что Царь Небесный пришел к нам на землю, как Агнец, взять грехи наши, а не как Судия, судить нас за грехи. Благодарим Его за человеколюбие Его. Да последуем и мы Ему, как Агнцу кроткому, и да будем к ближним нашим незлобивыми: будем молчать пред ху­лящими нас и обижающими нас, как агнцы пред стригущими их безгласны. Тогда возьмет Он нас на плечи Свои, как Пастырь, и прине­сет к Отцу Своему. 2) Видим, что один Он берет на Себя гре­хи всего мира, но берет грехи тех, которые ка­ются истинно, и перестают грехи ко грехам прилагать, и к Нему с верой прибегают, и про­сят отпущения грехов, — тем Он отпускает грехи. Покаемся же и мы, перестанем грехи собирать и ими, как долгами, себя обреме­нять, и приступим к Агнцу Сему, чтобы и на­ше бремя Он взял и облегчил нас, дабы, осво­бодившись от бремени грехов, удобно благо­датью Его вошли мы в отечество небесное. 3) Надо нам помнить и другое слово Пред­течи, которое он о Христе сказал: «Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым» (Лк 3:17). И еще: «Всякое де­рево, не приносящее доброго плода, срубают и бро­сают в огонь» (Мф.3:10). В первом пришествии, как Агнец, пришел Христос взять грехи, но во втором придет, как Судия, судить за грехи не-покаявшихся. Тогда Он покажет правду Свою, как Судия праведный, и, как лопатой пшеница от плевел разделяется, так судом Своим разделит праведных от грешных, и праведных, как пшеницу в житницу, в небес­ное царствие соберет, и прочее (Мф.25:34), а грешных, как плевелы негодные, сожжет ог­нем неугасающим, и прочее (Мф.25:41; 13:42). 4) Итак, запечатлеем и углубим в памяти нашей, возлюбленный брат, что Иисус ныне к грешникам, обращающимся к Нему, и каю­щимся с сокрушенной мыслью, и просящим у Него прощения, есть как Агнец незлобивый, отъемлющий грехи их, но тогда, то есть в день суда, будет как Судия, воздающий всем по де­лам их. Ныне, как Агнец Божий, заглаживает Кровью Своей грехи кающимся, но тогда Он же будет как Судия и мститель для грешников непокаявшихся.

+++
Как только вышел Господь наш Иисус на проповедь святого Евангелия Свое­го, которое от Небесного Своего Отца принес, и начал его проповедовать, видим, что: Собрал Себе двенадцать учеников из самого низшего сословия, простых и негра­мотных людей, которых апостолами назвал.
Собрал не нуждой, не принуждал нико­го из них идти за Собой, не повелевал им, хо­тя и мог, как Господь, но призывал их, говоря каждому из них: «Иди за Мною», — и шли охот­но за Ним, и ходили за Ним как ногами, так и сердцами. Зовет и нас ныне идти за Собой и последовать Ему верой, смирением, любовью и терпением. Последуем же Господу нашему, ради нас на земле явившемуся и по земле хо­дившему. Оставим все мирское миру, и после­дуем Ему, и будем как словом, так и делом христианами, то есть Его учениками. Ибо христианин — это Христов ученик.
С этими Своими святыми учениками с места на место, из города в город, и из селе­ния в селение переходил, трудился, пропове­довал Евангелие царствия, сеял спасительное семя Слова Божия, насаждал веру в сердцах человеческих и творил преславные чудеса: прокаженных очищал, слепых просвещал, мертвых воскрешал, и прочие предивные дела творил, как видим во святом Его Евангелии. Так разрушал царство сатаны и из его темной власти восхищал людей Своих, которыми он лукавством своим завладел было. Блаженны видевшие, как Бог, под плотью сокровенный, ходил по земле, и с места на места переходил, и трудился ради убогих наших душ. Ангелы на это с небес смотрели, и удивлялись тому, и прославляли благость Его. Будем же и мы, возлюбленный, всегда душевными очами взирать на время то, в которое Бог стопами Своими по земле ходил и Всемогущий утруж­дался нас ради, грешных. О, как блаженно то время, в которое Солнце правды на земле обращалось и лучи Свои распространяло на сидящих во тьме! «Народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» (Мф.4:16). Сколь блаженны очи, видев­шие Свет сей, видевшие Царя Небесного, хо­дившего по земле, и уши, слышавшие слова из уст Божиих! Тело человеческое показывало человека, но слова и дела показывали Бога, во плоти таившегося. «Никогда человек не говорил так, как Этот Человек», как Иисус (Ин 7:46). «Никогда не бывало такого явления в Израиле» (Мф.9:33), поскольку никогда прежде того времени не было Царя Небесного на земле.
Народ, видя преславные Его чудеса и слыша небесное и сладкое его учение, весьма удивлялся и великими толпами за Ним ходил, иные, чтобы исцеление от Него получить, иные, желая святое учение Его послушать. Познали овцы Пастыря своего, ибо, хотя и думали о Нем как о человеке, но из дел и слов Его видели, что Он Выше человека. Хотя и со­крыл величество Свое под смиренной пло­тью, но делами и учением приоткрывал Боже­ство, подобно тому, как солнце, хотя бы и спряталось, но через лучи себя показывает.
Апостолы святые, как неотступные Его последователи, все Его божественные дела, святое Его житие и непорочные нравы виде­ли, и все Его небесное учение слышали, и так сделались очевидцами и Его свидетелями, и свидетельствовали о Нем потом по всей все­ленной, по слову Его: «И будете Мне свидете­лями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян.1:8). «А они пошли и проповедывали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамения­ми. Аминь» (Мк.16:20). Слава Богу, что и до нас, недостойных, до­шло свидетельство тех очевидцев.
+++
Что означают слова Христа Господа: «Лиси­цы имеют норы и птицы небесные — гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить го­лову» (Мф.8:20)? Ответ:
1) Христос Господь наш этими словами представляет нам крайнюю Свою нищету, ибо настолько он беден был, что и дома собствен­ного Своего не имел, где бы голову Свою мог приклонить.
2) Смотри, как ради нас обнищал Тот, Ко­торому принадлежит вся земля и все, что на­полняет ее, — не имел даже, где голову при­клонить. О, чудо! Тот, у Которого в руке все концы земли, и небо престол, и земля подно­жие, так обнищал, что не имел, где голову при­клонить. Эту нищету представляет нам Его апостол: «Вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою» (2Кор 8:9). Своей нищетой милостивый наш Иисус нас, нищих, обогащает.
3) Мы все хотим в мире этом быть бога­тыми, в богатых домах и в славе жить, не по­мышляя о том, что мы здесь — странники и пришельцы, как и отцы наши, и все на этой чужой земле оставим, но Господь наш, хотя и все мог иметь, как Господь всего, однако же от всего отрекся. Он ради нас обнищал, а мы хо­тим обогащаться, и не хотим самовольной Его святой нищете подражать, даже ради се­бя. И тем самым показываем, что далеко от пути Его отстоим. Чему Его нищета учит нас, разве не тому, чтобы все богатство и славу мира сего прези­рать? — Чему Он и словом учил: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истреб­ляют и где воры подкапывают и крадут» (Мф.6:19).
+++
Господь сказал: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы по­служить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф.20:28), — что это значит? Ответ.
