ХРАМ. СВ. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА В ПОС. НИКОЛО-ПРОЗОРОВО

Христианин, верою во Христа оправданный, должен являть плоды правды

Христианин, верою во Христа оправданный, должен являть плоды правды, как дерево доброе приносит добрые плоды

«Он (Христос) грехи наши Сам вознес Телом Своим на дре­во, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды» (1 Петр 2:24).
«Если вы знаете, что Он (Бог) Праведник, знайте и то, что всякий, делающий правду, рожден от Него» (1 Ин.2:29).
«Всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не лю­бящий брата своего» (1 Ин.3:10).
Христианин в святом Крещении ве­рою во Христа оправдался и чистым перед Бо­гом сделался так, как бы он никакого греха не сотворил. Потому служитель Божий этой спа­сительной Божией благодатью приветствует крестившегося: «Оправдался еси, просветился еси, освятился еси, омылся еси именем Госпо­да нашего Иисуса Христа, и Духом Бога наше­го». То же и апостол Христов говорит христиа­нам: «но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1Кор.6:11). Дивная, любезный христианин, и умом на­шим непостижимая перемена, блаженная и всерадостная для нас, грешных! Из мерзкого грешника — праведным, и из нечистого — свя­тым и из сына погибели — наследником цар­ствия делается человек! Заслужил нам эту не­постижимую благодать Сын Божий, Иисус Христос, подает Милосердный Отец, соверша­ет Дух Святой. «Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавле­ние ему» (Лк.1:68). Но оправдавшимся и освятившимся даром должно плоды оправдания показывать, долж­но правду ту, верою воспринятую, делами пра­ведными свидетельствовать, дабы показать, что они истинно родились от Бога, Который есть вечная Правда, по сказанному: «Если вы знаете, что Он (Бог) Праведник, знайте и то, что вся­кий, делающий правду, рожден от Него» (1 Ин.2:29). То есть из творения правды познается рожденный от Бога человек.
Чтобы уразуметь, христианин, что значит творить правду, внимай следующему рассуждению.
Правда есть такая добродетель, которая учит нас всем должное отдавать, и потому она есть всеобщая добродетель, все добродетели в себе заключающая. Она учит, что мы Богу и ближнему нашему отдавать должны, и всякая, какая ни есть, истинная добродетель, в правде заключается. Она во всех десяти заповедях Божиих изображена, как и всякая истинная доб­родетель, и потому заповеди Божии исполнять и правду творить — одинаково. А как правда всякую добродетель, так неправда всякий грех в себе заключает, и когда человек какую запо­ведь Божию разоряет, то он делает неправду и против правды грешит, и так всякий грех — про­тив правды.
Итак, правда требует от нас, чтобы мы Бога единого, Которым созданы, знали, и кроме Него никаких богов не признавали, Его едино­го почитали, любили, боялись, слушали, при­зывали, на Него единого надеялись, уповали, и имя Его святое с почитанием и благоговением поминали. Та же правда хочет от нас, чтобы мы ближнему нашему, то есть всякому человеку, того не делали, чего не хотим себе, и то делали, чего хотим себе. Это Христос в Евангелии Сво­ем изобразил так: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф.7:12). А поскольку никто не хочет себе зла, то по силе правды и сам не должен творить или хотеть ближнему зла, и всякий хочет себе добра, то и ближнему должен хотеть и творить добро. Отсюда следует, что как грешит против правды тот, кто ближнему зло творит, так и тот, кто добра не творит, когда может. Ибо человек не все, что хочет, может.
Из этого можно пра­вильно заключить, что и врагам нашим долж­ны мы не только не делать и не желать зла, но должны желать и делать добро. Ибо как не хо­тим мы, чтобы они нам делали зло, так хотим, чтобы делали добро, потому и сами должны того, чего не хотим от них, им не делать, и что хотим от них, им делать. Из этого следует, что мы грешим, когда врагам нашим обиду за оби­ду и зло за зло воздаем и мстим. Ибо как они худо делают, что нас обижают, так и мы также худо делаем, что обидою обиду награждаем. Ибо зло есть зло, прежде ли оно, или после де­лается. И потому, кто зло за зло воздает делом или словом, хотя и не прежде, но после, одна­ко делает зло. Посему апостол говорит: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим 12:21). И Христос повелевает христианам: «Любите вра­гов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф.5:44).
Бесспорно, что человеку невозрожденному правду эту, как и всякую правду, творить невоз­можно, ибо от природы каждый зол, и ко злу помышление его клонится (см. Быт.6:5), но обновившемуся благодатью Духа Святого, и рожденному от Бога, Который «повелевает сол­нцу Своему восходить над злыми и добрыми и по­сылает дождь на праведных и неправедных» (Мф.5:45), должно растление, злость и немощь ес­тества своего силою Духа Святого побеждать и делать не то, что страстная плоть хочет, но что Христос хочет и долг правды требует, да пока­жет, что он подлинно оправдан, подлинно рож­ден от Бога, Который всем, добрым и злым, друзьям и врагам Своим, благотворить не пре­стает, что подлинно облекся во Христа, как учит апостол: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Галл.3:27), Который нас, вра­гов Своих, возлюбил и предал Себя за нас, как написано: «Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для Умершего за них и Воскресшего» (2Кор.5:15). Ибо любящих себя любят и язычники, мытари и грешники, верою не просвещенные и не возрожденные, как го­ворит Христос: «Если любите любящих вас, ка­кая вам за то благодарность? Ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то бла­годарность? Ибо и грешники то же делают» (Лк.6:32-33).
