ХРАМ. СВ. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА В ПОС. НИКОЛО-ПРОЗОРОВО

О вечной жизни

Обратим ныне очи наши сердечные к вечной жизни и научимся познавать будущее вечное блаженство, как от тени истину, от ми­ра и в нем происходящего, к чему вера наша христианская да руководствует нас. Ибо без веры ни понять, ни говорить о будущем и не­видимом не можем ничего. Веры же основа­ние твердое и непоколебимое есть Слово Божие и милостивое его обещание во Христе Иисусе Господе нашем.

Знаешь сам, с каким ликованием и торже­ством воины, победившие неприятеля, возвра­щаются в отечество свое, и всякий по заслуге своей принимает почесть от царя своего. С ка­ким несравненно большим торжеством душа, которая здесь подвизалась против мира, пло­ти и дьявола, победив этих врагов, восходит в отечество свое — небо и принимает почесть там от Царя Небесного Христа! Радуется воин, победой и почестью от царя прославленный. Как несравненно более возрадуется душа, ког­да от Царя Небесного за подвиг и победу про­славится!

Также, когда сын к отцу своему из дальней страны возвратится, с какой радостью отцу является, и видит лицо его, и отцом встречает­ся и принимается! С какой радостью и весель­ем благочестивая душа от мира сего, дальней страны и странствования и плачевной юдоли, возвратится к Небесному Отцу, и увидит свя­тейшее лицо Его, и поклонится престолу сла­вы Его и Его святейшими обнимется объяти­ями! Тогда радость будет на небесах о такой душе: возрадуются Ангелы Божии и все свя­тые о такой душе и воспоют благодарствен­ную песнь: «Слава в вышних Богу!» (Лк 2:14).

Также видим здесь, как сладко и приятно человек упокоевается после трудов, тогда за­бывает всю свою скорбь и болезнь, в трудах понесенную. Как сладко и мирно упокоится в вечной жизни душа святая, которая здесь тру­дилась, боролась и подвизалась в деле благо­честия, умножала таланты Господа своего, служила Господу своему со страхом и ближне­му своему с любовью! Тогда «войдет в радость Господа своего» (Мф.25:21). Тогда, «войдя в покой» вечный, забудет все свои здешние труды, бес­покойства, скорби, печали и болезни (Евр.4:10). Поэтому вечная жизнь в Святом Писа­нии «покоем» называется (Откр.14:13). Ибо здесь, в мире этом, — место торга, в котором таланты наши мы должны трудами умножать, а там — место упокоения. Здесь путь и стран­ствование, а там отечество и дом наш.

Еще видим, что здесь всякий желает и ищет жить в городе хорошо устроенном, кра­сивом, богатом и славном и в доме пребывать также богатом и красивом, а в вечной жизни будет город красивый, пребогатый и славный, — град Божий, вышний Иерусалим, «которого художник и строитель Бог». Кто может описать красоту его? Ибо не видел того глаз, «не слыша­ло ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил (там) Бог любящим Его» (1Кор 2:9). Град сей — «чистое золото, подобен чистому стеклу. Основания стены города украшены вся­кими драгоценными камнями. Улицы города — чистое золото, как прозрачное стекло», и про­чее (Откр.21:18-19, 21). Там «дом» Небесного Отца, в котором «много обителей» (Ин.14:2). В том городе, прекрасном и преславном, и в тех пресладких обителях водворятся избранные Божии, будут в жилищах покоя, и в храминах безопасных, и в покоях премирных.

Видим также здесь, как приятно людям, любовь между собой имеющим и собравшим­ся воедино, обедать, ужинать, есть, пить и ве­селиться. Видим это в мире, а там избранные Божии «возлягут с Авраамом, Исааком и Иако­вом» (Мф.8:11), «есть и пить будут за трапезою Христовой в царстве Его» (Лк 22:30). Тогда «на­сытятся от тука дома Господня, и потоком сладости Его напоятся» (Ис.65:13-14; Пс.35:9), ибо там источник жизни.

Видим также здесь, как любят люди оде­ваться в одежды красивые и светлые, а там из­бранные Божии «облекутся в виссон чистый и светлый, в ризу спасения и одежду правды» (Откр.19:8; Ис.61:10). Тогда «уничиженное тело святых преобразится так, что будет сообразно славному телу Христову» (Фил 3:21). «Тогда пра­ведники воссияют, как солнце, в царстве Отца» их (Мф.13:43).

Еще видим здесь, что всякий желает во дворе царском жить и слыть придворным его слугой, а там избранные Божии и святые бу­дут жить в доме Божием, во дворе Небесного Царя. «Блаженны живущие в дому Твоем (Гос­поди), во веки веков восхвалят Тебя» (Пс.83:5).