1) Сын Божий здесь называет Себя Сыном человеческим как из любви к роду человечес­кому, так и от смирения. Как уподобиться нам из любви, так и называться подобным нам благоволил. И как читаем в Евангелии Его, более называл Себя Сыном человеческим, нежели Сыном Божиим. Смотри, каково смирение и любовь Сына Божия к нам! Слава Возлюбившему нас и Смирившемуся ради нас.
2) Видим здесь, что Он как в человеческом и рабском образе пришел, так и служить лю­дям не отрекался, и говорил ученикам Своим: «Аз посреди вас, как служащий» (Лк 22:27). По­тому и ноги умыть у них не постыдился (Ин 13:5). Примечай, возлюбленный, как Господь наш ради нашего спасения смирился. Тот, у Которого ремень обуви развязать недостой­ным себя почитал великий Иоанн, Которому Ангелы со страхом и раболепно служат, — служить людям, рабам Своим, и им ноги умыть благоволил. О, чудо! О, зерцало смирения! Смотрел на это Отец Небесный с небес и благоволил о том. Смотрели Ангелы Его и удивлялись тому. Видим и мы ныне верою и поклоняемся сми­рению Его.
3) Таким смирением Своим учит нас Гос­подь наш смирению и говорит: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф.11:29). И еще: «Знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и пра­вильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин 13:12-15).
Воззрим на этот живой образ смирения и последуем Ему. Посмотрим в это зеркало и очистим себя от гордости нашей. Не посты­димся таким же людям, таким же рабам, та­ким же грешникам, как и мы сами, послужить и покориться, видя, как Господь рабам Своим служить не постыдился. Запечатлеем, возлюбленный, этот образ на сердцах наших, чтобы изгнать из них бе­совскую гордость. Нет ничего выше смирения, и нет ничего подлее гордыни. Смирение возносит, а гордость смиряет. Смирением лю­ди возносятся, а гордостью смиряются. Сми­рением из грешников праведниками делают­ся, а гордостью из праведников грешниками. Смирение и Богу благоприятно, и людям лю­безно. Научимся же смирению, дабы Бог при­зрел на нас и оправдал нас. О, Иисусе! Подай нам смирение.
Не смотрел на Свое величество, но служение рабское и самое унизительное совершил: «встал» с трапезы, «снял с Себя верх­нюю одежду и, взяв полотенце, препоясался, и влил воды в умывальницу» и, склонялся, встав на колени, и принимался руками Своими омы­вать ноги рабов своих, и отирал их. Петр, помышляя, что дело сие есть последнейшее, и устыдившись чести Лица Учи­теля и Господа своего, Который таким раб­ским делом не погнушался, пришел в великое удивление и некоторое негодование, и пото­му каких только слов не произносил и каких отговорок не делал, как ни старался, чтобы ему ноги не умывал Господь его и Учитель! «Господи! Тебе ли умывать ноги мои? Не умоешь ног моих вовек». Последуем же и мы за Иису­сом и пойдем низким путем смирения, дабы прийти к Нему и увидеть Его лицом к лицу, царствующим во славе Своей, и с Ним быть вовеки. Низок путь смирения, но в высокое отечество — небо ведет.
+++
Почему Господь говорит прокаженному, которого исцелил: «Смотри, никому не сказы­вай» (Мф.8:4), — что это означает? Ответ.
1) И здесь смирение Иисусово представ­ляется нам. Исцелял немощных силой Своей, но славы человеческой избегал, как говорит: «Не принимаю славы от человеков» (Ин 5:41). Избегал славы Тот, Которому единому слава подобает, делал благодеяние, но хвалить Себя запрещал. Ибо не пришел на землю, чтобы хвалиться и прославляться, но чтобы сми­риться и спасти нас. Славу всю воздавал Не­бесному Своему Отцу, хотя и Сам был и есть Единородный и единосущный Сын Его, но под смиренной плотью был тогда сокровен. Он хотел не человеческими языками просла­виться, но Крестом. Одного того искал, чтобы люди веровали в Него как пришедшего Мес­сию и так бы спаслись. У Него то желание и старание было, дабы через Него познался и прославлялся людьми Отец Его Небесный. Да будет слава Ему о сем со Отцом и Святым Его Духом и от нас, грешных.
2) Бог не на внешние дела смотрит, но на сердце человеческое, с каким сердцем и для какой цели дела творятся, и так по тому и су­дит. Бог начало и источник всякого добра, и потому Ему единому подобает слава и хва­ла за добро. Когда же человек за добро славы и похвалы себе желает и ищет, то себя, как идола, поставляет на том месте, где подобало бы Богу быть, и хочет, чтобы его, как идола, хвалили и прославляли, вместо Бога. Поэто­му отступает от Бога сердцем своим и себя боготворит, хотя того и не замечает. Ибо чем человеку хвалиться, который кроме грехов и немощи ничего не имеет? Разве что грехами? Но какая это похвала?! Это не похвала, а по­ношение. Видишь, какой яд сатанинский в тщесла­вии скрывается. Все, какие ни творит дела человек, тщеславие в одну мерзость и запус­тение обращает, подобно тому, как море все втекающие в него реки в сплошную соленость обращает. Это скверна духовная, которая нас пред Богом мерзкими творит. И настолько скрыт этот порок, насколько мерзок. От чув­ственных идолов и от прочих грехов удобно можем беречься, так как видим их, но от сего идола, который в сердце нашем гнездится, с великой неудобностью оберегается человек. Так сокровенно имеется он в сердце челове­ческом. Постараемся осматривать себя и в добрых делах наших, дабы не были они негодными пред Богом, и мы бы с ними непотребными не явились. Все, что ни творим, да будет во славу Божию и пользу ближнего нашего. Доб­рое дело от цели познается, а не от самого де­ла. Если цель добрая у доброго дела, то и дело доброе, а если цель злая, то и дело порочится, хотя бы и добрым казалось. Но надо сердце прежде исправить, чтобы о славе Божией, а не о своей замышляло, и о пользе ближнего; и тогда от правого сердца, как от доброго дере­ва добрые плоды, добрые дела происходить будут. Иисус, зерцало всех добродетелей и Помощник всем воздыхающим к Нему, да по­может нам.

+++
Что означают слова Спасителя нашего: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколь­ко раз хотел Я собрать детей твоих, как пти­ца собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» (Мф.23:37)? Ответ.
1) Повторение слова: «Иерусалим, Иеруса­лим», означает великую любовь и сожаление Спасителя к городу сему, который Он хотел и старался всяким образом обратить к Богу, но который не восхотел того и все старание Его отринул. Поэтому плачевный глас, от любви сильной происходящий, обращает к нему и говорит: «Иерусалим, Иерусалим», и прочее.
2) Из этого видим, какую и насколько го­рячую любовь имеет Бог к роду человеческо­му, как хочет и как бы алчет и жаждет спасе­ния его. Господь уподобляет здесь Себя пти­це. Всякому известно, как птица малых своих птенцов любит, как хранит их, как печется, чтобы хищные птицы не похитили их, как кричит, когда видит находящую на них на­пасть, как во время бури и стужи собирает их под крылья свои и согревает их, как старается напитать их. Сама бедствует и страждет, толь­ко чтобы детей своих сохранить. Так Бог милосердный и благой печется о нашем спасении. Создал нас из любви по об­разу и по подобию Своему, но мы погибли. Тогда подал нам Святое слово Свое и через него нас призывает к Себе; устрашает приме­рами казнь пострадавших, и геенной; привле­кает милостивыми Своими обещаниями, что­бы обратились и пришли к Нему. Послал к нам пророков Своих, после и Сам пришел взыскать и спасти нас, погибших. И апосто­лов послал к нам и повелел им увещать и мо­лить нас, чтобы мы обратились и примири­лись с Ним. Возбуждает учителей и пастырей к наставлению, просвещению и исправлению нашему. Подает пищу, питье, одежду и уте­шение; повелевает солнцу Своему сиять для нас и дожди нам посылает. Наказывает нас, чтобы, как бы от сна, от греха пробудившись, покаялись, и так спаслись; и прочие бесчис­ленные для спасения нашего изобретает сред­ства. Так хочет нас, как птица, под крылья благости Своей собрать и вознести в вечные кровы отечества небесного.
