ХРАМ. СВ. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА В ПОС. НИКОЛО-ПРОЗОРОВО

Вся­кому греху отпущение бывает

Вся­кому греху отпущение бывает, когда чело­век, оставив грехи, с сокрушением сердца ка­ется

Правильно ты и о том вопрошаешь, вся­кому ли греху отпущение бывает, когда чело­век, оставив грехи, с сокрушением сердца ка­ется. Ибо одна из козней дьявольских та, что он обратившегося грешника и кающегося ча­сто злыми помыслами отчаяния смущает, и так хочет его в отчаяние о милосердии Божием и отпущении грехов ввергнуть, представ­ляя ему Божие правосудие и говоря в помыс­лах: столько и столько зла ты сделал, Бог пра­веден, Он всем воздает по делам, Он воздаст и тебе по делам твоим злым. Чего ж тебе более ожидать, как суда Божия и осуждения? Пере­стань веровать, и прочее. Поэтому отвечаю тебе из Святого Писа­ния, которое всякому греху отпущение и вся­кому грешнику, истинно кающемуся, проще­ние и милость Божию обещает. Ты внимай следующим (словам). Святой апостол Иоанн говорит: «Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очи­щает нас от всякого греха» (1 Ин 1:7).
Приме­чай, что Кровь Христова очищает грешника от всякого греха. Апостол Павел говорит: «Хри­стос Иисус пришел в мир спасти грешников» (1 Тим 1:15). И Сам Христос говорит: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к пока­янию» (Мф.9:13). Видишь, что нет различия между грешни­ками, но всех призвать на покаяние, всех спа­сти пришел Христос. Не сказано, что таких-то и таких грешников призвать на покаяние и спасти пришел Христос, но всяких грешни­ков, какие бы они ни были.
Еще Христос го­ворит: «Сын человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк 19:10). Видишь, что не сказано, что пришел того и того погибшего спасти, но всякого погибшего, кто бы он ни был. Поскольку как все согрешили, так все и погибли, и поэтому Христос пришел всех по­гибших взыскать и спасти, которые покаются и примут Его за своего Спасителя. Апостол Павел говорит: «Христос за всех умер» (2 Кор.5:15). Видишь, что нет различия и здесь, но за всех и всякого грешника, какой бы он ни был, умер Христос. Поэтому всякий грешник, если истинно покается, спасается смертью Христовой.
Истинно то, что тяжко согрешает человек, когда, крещением святым омытый, уклоняет­ся на путь нечестия и бесстрашно разоряет Бо­жий закон. Ибо так он нарушает свои обеты, которые дал Богу и Создателю своему, отстает от Бога и пристает опять к сатане, от которого и дел его злых тогда отрекся; погубляет всю ту благодать, которой от Бога тогда сподобился, опять делается сыном тьмы, несмотря на то, что благодатью сделался было сыном света, и вместо наследия вечной жизни повинен бы­вает вечной муке. С ним «случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевоти­ну, и вымытая свинья идет валяться в грязи» (2 Петр 2:22). Но когда тот же грешник опять к Богу об­ращается с истинным покаянием, тогда Бог с милостью Своей к нему обращается, и прини­мает его, как блудного сына, и подает ему одежду оправдания, которую на крещении принял было и потерял нерадением, и делает его опять участником святой Своей семьи, то есть верных Своих. Тогда ему святое креще­ние снова полезно бывает, которое ему, пока в грехах жил, бесполезно было. Ибо обеты, ко­торые он не сохранил, вновь возобновил, и, признав свою виновность, просит у Бога ми­лости, и обещает исправно и по-христиански жить и Богу служить, потому и Бог, будучи милостивым, опять в Свою милость его при­нимает.
Святой апостол Иоанн к верным и святым крещением омытым, пишет: «Если бы кто согре­шил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за гре­хи всего мира» (1 Ин 2:1-2). Видишь, что не ска­зано «легко согрешил», но подразумевается «как бы кто ни согрешил», и ходатайство Христово согрешившему обещается, ради ко­торого согрешивший от греха очищается. Ибо если Господь нам друг другу повелевает про­щать согрешения каждый день, не только «до семи раз, но до седмижды семидесяти раз» (Мф.18:22), нам, говорю, которые жестокосердны, немилостивы, то насколько более Сам Бог, естеством благой и милостивый, учинит сие. Не сократились щедроты Его, и каково ве­личество Его, такова и милость Его.
