ХРАМ. СВ. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА В ПОС. НИКОЛО-ПРОЗОРОВО

О жертве христианской

«Приносите жертву правды и уповайте на Господа» (Пс. 4:6).

«Принеси Богу жертву хвалы и воздай Всевышнему молитвы твои» (Пс. 49:14).

«Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50:19).

«Умоляю вас, братия, мило­сердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего» (Рим. 12:1).

Иудеи приносили в жертву Богу раз­личных животных, как об этом пишется в кни­гах Моисеевых и пророческих. И эта их жертва ознаменовала смерть Христа, Сына Божиего, Который, как непорочный Агнец, должен был быть заклан на древе крестном за спасение мира. Но когда эта святейшая Жертва была принесена, та, как тень, прообразовавшая ис­тину, престала. В новой благодати духовную жертву, без которой и иудеям та жертва была неполезна, христиане верой приносить Богу должны.

Христианская жертва из Святого Пи­сания видится такая:

  1. Дух сокрушенный и сердце сокрушенное, как говорит святой Давид: «Жертва Богу дух со­крушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уни­чижит». Это бывает, когда мы печалью сокруша­емся за грехи, имеем в сердце печаль, которая есть «печаль ради Бога и производит неизменное покаяние ко спасению» (2 Кор. 7:10). Этого от нас Сам Бог требует: «Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь ко Господу Богу ва­шему» (Иоил. 2:13). Такой дух и сердце есть при­ятная жертва Богу. Такое сокрушенное сердце Бог не уничижит. На такую жертву с высоты Своей призирает Бог и на приносящего ее смот­рит милосердными Своими Отеческими очами. Такую жертву принес апостол Петр, когда отвергся от Христа, «и, выйдя вон, плакал горько» (Мф. 26:75). Такую жертву и мы, христиане, на жертвенник сердца нашего приносить должны, да и на нас призрит Господь милосердием.
  2. Жертва хваления и благодарения, когда мы от сердца благодарим Его за оказанные и оказываемые Им неисчислимые благодеяния. Он нас создал, и разумной душей и образом Своим почтил, да славим Его. Он нас, падших, восставил, заблудших взыскал и погибших ис­купил «не тленным серебром или золотом, но дра­гоценною Кровью Христа» (1 Петр. 1:18 – 19), да усердно и от любви благодарим Его. Он, как ча­долюбивый Отец, милостиво промышляет о нас, питает, поит, одевает, сохраняет нас от козней вражьих, Духом Своим Святым нас просвещает и оживляет, движет нас к желанию и исканию небесных Его благ, поощряет к истинному по­каянию, и кающимся отпускает грехи, верую­щим отверзает двери царствия небесного, и прочие блага даром нам подает, да «приносим Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прослав­ляющих имя Его» (Евр. 13:15). Такой жертвы требует от нас Бог: «Принеси Богу жертву хвалы». Такая жертва Ему благоугодна, как говорит пророк: «Восхвалю имя Бога моего песнью, возвеличу Его славословием; и это будет угодно Богу более, нежели юный телец с подрастающими рогами и копытами» (Пс. 68:31, 32). Эту жертву должно христианам приносить вечером, утром и в полдень, по примеру Псаломника: «Вечером, и утром, и в полдень поведаю и возвещу» (Пс. 54:18), — прежде же всего во вся­кое время благословить Господа, как тот же пророк Божий о себе говорит: «Благословлю Гос­пода на всякое время, всегда хвала Его во устах моих» (Пс. 33:2).
    Итак, если кто хочет хвалить Бога в вечной жизни, тот да не прекращает Его здесь хвалить и славить.
  3. Жертва милости и милосердия. Ибо как Сам Господь Щедр, Долготерпелив и Многоми­лостив, так и за приятное приношение Себе счи­тает, когда мы братии нашей милость являем, страдающим сострадаем, бедствующим подаем руку помощи. «Ибо таковые жертвы благоугодны Богу» (Евр. 13:16). Потому Сам Господь говорит: «Милости хочу, а не жертвы» (Ос. 6:6). К этому Христос иудеев отсылает: «Пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы» (Мф. 9:13)? Такое жертвоприношение перед всем миром превознесет Христос, и приносившим любезно скажет: «Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня», и прочее (Мф. 25:35 – 36).
  4. Жертва правды и истины, как говорит Соломон: «Когда мы поступаем по правде и ис­тине, это угодно Богу более, нежели кровь жертв» (Притч. 21:3). Ибо Бог «Праведен и правду возлю­бил» (Пс. 10:7), или даже Он есть сама Правда и Истина, и потому правду и истину любит. Ибо правдой вечную Его правду почитаем, а исти­ной — вечную истину, когда делаем то, чего правда Его хочет, и хранимся от лжи, льсти, лукавства и лицемерия, от чего Его вечная ис­тина отвращается. Поэтому пророк увещевает нас: «Принесите жертву правды» (Пс. 4:6). И апо­стол говорит: «Говорите истину каждый ближ­нему своему» (Еф. 4:25), ибо «истины требует Гос­подь» (Пс. 30:24).
  5. Жертва членов плоти нашей, которая вос­стает на наш дух, и телесными членами, как орудиями, борет нас и хочет веру нашу умерт­вить. Такая жертва тогда приносится христиа­нами, когда они «умертвляют земные члены свои: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любос­тяжание, которое есть идолослужение», — по увещанию апостола (Кол. 3:5); очищают сердце свое и обрезают обрезанием нерукотворным; очищают ум от суетных и злых помыслов, гор­дых начинаний и богопротивных намерений; отвращают волю от злого похотения и покоря­ют ее воле Божией; из памяти злобу и всякое непотребство изгоняют; «отвращают очи свои, чтобы не видеть суеты» (Пс. 118:37); отвращают уши от клеветы, злословия, песен и соблазни­тельных слов; удерживают язык от злословия, осуждения, клеветы, проклятия, хулы, сквернословия, празднословия и прочих зол; отвра­щают руки от хищения, лихоимания, воровства, биения, нечистого осязания; удерживают чрево от объедения и пьянства; во всех членах, как бес­словесных животных, закалывают бесчинные страсти: гордость, высокоумие, гнев, ярость, за­висть, объедение, пьянство, нечистоту и прочее.