О, горячая любовь! О, огонь, который ни­когда не угасает, но всегда горит и согревает нас! «Иерусалим, Иерусалим, избивающий про­роков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» Дал им закон Свой, и не хотели хранить его. Явил им имя Свое знаменьями и чудеса­ми различными: извел из Египта, из дома раб­ства, и провел пустыней; поразил пред ними народы многие и избил царей крепких; из­гнал народы из земли обетованной и поселил их. И так в познание Себя и милости и благо­воления Своего о них проводил их. Но не хо­тели Бога отцов своих познать, а обратились к идолам — делу рук человеческих. И тогда не оставил их Бог: послал пророков к ним, и из­били их; и опять послал, и опять избили. Что еще было делать человеколюбцу Богу? Сам подвигнулся, Сам пришел, пророков избиенных Господь. Сам увещевал, Сам трудился и старался обратить их, но не восхотели. Видишь, сколько средств ко спасению на­шему изобретает Господь. Воистину дивна Божия благость! Поэтому скоро принимает обращающихся, и прощает, и милости Своей сподобляет.
3) Видишь, каким дорогим почитает спа­сение наше Господь, как печется о нас Господь наш: Сам пришел собрать нас под крылья бла­гости Своей. Горе нам, если мы не хотим и не печемся о себе, и не спешим прибегнуть и со­крыться под кровом крыльев Его, как Иудеи не хотели.
4) Видишь, как любит Господь наш спасе­ние наше и печется о нем. Должно и нам лю­бить славу и честь имени Его, и искать ее во всяких делах наших, и наблюдать в деле, сло­ве и помышлении. Он спасения нашего ищет и вечной славы для нас, — поищем и мы сла­вы и чести имени Господа нашего! Он хочет Себе присвоить нас, — пожелаем и мы Его единого, и кроме Него ничего, ни на земле, ни на небесах! Да будет Он един уделом на­шим вовеки!
5) Печется Господь наш о нас, — попечем­ся и мы друг о друге и поищем друг другу спа­сения: иной советом, иной наставлением, иной молитвой, иной иным, да будем истин­ными членами тела Его духовного, ибо члены телесные друг о друге пекутся и друг друга бе­регут. Сатана и бесы его, все согласно воору­жаются на нас и хотят нас погубить, ибо это их дело и тщание. Воспротивимся же и мы им единодушно и станем друг за друга, чтобы быть крепче и одолеть их. «Господь Сил с нами, заступник наш Бог Иакова».
6) Такое Господа нашего попечение о нас да подвигнет пастырей, и поощрит к бдению о стаде Христовом, чтобы от волков тех хранить его. Ибо на то и поставляются пастыри, — что­бы пасти. Господь, пастырей Начальник, да поможет им.
7) Послушаем, что далее, после жалост­ных тех слов, говорит иудеям Господь: «Се, ос­тавляется вам дом ваш пуст» (Мф.23:38). Хо­тел их собрать под крылья защиты Своей и спасения премилосердный Иисус, но не хоте­ли. Потому и остались в запустении и заблуж­дении и погибели, как и были. Без Иисуса нет никому спасения; всякий подлежит вечному осуждению, кого Иисус не защитит. Ибо «гнев Божий пребывает на нем» (Ин 3:36). Прибегнем, возлюбленный, верой ко Ии­сусу, дабы покрыл нас кровом крыльев Своих от грядущего гнева. Прибегнем, пока зовет и обещает нам милость Свою, дабы и нам не сказал Он: «Се, оставляется вам дом ваш пуст». Тот же Иисус, Который ныне зовет к Себе всех, в день суда отошлет от Себя тех, кто не захотел к Нему прийти: «Идите от Меня, про­клятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф.25:41). Страшно слово сие: «идите от Меня», — страшно и идти в огонь вечный. О, Иисусе! Не допусти нас до того. Поминай это слово, возлюбленный, и обо мне молись.
+++
Книжники и фарисеи, кото­рые особенно противились Ему, роптали и укоряли Господа, говоря: «Он принимает греш­ников и ест с ними» (Лк 15:2). И еще: «Он зашел к грешному человеку» (Лк 19:7). И еще «сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?» — и прочее. Но Господь им кротко ответствовал: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведни­ков, но грешников к покаянию» (Мф.9:11-13). Видим мы здесь:
1) Как ради нас пришел в мир Господь наш, так ради нас роптание и укорение пре­терпел от врагов Своих. Нас совесть наша и враги наши демоны как преступников закона Божия укоряли, а Христос Господь наш пре­терпел укорение неправедное, чтобы нас из­бавить от того укорения. Слава милосердию Его и долготерпению!
2) Господь наш укоряем был, но Сам не укорял. Этим Он учит нас кротко и терпеливо с врагами нашими обходиться, укоряющих не укорять и злословящих не злословить, но или молчать, или без гнева и с кротостью правед­но отвечать. Если Господь наш, будучи без­грешным, в ответ на укорение не укорял, то тем более мы, рабы Его и грешники, так по­ступать и Господу нашему подражать должны.
3) Видим, как благосклонен был Господь наш к грешникам: будучи «един свят» и праве­ден, обращался между грешниками и видел совесть каждого, что у кого в сердце было и какие грехи каждый имел: «И не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке, ибо Сам знал, что в человеке» (Ин 2:25). Однако ни­кого не посрамил, и не обличил, и не осудил. Мы, хотя и сами грешные и всяким грехам подлежим, однако же часто укоряем, и обли­чаем, и судим: «ты такой и сякой», — гово­рим. Господь так не поступал, хотя и безгре­шен был. Ибо пришел не судить и обличать, но спасти нас, и даже на явную грешницу, «взя­тую в прелюбодеянии» и приведенную к Нему обличителями, не хотел суда произнести, но сказал только ей: «И Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Ин 8:11).
