Хотящему хранить благочестие и успевать в том должно от дружбы и беседы мирской удаляться. Ибо в собрании сынов века сего не иное что бывает, как слова и дела, воле и святому закону Божию противные. В одном собрании о том, в другом об ином переговаривают и пересуживают. Там одного поносят и проклинают, здесь на другого жалуются, и зубами, как оружием и мечом острым, имя его уязвляют, и когда того злословием насытятся, на другого нападают. В одном собрании пиршества, пьянства, бесчинные кличи и прочее, пьянству последующее, в другом ссоры, свары и взаимные ругани совершаются, и так закон Божий то словом, то делом разоряется и соблазн подается. Все это ударяет и почти уязвляет совесть нашу, и лишает ее мира и покоя своего. И уже не таким, христианин, возвратишься в дом свой, каким вышел из дома. Как входящие в аптеку, благовонными мазями исполненную, и несколько времени медлящие, выносят с собою и благовоние мазей тех, так благочестивая душа, войдя в собрание людей, по плоти и миру живущих, и умедлив, выносит несколько злонравия, как зловония, от них прилепившегося. Ибо чувства наши, особенно слух и видение, как двери, которыми всякое зло входит в сердце наше, и хотим ли, или не хотим, ударяет то, и влечет к тому, что или ухо слышало или око видело. Но так как сердце человеческое ко злу склонно, то удобно обращается ко злу и прельщается, и так зачинает и рождает беззаконие. Так Давид святой, выйдя из дома своего и прогуливаясь на кровле царского дома, увидел жену Уриину и прельстился, и пал (2 Цар.11:2—4).
Потому читаем в истории церковной, что святые от сожития с нечестивыми удалялись. Многие в пустынях предпочитали жить, нежели в городах и селах, дабы соблазном дел и слов беззаконных не повредиться. Потому весь свет удивляется праведному Лоту, что, между беззаконными содомлянами живя, цел сохранился (Быт. гл. 19). Но святому мужу не малое было мучение видеть и слышать такие беззакония нечестивых людей, «ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные» (2 Петр 2:8).
Мир сей есть Содом, беззаконный и нечистый, и миролюбцы подобны содомлянам. Если не хочешь душу свою повредить и с этими содомлянами погибнуть, христианин, избегай общения и дружества их, как огня, или как моровой язвы. И если нужду имеешь выйти из дома твоего и быть в собрании, не медли там, очи и уши береги, дабы не вошло зло в сердце твое и, по подобию разбойника, не разорило душевный дом твой, и в том случае молись Богу: «Отврати очи мои, чтобы не видеть суеты» (Пс.118:37). «Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам», — говорит Христос (Мф.18:7).
Сатана везде полагает сети благочестивым и старается теми уловить их: только что из дома выступишь, тут тебя и встречает соблазн слов или дел беззаконных, которым или уязвится или обеспокоится совесть твоя. Но язвы познать не можешь, пока в доме не уединишься. Напротив того, в доме и уединении пребывающий свободен бывает от случаев тех, которые в собраниях и беседах находящихся ко греху приводят.
Дом и стены соблазна подать не могут, ухо не слышит и око не видит зла, и так человек от иных не принимает и сам никому не подает соблазна, но всему тому противное может быть.
Там может быть рассмотрение совести, которая, как книга записная, представит тебе прошедшего жития твоего грехи, представит суд Божий за грехи и геенну, грешникам уготованную, от чего последует истинное покаяние и сердечное сокрушение.
Там бывает праведное и верное о мирских и тленных вещах, богатстве, чести, славе и сласти рассуждение, которое покажет тебе всю ту утеху, как сонное видение, ненадолго являющееся и исчезающее, и представит смерть приближающуюся, и неизвестно ко всякому приходящую, которая всему конец полагает.
От смерти двоякий путь представится тебе — один к благополучной, другой к неблагополучной вечности ведущий. Это размышление отведет тебя от суеты и возбудит (желание) готовиться к блаженному исходу, — от вечности неблагополучной уклоняться благодатью Божией, благополучной же желать и искать.
