ХРАМ. СВ. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА В ПОС. НИКОЛО-ПРОЗОРОВО

О уединении

Хотящему хранить благочестие и успевать в том должно от дружбы и беседы мирской удаляться. Ибо в собрании сынов века сего не иное что бывает, как слова и дела, воле и святому закону Божию противные. В одном собрании о том, в другом об ином переговари­вают и пересуживают. Там одного поносят и проклинают, здесь на другого жалуются, и зубами, как оружием и мечом острым, имя его уязв­ляют, и когда того злословием насытятся, на дру­гого нападают. В одном собрании пиршества, пьянства, бесчинные кличи и прочее, пьянству последующее, в другом ссоры, свары и взаим­ные ругани совершаются, и так закон Божий то словом, то делом разоряется и соблазн по­дается. Все это ударяет и почти уязвляет совесть нашу, и лишает ее мира и покоя своего. И уже не таким, христианин, возвратишься в дом свой, каким вышел из дома. Как входящие в аптеку, благовонными мазями исполненную, и несколько времени медлящие, выносят с собою и благовоние мазей тех, так благочестивая душа, войдя в собрание людей, по плоти и миру живущих, и умедлив, выносит несколько зло­нравия, как зловония, от них прилепившегося. Ибо чувства наши, особенно слух и видение, как двери, которыми всякое зло входит в серд­це наше, и хотим ли, или не хотим, ударяет то, и влечет к тому, что или ухо слышало или око видело. Но так как сердце человеческое ко злу склонно, то удобно обращается ко злу и прельщается, и так зачинает и рождает безза­коние. Так Давид святой, выйдя из дома своего и прогуливаясь на кровле царского дома, уви­дел жену Уриину и прельстился, и пал (2 Цар.11:2—4).
Потому читаем в истории церковной, что святые от сожития с нечестивыми удаля­лись. Многие в пустынях предпочитали жить, нежели в городах и селах, дабы соблазном дел и слов беззаконных не повредиться. Потому весь свет удивляется праведному Лоту, что, между беззаконными содомлянами живя, цел сохра­нился (Быт. гл. 19). Но святому мужу не малое было мучение видеть и слышать такие беззако­ния нечестивых людей, «ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные» (2 Петр 2:8).
Мир сей есть Содом, беззаконный и нечистый, и миролюбцы подобны содомлянам. Если не хочешь душу свою повредить и с этими содомлянами погибнуть, христианин, избегай общения и дружества их, как огня, или как моровой язвы. И если нужду имеешь вый­ти из дома твоего и быть в собрании, не медли там, очи и уши береги, дабы не вошло зло в сер­дце твое и, по подобию разбойника, не разори­ло душевный дом твой, и в том случае молись Богу: «Отврати очи мои, чтобы не видеть суеты» (Пс.118:37). «Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам», — говорит Христос (Мф.18:7).
Сатана везде полагает сети благочестивым и старается теми уловить их: только что из дома выступишь, тут тебя и встречает соблазн слов или дел беззаконных, которым или уязвится или обеспокоится совесть твоя. Но язвы по­знать не можешь, пока в доме не уединишься. Напротив того, в доме и уединении пребываю­щий свободен бывает от случаев тех, которые в собраниях и беседах находящихся ко греху при­водят.
Дом и стены соблазна подать не могут, ухо не слышит и око не видит зла, и так человек от иных не принимает и сам никому не подает соблазна, но всему тому противное может быть.
Там может быть рассмотрение совести, которая, как книга записная, представит тебе прошед­шего жития твоего грехи, представит суд Божий за грехи и геенну, грешникам уготованную, от чего последует истинное покаяние и сердечное сокрушение.
Там бывает праведное и верное о мирских и тленных вещах, богатстве, чести, сла­ве и сласти рассуждение, которое покажет тебе всю ту утеху, как сонное видение, ненадолго яв­ляющееся и исчезающее, и представит смерть приближающуюся, и неизвестно ко всякому приходящую, которая всему конец полагает.
От смерти двоякий путь представится тебе — один к благополучной, другой к неблагополуч­ной вечности ведущий. Это размышление от­ведет тебя от суеты и возбудит (желание) гото­виться к блаженному исходу, — от вечности неблагополучной уклоняться благодатью Божией, благополучной же желать и искать.