4) Из приведенного слова Божия: «Милос­ти хочу, а не жертвы», — видим, что Богу наи­более приятно, а именно, — милость, оказы­ваемая нами ближнему. Не отвергает Бог и жертвы, но всякой жертве предпочитает ми­лость, ближнему творимую, так как Сам ми­лостив. Поэтому, кто творит милость ближне­му, тот подражает Ему и так приносит Ему жертву, которая лучше всякой другой жертвы. Ибо ничто так Богу не приятно, как подража­ние Ему (милосердием). Поэтому Христос го­ворит: «Будьте милосерды, как и Отец ваш ми­лосерд» (Лк 6:36). И апостол увещевает нас: «Не забывайте также благотворения и общитель­ности (т. е. подаяния, милостыни), ибо тако­вые жертвы благоугодны Богу» (Евр.13:16). Богу приятнее услышать и принять мило­стыню, ближнему творимую, нежели молит­ву, песнь и хвалу, Ему приносимую. Да и что может молитва без милостыни? Она подобна голосу без силы. Милостыня сама собой мо­лится более, нежели все люди. Без милости нашей к ближнему все наши дела негодны, как дерево без плодов. Нет же большей мило­сти, как грешника увещать и обратить на путь покаяния. Поэтому Христос, Господь наш, ра­ди нас и в мир пришел, и обращался с греш­никами, чтобы их обратить на путь истинный, и нас примером Своим учит, что и все христи­ане, и особенно пастыри, которые на то и из­бираются, должны делать, чтобы быть едины­ми духом и мыслью со Христом: В них «должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Флп.2:5). Рассуждай об этом, возлюбленный, и ста­райся таким (милостивым) быть по отноше­нию к ближнему твоему, каким ты Бога по от­ношению к себе (видишь) и хочешь иметь. Иными словами, будь милостив к брату твое­му, если хочешь, чтобы Бог был к тебе милос­тив. Прощай ему все грехи его, если хочешь от Бога прощение грехов твоих получить. За­боться о спасении его так, как о своем забо­тишься. Это есть дух христианский. Это есть истинного христианина знамение — делать ближнему своему то, чего себе хочешь. Этому закон, пророки и апостолы, и Сам закона, пророков и апостолов Господь учит.
5) Из слов Господних: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию», — видим, какова цель пришествия Христова в мир, а именно, — призвать нас к покаянию. Все мы заблудились от пути истины. Пленил нас враг наш сатана, и отвел нас от Бога ис­тинного, и в беспутье ввергнул, и уязвил нас, как разбойник, и лежали на пути еле живые, и не мог нас ни закон, ни левиты, ни пророки исцелить. Все мы, как один человек, от восто­ка до запада, лежали уязвленными врагом тем, и ни от кого исцеления получить не мог­ли, ни от закона, ни от священников, ни от левитов. Все они, видя нашу язву неисцельную, — все мимо прошли, и оставили нас, и ни в чем не помогли нам. Сам же пророков и закона и левитов Господь, Сын Божий, Царь и Царев Сын, возлюбленный Иисус, не от Са­марии, но от Марии Девы происшедший, пришел к нам и, видев нас, милосердовал о нас, и предложил нам врачевство — покая­ние, говоря: «Покайтесь». Я вас «пришел взыс­кать и спасти». Оставьте прежнюю вашу жизнь, обратитесь, перемените себя, и вра­чевство у Меня вам готово: «Омойтесь, очис­титесь; удалите злые деяния ваши от очей Мо­их; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, и прочее. Если будут грехи ваши, как ба­гряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю» (Ис.1:16-18).
8) Поминай Господа Иисуса. Христос, Ко­торый языками человеческими укоряем был, явится во славе Своей в последний день, и Тот, Который к грешникам пришел, придет со всеми чистыми Ангелами Своими, и Тот, Ко­торый с грешниками ел и пил, сядет на пре­столе славы Своей, и Тот, Который призвал грешников к покаянию, призовет на суд всех грешников. Близок же день тот, и уже ближе сегодня, нежели вчера был: «Господь вовек пре­бывает. Приготовил Он для суда престол Свой» (Пс.9:8). 9) От слов: «Я пришел призвать не праведни­ков, но грешников к покаянию», — грешникам кающимся утешение проистекает. Христос не ради праведников, но ради грешников при­шел — призвать их к покаянию. Когда в гре­хах каемся и на пути покаяния находимся, то будем помнить и то, что апостол утешительно написал: «Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников» (1 Тим 1:15). И Сам Сын Божий сказал: «Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк 19:10). Итак, стой, кре­пись, мужайся, и да крепится сердце твое, так как и тебя Он пришел призвать на покаяние, пришел взыскать и спасти, потому что и ты один из погибших и грешников, которых Он пришел взыскать и спасти. И Он лицеприя­тия не имеет, Он всех кающихся милует и спа­сает, ибо на то и пришел.
+++
Представляет нам святое Его Евангелие иные многие хулы и поношения, языками фа­рисейскими и иудейскими на Господа нашего произнесенные, как-то: «Он богохульствует» (Мф.9:3); «не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе?»(Ин 8:48); «Он одержим бесом и безумствует» (Ин 10:20), и прочее.
Как Иисус Сын Божий, Спаситель наш, претерпел все укорения, поношения, досаж­дения, порицания и хуления, от иудеев нано­симые Ему, видел ты несколько, однако я тебе еще о том представляю, чтобы ты познал, ка­ковы были кротость, терпение, благость, че­ловеколюбие и смирение Иисуса Искупителя нашего, и чтобы у меня, пишущего, и у тебя, слышащего, вообразился в уме прекрасный образ добра. О, когда бы и в душе нашей изо­бразился сей образ божественный!
Нигде не видим, чтобы Он врагов Сво­их, укоряющих и хулящих Его, укорял: «Будучи укоряем, Он не укорял взаимно» (1 Петр 2:23), — говорит о Нем апостол Его. Мы, хотя и злые, и грешные, и подлинно достойные укорения, когда нас укорит кто, или похулит, тотчас от­ражаем укорение укорением, как стрелу стре­лой: «сам такой», или: «ты лжешь»; или уст­ремляемся на него руками нашими, или на суд влечем его, или злобой снедаемся на него и хотим сторицей отомстить ему. Такой гнев кроется в сердце нашем. Христос, Господь наш, не так поступал: никогда не сотворил то­го врагам Своим. Все с великой кротостью претерпел. Из этого видим, сколь дивная кро­тость в божественном сердце Его была.
Не только не укорял и не мстил никому, хотя мог и словом и жестом всякого поразить, но еще и сожалел о погибели врагов Своих. Потому и плакал о врагах Своих нераскаян­ных и ожесточенных: «Смотря на него (Иеруса­лим, враждебный Ему), заплакал о нем и ска­зал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и ок­ружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разо­рят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не ос­тавят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего» (Лк 19:41-44).
О, сердце, любовью ко врагам горящее!
О, слезы, текущие из-за погибели врагов!
О, плач над врагами погибающими!
О, Иисусе, вечная любовь!
Дай нам сердце такое, сердце, болезнующее о погибели вра­гов и радующееся о блаженстве их. Многие из христиан, видя, что враги их впали в беду какую, или сами их по желанию своему уязвив, радуются и говорят: теперь дух мой успокоился. Почему успокоился дух? Вот, мол, враг мой страждет!.. Успокоился дух, но это дух неприязни, который о погибе­ли нашей радуется и о блаженстве сетует. Не так поступал Христос, не так: Он о погибели врагов Своих слезы проливает. Поэтому тако­вые христиане не Христовы, хотя и христиа­нами называются, потому что духа Христова не имеют. «Если же кто Духа Христова не име­ет, тот и не Его» (Рим 8:9). Ибо Дух Христов и над врагами умилостивляется.