Уединение научает истинной молитве. Где рассуждение о вечности, там не может не быть истинной молитвы, которая не в словах одних, но в сердечном, горячем и из глубины происходящем воздыхании бывает. Ибо помышляющему о вечности невозможно не воздыхать и не сокрушаться сердцем. Блаженная вечность восхищает сердце размышляющего, но неблагополучная устрашает и ужасает. Первая влечет к себе нас, а вторая отвращает самим поминанием. Отсюда восстает воздыхание к Богу, у Которого в руке смерть и жизнь наша, — и истинное желание к избавлению от горькой, и к получению радостной вечности. Уединение празднословия не знает, за которое следует дать «ответ в день суда» (Мф.12:36), но есть матерь молчания, которое есть корень безгрешности и добрых дел.
В уединении открывается книга, в которой увидит верная душа Создателя своего и познает всемогущество Того, Который все из ничего создал и все создание силой Своей содержит и сохраняет; благость Его и премудрость, в создании и правлении показанную.
Увидит отеческую Его любовь к роду человеческому, которую в восстановлении падшего и обновлении обветшавшего его через Единородного Сына Своего показал.
В этой тишине представится верной душе святой, милостивый и отеческий Его обо всех Промысл, и благодарно воспоет с пророком Промыслителю: «Очи всех на Тебя, Боже, уповают, и Ты даешь им пищу благовременно; открываешь Ты руку Твою и насыщаешь все живущее по благоволению Твоему» (Пс.144:15—16), и прочее.
В этой тишине услышишь, возлюбленный христианин, глас Божий, внутри тебя говорящий: «Я Господь Бог твой», Который тебя создал, и образом Своим почтил, и о тебе печется, Которого тебе, как Создателя и Бога своего, должно усердно почитать, любить, слушать, призывать, и прочее.
В этом безмолвии можешь увидеть Сына Божия, явившегося на землю во плоти и от места на место переходящего, проповедующего слово Божие, открывающего тайну Евангелия Своего, показывающего путь истины, призывающего грешников на покаяние, проповедующего царствие небесное, знамения и чудеса творящего, — как Агнца кроткого, терпящего хулы, поношения и бесчестия, страждущего и умирающего ради спасения нашего, восстающего от мертвых и мир благовествующего, со славою восходящего на небо, сидящего одесную Отца, и паки грядущего судить живым и мертвым.
Увидишь как Судью, сидящего на престоле славы Своей и праведный суд творящего. Увидишь по правую сторону Его верных Его, как овец, послушавших гласа Его, и как чад Божиих, одеждою нетленною одетых, и, как светила, сияющих, ублажаемых и любезно призываемых Им в наследие вечного и небесного царствия, — по левую сторону грешников, как козлищ, отлученных от стада благословенных Его овец, трепещущих от страха славы Его, покрытых неизреченным стыдом, воздыхающих и неутешно болезнующих ради лишения и отвержения от вечного блаженства, и ради несомненного ожидания вечных адских мучений, в которые тотчас будут ввергнуты.
Тут немедленно представится внутренним твоим очесам, что отверзается дом Небесного Отца, в котором «обителей много» (Ин.14:2), и идут в него избранные сыны Его, идут с радостью и весельем и торжеством неизреченным. Идут «избавленные Господом на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся» (Ис.35:10). Отверзает и ад уста свои и пожирает осужденных и отчаянных грешников: «там будет плач и скрежет зубов» (Мф.25:30). И идут «сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф.25:46).
