ХРАМ. СВ. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА В ПОС. НИКОЛО-ПРОЗОРОВО

О воскресении христиан

 

«Наше жительство — на не­бесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уни­чиженное тело наше преобра­зит так, что оно будет сооб­разно славному телу Его» (Флп.3:20-21).
«Сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничиже­нии, восстает в славе», и про­чее (1Кор.15:42—43 и след.).
Разум человеческий, верою не просве­щенный, не может понять воскресения мертвых. Он мнит, что как скотские тела, сгнившие и рас­сыпавшиеся в прах, не восстают, так и челове­ческие. Отсюда многие душевредные мнения произошли о воскресении мертвых, ибо люди разуму своему, который без просвещения веры слеп, последовали. Посему неверным и плотс­ким людям буйством кажется слово о воскресе­нии мертвых. Отсюда Саддукеи говорят, что «нет воскресения», и вопрошают об этом Христа, но обличаются Им, как «не знающие Писаний, ни силы Божией» (Мк.12:18—24 и след.). Потому святого апостола Павла суесловным называли афиняне, что Воскресение благовествовал им. «Что хочет сказать этот суеслов?» И «услышав о воскресении мертвых, насмехались» (Деян.17:18, 32). Но недостаток и оскудение ума вера святая дополняет, и чего сам собою слепой разум не постигает, в том его просвещает, и так просве­щенный верою ум видит то, как бы оно уже в самом деле было. Показывают то и подобия, от естества взятые, как Христос говорит: «Если пше­ничное зерно, пав в землю, не умрет, то останет­ся одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин.12:24). И Павел святой: «Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет» (1Кор.15:36). Но вера святая, словом Христа Сына Божия, Который есть вечная Истина, утверж­даемая, всякое сомнение отъемлет.
Воскреснут мертвые, и воскреснут с теми телами, которые почивают во гробах. Восстанут те тела, которые пали, пробудятся те, которые спят «в прахе зем­ли» (Дан 12:2). Восстанут те, которые посеяны (1Кор.15:37). Восстанут те же тела, с которыми или добро, или зло делали, «чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2Кор.5:10). «Ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делав­шие зло — в воскресение осуждения» (Ин.5:28—29). Восстал Христос от мертвых, и восстал тем те­лом, которым пострадал и умер, «и Он — начаток, первенец из мертвых» (1Кор.15:20—23; Кол 1:18). Восстанут и мертвые теми, которыми умерли, телами.
Как нечестивым воскресение то бу­дет печально и горько, ибо совокупившись с телами, с которыми беззаконничали и свире­пели в мире этом, низринуты во ад принять по делам своим, по Писанию: «Да возвратятся грешницы во ад, все народы, забывающие Бога» (Пс.9:18),— так и благочестивым Христовым рабам утешительно, радостно и желаемо так, как пос­ле зимы прекрасная весна. Чем более душа украшается ныне, тем большей красоты сподобится и тело по воскре­сении. Тогда будет «слава — иным, как солнцу, иным, как луне, иным, как звездам» (1Кор.15:41).
Чем же более украшается тело ныне, а душа пренебрегается, тем большее тогда и на душе и на теле явится безобразие. Гнусность небрежной души и на теле тогда покажется, во обли­чение ее и в показание всем, что она в мире не ради Бога жила, но вслед своих прихотей ходи­ла, и не Христу, но миру служила. Тогда миролюбивый грешник, как чудовище какое-то страшное, перед всем миром, Ангелами и из­бранниками Божиими явится, и сам себя будет стыдиться, ужасаться, ненавидеть, и захочет в ничто обратиться, но не сможет; сам себя будет ругать, укорять и оплакивать, но поздно.
Душа человеческая подобна зеркалу, которое такой вид в себе воспринимает, к чему обратит­ся. Так душа, к чему обратится, такой и образ в себе принимает. К Богу ли обратится и Бога будет искать, любить и к Богу прилепляться — образ Божий в ней изображается и пишется Святым Духом. К миру ли обратится и суету его любить будет — такой и образ в ней является. И что ныне в ней есть, то тогда внешне явится. Как боголюбивой души красота, так миролю­бивой гнусность и безобразие тогда внешне покажется. Этой красоты желай и ищи, христианин, пока обретается. А что тебе в телесной красоте, которая ныне цветет, а наутро увядает и в нич­то обращается? Поэтому как желающие войти в чертог земного царя, и перед лицом его явить­ся, и к трапезе его приобщиться, очищают себя и одеваются в лучшее и пристойнейшее платье, чтобы негнусными пред очами царскими пока­заться, так тем более желающий войти в чертог Небесного Царя, и перед светлейшим Его ли­цом предстать, и к великой той вечери приоб­щиться, должен очистить себя от скверны и порока, ибо «не войдет в него ничто нечистое» (Откр.21:27), — и достойной того чертога одеж­дой одеться, дабы не услышать от Царя страш­ного гласа: «Друг! Как ты вошел сюда не в брач­ной одежде?» (Мф.22:12), — и с посрамлением не быть изверженным и вверженным во тьму кромешную, «где будет плач и скрежет зубов» (Мф.22:13).
Как во время весны исходит трава из недр земных и одевается бла­говонными различными цветами, так тела бла­гочестивых из гробов, в которых, мразом смер­ти сокрушены, скрывались, в то время изыдут одушевленные и в новый прекрасный бес­смертия и вечной славы вид облекутся. Ибо «сеется, — учит апостол Христов, — в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, вос­стает в славе; сеется в немощи, восстает в силе» (1Кор.15:42—43), ибо Христос «уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сооб­разно славному телу Его», — как тот же пропове­дует апостол (Флп.3:21). И апостол Иоанн: «Воз­любленные! мы теперь дети Божий; но еще не от­крылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему» (1Ин.3:2), так что «тогда праведники воссияют, как солнце, в царстве Отца их», — по слову Христову (Мф.13:43). Прекрасная весна, в которой таковые цве­ты явятся на земле! Блаженны и благословен­ны те, которых смиренные тела так прозябнут! Какая радость и сладость в сердцах их будет, ког­да тела их так украсятся! «Тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою. Смерть, где твое жало? ад, где твоя победа» (1Кор.15:54— 55; Ос 13:14)? Рассуждай об этой прекрасной весне, возлюбленный христианин, и старайся благодатью Христовою достигнуть в воскресе­ние праведных.