Так терпя, и кротко поступая со врагами Своими, и жалея о погибели их, человеколю­бец Иисус не о чести Своей, ими пренебрегаемой, беспокоился, но о спасении их усердно старался. Поэтому различно их к покаянию приводил, представляя им Божие милосер­дие, столько крат им явленное и ими всегда пренебрегаемое, и устрашая их Божиим су­дом, неминуемым для непокаявшихся. Видим благость, человеколюбие, терпе­ние и кротость Иисуса! Видим, что Он делом показал то, что словом сказал о Себе: «Сын Че­ловеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк 19:10). «Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк 9:56). Отсю­да мы все учимся последовать Христу, если хотим Христовыми быть: пастыри с людьми своими поступать, как пастыри, а не как му­чители, врагов своих к покаянию приводить, а не мстить, о неисправлении их жалеть, а не радоваться; люди прочие — друг другу с крото­стью терпеть, а не укорять и не мстить, о ис­правлении врагов своих и спасении их старать­ся, а не об озлоблении их. Ибо так заповедал нам, о христиане, Христос наш: «Я дал вам при­мер, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам (вам, людям, Господь и Учитель ваш). Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Ин.13:15; Флп.2:5). Изменим себя, возлюбленный, и исправим стопы наши, и да последуем стопам смиренно­го, кроткого и человеколюбивого Иисуса. Пристанем к воинам Его, которые под знаме­нем Креста Его воинствуют, и последуют Ему верою, кротостью, смирением и терпением, да и нас к Отцу Своему Небесному приведет в страну, в которой жилище веселящихся. Ибо Иисус ведет и приводит туда последующих Ему, а не непоследующих. Рассуждай об этом и внимай.
+++
Уклонялся от злобных убийц Тот, Кото­рый имеет власть над жизнью и смертью, Ко­торый мог или устрашить их, или удержать от злого их дела, или поразить врагов Своих сло­вом и жестом единым, но не делал того, не яв­лял всесильной власти Своей, а поступал так, как немощный и смиренный человек, хотя и был Богом и Господом всех. Так изволилось Ему ради нас смириться и терпеть, чтобы из­бавить нас от убийцы и врага нашего дьявола, который нас ядом своим умертвил. Мы, ядом того врага зараженные, против восстающих на нас восстаем и руки свои на них подымаем, а Христос сего не сотворил, но благоволил ук­лоняться от злобы, убийством дышащей, хотя и мог праведно поразить убийц Своих. Слава смирению, кротости и терпению Его!
Не хотел человеколюбец Господь наш врагов Своих погубить, но уклонялся от них. Что это, как не благость Его, которая ожида­ла их покаяния? Что, как не любовь Его, ко­торая и над врагами умилостивляется? Видишь сердце Иисусово, и о врагах своих милосердствующее! Видишь любовь Его, и врагов объятиями своими обымающую! По­этому, когда не приняли Его самаряне, и уче­ники говорили Ему: «Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк 9:54-56). О, милосердный и кроткий дух! О, уте­шительные слова Божия Слова! «Сын Челове­ческий пришел не губить души человеческие, а спасать». Мы злом за зло и досаждением за досаж­дение воздаем, хотя и достойны всякого зла и досаждения, потому что грешные, но Иисус, высший всякой чести, не хотел судить доса­дивших Ему. Видишь благость и человеколю­бие Иисусово! Будем же приступать с покая­нием ко Иисусу, такому милосердному Госпо­ду нашему, Который и желавших Его убиения не хотел погубить. Кающихся ли и ищущих у Него милости погубит? Никак, ибо это про­тивно благости Его. Слава благости Его и ми­лосердию!
Господь тем, что уклонялся от губитель­ных рук, хотя и мог Себя иначе сохранить, по­дал нам пример уклоняться от враждующих на нас, уступать им, хотя бы и могли проти­виться им. Хочет Христос, чтобы христиане в сем деле безоружными были, хочет, чтобы они врагов своих не оружием, а смирением и кротостью побеждали. Христиане должны быть, как овцы смиренные и кроткие, кото­рые всем и малейшим скотам уступают и в од­ном пастыре своем убежище находят. Для них пришел Пастырь их Иисус, Который врагов Своих кротостью и терпением побеждал. Им должно вооружаться на одного только общего врага-дьявола, который смирением, а не гор­достью, терпением, а не гневом побеждается.
От примера благого и человеколюбиво­го Иисуса Господа нашего учимся благими быть ко врагам нашим и злобу их нашей любо­вью побеждать. Ибо от этого познается хрис­тианское сердце. Об этом поучает нас Христос Господь наш: «Любите врагов ваших» (Мф.5:44), и прочее. «Если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мы­тари» (Мф.5:44,46)? Любящих любить и бла­готворящим благотворить свойственно чело­веку, но ненавидящих любить и творящим зло благотворить — свойственно человеку-хрис­тианину, который дух Христов в себе имеет. Надо же всякому христианину дух Христов иметь. «Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим 8:9). Да поминаем же, возлюбленный, то время, в которое Всесильный от злобы человеческой уклонялся и скрывался. Нас ради, грешных, творил это Господь наш, Который пришел в мир спасти нас. Он же придет вновь, но уже судить мир придет, придет и не замедлит. Он Сам говорит нам: «Бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш придет» (Мф.24:42). Приближается то время, день и час, ближе сегодня, нежели вчера было, и не­ожиданно услышится вопль: «Вот, жених идет, выходите навстречу ему» (Мф.25:6)! По­мышляй о том времени и внимай себе.
+++
Господь, предсказывая страдания и смерть Свою апостолам, показывал им, и че­рез них нам, что Он волею Своею желает ис­пить чашу страдания и смерти, об этом и пря­мо говорил: Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее (Ин.10:17-18). Отец благоволил, чтобы чашу сию испил Сын за спасение на­ше, и Сын соизволил чашу ту испить, и так спасение совершить, и был послушным даже до смерти, и смерти крестной (Флп.2:8). Видишь любовь Отца Небесного к нам: Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас (Рим 8:32). Видишь также и любовь Сына к нам: волею за нас предал Себя на смерть, душу Свою за нас положил, чтобы на­ши погибшие души обрести. Слава благово­лившему Отцу, слава Сыну соизволившему, и Святому Духу животворящему и обновляю­щему нас!
Прежде страдания, страдание терпел Иисус Господь наш. Ибо видел, сколь великие и ужасные должен будет терпеть страдания, да еще от Своих людей, от тех, к которым по­слан был и от которых по плоти произошел. Видел, что один из Его учеников за малую це­ну предаст Его в руки беззаконных. Видел, что оплюют, уязвят, поругаются, осудят и пригвоз­дят Его ко кресту. Все это видел, и тем Божест­венная Его душа уязвлялась, и прежде страсти еще страдала. Ибо известно, что предвидение и неизбежность ожидаемой напасти не менее душу смущает и опечаливает, чем сама при­шедшая напасть. Но однако любовь к Небес­ному Своему Отцу и милосердие к погибше­му человеку превозмогало. Изволилось Ему лучше все терпеть, нежели видеть, как Бог человеческим грехом раздражен и разгневан, и оставить бедного человека во власти дья­вольской и погибели. Видишь, что Иисус ради нашего спасения Себя презрел, и хотя не телом, но святой ду­шой Своей во все время жития на земле стра­дал. Слава любви и милосердию Его к нам, недостойным! Воздадим и мы Ему любовь за любовь и заповеди Его святые из любви ис­полним.
Заранее предсказывал Господь учени­кам Своим о страданиях Своих, дабы не усом­нились и не соблазнились ими, когда на са­мом деле увидят страждущим Того, Которого видели чудеса творящим, Господа своего, не поколебались бы сердцами своими о Нем, но познали, что Тот, Который страдания Свои предсказывал, волей Своей их претерпевает. Ибо предвиденная и потом пришедшая беда не так смущает человека, как неожиданно пришедшая, и, приготовившись, ожидаемую напасть встречаем великодушнее, нежели не­чаянно впав в нее. Поэтому Господь объявил ученикам Своим и о Своих страданиях, и об их, и о прочих гонениях верных, и скорбях, в мире с ними случающихся: «В мире будете иметь скорбь» (Ин 16:33). Помышляй об этом слове: «В мире будете иметь скорбь». Слово это не только апостолам, но и всем верным сказано. Не банкеты и весе­лье, но скорби, гонения и кресты предлагают­ся нам в мире. Приготовим же себя к скорби, да находящую великодушно претерпим. Гос­подь наш за нас показал Себя готовым на вся­кую скорбь и страдание, — покажем и мы себя за имя Его на все готовыми.