В этом богоугодном субботствии и сладком покое можешь обратить ум твой к началу времен и веков и древним родам, и умным оком видеть дивные дела Божий, и верою с удивлением видеть, как Бог из ничего небо, и землю, и все, что в них, такие чудные дела сотворил, и сотворил словом, «ибо Он рек, и они явились; повелел, и создались» (Пс.148:5); как после человека особенным советом сотворил от земли, и Божественным Своим образом и подобием Его почтил, в рай сладостей ввел, заповедь ему дал, прельщенного советом змииным и преслушавшего Господа своего из рая выгнал, но не оставил его без утешения, по благости и милосердию Своему; как в малом ковчеге праведного Ноя с домом его, со всякими скотами, зверями, птицами и прочими животными посреди ужасных вод всемирного потопа сохранил; как гордое дерзновение столпотворения нечестивых уничтожил; как Авраама из земли, рода и отечества его вызвал, и явил его, как верного Своего послушника, отцом верным Своим, и с наследниками его, Исааком и Иаковом, благословил; как с места на место, как странников и пришельцев на земле чужой, переселял; во Египет ввел, и там умножившихся и озлобленных милостью Своею посетил и озлобивших казнил; извел из рабства египетского людей Своих, отворил им путь посреди моря, и врагов их во глубине, как во гробе, заключил; как провел их пустынею непроходимою, подал им манну с небес и хлебом ангельским напитал их; извел им воду из камня, и из несекомого источники водные, и прочие славные чудеса сотворил; как поразил перед лицом их врагов их, и ввел их в землю, кипящую медом и млеком, и, истребив язык нечестивый, населил там избранных людей Своих, и прочее.
От этой земли обетованной, в которой временно упокоились люди Божии, можешь умом и верою взойти к стране живых, где вечно кроткие живут, благоугождают перед Господом и сладко упокоеваются, — к вышнему Иерусалиму и дому Небесного Отца, куда не Иисус Навин, но Иисус Христос, Сын Божий, верующих в Него и последующих Ему благодатью вводит.
Там увидишь верою Авраама, Исаака и Иакова, с семенем их праведным, переселившихся и упокоевающихся во граде, «которого художник и строитель Бог (Евр.11:10). Увидишь пророков, апостолов, святителей, пастырей, учителей, мучеников, исповедников, преподобных и прочих святых бесчисленное множество, по странствовании и многобедственных трудах и подвигах упокоевающихся и празднующих вечную субботу (Ис.66:23).
Там увидишь Солнце праведное, Которое всегда сияет, но никогда не заходит и облаками не покрывается, просвещает и согревает, но не опаляет, — Христа, Сына Божия, в славе Своей сияющего, Которому бесчисленное святых Ангелов множество предстоит и хвалит Его со Отцом и Святым Духом, и прочее. Все это уединение и в уединении верное богомыслие представит тебе, христианин, если захочешь.
И чем более от людей будешь отлучаться, тем чаще к Богу приближаться будешь. Чем более от людской молвы удалишься, тем тишайший будешь. Чем менее с людьми, тем более с Богом беседовать будешь, и Бога, с тобою беседующего, внутри души твоей услышишь, и так Его удобнее познаешь. Как в чистой и тихой воде удобнее солнце видится, нежели в возмущенной и волнующейся, так вечное и духовное Солнце — Бог, удобнее в тишине и покое верою и умным оком познается, нежели в беспокойстве и людской молве. От этого источника, как струи живые, проистекают христианские добродетели с помощью Святого Духа. Это духовное сокровище пресекается молвою житейских бесед, и если не будет в клети сердца хранимо, похищается. Скажет кто: «Неужели всем христианам идти в пустыню и от людей удаляться?» Нет, о том здесь речи нет. Да будет тебе пустыней дом твой, какой Бог тебе дал ради упокоения твоего. Не возбраняю и в пустыню идти, если хочешь. Ибо лучше в пустыне со зверями жить, нежели в городе и селе с развращенными людьми. А если с людьми хочешь быть, то таких ищи, которых слова, и дела, и поступки показывают христианские сердца; и не только от них не удаляйся, но часто обходись с ними. Так не только в доме твоем, но и в беседе их день от дня приобретать будешь духовную пользу. А какою пищею в беседе благочестивых насытишься, ту в доме в сок и кровь обращать размышлением старайся, и так все тебе во благое будет поспешествовать: уединение и собрание, безмолвие и беседа будет тебя созидать. А от таких собраний, на которых пиршества, пьянство, кличи, танцы, смех, личины безобразные, оперы и маскарады, ныне в обычай вошедшие, игры и песни непотребные, переговоры о чужих пороках, согласия бессовестные, также разговоры о вотчинах, землях, судах, серебре, золоте, украшении суетном и прочее, — берегись, дабы не иным, как вышел, в дом возвратиться. Помни и рассуждай о том, что апостол написал: «Худые сообщества развращают добрые нравы» (1Кор.15:33).