Христианам же, как рожденным свыше, должно выше язычников восходить и плоды вышеестественного рождения показывать, да так засвидетельствуют о себе, что они истинно на деле, а не по имени только христиане, ис­тинно новая о Христе тварь, истинные Отца Небесного чада, истинно одеждою оправдания Христова облеченными пребывают и хранят ее.
Истинно и то, что первейшая любовь дол­жна быть явлена к друзьям и братии о Христе. Ибо и Бог более любит любящих Его, как го­ворит Христос: «Кто любит Меня, тот возлюб­лен будет Отцом Моим, и Я возлюблю его» (Ин.14:21). Однако не отнимает и от врагов Своих любви Своей, когда солнце Свое на них сияет и посылает им дождь, терпит грехи их, ожидает обращения их, посылает им средства к обраще­нию, и прочее.
Так подобает и христианам под­ражать Отцу своему Небесному и не отнимать любви своей от врагов своих. Такие плоды прав­ды желал видеть апостол в христианах: «Молюсь о том, чтобы любовь ваша еще более и более воз­растала в познании и всяком чувстве, чтобы, познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны в день Христов, исполнены плодов праведнос­ти Иисусом Христом, во славу и похвалу Божию» (Флп.1:9-11).
Итак, видишь, христианин, что значит тво­рить правду. А именно: единого Истинного Бога знать, Его более всего бояться, любить, почи­тать, слушать, на Него всю надежду полагать, со смирением и терпением Ему покорять серд­це свое, и от Него единого всего добра просить и ожидать, и друг к другу взаимную и нелице­мерную любовь иметь и показывать. К этому нас Слово Божие и совесть наша руководству­ет, для этого мы возрождены, обновлены и оп­равданы в святом Крещении, чтобы приносить плоды правды. «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомуд­ренно, праведно и благочестиво жили в нынеш­нем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал Себя за нас, чтобы изба­вить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам» (Тит 2:11-14).
Итак, внимай сему, возлюбленный христиа­нин, и примечай, каковы приметы истинных христиан, которые веру оправдывающую в сер­дцах своих, как неоцененное сокровище, носят. Ибо хотя вера святая и есть дар духовный, ника­ким чувствам не подлежащий, однако внешне она проявляет себя плодами своими, как доб­рое дерево, и как искра, находящаяся в пепле теплотою своею, или как добрая и благовонная мазь, находящаяся в сосуде, благовонием сво­им. Ибо где вера святая, истинная и живая, там и благодать Святого Духа обитает, а где благо­дать Духа Святого, там «плод духа: любовь, ра­дость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Галл.5:22—23). Давид святой, когда вопросил Господа: «Гос­поди! Кто обитает в жилище Твоем? Или кто вселится во святую гору Твою?» — такой ответ через Духа Святого в сердце своем получил: «Тот, кто поступает непорочно и делает правду, говорит истину от сердца своего», и прочее (Пс.14:1—2 и след.), — что и нам в наставление наше объявил и написал. Жилище Божие есть Цер­ковь святая, Кровью Христовою омытая и ос­вященная (см. Тим 3:15); гора святая есть небо; горний Сион — вечное и блаженное избранных Божиих жилище, как говорит апостол: «оттого мы воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище» (2Кор.5:2). Совершенно без порока не нашелся никто из людей, потому что по свидетельству Писа­ния, «все согрешили и лишены славы Божией» (Рим 3:23). Один Христос «не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его» (1 Петр 2:22).
Кто истинно и сердечно верует во Христа и, верою во Христа оправдавшись, приносит плоды оправ­дания без всякого лицемерия, тот поступает непорочно и обитает в жилище Божием, то есть в Церкви святой, и когда «будет верен до смерти» (Откр.2:10), вселится во святую гору Божию. Такой «показывает веру свою от дел своих» (Иак.2:18); такой «бодрствует и хранит одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его» (Откр.16:15); такие люди — земля добрая, приемлющая благословенное семя Божиего Слова, и «иной приносит плод в терпении во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в трид­цать» (Мф.13:23; Лк.8:15). Это те, которые «на­саждены в доме Господнем, и во дворах Бога на­шего процветут» (Пс.91:14). Это приметы и до­казательства истинных христиан — в том, что они делают правду, по учению апостола: «Знай­те, что всякий, делающий правду, рожден от Него» (1 Ин.2:29), — как и ложных христиан до­казательство в том, что они не делают правды: «Всякий, не делающий правды, не есть от Бога» (1 Ин. 3:10). Рассудив об этих приметах истинных хрис­тиан, осмотримся, христианин, находимся ли мы среди них, и постараемся принести плоды достойные покаяния, да не услышим от Госпо­да в день Его: «Не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды» (Лк.13:27).