Верному рабу Божию свойственно полагать в себе и говорить так: что хочет Бог мой, хочу и я. Хочет мне в болезни быть, хочу и я. Хочет мне в нищете быть, хочу и я. Хочет мне бесславие терпеть, хочу и я. Хочет мне в темнице или в заточении быть, или умереть, хочу и я. Приключилось мне то, претерплю, да будет воля Господня. Он мне эту чашу дал, испью ее, данную от Него. Но притом знай, что хотя и хотения твое­го не будет, и роптать будешь, однако будешь пить, но с большей горестью и без всякой тво­ей пользы. Бог, Который налагает крест, Тот и помогает нам носить крест. Но помогает соиз­воляющим и хотящим и повинующимся, а от ропщущих отходит, и так сугубая им бывает тягость. Будем же и мы, возлюбленный, гово­рить и петь в заключение сказанного то, что пел пророк святой: «Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое» (Пс.107:2). Ибо это есть зна­мение истинного Израильтянина и чада Авраамова по духу, а не по плоти: быть готовым на все, что Бог ни повелит.
+++
Вопрошаешь: как апостолы приняли пред­сказание о страдании Христовом? Ответ. Евангелист святой говорит, что «они весьма опечалились» (Мф.17:23). Но Господь сказал, что и им самим, и прочим, которые хотят Его учениками быть и с Ним участие иметь во царствии Его, надо крест свой взять и за Ним идти. «Ко всем же сказал: если кто хо­чет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто по­теряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее. Ибо что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или повредить себе? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда приидет во славе Своей и Отца и святых Ангелов» (Лк 9:23-26); «и кто не берет креста своего и следу­ет за Мною, тот не достоин Меня» (Мф.10:38). Вот что Господь апостолам и всем христи­анам предлагает: не только, мол, Мне идти следует на крест, но и вам и прочим принима­ющим слово Мое, надо последовать за Мной и готовыми быть ко всякому злостраданию. Я господь ваш, вы рабы, — последуйте же Гос­поду своему. Я учитель ваш, вы ученики, — последуйте же Учителю своему. Я вождь к не­бесному царствию, вы путники, — последуй­те же Мне, Вождю своему, если хотите туда дойти. Но рассмотрим эти слова Господа по по­рядку и вложим их в сердце наше.
Учениками Христовыми называются не только апостолы, но и все христиане. Поче­му? Потому что учение Его принимают и тому последуют. Ведь ученик называется учени­ком, потому что учится у учителя. В силу это­го и читаем в Деяниях Апостольских, что и в то время все христиане назывались ученика­ми. Посему надо христианам, как ученикам Христовым, от слова Его и от примера жизни Его учиться добрым нравам и им последовать. Ибо ученикам должно быть подражателями и слову учения и примеру жизни учителя. Ина­че и учениками быть и называться истинно не могут. Поэтому говорит Господь: «Научитесь от Меня» (Мф.11:29). И еще: «Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин 13:15). Если же слово Христово принимаешь как истину, — оно и воистину есть истина, — и видишь во Евангелии божественные нравы Его, то учишься ли, как ученик от учителя, и исправляешь ли нравы твои по тому правилу, рассуждай. Ведь непременно должен учиться от Христа тот, кто хочет христианином быть. Ибо христианин — это ученик Христов.
Что значит взять крест свой? Ответ. Готовым быть на все противное, что ни приключится, то есть на всякое злострадание, даже и до самой смерти, если это нужно будет ради чести имени Божия.
Что значит нести крест свой? Ответ. Терпеть всякое злострадание безро­потно и великодушно, хотя бы сердце и весь­ма уязвлялось.
Что значит последовать Христу, как го­ворит Господь: «Возьми крест свой и следуй за Мною»? Ответ. Злодеи страждут и несут крест свой, но не последуют Христу, поскольку по делам своим страждут. А что значит следовать Хрис­ту? — Быть в истинном покаянии, и плоды покаяния творить, и терпеть всякое злостра­дание, какое ни приключится, ради любви Божией, взирая на Самого Христа, так пост­радавшего; потому что Христос все праведно творил и греха не сотворил, и добру учил, но всякое злострадание терпел ради нас, творя волю Небесного Своего Отца и совершая дело Его (Ин 4:34), «быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп.2:8). Таким образом, Он научил нас примером Своим, как нам подобает угождать Богу, то есть: добро творить и злоключение терпеть, чтобы и тем, и другим волю Божию испол­нить. Ибо Богу угождать значит то же, что и волю Его творить, ибо без этого невозможно угодить Богу. Воля же Божия хочет, чтобы мы добро творили и все противное, что ни при­ключится, великодушно сносили и безропот­ным терпением преодолевали. «Христос пост­радал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному» (1 Петр 2:21-23). И это есть учение апостольское. «Ибо то угод­но Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо. Ибо что за по­хвала, если вы терпите, когда вас бьют за про­ступки? Но если, делая добро и страдая, терпи­те, это угодно Богу. Ибо вы к тому призваны» (1 Петр 2:19-21).
Что значит: «кто хочет душу свою сбе­речь, тот потеряет ее», и прочее? Ответ. Под словом «душа» здесь понима­ется жизнь. В случае гонения, когда нужно будет или умереть, или от Христа отречься, то должно отречься от жизни своей и умереть, но не отрекаться от Христа. Кто умрет так (не отрекшись от Христа), «не умрет, но жив будет» (Пс.117:17) и, временную жизнь поте­ряв, обретет вечную жизнь. А кто в подобном искушении восхочет сохранить жизнь свою («душу свою сберечь»), тот лишится вечной жиз­ни («потеряет ее»). Ибо человеку-христианину не только от имения, чести, родителей и срод­ников, но и от самой жизни своей отречься должно за честь имени Христова. Христа, воз­любившего нас и предавшего Себя за нас, должно любить не только больше родителей наших, отца и матери, и прочего в мире этом находящегося, но и больше жизни нашей. Видишь отсюда, что никакой любви ко Христу не имеют те, которые сродников сво­их преизобильно награждают, а просящим ра­ди имени Христова отказывают или мало что дают. Таковые плоть и кровь свою любят, а не Христа, ради Которого не только имения, но и жизни своей щадить не должно христиани­ну. И имение наше — это Его имение, от Него нам данное, и жизнь наша — Ему принадле­жит, ибо Им нам дана. Ибо и мы и имение на­ше — это Его создание. Поэтому, когда отни­мается от нас имение или жизнь наша, то не наше отнимается, но то, что Бог нам подал. Потому с Иовом должно всякому признавать: «Господь дал, Господь и взял; как угодно было Гос­поду, так и сделалось; да будет имя Господне благословенно!» (Иов 1:21). Бог дает нам и име­ние и жизнь — может от нас и отнять, но хочет, чтобы мы по воле своей, ради любви к Нему оставили все, когда нужно будет. Так, оставив все, кроме Бога, Самого Бога приобретем, Который и богатством и жизнью нашей будет, но вечной и несравненно лучшей. В Нем и честь, и слава, и имение, и жизнь и блаженст­во обретается совершенное. Без Бога не мо­жет быть никакого истинного блаженства.