Еще примечается здесь, что всякий хочет слышать сладкое пение, и сколь сладко уте­шается им, сказать невозможно, а там услышится сладкое пение Ангелов святых и из­бранных. Во граде том, на каждой его улице, поют пресладкую песнь: «Аллилуия! ибо воца­рился Господь Бог Вседержитель. Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо насту­пил брак Агнца, и жена Его приготовила себя» (Откр.19:6-7).

Также видим и слышим здесь, сколь при­ятно и радостно торжествуют люди над по­бежденными врагами своими, от которых много напастей и бедствий претерпели. А там избранные Божии будут во веки торжество­вать над врагами своими, смертью и адом, петь победную песнь и в радости духа воскли­цать, «тогда сбудется слово написанное: погло­щена смерть победою. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Благодарение Богу, даро­вавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!» (1Кор 15:54-55, 57).

Ничто так здесь людям не приятно, как согласие, мир и любовь между собой иметь. Бесспорна эта истина у всех, не только у хри­стиан, но и у язычников, все того желают и ищут. Там будет между избранными Божиими совершенный мир, согласие и любовь, пото­му что все будут совершенно друг друга лю­бить и все одного хотеть, чего один Отец Не­бесный хочет, и не хотеть, чего Он не хочет. Тогда исполнится совершенно воля Небесно­го Отца.
Всякий знает, как ныне радуется человек, отыскав себе друзей честных, постоянных и почтенных, а там будет избранных Божиих дружество со святыми Ангелами. Тогда будет едина церковь, едино стадо Ангелов и людей, и едиными устами и единым сердцем будут хвалить и воспевать Пресвятую Троицу, Бога и Создателя своего. О, любезное и вожделен­ное дружество, в котором Ангелы с людьми, и люди, как Ангелы, соединятся с Ангелами! Ибо будет незазорное, нелицемерное, истин­ное и святое дружество.

Также, как приятно и любезно людям здесь жить в безопасности, в тишине, ника­кого страха не бояться, от всех наветов вра­жьих свободными быть. Там будет совершен­ная безопасность и тишина, всякий страх там места иметь не будет, потому что всякая вражда и злоба оттуда удалена. Враги и кле­ветники в своем месте заключены будут, и между теми и этими «утвердится великая про­пасть» (Лк 16:26). Как здесь утешается всякий славой и чес­тью, кто любит ее, всякому известно, хотя и знает, что она, как цвет, увядает, или, как тень, исчезает, или, как сновидение, отходит, а там будет слава и честь истинная, постоян­ная, вечная, великолепная, тогда откроются сыновья Божии и явится слава их. «Возлюблен­ные! мы теперь дети Божии; но еще не откры­лось, что будем. Знаем только, что, когда от­кроется, будем подобны Ему» (1 Ин 3:2). Тогда святые Божии, которые Единородному Сыну Божию здесь были сообразны в страдании, сообразны будут и во славе. Поскольку с «Ним страдаем, — говорит апостол, — чтобы с Ним и прославиться. Ибо думаю, что нынешние вре­менные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас. Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих» (Рим 8:17-19). Сколь за великое блаженство почитает че­ловек премудрость. «Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум» (Притч 3:13).

Там открываются блажен­ным все сокровища премудрости Божией, по­знают ясно Бога с Его Божественными свойст­вами, и в Боге увидят таинства, ныне сокровен­ные, ибо разум будет просвещен Божествен­ным светом. Как ныне воздух солнцем, светло и ясно сияющим, просвещается, и чист, ясен, и светел бывает, так тогда души избранных Божиих просветятся светом вечного и незаходимого солнца — Бога, и сами «воссияют, как солнце, в царстве Отца их» (Мф.13:43). Тогда ис­полнится совершенно пророческое слово: «Во свете Твоем (Господи) узрим свет» (Пс.35:10).

За великое почитают люди здесь царю все­гда предстоять и смотреть на лицо его, всеми такие ублажаются, а особенно, когда царь бу­дет благочестивый, праведный, милостивый и мудрый. Ибо предстоящие царю и к славе царской приобщаются. Там избранные Божии предстанут Христу, Царю Небесному, и уви­дят Его в Божественной славе, и во веки веков будут с Ним, как Сам Спаситель о том молил Небесного Отца Своего: «Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне» (Ин 17:24). О, как возрадуются тогда лю­ди Божии святые, когда станут пред Царем славы и сами славы Его причастниками будут, ибо «с Ним страдают, чтобы с Ним и просла­виться» (Рим 8:17). Того лицом к лицу в боже­ственной Его славе увидят, в Которого ныне не сомневаются и не стыдятся веровать и ис­поведовать Богом своим, хотя и родился от Девы и как человек на земле пожил, постра­дал и умер. И хотя здесь ради Него ныне по­ношение, бесчестие, гонение и страдание терпят, там ради Него и с Ним, как члены те­ла с главой, и как меньшая братия и сыновья Божии с Единородным Сыном, прославятся, вознесутся, возвеличатся и увенчаются!.. Если, «и не видев, любят Его, и доселе не ви­дя, но веруя в Него, радуются радостью неизре­ченною и преславною» (1 Петр 1:8), — тогда «в яв­ление славы Его» насколько более «возрадуются и восторжествуют» (1 Петр 4:13). Сколь нена­сытно желают люди Бога видеть, люди, серд­це которых любовью Его уязвилось, которые с пророком поют Ему: «Как лань с желанием стремится к источникам водным, так желает душа моя к Тебе, Боже. Возжаждала душа моя к Богу крепкому, живому» (Пс.41:2-3). Тогда люди сие святое желание свое утолят и жажду свою прохладят ненасытным лицезрением прелюбезного Божества. «Теперь мы видим, — говорит апостол Павел, боголюбивая душа, — как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тог­да же лицем к лицу» (1Кор 13:12). Ныне, «водво­ряясь в теле, мы устранены от Господа, — ибо мы ходим верою, а не видением» (2Кор 5:6-7). Тогда увидим Его «лицем к лицу».