Великий грех великой и милости Божией требует. «Поми­луй мя, Боже, по велицей милости Твоей», — мо­лится Давид (Пс.50:3). Многие и тяжкие гре­хи множества и щедрот Божиих требуют, как тот же Давид просит: «По множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое». Поэтому тому, кто совершил великий грех, — к великому Божию милосердию прибегать должно; и тому, кто содеял множество грехов — ко множеству щедрот Божиих. Итак, «когда умножился грех, стала преизобиловать благодать» (Рим 5:20). Ибо Бог, будучи милосердным, «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим 2:4), и всех и всякого грешника призы­вает к покаянию, чтобы все, покаявшись, спаслись, как из всего Писания видно. Как же не примет всякого грешника, какой бы ни был, и как всякого греха не отпустит кающе­муся Тот, Который всякого грешника к пока­янию призывает? Ибо Божии слова не тщетны, не праздны и не суетны, но истинны.
Что обещает, то не­пременно будет, и чем грозит, то последует нераскаянным и ожесточенным. Ибо на то и Суд Страшный в Писании Своем объявил, чтобы люди каялись и, покаявшись, избежали страшного изречения. Для того геенну и про­чие казни объявил, чтобы покаялись и не впа­ли в геенну. Так и к покаянию всякого греш­ника, малого и великого, призывает, чтобы все покаялись и получили от Него милость. У кого великие и многие грехи, на того, если кается, великую Свою милость и множе­ство щедрот Своих изливает, «ибо у Господа ми­лость, и многое у Него избавление» (Пс.129:6). На это имеем много примеров. Кто был Манассия? — Великий грешник. Петр трижды отрекся от Христа. Давид тяжко согрешил прелюбодеянием и убийством, но все они, по­каявшись, получили у Господа милость. Также читаем и в церковной истории, что многие блудницы, разбойники и прочие тяжкие грешники покаялись и получили у Господа милость. Кто подражал им в грехах, пусть подражает им и в покаянии, и так получит милость. Ибо на то и примеры эти написаны, чтобы подражали их покаянию и с ними по­милованы были. Бог на лица не смотрит, но всех кающихся равно милует. Итак, не величество, ни множество грехов губит грешника, но нераскаянная жизнь.
Со­вершивший многие, великие и тяжкие грехи спасется, если истинно покается, а кто, хотя и меньшие грехи делает, но нераскаянным пре­бывает — погибнет. Ибо Бог судит не согре­шивших, но согрешивших и непокаявшихся, и не смотрит на то, как кто жил, но как ныне живет и кается, и какое усердие, и какое рас­положение сердца имеет. Не смотрит, что де­лал, мыслил и начинал, но смотрит, что дела­ет, мыслит и начинает, то есть требует измене­ния и исправления внутреннего и обновления сердечного. И судит человека не по тому, что делал прежде, но по тому, что (ныне) делает, и в чем кончина его постигнет. Так и правда праведника не помянется, если совратится, и беззакония беззаконника не погубят, если беззакония оставит и чисто­сердечно покается.
В чем кончина человека за­станет, с тем и пред судом Божиим явится. По­этому никому, ни малому, ни великому греш­нику не должно отчаиваться и ожесточаться, но должно всякому чистосердечно обратиться к Богу, и просить, и несомненно ожидать от Него милости, и, переменив внутренне состо­яние на лучшее, от чего и внешние дела доб­рыми будут, стоять в том начатом добром де­ле, и против всякого греха подвизаться, и не попускать никакому греху над собой царство­вать, чего истинное обращение и покаяние требует. Рассуждай об этом, и всякое сомнение и уныние, как бесовское дело, стряхнув с себя, кайся и стой в том до конца, и спасешься, че­го, как себе, так и тебе от сердца желаю. Спасайся.