«Что пользы человеку приобрести весь мир», и прочее, — что это значит? Ответ. Если бы кто давал тебе превеликое богатство и царство земное, но притом бы сказал тебе, что, получив это, тотчас умрешь, то какая бы тебе польза была из того (богатст­ва)? Нужно ли мертвому богатство, слава, честь и все сокровища мира сего? Мертвый как не чувствует, так и не требует ничего; все здесь с миром оставляет и ничего с собой не берет. В смерти все, богатые и нищие, благо­родные и безродные равными делаются. Если же временная жизнь нам дороже всего, что всякий познает при случае смертном, то на­сколько более предпочитать должно всем со­кровищам мира и самой жизни временной — вечную жизнь, которая, однажды найденная, никогда не потеряется, и однажды потерян­ная, никогда не отыщется. Временную жизнь, как ни береги и ни защищай, надо оставить, и с ней все, а вечная жизнь и ее блаженство во­веки, без конца пребывает, потому и все бо­гатство, славу и честь, и саму жизнь эту ради вечной жизни должно оставить, когда нужно будет. Оставим худое, земное, тленное, обманчи­вое, но приобретем лучшее, небесное, нетлен­ное, истинное. В этом вера укрепляет нас, и надежда поощряет. Бог обещал нам, слово Его истинно есть: что обещал, то подаст без со­мнения верующим. «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр.2:10). Он в слове Своем верен пребывает, пребудем и мы верны, и получим. Будем говорить не только языком, но и сердцем: «Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века».
Что значит: «кто постыдится Меня и Мо­их слов», и прочее? Ответ. Многие хотят со Христом прослав­ленными быть, но со смиренным и стражду­щим мало кто хочет. Но сие невозможно. На­до ученикам, рабам и членам тела в смире­нии и страдании быть со своим Учителем, Господом и Главою. Страждет глава, страж­дут и прочие члены тела. Поносится госпо­дин, поносятся и рабы его. Терпит учитель, терпят и ученики его. Христиане — телесные члены, рабы и ученики Христовы, потому надо и им последовать Христу как Главе, Гос­поду и Учителю своему. Да не постыдится терпеть ученик, и раб, и член телесный то, что терпел Учитель, Господь и Глава. «Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего» (Мф.10:24).
Видим христиане, что Христос Господь наш всякое бесчестие и злострадание претер­пел за нас, потому праведный долг наш — не стыдиться претерпеть, что ни приключится нам. Если же кто убегает и стыдится терпеть поношение и озлобление, того и самого по­стыдится Господь, когда придет не в смире­нии, но во славе, и скажет: «Говорю вам: не знаю вас, откуда вы» (Лк 13:27). Не признаю за рабов тех, которые не работали ради Меня, не принимаю как учеников тех, которые не по­следовали стопам Моим. Стыдились вы Меня в смирении Моем, и Я вас ныне стыжусь в славе Моей. Недостойными вы себя судили крест носить и последовать Мне, недостой­ными Меня и Я вас сужу. «Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Ме­ня» (Мф.10:38). Если Христа недостоин, то достоин того, гордости которого последует. Ибо, кто Христу не следует и со Христом не пребывает, тот не­обходимо должен противнику Его последо­вать и с ним участие иметь, — к какой-либо стороне надо пристать и той держаться. Кто чью волю творит, тот тому и последует.
Жизнь в мире этом — непрестанная брань, в которой две стороны сражаются не оружием видимым, но духовным и невидимым, как и брань эта — невидимая и духовная. Христос, Царь мира, Церковью Своей управляет, и защищает ее, и вооружает против дьявола, врага христиан, но дьявол против них восстает, и вооружается со своим полчищем, и хочет не города их от­нять, а души пленить. Потому непременно всякий или со Христом и рабами Его под кре­стом Его воинствует против того врага, или в противной стороне находится. «Кто не со Мною, тот против Меня», — го­ворит Господь (Мф.12:30).
Кто противится во­ле Христовой и не последует Ему, уже пристал к противной стороне, от полка Христова от­стал, изменил Христу и возвратился к темно­му сатанинскому полчищу, от которого на Крещении отрекся было. Ибо не имя христи­анское, но жизнь делает христианина, как и воина не имя, но брань и подвиг показывает. Ибо всякое имя без соответствующего дела­ния есть пустой звук. Не пустая ли формаль­ность — называться рабом господина и в то же время не работать на этого господина? На­зываться воином и дома лежать? Называться чьим-то учеником и не учиться у этого учите­ля? Называться христианином, но не после­довать воле Христовой? Каждый христианин от Христа именование свое имеет, потому что, отстав от дьявола, ко Христу пристал и обе­щался Ему последовать, что слова, произно­симые при Крещении показывают.
Всякий христианин вновь возрожден, новым человеком называется, отложив вет­хость Адамову. Как ветхому Адаму последо­вали мы в злобе и грехах, так новому Адаму, Который есть Господь с небес, должны после­довать в благости и добродетелях. Поскольку имя от Христа приняли и новыми людьми, то есть людьми обновления называемся, то должны новыми и делаться и быть, и не вет­хому злому, но новому благому Адаму после­довать: «И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» (1Кор.15:49).
Как израильтянам, желавшим выйти из Египта, надо было последовать Моисею вож­дю, и желавшим войти в землю обетованную — должно было последовать Иисусу Навину, так желающим от работы дьявольской и бедствия его освободиться, и в небесное отечество вой­ти, надо последовать за Иисусом Христом. «Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет», — говорит Господь (Ин 12:26). Христу не ногами, но сердцами последуем.
Господь говорит: «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф.5:12). Видишь, что радоваться и веселиться о кресте и страдании велит Господь. Почему? «Ибо велика ваша награда». Где? Не на земле, где все отходит: и печаль, и веселье, и наказание, и награда, и блаженство, и страдание — вско­ре проходит; но где? На небесах. Там все по­стоянно, и твердо, и вечно. Там, где Сам Бог похвалит и увенчает, прославит и ублажит, обогатит и увеселит, упокоит и утешит, и Бо­жественное Свое лицо, светлое, милостивое, увеселительное, рабам Своим явит. Там награда велика, где уготованы блага любящим Бога, которых «не видел глаз, не слы­шало ухо, и не приходило то на сердце человеку» (1Кор.2:9), где «увидят Бога лицем к лицу» (1Кор 13:12), где будут «подобны Ему, и увидят Его, как Он есть» (1 Ин 3:2), где «праведники вос­сияют, как солнце» (Мф.13:43). Там, где уготова­но царство от сложения мира благословенным Отца Небесного (Мф.25:36), где «праведники живут во веки; награда их — в Господе, и попе­чение о них — у Вышнего; где получат царство славы и венец красоты от руки Господа» (Прем 5:15-16), где «не будут уже ни алкать, ни жаж­дать, и не будет палить их солнце и никакой зной: ибо Агнец, Который среди престола, бу­дет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их» (Откр.7:16-17), где приготовлена вечеря великая, где будут рабы Господа есть, пить и веселиться (Ис.65:13-14), где слава Господня явится (Пс.16:15), где будут торжествовать над смертью и адом и восклицать: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (1 Кор.15:55) Где, наконец, не будет ни скорби, ни вопля, ни жалобы, ни печали, ни воздыхания, ни сетования, ни плача, ни нищеты, ни голода, ни жажды, ни холода, ни жары, никакого неблагополучия и бедствия, — но будет радость, веселье, воскли­цание, утешение, прохлаждение, покой, богат­ство, слава, царство, мир, как бы река текущая, и всякое блаженство, которого ни ум понять, ни слово сказать, ни перо описать не может. Тогда тленное переменится в нетленное, смертное в бессмертное, гнилое в неувядаю­щее, временное в вечное, страдание в радость, печаль в веселье, клятва в благословение, ни­щета в богатство, немощь в вечное здравие, уничижение в небесную славу, поношение в честь. Тогда исполнится слово Господне: «Се, творю все новое» (Откр.21:5). Видишь, где и какая награда будет крест носящим и Христу последующим. Так они «со Христом страдают, чтобы с Ним и прославить­ся» (Рим 8:17). Он «уничиженное тело» их «преобра­зит так, что оно будет сообразно славному те­лу Его» (Флп.3:21). Те, которые сообразуются страданию Христову, сообразны будут и в сла­ве Ему. Это их посреди скорби веселит, в стра­дании укрепляет и в подвиге поддерживает. Надежды без утешения не бывает, она же и са­мое тяжкое мучение умягчает и преодолевает.