Уединение научает истинной молитве. Где рассуждение о вечности, там не может не быть истинной молитвы, которая не в словах одних, но в сердечном, горячем и из глубины проис­ходящем воздыхании бывает. Ибо помышляю­щему о вечности невозможно не воздыхать и не сокрушаться сердцем. Блаженная вечность вос­хищает сердце размышляющего, но неблагопо­лучная устрашает и ужасает. Первая влечет к себе нас, а вторая отвращает самим поминанием. Отсюда восстает воздыхание к Богу, у Которо­го в руке смерть и жизнь наша, — и истинное желание к избавлению от горькой, и к получению радостной вечности. Уединение празднословия не знает, за ко­торое следует дать «ответ в день суда» (Мф.12:36), но есть матерь молчания, которое есть корень безгрешности и добрых дел.
В уединении открывается книга, в которой увидит верная душа Создателя своего и позна­ет всемогущество Того, Который все из ничего создал и все создание силой Своей содержит и сохраняет; благость Его и премудрость, в созда­нии и правлении показанную.
Увидит отечес­кую Его любовь к роду человеческому, которую в восстановлении падшего и обновлении обвет­шавшего его через Единородного Сына Своего показал.
В этой тишине представится верной душе святой, милостивый и отеческий Его обо всех Промысл, и благодарно воспоет с проро­ком Промыслителю: «Очи всех на Тебя, Боже, уповают, и Ты даешь им пищу благовременно; открываешь Ты руку Твою и насыщаешь все жи­вущее по благоволению Твоему» (Пс.144:15—16), и прочее.
В этой тишине услышишь, возлюбленный христианин, глас Божий, внутри тебя говоря­щий: «Я Господь Бог твой», Который тебя создал, и образом Своим почтил, и о тебе печется, Ко­торого тебе, как Создателя и Бога своего, должно усердно почитать, любить, слушать, призывать, и прочее.
В этом безмолвии можешь увидеть Сына Божия, явившегося на землю во плоти и от ме­ста на место переходящего, проповедующего слово Божие, открывающего тайну Евангелия Своего, показывающего путь истины, призы­вающего грешников на покаяние, проповеду­ющего царствие небесное, знамения и чудеса творящего, — как Агнца кроткого, терпящего хулы, поношения и бесчестия, страждущего и умирающего ради спасения нашего, восстаю­щего от мертвых и мир благовествующего, со славою восходящего на небо, сидящего одес­ную Отца, и паки грядущего судить живым и мертвым.
Увидишь как Судью, сидящего на престоле славы Своей и праведный суд творя­щего. Увидишь по правую сторону Его верных Его, как овец, послушавших гласа Его, и как чад Божиих, одеждою нетленною одетых, и, как светила, сияющих, ублажаемых и любезно при­зываемых Им в наследие вечного и небесного царствия, — по левую сторону грешников, как козлищ, отлученных от стада благословенных Его овец, трепещущих от страха славы Его, по­крытых неизреченным стыдом, воздыхающих и неутешно болезнующих ради лишения и от­вержения от вечного блаженства, и ради несом­ненного ожидания вечных адских мучений, в которые тотчас будут ввергнуты.
Тут немедленно представится внутренним твоим очесам, что отверзается дом Небесного Отца, в котором «обителей много» (Ин.14:2), и идут в него избранные сыны Его, идут с радос­тью и весельем и торжеством неизреченным. Идут «избавленные Господом на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над голо­вою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся» (Ис.35:10). Отверзает и ад уста свои и пожирает осужденных и отчаянных грешников: «там будет плач и скрежет зубов» (Мф.25:30). И идут «сии в муку вечную, а правед­ники в жизнь вечную» (Мф.25:46).