Ныне создание Его видим и от создания Со­здателя познаем, но Создателя не видим, а тог­да самого Создателя «лицем к лицу» увидим.
Ныне благодеяниями Его пользуемся, насыщаемся и утешаемся, но Благодетеля не видим, а тогда са­мого Благодетеля увидим.
Ныне слышим свя­тое слово Его, пророками и апостолами Его объявленное, но Глаголавшего не видим, а тог­да Самого Его увидим.
Ныне дарования Его, как ручьи от источника, на нас щедро излива­ются от Него, но Дарователя не видим, а тогда Его увидим и от Него Самого, как источника приснотекущего, черпать будем преизобильно, непрестанно, без сытости и без конца.

Ныне посещающего нас и стучащего в двери сердец наших, наказывающего и утешающе­го, как Отца, опечаливающего и увеселяюще­го, чувствуем Его, но Его Самого не видим, а тогда само лице Его святейшее, как Отца де­ти, увидим, и «возрадуется сердце наше, и радо­сти нашей никто не отнимет у нас» (Ин 16:22).

Ныне в молитве, пении, славословии и хвалении стоим пред Ним и молимся Ему, призываем Его, поклоняемся Ему, поем Ему и хвалим Его, но Его Самого, Которому молим­ся, поклоняемся и поем, не видим, «ибо мы хо­дим верою, а не видением» (2Кор 5:7), а тогда Его Самого «лицем к лицу» увидим, и будем видеть во веки и поклоняться, будем петь и хвалить без труда, и видеть без сытости, и «увидим Его, как Он есть» (1 Ин 3:2). Тогда придем и явимся «ли­цу Божию» (Пс.41:3). Тогда «насытимся, когда явится нам слава Его» (Пс.16:15). Тогда испол­нится слово изреченное: «Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас; и увидите это, и возрадуется сердце ваше» (Ис.66:13-14). Тогда «будет Бог все во всем» (1Кор 15:28). Ублажают люди здесь того, кто имеет те­ло здоровое, легкое, благоцветущее, краси­вое и прочими естественными дарованиями украшенное, а тогда в избранных Божиих бу­дут телеса нетленные, здоровые, благоцветущие, красивые, славные, легкие, духовные, светлые и бессмертные. Ибо «сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело ду­ховное» (1Кор.15:42-44). О, прекрасная и вожделенная весна, кото­рая такие прорастит цветы на земле новой! Ибо «мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает прав­да» (2 Петр 3:13). Не будет тогда ни старых, ни немощных, ни прокаженных, ни расслаблен­ных, ни слепых, ни хромых, ни печальных, ни унылых, но все в благоцветущем и совершен­ном здравии будут, и будут во веки. К блаженству избранных Божиих и то присовокупится, что они так уверены будут в непрестанном и вечном своем блаженстве, как уверены будут, что Бог, с Которым будут и Которого видеть будут, есть вечный и беско­нечный и царствию Его не будет конца, и сами не захотят того лишиться, что получили. Сам рассуди, какая радость, веселье и восклицание будет в сердцах их, когда в таком блаженстве будут, какого язык сказать, и ум вообразить, и сердце понять, и глаз видеть, и ухо слышать здесь не может, — и будут в том блаженстве во­веки без конца. Утешатся избранные Божии блаженством небесным, но еще и еще будут утешаться тем, что оно без конца и без конца его иметь будут. Без конца видеть Бога будут, без конца во славе будут, без конца, как солн­це, в царствии Отца их сиять будут, без конца в радости и веселье несказанном и непрестан­ном будут. Итак, видишь тень, видишь и истину, по­знавай же от тени истину. Тень — временное, а истина — вечное блаженство. Оставь тень и держись за истину, дабы постигнуть истину. Помни Спасителево слово: «Много званных, но мало избранных» (Мф.20:16). Мы благодатью Божией позваны к вечной жизни, постараем­ся же не только между званными, но и между избранными быть. Помышляй об этом при­лежно и часто, и станет мерзким для тебя мир со своими прелестями и похотями.