Спрашиваешь: разве Бог налагает крест, ведь люди делают нам зло, подстрекаемые дьяволом? Ответ. Дьявол и злые люди враждуют на нас и делают зло, но без попущения Божия ничего не могут. У Иова святого люди отняли имение, но он исповедовал и говорил: «Гос­подь дал, Господь и взял; как угодно было Госпо­ду, так и сделалось» (Иов 1:21). И Спаситель наш Иисус Христос от злых людей страдал и терпел, но сказал Петру: «Неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец» (Ин 18:11)? Чашей здесь страдание и смерть Свою называет Господь. Чашу эту и благочести­вым людям пить подает Бог, когда их нака­зывает, и послабляет и попускает дьяволу и злым его служителям против них восставать, гнать, озлоблять и мучить их, и так они со­образными делаются Господу своему Иису­су, как члены телесные Главе сообразуются в страдании, чтобы и во славе сообразными Ему быть: «с Ним страждут, чтобы с Ним и просла­виться» (Рим 8:17). Примем же, возлюбленный, чашу сию от руки Господней, когда ее подает нам, и испьем ее с послушанием. Вкусим со Христом уксуса, с желчью смешанного (Мф.27:34), да­бы сподобиться на трапезе Его небесной ра­дости сладкое вино пить (Ис.65:14).
+++
Спаситель наш, сказав апостолам, что Ему следует во Иерусалиме пострадать и уме­реть за спасение наше, за несколько времени прежде страдания взял с Собой трех апостолов: Петра, Иакова и Иоанна — и возвел их на гору высокую, где пред ними преобразился. И про­светилось лицо Его, как солнце, ризы же Его были белы, как свет. Тут явились им в славе два пророка: Моисей и Илия, с Господом беседую­щие. Потом услышали глас из светлого облака, который осенил их: «Сей есть Сын Мой Возлюб­ленный, в Котором Мое благоволение; Его слу­шайте» (Мф.17:5). Апостолы, услышав глас сей, пали ниц и сильно испугались, и прочее. Этим спасительным действием показал Господь апостолам:
Что Он есть Отчее сияние, Бог и Господь и Царь славы, хотя и сокрылся под смирен­ным образом человечества: внешне является как человек, подобный прочим, но внутри Бог есть. Апостолы прежде видели славу Его от дел чудесных, но здесь увидели славу Его уже очами своими, когда показалось им лицо Его как солнце и ризы как свет, как свидетельст­вуют: «И мы видели славу Его, славу, как Едино­родного от Отца» (Ин.1:14). Показывалась сла­ва Христова от дел Его, которых никто, кроме Бога, не может творить. Но здесь явилась сла­ва Его божественная образом видимым, когда просветилось лицо Его божественное, как солнце, и ризы блистали, как свет, и глас От­чий свидетельствовал о Нем.
Этим показал, что Он волею идет на страдание, о котором предсказывал. Ибо по­знавшему, что Он есть Бог, Которому все воз­можно, удобно можно познать, что и страда­ние Его есть вольное. Ибо что может прину­дить Бога к страданию, — Бога, Который над всеми есть, и слову и повелению Которого все повинуется? Только одна любовь и милосер­дие Его к нам, бедным, подвигли Его к тому.
Апостолы как Спасителя увидели во славе, так и явившихся пророков причастни­ками той славы видели. Отсюда видим, что в вечной жизни слава святых будет подобна славе Христовой, «будут подобны Ему», и увидят «Его, как Он есть» (1 Ин 3:2). Здесь просвети­лось лицо Христово, как солнце, а «тогда пра­ведники воссияют, как солнце, в царстве Отца их» (Мф.13:43), «Который уничиженное тело на­ше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его» (Флп.3:21). Видим еще, какая радость и сладость там будет. Петр такую радость и сладость почувст­вовал в себе, увидев славу Божию, что и с горы сходить не хотел, но хотел там и пребывать: «при сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть», и прочее (Мф.17:4). Часть некую славы Божией, и сколько могли видеть, виде­ли, но в такую радость и сладость пришли. Какая же там радость и веселье будет, где вся явится слава Божия, где узрят «Бога лицем к ли­цу» (1Кор.13:12)! Но кто хочет радости и славы той участни­ком быть, тому надо скорби и поношению Христову здесь сообщаться. «С ним (Христом) страдаем, чтобы с Ним и прославиться» (Рим.8:17). «Многими скорбями надлежит нам войти в царствие Божие» (Деян.14:22). Видишь, что не только скорбями, но и многими скорбями войти туда подобает. Глас Отчий: «Сей есть Сын Мой Возлюб­ленный, в Котором Мое благоволение; Его слу­шайте», — не только апостолов, но и нас всех касается. Апостолом тогда возглашал Бог из облака, но через них и к нам глас Его дошел, и к нам говорит Бог: «Сей есть Сын Мой Воз­любленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте». Сколько раз читаем, или слышим Евангелие Его святое, столько раз мы слы­шим глас Сына Божия, говорящий к нам, ко­торый не иному чему учит нас, как спаситель­ному пути, по которому до славы Божией, на горе святой отчасти показанной, должно вся­кому идти, кто хочет получить ее. Послушаем же Сына Божия, как увещева­ет нас Небесный Отец, и, мирские прихоти оставив, возьмем каждый крест свой, какой от Него наложен будет, и пойдем за Ним, да приведет нас к Небесному Своему Отцу. Так будем бежать, чтобы получить; пострадаем с Ним, дабы с Ним и прославиться, не посты­димся поношение Его носить, дабы и Он не постыдился нас, когда придет во славе Своей. Да помянет нас Господь во царствии Своем.
Когда пришло то время, в которое надо было Иисусу Сыну Божию чашу страдания и смерти за спасение наше испить, Он, сев на осла, поехал во Иерусалим. «Множество наро­да, пришедшего на праздник, услышав, что Ии­сус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: Осанна! Благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев» (Ин 12:12-13)! Примечай здесь, возлюбленный:
1) Сидящий на престоле славы Своей, и покланяемый и прославляемый всеми небес­ными Силами, не возгнушался сесть и ехать на бессловесном скоте. Нашего ради спасе­ния сделал это Сын Божий, как и воплотился.
2) Когда в мир вошел и родился Сын Бо­жий, то в убогом вертепе и яслях, как один из нищих, возлег, но когда от мира должен был отойти и пострадать и умереть за нас, то с тор­жеством шел, слыша и спереди и сзади вос­клицания со всех сторон окружавшего Его на­рода.