В этом богоугодном субботствии и сладком покое можешь обратить ум твой к началу вре­мен и веков и древним родам, и умным оком видеть дивные дела Божий, и верою с удивле­нием видеть, как Бог из ничего небо, и землю, и все, что в них, такие чудные дела сотворил, и сотворил словом, «ибо Он рек, и они явились; по­велел, и создались» (Пс.148:5); как после челове­ка особенным советом сотворил от земли, и Божественным Своим образом и подобием Его почтил, в рай сладостей ввел, заповедь ему дал, прельщенного советом змииным и преслушавшего Господа своего из рая выгнал, но не оста­вил его без утешения, по благости и милосер­дию Своему; как в малом ковчеге праведного Ноя с домом его, со всякими скотами, зверя­ми, птицами и прочими животными посреди ужасных вод всемирного потопа сохранил; как гордое дерзновение столпотворения нечести­вых уничтожил; как Авраама из земли, рода и отечества его вызвал, и явил его, как верного Своего послушника, отцом верным Своим, и с наследниками его, Исааком и Иаковом, благо­словил; как с места на место, как странников и пришельцев на земле чужой, переселял; во Еги­пет ввел, и там умножившихся и озлобленных милостью Своею посетил и озлобивших каз­нил; извел из рабства египетского людей Сво­их, отворил им путь посреди моря, и врагов их во глубине, как во гробе, заключил; как провел их пустынею непроходимою, подал им манну с небес и хлебом ангельским напитал их; извел им воду из камня, и из несекомого источники водные, и прочие славные чудеса сотворил; как поразил перед лицом их врагов их, и ввел их в землю, кипящую медом и млеком, и, истребив язык нечестивый, населил там избранных лю­дей Своих, и прочее.
От этой земли обетованной, в которой вре­менно упокоились люди Божии, можешь умом и верою взойти к стране живых, где вечно крот­кие живут, благоугождают перед Господом и сладко упокоеваются, — к вышнему Иерусали­му и дому Небесного Отца, куда не Иисус Навин, но Иисус Христос, Сын Божий, верующих в Него и последующих Ему благодатью вводит.
Там увидишь верою Авраама, Исаака и Иако­ва, с семенем их праведным, переселившихся и упокоевающихся во граде, «которого художник и строитель Бог (Евр.11:10). Увидишь проро­ков, апостолов, святителей, пастырей, учите­лей, мучеников, исповедников, преподобных и прочих святых бесчисленное множество, по странствовании и многобедственных трудах и подвигах упокоевающихся и празднующих веч­ную субботу (Ис.66:23).
Там увидишь Солнце праведное, Которое всегда сияет, но никогда не заходит и облаками не покрывается, просвеща­ет и согревает, но не опаляет, — Христа, Сына Божия, в славе Своей сияющего, Которому бесчисленное святых Ангелов множество пред­стоит и хвалит Его со Отцом и Святым Духом, и прочее. Все это уединение и в уединении верное богомыслие представит тебе, христианин, если захочешь.
И чем более от людей будешь отлу­чаться, тем чаще к Богу приближаться будешь. Чем более от людской молвы удалишься, тем тишайший будешь. Чем менее с людьми, тем более с Богом беседовать будешь, и Бога, с то­бою беседующего, внутри души твоей услы­шишь, и так Его удобнее познаешь. Как в чис­той и тихой воде удобнее солнце видится, неже­ли в возмущенной и волнующейся, так вечное и духовное Солнце — Бог, удобнее в тишине и покое верою и умным оком познается, нежели в беспокойстве и людской молве. От этого ис­точника, как струи живые, проистекают хрис­тианские добродетели с помощью Святого Духа. Это духовное сокровище пресекается молвою житейских бесед, и если не будет в кле­ти сердца хранимо, похищается. Скажет кто: «Неужели всем христианам идти в пустыню и от людей удаляться?» Нет, о том здесь речи нет. Да будет тебе пус­тыней дом твой, какой Бог тебе дал ради упо­коения твоего. Не возбраняю и в пустыню идти, если хочешь. Ибо лучше в пустыне со зверями жить, нежели в городе и селе с развращенными людьми. А если с людьми хочешь быть, то та­ких ищи, которых слова, и дела, и поступки показывают христианские сердца; и не только от них не удаляйся, но часто обходись с ними. Так не только в доме твоем, но и в беседе их день от дня приобретать будешь духовную пользу. А какою пищею в беседе благочестивых насытишься, ту в доме в сок и кровь обращать раз­мышлением старайся, и так все тебе во благое будет поспешествовать: уединение и собрание, безмолвие и беседа будет тебя созидать. А от таких собраний, на которых пиршества, пьян­ство, кличи, танцы, смех, личины безобразные, оперы и маскарады, ныне в обычай вошедшие, игры и песни непотребные, переговоры о чу­жих пороках, согласия бессовестные, также разговоры о вотчинах, землях, судах, серебре, золоте, украшении суетном и прочее, — бере­гись, дабы не иным, как вышел, в дом возвра­титься. Помни и рассуждай о том, что апостол написал: «Худые сообщества развращают добрые нравы» (1Кор.15:33).