Так, умерщвляя уды неправды и в удах грех, «представляют себя Богу, как оживших из мерт­вых, и члены свои Богу в орудия праведности», — как учит апостол (Рим. 6:13): ум — к размышлению о чудесных Божиих делах, к расширению Его славы, к своей и ближнего пользы; волю — к угождению воли Божией; сердце — к любви Божией и к любви к ближнему; язык — к сла­вословию и прославлению имени Божиего, к назиданию ближнего; очи — к созерцанию див­ного Божиего создания, и в создании — Созда­теля; уши — к слушанию Слова Божиего, сла­вы и похвалы Божией, к плачу и прошению бед­ных, просящих милости и защиты; руки — к подаянию милостыни и помощи бедствующим, к воздеянию в молитве к Богу; ноги — к хожде­нию в храмы Божии на славословие и молитву, и прочее. Так, когда умерщвляют члены плоти своей, «орудия праведности», приносят жертву живую, святую, благоугодную Богу, словесное служение свое, как учит апостол: «Умоляю вас, братия, ми­лосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего» (Рим. 12:1). «Когда, — говорит святой Иоанн Златоуст — убиваешь вет­хого человека, когда умертвишь земные члены, когда мир будет для тебя распят (см. Гал. 6:14), и прочее, и священником своему телу бываешь, и душевные добродетели: когда целомудрие при­носишь, когда милостыню, когда кротость, ког­да беззлобие. Совершая все это, приносишь сло­весную службу, то есть ничего не имеющую плот­ского, ничего грубого, ничего чувственного» (Беседа 20 на Послание к Римлянам). Жертвенник, на котором эту благоугодную Богу жертву приносят христиане, — это серд­це, верой во Христа очищенное от скверн мира сего. Храм есть состав души и тела, в котором эту жертву закалывают и возносят. Нож есть меч духовный, то есть слово Божие, которым за­калывают эту духовную жертву. Огонь, которым сжигают ее, есть любовь Божия. Священники — мы сами, по писанному: «сотворил нас царями и священниками Богу и Отцу Своему» Иисус Хрис­тос (Откр. 1:6). Удивления достойная вещь! Иудеи, когда приносили жертву, необходим был храм, необ­ходим жертвенник, необходима жертва, необхо­дим огонь, необходимы были иереи, и прочее. У христиан не так. Сами иереи, сами храм, сами жертвенник, сами с душами и телами жертва, внутри носят огонь и меч слова Божия: «Сами, как живые камни, устраивают из себя дом ду­ховный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» (1 Петр. 2:3). К приношению этой жертвы увещает и мо­лит нас щедротами Божиими святой апостол, как мы видели.